Председатель Тверского областного суда Карташов А.Ю., рассмотрев дело по жалобе ООО "Тверская генерация" на постановление мирового судьи судебного участка N 2 Заволжского района Тверской области от 25.09.2015 и решение судьи Заволжского районного суда Тверской области от 11.12.2015,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка N 2 Заволжского района г. Твери от 25.09.2015, оставленным без изменения решением судьи Заволжского районного суда г. Твери от 11.12.2015, юридическое лицо - ООО "Тверская генерация" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 218 763 909 рублей, 70 копеек.
ООО "Тверская генерация" обратилось в Тверской областной суд с жалобой на данные судебные акты и просьбой об их отмене как незаконных, вынесенных с нарушением норм материального и процессуального права. В обосновании жалобы указало, что Приказ Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области N 1333-сл от 27.08.2014 "Об утверждении нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии для ООО "Тверской генерации" на 2014 и 2015 годы" (далее - Приказ N 1333-сл) не подлежит применению, поскольку Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области не является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации утверждать нормативы запасов топлива на тепловых электростанциях. Судьями не учтено то обстоятельство, что ООО "Тверская генерация" заключило договоры поставки и займа топлива. Приобретенное топливо находится в собственности ООО "Тверская генерация", учтено на балансе общества и, хоть и находится на хранении у поставщиков, имеется техническая возможность осуществления отгрузки топлива из хранилищ поставщиков на тепловую электростанцию, что соответствует пункту 24 Порядка создания и использования тепловыми электростанциями запасов топлива, в том числе в отопительный сезон, утвержденного приказом Минэнерго России от 22.08.2013 N 469 (далее - Порядок). Топливо, находившееся на складах ООО "Тверская генерация", но принадлежащее ОАО "ТКС", также могло быть использовано на производственные цели для предотвращения аварии с последующим возмещением собственнику топлива в израсходованном объеме. Считает отсутствующей обязанность восполнения нормативного запаса аварийного топлива (далее - НАЗТ) и неснижаемого нормативного запаса резервного топлива (далее - ННЗТ) к моменту проверки - 01.08.2015, поскольку данная обязанность установлена на 01.10.2015 (пункты 20 и 37 Порядка), что не было учтено судьями при определении объема и стоимости нормативного запаса топлива, которое действительно должно было быть у общества на 01.08.2015. Выводы мирового судьи об истечении срока действия договора поставки газа, что может повлечь за собой риск прекращения теплоснабжения населения города, а также социально значимых неотключаемых потребителей, и о нахождении топлива на значительном удалении, что не будет способствовать достижению целей по бесперебойному и надежному функционированию электроэнергетики для удовлетворения нужд населения, не соответствуют обстоятельствам дела. Указывает на тяжелое материальное положение, наличие социальных обязательств перед потребителями тепловой энергии и полагает, что назначенный административный штраф не отвечает принципу справедливости наказания и соразмерности совершенному правонарушению, и поэтому подлежит снижению наполовину в соответствии с частями 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ.
Проверив материалы дела, истребованного и полученного Тверским областным судом 29.02.2016, ознакомившись с доводами жалобы, нахожу жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии со статьей 46.1 ФЗ "Об электроэнергетике" собственники или иные законные владельцы тепловых электростанций обязаны обеспечивать наличие запасов топлива в соответствии с нормативными запасами топлива на тепловых электростанциях, утвержденными Правительством Российской Федерации или уполномоченными им федеральными органами исполнительной власти.
Согласно пунктам 2 и 3 Порядка владельцы тепловых электростанций обязаны обеспечивать наличие запасов топлива, в том числе в отопительный сезон, в соответствии с нормативами запасов топлива на тепловых электростанциях, утверждаемыми уполномоченными в соответствии с законодательством Российской Федерации органами исполнительной власти Российской Федерации.
Запасы основного топлива создаются для поддержания базового режима работы тепловых электростанций. Запасы резервного топлива (уголь, мазут, торф) создаются на тепловых электростанциях, которые используют газ в качестве основного вида топлива, для поддержания работы в базовых режимах при частичном или полном отсутствии основного топлива.
В силу пункта 16 Порядка владельцы тепловых электростанций с сезонной остановкой на летний период вправе не рассчитывать нормативный эксплуатационный запас резервного топлива (далее - НЭЗТ) на 1 мая, 1 июня и 1 июля, при этом нормативы запасов топлива на III квартал должны обеспечивать равномерное восстановление НЭЗТ до 1 октября соответствующего года.
На основании пунктов 21 и 22 Правил владельцы тепловых электростанций при учете созданных запасов топлива учитывают топливо, которое фактически находится на складе (в хранилище) тепловой электростанции на первое число месяца, а также топливо, отгруженное владельцу тепловой электростанции для использования при производстве электрической и (или) тепловой энергии, количество которого не может превышать 15 процентов от общего нормативного запаса топлива (далее - ОНЗТ) и нормативного запаса аварийного топлива (далее - НАЗТ).
В случае, если на первое число месяца объем запасов топлива, фактически находящегося на складе (в хранилище) тепловой электростанции, составляет не менее 85 процентов от утвержденного уполномоченными органами ОНЗТ и НАЗТ, владелец тепловой электростанции обязан не позднее 10 числа соответствующего месяца довести объем фактически находящегося на складе (в хранилище) тепловой электростанции топлива до контрольных величин, рассчитываемых по формулам 1.1 и 1.2.
Согласно пункту 23 Правил не подлежит учету в составе запасов топливо, принадлежащее третьим лицам, обремененное правами третьих лиц, предназначенное для дальнейшей передачи третьим лицам, неизвлекаемый ("мертвый") остаток нефтетоплива, а также топливо, предназначенное для иных целей.
В соответствии с пунктом 24 Правил при расчете созданных владельцем тепловой электростанции запасов топлива он вправе учитывать топливо, находящееся на ином складе (хранилище) при условии, что такое топливо является его собственностью и имеется техническая возможность осуществления отгрузки такого топлива из указанного склада (хранилища). При этом владелец тепловой электростанции, на которую планируется отгрузка топлива, должен обеспечить наличие запасов топлива, обеспечивающих работу тепловой электростанции в соответствии с графиками диспетчерской нагрузки (электрической и тепловой) на срок, который занимает отгрузка, доставка и разгрузка топлива.
Статьей 9.17 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение собственниками или иными законными владельцами тепловых электростанций, производящих электрическую, тепловую энергию для потребителей, их должностными лицами нормативов запасов топлива, порядка создания и использования тепловыми электростанциями запасов топлива.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2008 N 400 "О Министерстве энергетики РФ" на Минэнерго возложены полномочия по утверждению нормативов создания запасов топлива на источниках тепловой энергии при производстве электрической и тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более.
Постановлением Правительства Тверской области от 18.10.2011 N 75-пп "Об утверждении положения о Министерстве топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области" на данное Министерство Тверской области возложены полномочия по утверждению нормативов создания запасов топлива на источниках тепловой энергии за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более.
В соответствии с Приказом Министерства энергетики Российской Федерации N 406/1 от 25.06.2015 "Об утверждении нормативов создания запасов топлива при производстве электрической энергии, а также нормативов запаса топлива на источниках тепловой энергии при производстве электрической и тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 5 мегаватт и более на 01.08.2015 и 01.09.2015" (далее - Приказ N 406/1), а также Приказом Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области N 133-сл для тепловых электростанций ООО "Тверская генерация" утверждены нормативы запасов топлива: Тверская ТЭЦ N 3: уголь - 27 300 тонн, мазут - 5 400 тонн; Тверская ТЭЦ N 4: мазут - 4 000 тонн, торф - 16 700 тонн; Тверская ТЭЦ N 1: мазут - 508 тонн; водогрейная котельная N 2: мазут - 155 тонн. Таким образом, на источниках тепловой энергии ООО "Тверская генерация" на 01.08.2015 в общей сложности должен был быть запас топлива в размере: уголь - 27 300 тонн, мазут - 10 063 тонн, торф - 16 700 тонн.
Между тем, при проведении проверки Центральным управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Управление Ростехнадзора) 14.08.2015 было установлено, что фактические запасы топлива, принадлежащего ООО "Тверская генерация", составляют: торф, находящийся на Тверской ТЭЦ N 4, - 231 тонна.
Таким образом, в ходе рассмотрения дела установлено, что ООО "Тверская генерация" к установленному сроку, а именно к 01.08.2015 не создало нормативных запасов топлива (мазута, каменного угля, торфа) для принадлежащих обществу тепловых электростанций.
Факт совершения ООО "Тверская генерация" правонарушения, предусмотренного статьей 9.17 КоАП РФ, подтверждается собранными доказательствами:
протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ N. При составлении протокола представителю ООО "Тверская генерация" ФИО3 были разъяснены права, предусмотренные статьей 25.1, 25.5, 28.2, 30.1 КоАП РФ, что подтверждается подписью ФИО3 в соответствующей строке протокола (т. 1 л.д. 5-8);
актом проверки N от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 13-52);
копией распоряжения N от ДД.ММ.ГГГГ о проведении внеплановой выездной проверки ООО "Тверская генерация" (т. 1 л.д. 53-58);
копией распоряжения N от ДД.ММ.ГГГГ о внесении изменений в распоряжение N от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 59-60);
копией распоряжения N-пр от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 61-62);
копией предписания об установлении выявленных нарушений N от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 63-89);
копией письма от 10.07.2015 исх. N ЧА-7786/10 Минэнерго России об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации в г. Твери (т. 1 л.д. 90-96);
копией письма заместителя руководителя Ростехнадзора от 17.07.2015 о проведении внеплановой выездной проверки в отношении ООО "Тверская генерация" (т. 1 л.д. 97);
копией приказа Минэнерго России N 406/1 от 25.06.2015 с приложением (т. 1 л.д. 98-99);
копией приказа Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области N 133-сл от 27.08.2014 с приложением (т. 1 л.д. 100-102);
копией решения N от ДД.ММ.ГГГГ, подписанного генеральным директором ОАО "ТГК-2" (т. 1 л.д. 104);
копией свидетельства от ДД.ММ.ГГГГ о постановке на учет в налоговом органе ООО "Тверская генерация" (т. 1 л.д. 105);
копией выписки из ЕГРЮЛ на ООО "Тверская генерация" от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 106);
копией договора о передаче полномочий единоличного исполнительного органа управляющей компании от 01.06.2015 (т. 1 л.д. 113-115);
копией устава ООО "Тверская генерация" (редакция N 3) (т. 1 л.д. 116-131);
копией протокола внеочередного собрания участников ООО "Тверская генерация" от 28.05.2015 (т. 1 л.д. 132-133);
копией протокола N общего собрания учредителей ООО "ТЭК" от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 133-137);
копией ответа ГУ "РЭК" Тверской области от 06.08.2015 о цене топлива, учтенного при установлении тарифа на тепловую энергию для ООО "Тверская генерация" на 2015 год (т. 1 л.д. 138);
копией устава ООО "Тверской энергетический комплекс" (редакция N) (т. 1 л.д. 139-159);
копией определения Арбитражного суда Ярославской области от 18.08.2015 о принятии обеспечительных мер (т. 2 л.д. 12-14).
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Доводы жалобы о том, что судебными инстанциями не было учтено то обстоятельство, что ООО "Тверская генерация" заключило договоры поставки и займа топлива, приобретенное топливо находится в собственности ООО "Тверская генерация" и учтено на балансе общества, были рассмотрены мировым судьей и правомерно отклонены, поскольку из имеющихся в материалах дела документов не усматривается, где фактически находится (хранится) топливо. В договорах поставки и займа топлива отсутствуют положения, закрепляющие возможность в короткие сроки доставить необходимое количество топлива в г. Тверь. Не предоставлено доказательств того, что у ООО "Тверская генерация" имеются в наличии запасы топлива, обеспечивающие работу тепловых электростанций в соответствии с графиками диспетчерской нагрузки (электрической и тепловой) на срок, который занимает отгрузка, доставка и разгрузка топлива из мест его хранения. Не предоставлены доказательства, подтверждающие факт оплаты топлива и доставки его ООО "Тверская генерация" (покупателю) до 01.10.2015 по договору поставки топлива, заключенного с ООО "Топливно-энергетическая компания "Тверьрегионторф". Как следует из имеющихся в материалах дела копий транспортных накладных (т. 2 л.д. 208-210) торф топливный начал поставляться ООО "Тверская генерация" с 08.10.2015.
Вместе с тем доводы жалобы об отсутствии у ООО Тверская генерация" обязанности восполнения НАЗТ и ННЗТ до 01.10.2015, в соответствии с пунктами 20 и 37 Порядка несостоятельны, поскольку обязанность иметь запасы топлива в определенном количестве на источниках тепловой энергии, принадлежащих ООО "Тверская генерация", установлена Приказом Минэнерго России от 25.06.2015 N 406/1 на 01.08.2015.
Кроме того, пункт 37 Порядка устанавливает обязанность восстановления запаса аварийного топлива до полного объема не к 01 октября каждого года, а в течение года, но не позднее 01 октября, однако данная обязанность, как следует из вышеназванных транспортных накладных, ООО "Тверская генерация" также не выполнена.
Вопреки доводам жалобы возможность использования для производственных целей находящееся на складах топливо, принадлежащее ОАО "ТКС", у ООО "Тверская генерация" отсутствует. Согласно определению Арбитражного суда Ярославской области от 18.08.2015 N ООО "Тверская генерация" запрещено производить распоряжение или потребление для собственных нужд находящегося на хранении топлива, принадлежащего ОАО "ТКС".
Иные изложенные в жалобе доводы не влекут отмены обжалуемых судебных актов, так как существенных нарушений процессуальных требований, установленных КоАП РФ, в ходе производства по делу не допущено.
Вместе с тем имеются основания для изменения состоявшихся по делу судебных актов в части назначенного ООО "Тверская генерация" наказания.
Федеральным законом от 31.12.2014 N 515-ФЗ "О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" реализовано Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П, предусматривающее возможность назначения административного штрафа ниже низшего предела, установленного санкциями соответствующих норм КоАП РФ, статья 4.1 КоАП РФ дополнена, в частности, частями 3.2 и 3.3.
В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Согласно части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Таким образом, с учетом изложенного, а также характера совершенного административного правонарушения, конкретных обстоятельств дела, тяжелого финансового положения ООО "Тверская генерация", имеющего социальные обязательства перед потребителями тепловой энергии, и в целях исключения избыточного ограничения прав юридического лица назначенное обществу административное наказание в виде административного штрафа в размере 218 763 909 рублей 70 копеек подлежит снижению.
С учетом изложенного, постановление мирового судьи судебного участка N 2 Заволжского района г. Твери от 25.09.2015 года и решение судьи Заволжского районного суда г. Твери от 11.12.2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.17 КоАП РФ, вынесенные в отношении ООО "Тверская генерация", подлежат изменению путем снижения назначенного обществу наказания в виде административного штрафа до 109 381 954 рублей 85 копеек.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.17, 30.18 КоАП РФ,
постановил:
жалобу ООО "Тверская генерация" удовлетворить частично.
Постановление мирового судьи судебного участка N 2 Заволжского района г. Твери от 25.09.2015 и решение судьи Заволжского районного суда г. Твери от 11.12.2015 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.17 КоАП РФ, в отношении ООО "Тверская генерация" изменить путем снижения назначенного ООО "Тверская генерация" административного наказания в виде административного штрафа с 218 763 909 рублей 70 копеек до 109 381 954 рублей 85 копеек.
Председатель суда А.Ю. Карташов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.