Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего - Захарова С.В.
судей - Лазаревой М.А. и Шилова А.Е.
при секретаре - Чуркиной С.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Ликонен А.С., Ликонен Л.Н. в лице представителя по доверенности Ткачева В.Л. на решение Автозаводского районного суда г.Тольятти Самарской области от 27 ноября 2015г., которым постановлено:
" Ликонен А.С., Ликонен Л.Н. в удовлетворении требований - отказать".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Лазаревой М.А., судебная коллегия
установила:
Административные истцы обратился в суд с заявлением, в котором просили признать отказ Управления Росреестра по Самарской области в государственной регистрации, права собственности квартиры N "адрес" незаконным и обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области осуществить государственную регистрацию права собственности Ликонен А.С., Ликонен Л.Н. на вышеуказанную квартиру.
Свои требования мотивировали тем, что 24.07.2015 г. им было выдано сообщение об отказе в государственной регистрации права собственности квартиры N "адрес", в связи с тем, что ими не представлены необходимые документы для государственной регистрации права.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Ликонен А.С. и Ликонен Л.Н. в лице представителя пор доверенности Ткачева В.Л. выражают несогласие с решением суда, просят его отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В суде апелляционной инстанции представитель административных истцов по доверенности Ткачев В.Л. доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель Управления Росреестра по Самарской области по доверенности Аладдин В.Ю. возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает следующее.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии со ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Из материалов дела следует, что 05.06.2015 г. Ликонен А.С. и Ликонен Л.Н. обратились в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области с заявлением о государственной регистрации права на квартиру N "адрес"
17.07.2015года Управлением Росреестра по Самарской области административным истцам отказано в государственной регистрации права со ссылкой на п.1 ст.25 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21.07.1997года N 122 -ФЗ, поскольку земельный участок для строительства многоквартирного дома по вышеуказанному адресу не предоставлялся, а право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок на котором расположен этот объект недвижимого имущества, а также разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской федерации требуется получение такого разрешения.
Согласно ч. 1 ст. 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
В силу ст. 219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
В соответствии с ч. 1 ст. 25 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания.
Согласно ч. 1 ст. 17 указанного Закона вступившие в законную силу судебные акты являются основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" привлечение денежных средств граждан, связанное с возникающим у граждан правом собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, которые на момент привлечения таких денежных средств граждан не введены в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, допускается только на основании договора участия в долевом строительстве либо жилищно-строительными и жилищными накопительными кооперативами в соответствии с федеральными законами, регулирующими деятельность таких кооперативов.
На основании пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ застройщиком является юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющее в собственности или на праве аренды, на праве субаренды либо в предусмотренных Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства" случаях на праве безвозмездного срочного пользования земельный участок и привлекающее денежные средства участников долевого строительства в соответствии с настоящим Федеральным законом для строительства (создания) на этом земельном участке многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, за исключением объектов производственного назначения, на основании полученного разрешения на строительство.
Согласно частям 1, 3 статьи 110 Жилищного кодекса РФ жилищным или жилищно-строительным кооперативом признается добровольное объединение граждан и в установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами случаях юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, а также управления многоквартирным домом. Члены жилищно-строительного кооператива своими средствами участвуют в строительстве, реконструкции и последующем содержании многоквартирного дома. Жилищно-строительный кооператив в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности выступает в качестве застройщика и обеспечивает на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию многоквартирного дома в соответствии с выданным такому кооперативу разрешением на строительство.
В силу пункта 4 статьи 218 ГК РФ член жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива, другие лица, имеющие право на паенакопления, полностью внесшие свой паевой взнос за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное этим лицам кооперативом, приобретают право собственности на указанное имущество.
Основанием для государственной регистрации права собственности участника долевого строительства на объект долевого строительства являются документы, подтверждающие факт его постройки (создания), - разрешение на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, в состав которых входит объект долевого строительства, и передаточный акт или иной документ о передаче объекта долевого строительства (ч. 2 ст. 16 названного Закона).
Частью 3 ст. 16 Закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" на застройщика возложена обязанность передать в органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним разрешение на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости или нотариально удостоверенную копию этого разрешения для государственной регистрации прав собственности участников долевого строительства на объекты долевого строительства не позднее чем через десять рабочих дней после получения такого разрешения.
Частью 1 ст. 25 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" установлено, что право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества, а также разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения.
В соответствии с ч. 1 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
Как установлено п. 1 ч. 3 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ, для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, среди прочих документов, необходимы правоустанавливающие документы на земельный участок.
В п. 7 Методических рекомендаций о порядке государственной регистрации прав на создаваемые, созданные, реконструированные объекты недвижимого имущества, утвержденных Приказом директора Федеральной регистрационной службы Российской Федерации N 113 от 8 июня 2007 года, также указано на то обстоятельство, что документом, удостоверяющим выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструируемого, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации, является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (ч. 1 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ).
Из материалов дела следует, что имеется разрешение на ввод объекта (жилого дома по "адрес") в эксплуатацию от 26 сентября 2014 года, которое было представлено в Управление Росреестра по Самарской области.
Таким образом, на момент принятия решения об отказе в государственной регистрации права собственности Ткачева В.Л. на созданный объект недвижимого имущества, орган государственной регистрации располагал разрешением на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома, удостоверяющим факт окончания строительства объекта капитального строительства и его полное соответствие разрешению на строительство, градостроительному плану земельного участка и проектной документации.
Установлено, что ТСЖ "Западная Пальмира" право на земельный участок с кадастровым номером N площадью 7611 кв.м. с местоположением : "адрес" перешло на основании договора аренды земельного участка N 2067 от 23.09.2009 г., договора перенайма земельного участка от 31.05.2010 г.
Согласно постановления мэрии г.о. Тольятти N 1716-п\1 от 28.05.2013года при рассмотрении заявления ТСЖ " "данные изъяты"" изменен вид разрешенного использования вышеуказанного земельного участка кадастровый номер N площадью 7611 кв.м. - для строительства многоквартирного жилого дома 1.2 Д с инженерно-техническим обеспечением.
Таким образом, из материалов дела следует и не отрицалась представителем административного ответчика в суде апелляционной инстанции, что в настоящее время вышеуказанный жилой дом находится на земельном участке, предназначенном для строительства многоквартирного жилого дома.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что оспариваемый отказ административного ответчика в государственной регистрации права собственности Ликонен А.С., Ликонен Л.Н. о том, что для строительства многоквартирного дома не предоставлялся вышеуказанный земельный участок является незаконным, в связи с чем, решение суда подлежит отмене в этой части.
Ссылки административного ответчика в подтверждение своей позиции на письмо заместителя мэра г.Тольятти от 29.09.2011года N 8979\5 и решение Арбитражного суда Самарской области от 08.02.2013года по делу N А55-24284\2012, судебная коллегия не может принять во внимание, так как указанные документы изданы до изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N площадью 7611 кв.м.
Между тем, судебная коллегия полагает, что требования Ликонен А.С. и Ликонен Л.Н. об обязании Управления Росреестра зарегистрировать право собственности на квартиру "адрес" удовлетворению не подлежат, так как суд не вправе подменять регистрирующие органы по вопросам не входящим в его компетенцию, в связи с чем, необходимо обязать Управление Росреестра по Самарской области возобновить рассмотрение по существу заявления Ликонен А.С., Ликонен Л.Н. о государственной регистрации права собственности на квартиру N "адрес"
Руководствуясь ст. 309 КАС Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Автозаводского районного суда г.Тольятти Самарской области от 27.11.2015г. отменить в части признания незаконным отказа Управления Росреестра по Самарской области. Постановить в этой части новое решение. Требования Ликонен А.С., Ликонен Л.Н. удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ в государственной регистрации права собственности квартиры N "адрес".
Обязать Управление Росреестра по Самарской области возобновить рассмотрение по существу заявление Ликонен А.С., Ликонен Л.Н. о государственной регистрации права собственности на квартиру N "адрес".
В остальной части требований отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.