Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Т.А.Разуваевой
судей Г.И.Федоровой, И.К.Ющенко
при секретаре Е.А.Ильчук
рассмотрела в открытом судебном заседании 12 февраля 2016 года гражданское дело по апелляционной жалобе представителя военного комиссариата Хабаровского края на решение Кировского районного суда г.Хабаровска от 16 ноября 2015 года по иску Карабановой О.А. к военному комиссариату Хабаровского края о признании незаконным перевода на другую работу.
Заслушав доклад судьи Разуваевой Т.А., пояснения представителя военного комиссариата Хабаровского края Платонычевой О.В., Карабановой О.А., судебная коллегия
установила:
Карабанова О.А. обратилась с иском к военному комиссариату Хабаровского края о признании незаконным перевода на другую работу, указав в обоснование требования, что приказом военного комиссара Хабаровского края от 12 октября 2015 года N переведена с 19 октября 2015 года на постоянную работу в отдел военного комиссариата Хабаровского края по Хабаровскому району на должность "данные изъяты" без указания причин. Считает такой перевод незаконным, так как она и ее супруг не являются государственными служащими, поэтому на них не распространяется действие ФЗ "О государственной гражданской службе РФ". Ее трудовые отношения с работодателем военным комиссаром Хабаровского края регулируются Трудовым кодексом РФ, который не содержит нормы, запрещающей работать в одной организации близким родственникам. Согласия на перевод она не давала, дополнительное соглашение к трудовому договору не подписывала. Перевод на другую работу существенно изменяет условия труда, поскольку место работы находится на значительном удалении от места ее жительства.
Решением Кировского районного суда г.Хабаровска от 16 ноября 2015 года исковые требования Карабановой О.А. удовлетворены, постановлено признать незаконным приказ военного комиссара Хабаровского края от 12 октября 2015 года N в части, касающейся перевода "данные изъяты" отдела военного комиссариата Хабаровского края по Центральному и Железнодорожному районам г.Хабаровска Карабановой О.А. на постоянную работу в отдел военного комиссариата Хабаровского края по Хабаровскому району на должность "данные изъяты".
В апелляционном жалобе представитель военного комиссариата Хабаровского края просит решение суда отменить, полагая его принятым с нарушением норм материального и процессуального права. Не согласен с выводом суда о том, что на должность "данные изъяты" не распространяется действие антикоррупционного законодательства, так как она не является должностью государственной (муниципальной) службы, поскольку суд не учел положения Приказа Министра обороны РФ от 28 февраля 2015 года N 119 "О распространении на работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством обороны РФ, ограничений, запретов и обязанностей", которым должности, занимаемые Карабановой О.А. и ФИО1, включены в перечень должностей, на которые распространяются ограничения, предусмотренные ФЗ "О противодействии коррупции". Не согласен с выводом суда первой инстанции об отсутствии непосредственного подчинения истца ее супругу, так как из должностной инструкции начальника отдела военного комиссариата ФИО1 следует, что он является прямым начальником личного состава отдела, несет ответственность за расстановку личного состава отдела в соответствии с квалификационными характеристиками должностей и с учетом деловых и морально-психологических качеств подчиненных. Также он направляет военному комиссару края ходатайства о поощрении работников отдела и о применении мер дисциплинарной ответственности, определяет должностные обязанности личному составу. Трудовой договор с истцом заключен от имени работодателя ФИО1, действовавшим на основании доверенности. Ответчик, действуя в соответствии с ФЗ "О противодействии коррупции", для предотвращения конфликта интересов перевел одного из супругов в другой отдел, что исключает подчинение одного из них другому.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Карабанова О.А. работает в отделе военного комиссариата Хабаровского края по Центральному и Железнодорожному районам г.Хабаровска, с 15 декабря 2010 года выполняла обязанности по должности "данные изъяты" (приказ военного комиссара Хабаровского края от 15 декабря 2010 года N, трудовой договор от 16 декабря 2010 года N), с 09 августа 2011 года - в должности "данные изъяты" (приказ военного комиссара Хабаровского края от 10 августа 2011 года N, дополнительное соглашение к трудовому договору от 10 августа 2011 года).
Супруг Карабановой О.А. ФИО1 состоит в трудовых отношениях с военным комиссариатом Хабаровского края, занимает должность начальника отдела по Центральному и Железнодорожному районам города Хабаровска, 13 октября 2015 года с ним перезаключен трудовой договор на срок 5 лет с 15 октября 2015 года по 14 октября 2020 года.
Из протокола заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению работников и урегулированию конфликта интересов в военном комиссариате Хабаровского края от 09 февраля 2015 года следует, что рассматривался вопрос о нарушении начальником отдела военного комиссариата Хабаровского края по Центральному и Железнодорожному районам г.Хабаровска ФИО1 требований законодательства об урегулировании конфликта интересов в связи с тем, что в непосредственном подчинении (подконтрольности) начальника отдела ФИО1 исполняет трудовые обязанности его супруга Карабанова О.А. Комиссия решила, что ФИО1 не соблюдает требования об урегулировании конфликта интересов, рекомендовала перевести Карабанову О.А. на равную должность в отдел военного комиссариата по Хабаровскому району.
Приказом военного комиссара Хабаровского края от 12 октября 2015 года N с 19 октября 2015 года Карабанова О.А. переведена с должности "данные изъяты" отдела военного комиссариата Хабаровского края по Центральному и Железнодорожному районам г.Хабаровска на постоянную работу в отдел военного комиссариата Хабаровского края по Хабаровскому району на должность "данные изъяты".
Положением о военных комиссариатах, утвержденным Указом Президента РФ от 07 декабря 2012 года N 1609, установлено, что военный комиссариат создается в субъекте Российской Федерации в целях обеспечения исполнения гражданами воинской обязанности, организации и проведения мобилизационной подготовки и мобилизации, реализации права граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих на социальные гарантии, включая пенсионное обеспечение, а также в целях реализации гарантий погребения погибших (умерших) военнослужащих и иных категорий граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Военные комиссариаты в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, в том числе издаваемыми им как Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации, актами Министерства обороны Российской Федерации, приказами, директивами и указаниями командующих войсками военных округов, актами федеральных органов исполнительной власти и актами высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации, изданными в пределах их полномочий, а также настоящим Положением.
Военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации и входят в состав военных округов.
Руководство служебной деятельностью военных комиссариатов осуществляется Министерством обороны Российской Федерации через командующих войсками военных округов.
Следовательно, военный комиссариат создан для выполнения задач, поставленных перед Министерством обороны РФ.
Удовлетворяя исковое требование Карабановой О.А., суд первой инстанции исходил из того, что у работодателя не имелось оснований для перевода истца на другую работу в связи с отсутствием конфликта интересов у истца и ее супруга, поскольку должности, которые занимают указанные лица, не являются должностями государственной или муниципальной службы, непосредственное подчинение или непосредственная подконтрольность истца ее супругу отсутствует.
Судебная коллегия не может согласиться с таким выводом суда в связи с неверным применением норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Частью 1 статьи 349.2 Трудового кодекса РФ, введенной в действие ФЗ от 03 декабря 2012 года N 231-ФЗ, определено, что на работников Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, иных организаций, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, организаций, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции.
Постановлением Правительства РФ от 05 июля 2013 года N 568 установлено, что на работников, замещающих должности в Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами (далее - фонды и иные организации), назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, и должности в фондах и иных организациях, включенные в перечни, установленные нормативными актами фондов, локальными нормативными актами организаций, нормативными правовыми актами федеральных государственных органов (далее - работник), распространяются следующие ограничения, запреты и обязанности:
работник обязан:
уведомлять работодателя (его представителя), органы прокуратуры или другие государственные органы об обращении к нему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;
представлять в установленном порядке сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;
принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов и урегулированию возникшего конфликта интересов;
уведомлять работодателя (его представителя) и своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно, в письменной форме.
Во исполнение указанного выше Постановления Приказом Министра обороны РФ от 28 февраля 2015 года N 119 утвержден перечень должностей в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством обороны РФ, на которые распространяются запреты и обязанности, предусмотренные ФЗ "О противодействии коррупции", в который включены должности начальника отдела, старшего помощника начальника отдела (отделения).
Как следует из изложенного выше, истец и ее супруг занимают должности, включенные в указанный перечень должностей, в связи с чем вывод суда о нераспространении на истца требований ФЗ "О противодействии коррупции" является неверным.
Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" под конфликтом интересов на государственной или муниципальной службе в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного или муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства.
Под личной заинтересованностью в соответствии с ч.2 указанной статьи понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.
Статьей 11.1 указанного закона предусмотрено, что служащие Центрального банка Российской Федерации, работники, замещающие должности в государственных корпорациях, Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, работники, замещающие отдельные должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, обязаны в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Федерального закона уведомлять об обращении к ним каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, сообщать о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, и принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов в порядке, определяемом нормативными актами федеральных государственных органов, Центрального банка Российской Федерации, государственных корпораций, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, иных организаций, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов.
В силу положений ст. 11 указанного Федерального закона государственный или муниципальный служащий обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.
Государственный или муниципальный служащий обязан в письменной форме уведомить своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.
Представитель нанимателя, если ему стало известно о возникновении у государственного или муниципального служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.
Из должностной инструкции начальника отдела военного комиссариата Хабаровского края ФИО1 следует, что он руководить работой отдела, направляет ходатайства военному комиссару края о поощрении работников отдела (муниципального), применении к ним дисциплинарных взысканий, определяет должностные обязанности личному составу отдела военного комиссариата на мирное и военное время, имеет право лично проверять служебную деятельность социального и пенсионного отделений. Материалами дела подтверждается, что ФИО1, действовавший на основании доверенности военного комиссара Хабаровского края от 15 октября 2010 года N, подписывал от имени работодателя трудовой договор с Карабановой О.А. 16 декабря 2010 года, дополнительные соглашения к трудовому договору от 10 августа 2011 года, 02 июня 2015 года.
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что ФИО1 имеет личную заинтересованность, которая может повлиять на надлежащее исполнение им служебных обязанностей, так как выполняет отдельные функции при принятии кадровых решений в отношении супруги, в связи с чем, нельзя согласиться с выводом суда первой инстанции об отсутствии в данном случае конфликта интересов.
Вместе с тем, приказ о переводе Карабановой О.А. на другую работу обоснованно признан судом незаконным в связи с нарушением порядка его издания.
Частями 4 и 6 статьи 11 ФЗ "О противодействии коррупции" установлено, что предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения государственного или муниципального служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке, и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов. Непринятие лицом, указанным в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 13.2 указанного закона предусмотрено, что лица, занимающие должности в Центральном банке Российской Федерации, лица, замещающие должности в государственных корпорациях, Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, отдельные должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, подлежат увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Следовательно, меры реагирования работодателя в случаях непринятия работником мер к урегулированию конфликта интересов состоят в прекращении трудового договора.
Поскольку Карабанова О.А. выполняет трудовые обязанности на основании трудового договора, не является государственным служащим, на нее распространяются положения Трудового кодекса РФ в вопросах регулирования правоотношений по заключению, изменению и прекращению трудовых правоотношений.
В соответствии со ст.72 Трудового кодекса РФ изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе перевод на другую работу, допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме.
Статьей 72.1 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что перевод на другую работу - постоянное или временное изменение трудовой функции работника и (или) структурного подразделения, в котором работает работник (если структурное подразделение было указано в трудовом договоре), при продолжении работы у того же работодателя, а также перевод на работу в другую местность вместе с работодателем. Перевод на другую работу допускается только с письменного согласия работника, за исключением случаев, предусмотренных частями второй и третьей статьи 72.2 настоящего Кодекса.
Частями 2 и 3 статьи 72.2 Трудового кодекса РФ предусмотрены случаи временного перевода без согласия работника. В данном случае указанные нормы не применяются, так как имеет место перевод на постоянную работу, который, как указано выше, осуществляется лишь по соглашению сторон трудового договора.
Как следует из материалов дела, стороны не достигли соглашения относительно перевода на другое место работы, следовательно, у работодателя не имелось оснований для издания приказа о переводе истца на другую работу. Подпись истца на уведомлении о ее переводе на другую работу не может расцениваться как согласие на перевод, поскольку не содержит информации о том, с чем ознакомлена Карабанова О.А., с чем согласна, указанная подпись не позволяет сделать вывод о волеизъявлении работника на перевод.
Положения ч.3 ст.72.1 Трудового кодекса РФ, определяющей, что не требует согласия работника перемещение его у того же работодателя на другое рабочее место, в другое структурное подразделение, расположенное в той же местности, поручение ему работы на другом механизме или агрегате, если это не влечет за собой изменения определенных сторонами условий трудового договора, в данном случае неприменимы, поскольку имеет место именно перевод на другую работу, а не перемещение, так как из приказа о приеме на работу истца от 15 декабря 2010 года N, приказа о ее переводе от 10 августа 2011 года N следует, что она принималась на работу и была переведена на должности в отдела военного комиссариата Хабаровского края по Центральному и Железнодорожному районам города Хабаровска, то есть одним из основных условий трудового договора определено место исполнения трудовых обязанностей.
При таких обстоятельствах приказ о переводе Карабановой О.А. от 12 октября 2015 года N является незаконным в связи с нарушением порядка перевода работника на другую работу.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда г.Хабаровска от 16 ноября 2015 года по иску Карабановой О.А. к военному комиссариату Хабаровского края о признании незаконным перевода на другую работу, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в президиум Хабаровского краевого суда в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий Т.А.Разуваева
Судьи Г.И.Федорова
И.К.Ющенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.