Судебная коллегия по административным делам Тверского областного суда в составе председательствующего судьи Образцовой О.А.,
судей Акатьевой Т.Я., Крыловой В.Н.
при секретаре судебного заседания Коршуновой Е.А.
по докладу судьи Образцовой О.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Межрайонной ИФНС N по Тверской области на решение Краснохолмского районного суда Тверской области от 09 сентября 2015 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы N по Тверской области к Кудрявцевой З.А. о взыскании задолженности по земельному и транспортному налогам удовлетворить частично.
Взыскать с Кудрявцевой З.А. в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N по Тверской области недоимку по земельному налогу в сумме "данные изъяты"., недоимку по транспортному налогу в размере "данные изъяты" руб., всего "данные изъяты" рублей, в остальной части иска - отказать.
Взыскать с Кудрявцевой З.А. государственную пошлину в сумме "данные изъяты" рублей".
Судебная коллегия
установила:
Межрайонная инспекция федеральной налоговой службы N по Тверской области обратились в суд к Кудрявцевой З.А. о взыскании недоимки по транспортному и земельному налогам:
- по земельному налогу за 2013 год на земельный участок, кадастровый номер N, дата возникновения собственности 31 декабря 1995 года, доля в праве 89/24020, в сумме "данные изъяты";
- по транспортному налогу за 2013 год на автомобиль "данные изъяты", регистрационный номер "данные изъяты", дата возникновения собственности 29 июля 2011 года, дата снятия с учета 03 июля 2014 год, в сумме "данные изъяты" рублей.
В обоснование требований указано, что налогоплательщик не выполнил свои обязанности по уплате земельного и транспортного налогов в добровольном порядке ни после получения налогового уведомления N, ни после направления в его адрес налогового требования N.
18 марта 2015 года Межрайонная ИФНС России N по Тверской области обратилась к мировому судье судебного участка Краснохолмского района Тверской области за вынесением судебного приказа о взыскании вышеуказанной задолженности.
13 апреля 2015 года мировым судьей судебного участка Краснохолмского района Тверской области вынесено определение об отмене судебного приказа.
В связи с чем Межрайонная инспекция федеральной налоговой службы N по Тверской области просила взыскать с Кудрявцевой З.А. недоимку по земельному налогу за 2013 год в сумме "данные изъяты", по транспортному налогу за 2013 год в сумме "данные изъяты".
Представитель истца - Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы N по Тверской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования поддерживает, просил удовлетворить.
Ответчик Кудрявцева З.А. в судебное заседание не явилась.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Межрайонной ИФНС N по Тверской области ставится вопрос об отмене решения суда.
В обоснование жалобы указано на то, что решение Краснохолмского суда Тверской области от 09 сентября 2015 года принято с рушением норм материального права.
Указание в паспорте транспортного средства категории "В" не свидетельствует о том, что транспортное средство относится к легковому либо к грузовому транспортному средству.
Вывод суда о том, что отнесение данного транспортного средства к категории "В" дает право применять ставки, установленные региональным законодательством для легковых автомобилей, является необоснованным.
Категория "В" указывается в ПТС для того, чтобы правом управления таким транспортным средством мог обладать водитель, имеющий удостоверение водителя категории "В". Иного назначения указание на категорию транспортного средства ПТС не имеет.
Минфин России в письме от 07 июня 2007 года N разъяснил, что если зарегистрированное транспортное средство сертифицировано по категории М1, то в данном случае должна применяться соответствующая налоговая ставка, установленная для легковых автомобилей; если автотранспортное средство сертифицировано по категории N 1, N 2, N 3, то применяется соответствующая налоговая ставка, установленная для грузовых автомобилей; в случае если автотранспортное средство сертифицировано по категории М2 или МЗ, то применяется налоговая ставка, установленная для автобусов.
В соответствии с отраслевой нормалью ОН 025 270-66 "Классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава, а также его агрегатов и узлов, выпускаемых специализированными предприятиями" в строке 2 ПТС "Марка, модель ТС" указывается условное обозначение транспортного средства, состоящее из буквенного, цифрового или смешанного обозначения. Вторая цифра цифрового обозначения модели транспортного средства указывает на его тип (вид автомобиля).
Для определения типа транспортного средства применяется следующий порядок: "1" - легковой автомобиль, цифра "2" - автобус. Иными словами, категория "В", указанная в ПТС, не квалифицирует транспортное средство как легковой автомобиль, и может присваиваться иным категориям транспортного средства.
При применении указанных правил отраслевой нормали ОН 025 270-66 очевидно, что, транспортное средство "данные изъяты" легковым не является, так как вторая цифра в ее коде "Марка"; модель ТС" - не цифра "1", а цифра "2" - автобус.
С учетом изложенного, автомобиль "данные изъяты" не является легковым автомобилем, так как отнесен к категории М2, специальное пассажирское транспортное средство 5 мест, а согласно отраслевой нормали ОН 025 270-66 ему присвоена маркировка "данные изъяты" - автобус.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав выступление представителя МИФНС N по Тверской области Ершова М.Г., поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со статьёй 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Согласно части 7 статьи 3 Налогового кодекса РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
Согласно статьи 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога, налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов.
Согласно п.п. 1 и 2 ст. 65 ЗК РФ использование земли в России является платным. Формами платы за использование земли является земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно ч.1 ст. 15 ЗК РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиком земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В силу статьи 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Учитывая обстоятельства дела, нормы действующего законодательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований о взыскании недоимки по земельному налогу.
Налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В силу статей 356, 357, 358 Налогового кодекса РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки его уплаты.
Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьёй 362 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
В соответствии со статьёй 361 Налогового кодекса РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства.
Порядок уплаты транспортного налога определён законом Тверской области от 06 ноября 2002 года N 75-ЗО "О транспортном налоге в Тверской области", положения статьи 1 которого соответствуют положениям статьи 361 Налогового кодекса РФ.
Приказом Федеральной налоговой службы России от 17 сентября 2007 года N ММ-3-09/536@ утверждена форма сведений о факте регистрации транспортного средства и об его владельце, в соответствии с которой органами ГИБДД предоставляются сведения в налоговые органы о транспортных средствах и их владельцах.
Как видно из материалов дела, органами ГИБДД в налоговую инспекцию были предоставлены сведения в отношении автомобиля "данные изъяты", принадлежащего административному ответчику, где в графе "Категория транспортного средства" было указано - В, легковой автомобиль, в графе "Тип транспортного средства" - 41, автобус длиной не более 5 м, мощность двигателя 56 л.с.
В соответствии с приложением 4 к Положению о взаимодействии подразделений Госавтоинспекции и налоговых органов при предоставлении сведений о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, утвержденного Приказом МВД России и ФНС России от 31 октября 2008 года NN948/ММ-3-6/561, категория транспортного средства В - легковой автомобиль.
Нормы статьи 361 Налогового кодекса РФ и статьи 1 Закона Тверской области N 75-ЗО не предоставляют право налоговой инспекции применять налоговую ставку, исходя из типа транспортного средства, указанного в сведениях, предоставленных органами ГИБДД, без учета его категории.
Согласно приказу Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 09 апреля 2003 года N БГ-3-21/177 "Об утверждении методических рекомендаций по применению главы 28 "Транспортный налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации", при определении видов автотранспортных средств и отнесении их к категории грузовых или легковых автомобилей следует руководствоваться: Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ) (утвержденным постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. N 359) и Конвенцией о дорожном движении (Вена, 08 ноября 1968 г.).
В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.
Постановлением Правительства РФ от 18 мая 1993 г. N 477 "О введении паспортов транспортных средств" одобрено предложение Министерства внутренних дел Российской Федерации о введении паспортов транспортных средств.
Паспорт транспортного средства - это документ, действующий на территории Российской Федерации для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации. Паспорт транспортного средства подтверждает, в том числе, наличие одобрения типа транспортного средства (постановление Госстандарта Российской Федерации от 01 апреля 1998 г. N 19 "О совершенствовании сертификации механических транспортных средств и прицепов"), которое непосредственно указывается в паспорте транспортного средства. Как указано в приведённом постановлении, Госстандартом России в 1992 году введена сертификация автомототранспортных средств и прицепов, которая основана на международных принципах, нормах и процедурах Женевского Соглашения 1958 года.
В Правилах по проведению работ в системе сертификации механических транспортных средств и прицепов, утверждённых постановлением Госстандарта РФ от 01 апреля 1998 г. N 19, указано, что "одобрением типа транспортного средства" признаётся соответствующая международной практике форма оценки соответствия типа транспортного средства, а также одноименный документ, оформляемый при положительных результатах оценки соответствия.
Согласно пунктам 26 - 28 Положения о паспортах транспортных средств и шасси транспортных средств, утвержденного приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации N 496, Министерства промышленной энергетики Российской Федерации N 192, Министерства экономического развития Российской Федерации N 134 от 23 июня 2005 г., в строке 2 паспорта "Марка, модель ТС" указывается условное обозначение транспортного средства, присвоенное в порядке, установленном для изделий автомобильной промышленности, и приведенное в Одобрении либо в регистрационных документах и состоящее, как правило, из присвоенного транспортному средству буквенного, цифрового или смешанного обозначения, независимого от обозначения других транспортных средств; в строке 3 "Наименование (тип ТС)" указывается характеристика транспортного средства, определяемая его конструкторскими особенностями и назначением; в строке 4 "Категория ТС (A, B, C, D, прицеп)" указывается категория, которая соответствует классификации транспортных средств, установленной Конвенцией о дорожном движении.
В Конвенции о дорожном движении определено, что к категории транспортных средств "B" относятся автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми. В приложении N 3 к Положению приведена сравнительная таблица категорий транспортных средств по классификации Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН (КВТ ЕЭК ООН) и по классификации Конвенции о дорожном движении.
КВТ ЕЭК ООН определена следующая классификация транспортных средств: в том числе, M1 - Механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие не менее 4 колес и не более 8 мест для сидения (кроме места водителя), N1 - Механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 тонны, N2 - Механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых более 3,5 тонны, но не превышает 12 тонн, M2 - Механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие более 8 мест для сидения (кроме места водителя) и максимальная масса которых не более 5 тонн.
В Конвенции о дорожном движении, принятой на Конференции Организации Объединенных Наций по дорожному движению в г. Вене, под термином "автомобиль" понимается механическое транспортное средство, используемое обычно для перевозки по дорогам людей или грузов или для буксировки по дорогам транспортных средств, используемых для перевозки людей или грузов.
Согласно ГОСТ Р52051-2003 "Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения" (принят и введен в действие постановлением Госстандарта России от 07 мая 2003 г. N 139-ст) выделены, в частности, следующие категории автомобилей: категория М1 - транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более 8 мест для сидения; категория N1 - транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу не более 3,5 т.
Данные по сертификации автомобиля в соответствии с ГОСТом должны быть указаны заводом-изготовителем в технической документации на автомобили.
Приказом МНС РФ от 11 июня 2004 года N САЭ-3-09/363@ "О применении сведений, поступающих в налоговые органы по формам, утвержденным приказом МНС России от 10 ноября 2002 г. N БГ-3-04/641 "Об утверждении форм сведений о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, представляемых органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств", в целях постановки на учет (снятия с учета) организаций и физических лиц в налоговых органах по месту нахождения транспортных средств" установлено, что сведения о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, представляемые органами, осуществляющими регистрацию транспортных средств в соответствии с пунктом 4 статьи 85 и пунктом 4 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации, направляются указанными органами в налоговые органы однократно по формам, утвержденным Приказом МНС России от 10 ноября 2002 г. N БГ-3-04/641 "Об утверждении форм сведений о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, представляемых органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств, зарегистрированным в Минюсте России 18 декабря 2002 г., N 4038, и являются основанием для постановки на учет организаций и физических лиц в налоговых органах по месту нахождения транспортных средств в соответствии с положениями статей 83, 84, 85 Налогового кодекса Российской Федерации и Приказа МНС России от 03 марта 2004 г. N БГ-3-09/178.
При этом, Минфин России в письме от 29 марта 2007 г. N 03-05-06-04/17, а также в письме от 7 февраля 2008 года N 03-05-04-04/01 указал, что если автомобиль согласно паспорту транспортного средства относится к категории "В" - легковой, то налоговую ставку следует применять в соответствии с региональным законом о транспортном налоге по категории "Автомобили легковые" исходя из мощности, указанной в паспорте ТС.
В "Методических рекомендациях по проведению независимой технической экспертизы транспортного средства при ОСАГО (N 001МР/СЭ)" (утв. НИИАТ Минтранса РФ 12 октября 2004 г., РФЦСЭ при Минюсте РФ 20 октября 2004 г., ЭКЦ МВД РФ 18 октября 2004 г., НПСО "ОТЭК" 20 октября2004 г.) содержится определение термину автобус, согласно которому это - автотранспортное средство, предназначенное для перевозки пассажиров и имеющее более 8 мест для сидения, не считая места водителя. Автобусы подразделяются на микроавтобусы, городские, пригородные, междугородние и туристические автобусы.
В п. 1.2.1 Приказа Минтранса РФ от 08 января 1997 г. N 2 "Об утверждении Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами" разъяснено, что "Автобус" - автотранспортное средство с двигателем, предназначенное для перевозки пассажиров с числом мест для сидения (помимо сиденья водителя) более 8 (классификация автотранспортных средств принята правилами ЕЭК ООН, М-2 и М-3).
Из приведенных выше нормативных положений следует, что правомерность действий налогового органа по начислению транспортного налога обусловлена содержанием сведений, предоставленных органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств, о зарегистрированных транспортных средствах.
В соответствии с классификацией автотранспортных средств, принятой ЕЭК ООН, к категории М1 относятся АТС, используемые для перевозки пассажиров и имеющие не более 8 мест (кроме места водителя), максимальная масса не регламентируется, класс и эксплуатационное назначение - легковые автомобили, в том числе повышенной проходимости. К категории М2 относятся автотранспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие более 8 мест (кроме места водителя), максимальной массой до 5,0 тонн, класс и эксплуатационное назначение - автобусы.
Из разъяснений Департамента обеспечения безопасности движения МВД России в адрес управлений ГИБДД МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации следует, что в соответствии со сведениями, содержащимися в одобрениях типа транспортного средства такие транспортные средства классифицированы как М2 (специальное пассажирское транспортное средство) и не предназначены для осуществления маршрутных перевозок. В связи с этим в строке 3 "Наименование (тип ТС)" паспортов транспортных должна быть произведена аналогичная запись с указанием количества пассажирских мест.
В соответствии с классификацией, установленной Конвенцией о дорожном движении 1968 г., в строке 4 "Категория ТС" паспортов транспортных средств, оформленные на такие транспортные средства и имеющие восемь и менее мест, указывается категория "В" - легковые автомобили.
Согласно карточке учета транспортных средств, разрешенная максимальная масса транспортного средства - автомобиля "данные изъяты", 1997 года выпуска, не превышает 3500 кг, 5 пассажирских мест, категория "В".
Таким образом, его классификация по категории "В" соответствует наименованию этой категории по Венской Конвенции по типу "М1" - механические ТС для перевозки пассажиров, имеющие не менее четырех колес и не более восьми мест для сидения, кроме места водителя.
Если совокупность данных о категории и типе транспортного средства не позволяет однозначно определить их конкретный тип, то подлежит применению п.7 ст. 3 НК РФ, согласно которому все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что отнесение принадлежащего административному ответчику транспортного средства к автомобилям, предназначенным для перевозки пассажиров и имеющим более 8 сидячих мест, помимо сиденья водителя, в том числе автобусы, неправомерно, в связи с чем расчет ставки транспортного налога по названному транспортному средству должен применяться по ставке для легковых транспортных средств.
Решение суда является законным, обоснованным, оснований для отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Краснохолмского районного суда Тверской области от 09 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС N по Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.