Судья Новгородского областного суда Алещенкова И.А. (по адресу: Великий Новгород, ул.Нехинская, д. 55, стр. 1), при секретаре Фрунзе Л.П., с участием защитника Общества с ограниченной ответственностью "Терминал" Афанасьева Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке пересмотра жалобу генерального директора ООО "Терминал" Баталова М.В. на решение судьи Боровичского районного суда Новгородской области от 25 декабря 2015 года, которым
постановление N 38 старшего государственного лесного инспектора начальника отдела - лесничего отдела Неболчское лесничество Комитета лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области от 07 октября 2015 года в отношении ООО "Терминал" о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ, и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей, изменено,
установил:
21 сентября 2015 года лесничим Порогского участкового лесничества, старшим государственным лесным инспектором Смирновым М.О. в отношении ООО "Терминал" (далее - Общество) составлен протокол N об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.32 КоАП РФ.
Постановлением старшего государственного лесного инспектора начальника отдела - лесничего отдела Неболчское лесничество Комитета лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области Федорова Е.Л. N 38 от 07 октября 2015 года Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Не согласившись с постановлением, генеральный директор Общества Баталов М.В. обжаловал его в Боровичский районный суд. Судьей районного суда по жалобе принято указанное выше решение, которым постановление от 07 октября 2015 года изменено в части размера административного штрафа, который снижен с 200000 рулей до 60000 рублей.
В жалобе в порядке пересмотра генеральный директор Общества Баталов М.В. просит постановление должностного лица и решение судьи районного суда отменить, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указывает на отсутствие в действиях Общества события административного правонарушения, а также на недоказанность административным органом факта неисполнения Обществом обязанности по очистке места рубок от порубочных остатков, на недопустимость первичных документов в виде отчета о патрулировании и фототаблицы как доказательств, полученных с нарушением закона, поскольку они в деле об административном правонарушении отсутствовали и предметом рассмотрения административным органом не являлись. Доводы Общества о допущенных при производстве по делу процессуальных нарушениях отражения в принятом судьей решении не нашли.
Должностное лицо административного органа в судебное заседание не явилось, о дате, месте и времени рассмотрения жалобы извещено надлежащим образом, причины неявки неизвестны, ходатайств об отложении судебного разбирательства не поступало, в связи с чем полагаю возможным рассмотрение дела в его отсутствие.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав объяснения защитника Общества, поддержавшего доводы жалобы, прихожу к выводу о наличии оснований для ее удовлетворения.
Частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах в виде административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Как усматривается из материалов дела и установлено судьей районного суда, 21 сентября 2015 года лесничим Порогского участкового лесничества, старшим государственным лесным инспектором Смирновым М.О. в отношении Общества составлен протокол N об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.32 КоАП РФ, в соответствии с которым Обществу вменяется нарушение пунктов 16 и 17 части 3 Правил пожарной безопасности в лесах. Согласно протоколу, при патрулировании лесного фонда 4 августа 2015 года в соответствии с установленным графиком в 12-00 установлено лесонарушение в квартале N выдел N на лесосеке, разрабатываемой Обществом на основании договора аренды N от " ... " и декларации от " ... ", выразившееся в том, что лесосека захламлена порубочными остатками, частично приваленными к стене стоящего леса, нет одновременности в заготовке и очистке лесосеки. Протокол составлен в присутствии законного представителя Общества.
В тот же день в отношении Общества вынесено предписание со сроком исполнения 07 октября 2015 года об очистке лесосеки от порубочных остатков.
Постановлением от 07 октября 2015 года должностного лица Общество признано виновным в нарушении пунктов 16 и 17 части 3 Правил пожарной безопасности в лесах, выявленном при патрулировании лесного фонда 18 сентября 2015 года в соответствии с установленным графиком.
Изменяя постановление должностного лица административного органа в части размера административного штрафа, судья районного суда сделал вывод о наличии в деянии Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ, а также о соблюдении порядка и процедуры привлечения его к административной ответственности.
Вместе с тем согласиться с таким выводом судьи районного суда нельзя.
В силу статьи 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно части 3 статьи 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Согласно пункту 8 части 2 статьи 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
Так, в силу статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Данные требования законодательства должностным лицом административного органа и судьей районного суда не учтены.
Пунктом 16 Правил пожарной безопасности в лесах установлено, что при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.
Согласно подпунктам "а", "в" пункта 17 Правил пожарной безопасности в лесах при проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляются весенняя доочистка в случае рубки в зимнее время; завершение сжигания порубочных остатков при огневом способе очистки мест рубок (лесосек) до начала пожароопасного сезона. Сжигание порубочных остатков от летней заготовки древесины и порубочных остатков, собранных при весенней доочистке мест рубок (лесосек), производится осенью, после окончания пожароопасного сезона.
В соответствии с пунктом 10 Положения об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2007 года N 394, должностные лица, осуществляющие федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) в установленной сфере деятельности, обязаны знакомить должностных лиц юридического лица, индивидуального предпринимателя или граждан либо их представителей с результатами мероприятий по федеральному государственному лесному надзору (лесной охране) (подпункт ж).
Согласно пункту 17 указанного Положения сроки и последовательность проведения административных процедур при осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) устанавливаются административными регламентами, разрабатываемыми и утверждаемыми в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 года N 373.
Указом Губернатора Новгородской области от 23 марта 2015 года N 93 (ред. от 13.08.2015) утвержден Временный административный регламент исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) за использованием, охраной, защитой и воспроизводством лесов, находящихся на землях лесного фонда, расположенных на территории Новгородской области (далее Регламент).
Согласно пункту 1.5.3 Регламента должностные лица комитета лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области, осуществляющие федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), обязаны знакомить должностных лиц юридического лица, индивидуального предпринимателя или граждан либо их представителей с результатами мероприятий по федеральному государственному лесному надзору (лесной охране).
В соответствии с пунктом 3.2.5 Регламента патрулирование лесных участков проводится на основании графика, утвержденного приказом комитета. По результатам патрулирования составляется служебная записка на председателя комитета или начальника отдела - лесничего лесничества о результатах патрулирования и принятых мерах по выявленным нарушениям.
Как усматривается из материалов дела, график патрулирования лесных участков, фототаблица, а также отчет по патрулированию в материалах дела об административном правонарушении отсутствуют, предметом исследования и оценки должностного лица административного органа при вынесении постановления не являлись, законному представителю Общества в ходе производства по делу не предъявлялись. Указанные документы приобщены судьей районного суда к материалам дела в ходе рассмотрения жалобы, несмотря на то, что должностные лица, составившие протокол об административном правонарушении либо вынесшие постановление по делу, участниками производства по делу об административном правонарушении, круг которых перечислен в главе 25 КоАП РФ, не являются, они не вправе заявлять ходатайства, отводы.
Правила заготовки древесины (далее Правила) утверждены приказом Рослесхоза от 01 августа 2011 года N 337. Согласно пункту 13 Правил при заготовке древесины не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосеки (подпункт "к").
В соответствии с пунктом 53 Правил организация и проведение работ по заготовке древесины осуществляются в соответствии с технологической картой разработки лесосеки, которая составляется на каждую лесосеку перед началом ее разработки на основе данных отвода и таксации.
В технологической карте разработки лесосек указывается: принятая технология и сроки проведения работ по заготовке древесины, схемы размещения лесных дорог, волоков, погрузочных пунктов, складов, стоянок машин и механизмов, объектов обслуживания; площадь, на которой должны быть сохранены подрост и деревья второго яруса, процент их сохранности, способы очистки от порубочных остатков, мероприятия по предотвращению эрозионных процессов, другие характеристики.
Осуществление работ по заготовке древесины без разработки технологической карты разработки лесосеки не допускается.
Согласно пункту 61 Правил очистка мест рубок от порубочных остатков проводится одновременно с рубкой лесных насаждений и трелевкой древесины. Очистка мест рубок осуществляется следующими способами: укладкой порубочных остатков на волоки с целью их укрепления и предохранения почвы от сильного уплотнения и повреждения при трелевке; сбором порубочных остатков в кучи и валы с последующим сжиганием их в пожаробезопасный период; сбором порубочных остатков в кучи и валы с оставлением их на месте для перегнивания и для подкормки диких животных в зимний период; разбрасыванием измельченных порубочных остатков в целях улучшения лесорастительных условий; укладкой и оставлением на перегнивание на месте рубки.
Указанные способы очистки мест рубок при необходимости могут применяться комбинированно.
Очистка лесосек от порубочных остатков осуществляется с соблюдением требований правил пожарной безопасности в лесах.
Между тем в материалах дела об административном правонарушении отсутствуют договор аренды N от " ... ", лесная декларация от " ... ", на которые имеется ссылка в постановлении должностного лица, либо технологическая карта разработки лесосеки, в которой должен быть предусмотрен конкретный способ очистки от порубочных остатков.
Кроме того, в соответствии со статьями 29.1, 29.4 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют перечисленные в этих статьях вопросы, по которым в случае необходимости выносится определение, в том числе о назначении времени и места рассмотрения дела.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении проведена лицом, составившим протокол об административном правонарушении, им же вынесено определение о назначении времени и места рассмотрения дела. Таким образом, должностным лицом, рассмотревшим дело об административном правонарушении, подготовка к рассмотрению дела не проводилась.
Вышеуказанные нарушения процессуальных требований КоАП РФ в ходе производства по делу об административном правонарушении в отношении Общества не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а судьей районного суда это обстоятельство оставлено без должного внимания и оценки, в связи с чем постановление должностного лица и решение судьи районного суда нельзя признать законными и обоснованными, а потому они подлежат отмене.
Согласно пункту 4 части 1 статья 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела в отношении Общества, подтвержденные соответствующими доказательствами, материалами дела об административном правонарушении не установлены, а сроки давности привлечения к административной ответственности по данной категории дел об административных правонарушениях не истекли, дело подлежит возвращению на новое рассмотрение должностному лицу, правомочному рассмотреть дело.
Руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
Постановление N 38 от 07 октября 2015 года и решение судьи Боровичского районного суда Новгородской области от 25 декабря 2015 года в отношении ООО "Терминал" о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ, отменить, дело возвратить на новое рассмотрение старшему государственному лесному инспектору начальнику отдела - лесничему отдела Неболчское лесничество Комитета лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области.
Решение вступает в законную силу немедленно с момента его вынесения.
Судья Новгородского
областного суда И.А. Алещенкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.