Апелляционное определение СК по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 10 февраля 2016 г. по делу N 33а-135/2016
Судебная коллегия по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Потапченко И.Н.,
судей: Патланя В.А. и Тогубицкого В.А.,
при секретаре судебного заседания Удовиченко Н.Б.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение 5 гарнизонного военного суда от 9 ноября 2015 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления
"данные изъяты" Арутюняна А.М.
об оспаривании действий заместителя начальника федерального государственного казенного учреждения " "данные изъяты" региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, связанных с отказом в заключении с истцом договора социального найма жилого помещения и снятием его с жилищного учёта.
Заслушав доклад судьи Патланя В.А., изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя административного ответчика - Чудиновой М.А., возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
установила:
Арутюнян А.М. обратился в гарнизонный военный суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным решение заместителя начальника федерального государственного казенного учреждения " "данные изъяты" региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ года N N об отказе в заключении договора социального найма жилого помещения и от ДД.ММ.ГГГГ года N N о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. Основанием для принятия этих решений явилось то, что ранее он уже обеспечивался от военного ведомства служебным жильем, которым в последующем члены его семьи распорядились по своему усмотрению.
Кроме того, административный истец просил суд обязать должностное лицо заключить с ним договор социального найма на распределенную ему квартиру.
Решением гарнизонного военного суда в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Арутюнян А.М. просит отменить решение суда в связи с нарушением норм материального права и неправильным определением обстоятельств, имеющих значения для дела, и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Административный истец считает ошибочным и не соответствующим действительности вывод суда о том, что он был обеспечен Министерством обороны Российской Федерации служебной квартирой по адресу: "адрес".
По его мнению, данная квартира, согласно решению мэра города "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ года N N, является собственностью общины города "данные изъяты" и не была передана Российской Стороне, а ему и членам его семьи предоставлена в соответствии с решением Министерства обороны Республики Армения.
Арутюнян А.М. ссылается на отсутствие документального подтверждения порядка отнесения вышеуказанной квартиры к служебному фонду российской военной базы в Республике Армения, а также на отсутствие договора найма специализированного жилого помещения.
Также в апелляционной жалобе обращается внимание, что суд необоснованно отверг в качестве доказательства по делу показания свидетеля Абоян В.А., а также не удовлетворил ходатайство административного истца об истребовании ряда документов, необходимых, по его мнению, для правильного разрешения дела.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведённые в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В соответствии со статьёй 16 Договора между Российской Федерацией и Республикой Армения о правовом статусе Вооруженных Сил Российской Федерации, находящихся на территории Республики Армения, заключенного 21 августа 1992 года, военнослужащие, не обеспеченные жилой площадью, а также прибывающие в дальнейшем для прохождения воинской службы на замену убывающих, обеспечиваются жилой площадью за счет освобождаемой жилой площади за выездом военнослужащих, независимо от ведомственной ее принадлежности, а также арендуемой командованием войск у Армянской Стороны. Республика Армения будет обеспечивать жилой площадью лиц, входящих в состав войск, избравших постоянным местом жительства Республику Армения. Жилые помещения, занимаемые лицами, входящими в состав войск и членами их семей, могут передаваться в их личную (частную) собственность безвозмездно. Право собственности на такие жилые помещения оформляется Армянской Стороной в соответствии с ее законодательством.
Согласно статьям 3, 4 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о порядке обеспечения и использования жилой площади лицами, входящими в состав российской военной базы, и членами их семей, заключенного 26 января 1996 года, лица, входящие в состав российской военной базы и нуждающиеся в обеспечении жилой площадью (в улучшении жилищных условий), имеют право на получение жилья в порядке очередности из резерва командования российской военной базы, а при отсутствии такого - по согласованию с властями Республики Армения в соответствии с ее жилищным законодательством. Армянская Сторона обеспечит жилой площадью лиц, входивших в состав российской военной базы, уволенных с действительной военной службы из Вооруженных Сил Российской Федерации и избравших постоянным местом жительства территорию Республики Армения, на тех же основаниях, которые установлены для военнослужащих Вооруженных Сил Республики Армения. Жилая площадь, закрепленная за российской военной базой, занимаемая указанными лицами на момент увольнения из Вооруженных Сил Российской Федерации, подлежит обязательной сдаче квартирно-эксплуатационным органам российской военной базы.
В силу пункта 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
В Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 20 февраля 2014 года N 397-О и от 20 ноября 2014 года N 2655-О содержится правовая позиция, согласно которой закрепленные в пункте 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" такие условия для предоставления дополнительных гарантий в жилищной сфере для определенной категории граждан, как отсутствие сделок по распоряжению жильем, полученным от государства, повлекших ухудшение жилищных условий, и необходимость (для военнослужащих) представления документов о сдаче жилого помещения Министерству обороны Российской Федерации, основаны на вытекающем из Конституции Российской Федерации принципе социальной справедливости и направлены на предотвращение необоснованного сверхнормативного предоставления жилищных гарантий в рамках специальной системы обеспечения государством жильем определенной категории граждан.
Следовательно, если военнослужащий распорядился ранее полученным от военного ведомства по установленным нормам жилым помещением и не может его сдать в установленном порядке, то он не имеет права требовать повторного предоставления жилья по договору социального найма по основаниям и в порядке, предусмотренным статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Из материалов дела усматривается, что в ДД.ММ.ГГГГ году Арутюняну А.М. по месту прохождения военной службы в городе "данные изъяты" на состав семьи из четырех человек ( "данные изъяты") была предоставлена от военного ведомства для постоянного проживания "данные изъяты" квартира общей площадью N кв.метров.
Оснований полагать, что жилое помещение было предоставлено истцу не Российской Федерацией не имеется.
В ДД.ММ.ГГГГ года жилищной комиссии войсковой части - полевая почта N принято решение оформить документы на получение Арутюняном А.М. государственного жилищного сертификата в связи с предстоящим увольнением в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе и истец обязался сдать жилое помещение.
Данные обстоятельства, вопреки доводам жалобы, подтверждаются исследованными в суде документами: справкой о проверке жилищных условий Арутюняна А.М. от ДД.ММ.ГГГГ года, обязательством о сдаче жилого служебного помещения и карточкой учета жилой площади.
В последующем вышеуказанная квартира была приобретена членами семьи Арутюняна А.М. - гражданами Республики Армения, вследствие чего административный истец сдать её не может.
В ДД.ММ.ГГГГ года Арутюняну А.М. жилищным органом распределена квартира в городе "адрес".
Оспоренными решениями заместителя начальника федерального государственного казенного учреждения " "данные изъяты" региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации административному истцу отказано в заключении договора социального найма жилого помещения на распределённую квартиру в городе "адрес", и он снят с жилищного учета.
Поскольку Арутюнян А.М. добровольно распорядился ранее выделенным ему от военного ведомства жильем, которое приватизировано его супругой и детьми, что повлекло утрату возможности сдачи предоставленной квартиры, либо выделения из нее причитающейся административному истцу доли жилого помещения и сдачи ее уполномоченным жилищным органам, то вывод суда первой инстанции о правомерности оспоренных решений начальника управления жилищного обеспечения является правильным.
Кроме того, суд первой инстанции правомерно указал, что показания свидетеля Абоян В.А. не имеют доказательного значения, поскольку каких-либо сведений о фактических обстоятельствах, имеющих значение для рассмотрения и разрешения административного дела в судебном заседании он не пояснил, а остальные, изложенные им сведения, носят предположительный характер в связи с чем не могут быть приняты в качестве доказательства.
Утверждение в жалобе о том, что суд первой инстанции неправомерно не истребовал некоторые документы от должностных лиц, является несостоятельным, поскольку в материалах дела имеется достаточно доказательств, необходимых для правильного разрешения дела.
При вышеизложенных обстоятельствах гарнизонный военный суд правомерно отказал в удовлетворении заявления.
Руководствуясь статьями 309 и 311 КАС Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение 5 гарнизонного военного суда от 9 ноября 2015 года по административному исковому заявлению Арутюняна А.М. оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца - без удовлетворения.
Председательствующий И.Н. Потапченко
Судьи: В.А. Патлань
В.А. Тогубицкий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.