Председатель Тверского областного суда Карташов А.Ю., рассмотрев дело по жалобе ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка N 2 Заволжского района г. Твери от 23.10.2015 и решение судьи Заволжского районного суда г. Твери от 04.12.2015,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка N 2 Заволжского района г. Твери от 23.10.2015, оставленным без изменения решением судьи Заволжского районного суда г. Твери от 04.12.2015, должностное лицо - Управляющий ООО "Тверская генерация" ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
ФИО1 обратился в Тверской областной суд с жалобой на данные судебные акты, в обоснование которой указал, что судьи не применили закон, подлежащий применению, а именно статью 46.1 Федерального закона N 35-ФЗ от 26.03.2003 "Об электроэнергетике" (далее - ФЗ "Об электроэнергетике"). Приказ Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области N 1333-сл от 27.08.2014 "Об утверждении нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии для ООО "Тверской генерации" на 2014 и 2015 годы" (далее - Приказ N 1333-сл) не подлежит применению, поскольку Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области не является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации утверждать нормативы запасов топлива на тепловых электростанциях. Судьями не учтено то обстоятельство, что ООО "Тверская генерация" заключило договоры поставки и займа запасов топлива. Приобретенное топливо находится в собственности ООО "Тверская генерация", учтено на балансе общества и, хоть и находится на хранении у поставщиков, имеется техническая возможность осуществления отгрузки топлива из хранилищ поставщиков на тепловую электростанцию, что не противоречит пункту 24 Порядка создания и использования тепловыми электростанциями запасов топлива, в том числе в отопительный сезон, утвержденного приказом Минэнерго России от 22.08.2013 N 469 (далее - Порядок). Считает, что он не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.17 КоАП РФ, поскольку обеспечение ООО "Тверская генерация" нормативным запасом топлива не относится к выполнению им полномочий как управляющего ООО "Тверская генерация".
Проверив материалы дела, истребованного и полученного Тверским областным судом 10.02.2016, ознакомившись с доводами жалобы, нахожу жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии со статьей 46.1 ФЗ "Об электроэнергетике" собственники или иные законные владельцы тепловых электростанций обязаны обеспечивать наличие запасов топлива в соответствии с нормативными запасами топлива на тепловых электростанциях, утвержденными Правительством Российской Федерации или уполномоченными им федеральными органами исполнительной власти.
Согласно пунктам 2 и 3 Порядка владельцы тепловых электростанций обязаны обеспечивать наличие запасов топлива, в том числе в отопительный сезон, в соответствии с нормативами запасов топлива на тепловых электростанциях, утверждаемыми уполномоченными в соответствии с законодательством Российской Федерации органами исполнительной власти Российской Федерации.
Запасы основного топлива создаются для поддержания базового режима работы тепловых электростанций. Запасы резервного топлива (уголь, мазут, торф) создаются на тепловых электростанциях, которые используют газ в качестве основного вида топлива, для поддержания работы в базовых режимах при частичном или полном отсутствии основного топлива.
В силу пункта 16 Порядка владельцы тепловых электростанций с сезонной остановкой на летний период вправе не рассчитывать нормативный эксплуатационный запас резервного топлива (далее - НЭЗТ) на 1 мая, 1 июня и 1 июля, при этом нормативы запасов топлива на III квартал должны обеспечивать равномерное восстановление НЭЗТ до 1 октября соответствующего года.
На основании пунктов 21 и 22 Правил владельцы тепловых электростанций при учете созданных запасов топлива учитывают топливо, которое фактически находится на складе (в хранилище) тепловой электростанции на первое число месяца, а также топливо, отгруженное владельцу тепловой электростанции для использования при производстве электрической и (или) тепловой энергии, количество которого не может превышать 15 процентов от общего нормативного запаса топлива (далее - ОНЗТ) и нормативного запаса аварийного топлива (далее - НАЗТ).
В случае, если на первое число месяца объем запасов топлива, фактически находящегося на складе (в хранилище) тепловой электростанции, составляет не менее 85 процентов от утвержденного уполномоченными органами ОНЗТ и НАЗТ, владелец тепловой электростанции обязан не позднее 10 числа соответствующего месяца довести объем фактически находящегося на складе (в хранилище) тепловой электростанции топлива до контрольных величин, рассчитываемых по формулам 1.1 и 1.2.
Согласно пункту 23 Правил не подлежит учету в составе запасов топливо, принадлежащее третьим лицам, обремененное правами третьих лиц, предназначенное для дальнейшей передачи третьим лицам, неизвлекаемый ("мертвый") остаток нефтетоплива, а также топливо, предназначенное для иных целей.
В соответствии с пунктом 24 Правил при расчете созданных владельцем тепловой электростанции запасов топлива он вправе учитывать топливо, находящееся на ином складе (хранилище) при условии, что такое топливо является его собственностью и имеется техническая возможность осуществления отгрузки такого топлива из указанного склада (хранилища). При этом владелец тепловой электростанции, на которую планируется отгрузка топлива, должен обеспечить наличие запасов топлива, обеспечивающих работу тепловой электростанции в соответствии с графиками диспетчерской нагрузки (электрической и тепловой) на срок, который занимает отгрузка, доставка и разгрузка топлива.
Статьей 9.17 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение собственниками или иными законными владельцами тепловых электростанций, производящих электрическую, тепловую энергию для потребителей, их должностными лицами нормативов запасов топлива, порядка создания и использования тепловыми электростанциями запасов топлива.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2008 N 400 "О Министерстве энергетики РФ" на Минэнерго возложены полномочия по утверждению нормативов создания запасов топлива на источниках тепловой энергии при производстве электрической и тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более.
Постановлением Правительства Тверской области от 18.10.2011 N 75-пп "Об утверждении положения о Министерстве топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области" на данное Министерство Тверской области возложены полномочия по утверждению нормативов создания запасов топлива на источниках тепловой энергии за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более.
В соответствии с Приказом Министерства энергетики Российской Федерации N 406/1 от 25.06.2015 "Об утверждении нормативов создания запасов топлива при производстве электрической энергии, а также нормативов запаса топлива на источниках тепловой энергии при производстве электрической и тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 5 мегаватт и более на 01.08.2015 и 01.09.2015" (далее - Приказ N 406/1), а также Приказом Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области N 133-сл для тепловых электростанций ООО "Тверская генерация" утверждены нормативы запасов топлива: Тверская ТЭЦ N 3: уголь - 27 300 тонн, мазут - 5 400 тонн; Тверская ТЭЦ N 4: мазут - 4 000 тонн, торф - 16 700 тонн; Тверская ТЭЦ N 1: мазут - 508 тонн; водогрейная котельная N 2: мазут - 155 тонн. Таким образом, на тепловых электростанциях ООО "Тверская генерация" на 01.08.2015 в общей сложности должен был быть запас топлива в размере: уголь - 27 300 тонн, мазут - 10 063 тонн, торф - 16 700 тонн.
Между тем, при проведении проверки Центральным управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Управление Ростехнадзора) 14.08.2015 было установлено, что фактические запасы топлива, принадлежащего ООО "Тверская генерация", составляют: торф, находящийся на Тверской ТЭЦ N 4, - 231 тонна.
Таким образом, в ходе рассмотрения дела установлено, что Управляющий ООО "Тверская генерация" ФИО1, являясь лицом, осуществляющим управление деятельностью ООО "Тверская генерация", к установленному сроку, а именно к 01.08.2015 не обеспечил и не предпринял своевременных мер для обеспечения создания нормативных запасов топлива (мазута, каменного угля, торфа) для тепловых электростанций ООО "Тверская генерация".
Вина Управляющего ООО "Тверская генерация" ФИО1 в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 9.17 КоАП РФ, и фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами:
протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ N. При составлении протокола ФИО1 были разъяснены его права, предусмотренные статьей 25.1, 25.5, 28.2, 30.1 КоАП РФ, что подтверждается подписью ФИО1 в соответствующей строке протокола (том 1 л.д. 7-11);
копией акта проверки N от ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д. 17-56);
копией распоряжения N от ДД.ММ.ГГГГ о проведении внеплановой выездной проверки ООО "Тверская генерация" (том 1 л.д. 57-62);
копией распоряжения N от ДД.ММ.ГГГГ о внесении изменений в распоряжение N от ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д. 63-64);
копией распоряжения N от ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д. 65-66);
копией предписания об установлении выявленных нарушений N от ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д. 67-93);
копией письма от 10.07.2015 исх. N ЧА-7786/10 Минэнерго России об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации в г. Твери (том 1 л.д. 94-100);
копией письма заместителя руководителя Ростехнадзора от 17.07.2015 о проведении внеплановой выездной проверки в отношении ООО "Тверская генерация" (том 1 л.д. 101);
копией приказа Минэнерго России N 406/1 от 25.06.2015 с приложением (том 1 л.д. 102-103);
копией приказа Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области N 133-сл от 27.08.2014 с приложением (том 1 л.д. 104-106);
копией решения N от ДД.ММ.ГГГГ, подписанного генеральным директором ОАО "ТГК-2" (том 1 л.д. 108);
копией свидетельства от ДД.ММ.ГГГГ о постановке на учет в налоговом органе ООО "Тверская генерация" (том 1 л.д. 109);
копией выписки из ЕГРЮЛ на ООО "Тверская генерация" от ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д. 110);
копией доверенности N от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ООО "Тверская генерация" в лице генерального директора ООО "Тверской энергетический комплекс" ФИО4 Управляющему ФИО1 (том 1 л.д. 111-112);
копией приказа ООО "Тверская генерация" N от ДД.ММ.ГГГГ о вступлении в должность Управляющего ФИО1 (том 1 л.д. 115);
копией приказа ООО "Тверская генерация" N от ДД.ММ.ГГГГ о приеме на работу ФИО1 в структурное подразделение "Руководство и персонал при руководстве" на должность Управляющего (том 1 л.д. 116);
копией договора о передаче полномочий единоличного исполнительного органа управляющей компании от 01.06.2015 (том 1 л.д. 117-119);
копией устава ООО "Тверская генерация" (редакция N 3) (том 1 л.д. 120-135);
копией протокола внеочередного собрания участников ООО "Тверская генерация" от 28.05.2015 (том 1 л.д. 136-137);
копией протокола N общего собрания учредителей ООО "ТЭК" от ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д. 138-141);
копией ответа ГУ "РЭК" Тверской области от 06.08.2015 о цене топлива, учтенного при установлении тарифа на тепловую энергию для ООО "Тверская генерация" на 2015 год (том 1 л.д. 142);
копией устава ООО "Тверской энергетический комплекс" "данные изъяты" (том 1 л.д. 143-163);
копией должностной инструкции Управляющего ООО "Тверская генерация" от ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д. 183-186);
копией доверенности N-уп от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ООО "Тверская генерация" в лице генерального директора ООО "Тверской энергетический комплекс" ФИО4 Управляющему ФИО1 (том 2 л.д. 35);
копией доверенности N от ДД.ММ.ГГГГ с приложением, выданной ООО "Тверская генерация" в лице генерального директора ООО "Тверской энергетический комплекс" ФИО4 Управляющему ФИО1 (том 2 л.д. 36-37).
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Доводы жалобы о том, что судебными инстанциями не было учтено то обстоятельство, что ООО "Тверская генерация" заключило договоры поставки и займа топлива, приобретенное топливо находится в собственности ООО "Тверская генерация" и учтено на балансе общества, были рассмотрены мировым судьей и правомерно отклонены, поскольку из имеющихся в материалах дела документов не усматривается, где фактически находится (хранится) топливо. Не представлено документов, подтверждающих фактическое наличие топлива у ООО "Тверская генерация", также не предоставлено доказательство того, что ООО "Тверская генерация" обеспечило наличие запасов топлива, обеспечивающих работу тепловой электростанции в соответствии с графиками диспетчерской нагрузки (электрической и тепловой) на срок, который занимает отгрузка, доставка и разгрузка топлива из мест его хранения.
Вопреки доводам жалобы, мировым судьей при вынесении постановления были применены положения статьи 46.1 ФЗ "Об электроэнергетике" (том 2 л.д. 120).
Доводы жалобы о том, что Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области не является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации утверждать нормативы запасов топлива на тепловых электростанциях и, соответственно, не имело полномочий на составление Приказа N 133-сл, являются надуманными, поскольку опровергаются положениями пункта 4 части 2 статьи 5 ФЗ "Об электроэнергетике".
Иные изложенные в жалобе доводы, также являлись предметом рассмотрения мирового судьи, не нашли своего подтверждения и были обоснованно отклонены с приведением мотивов, не согласиться с которыми оснований не имеется.
Существенных нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела не допущено.
Административное наказание назначено в пределах санкции статьи 9.17 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемых судебных актов по доводам жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.17, 30.18 КоАП РФ,
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 2 Заволжского района г. Твери от 23.10.2015 о привлечении должностного лица - Управляющего ООО "Тверская генерация" ФИО1 к административной ответственности по статье 9.17 КоАП РФ и решение судьи Заволжского районного суда г. Твери от 04.12.2015 оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председатель суда А.Ю. Карташов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.