Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Кривцовой О.Ю.,
судей Гареевой Д.Р. и Жерненко Е.В.
при секретаре Муртазине И.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению Златоустовского транспортного прокурора на решение Салаватского районного суда Республики Башкортостан от 22 июля 2015 г., по иску Златоустовского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального района Салаватский район Республики Башкортостан, Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" о возложении обязанности оборудовать пешеходный мост через железнодорожные пути.
Заслушав доклад председательствующего, объяснения главы Мурсалимкинского сельского совета муниципального района Салаватский район Республики Башкортостан - САЯ, поддержавшего доводы апелляционного представления, представителя Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - РИВ, возражавшей относительно доводов апелляционного представления, судебная коллегия
установила:
Златоустовский транспортный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации муниципального района Салаватский район Республики Башкортостан, Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") о возложении на ОАО "РЖД" обязанности оборудовать пешеходный переход (настил) через железнодорожные пути станции Мурсалимкино Южно - Уральской железной дороги соответствующими световыми и звуковыми сигналами, знаками, указателями и иной необходимой информацией; возложении на ОАО "РЖД" обязанность принять меры по строительству пешеходного моста или тоннеля через железнодорожные пути станции Мурсалимкино Южно -Уральской железной дороги - филиала ОАО "РЖД"; возложении на администрацию муниципального района Салаватский район Республики Башкортостан обязанности обеспечить создание альтернативной возможности прохода жителей сельского поселения Мурсалимкино через железнодорожные пути общего пользования станции Мурсалимкино Южно - Уральской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" путем строительства моста или тоннеля.
Заявленные требования мотивированы тем, что в Златоустовскую транспортную прокуратуру из прокуратуры Салаватского района РБ поступило обращение главы администрации сельского поселения Мурсалимкинский сельсовет муниципального района Салаватский район РБ об отсутствии безопасного пешеходного сообщения между социально значимыми объектами жизнеобеспечения поселка и жилым сектором через железнодорожные пути общего пользования, принадлежащие ОАО "РЖД". Транспортной прокуратурой проведена проверка, в ходе которой установлено, что железнодорожные пути общего пользования (главный ход) и станция Мурсалимкино Южно-Уральской железной дороги расположены в полосе отвода на землях, отнесенных к категории земель транспорта. ОАО "РЖД" используются земли, предоставленные на основании договора аренды, в соответствии с целями создания указанного юридического лица и по назначению. Станция Мурсалимкино оборудована пешеходным переходом (настилом). При этом место пешеходного перехода не обозначено соответствующими знаками и указателями. Железнодорожная станция Мурсалимкино Южно-Уральской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" согласно техническому распорядительному акту (ТРА) является промежуточной станцией и отнесена к N ... классу, имеет N ... главных, N ... приемо-отправочных и N ... погрузочно-выгрузной пути. Кроме этого, четыре пути станции предназначены для отстоя вагонов.
Пригородные поезда до станции Мурсалимкино принимаются на N ... и N ... путях. Для прохода пассажиров через железнодорожные пути, в том числе между островной и пассажирской платформой N ... пути, установлен пешеходный настил. На станции Мурсалимкино сложилась ситуация, при которой в случае отстоя вагонов на железнодорожных путях станции грузовые поезда преграждают путь по пассажирскому переходу (настилу), что вынуждает пассажиров и жителей села переходить через железнодорожные пути станции в обход стоящим на станции грузовым составам по путям в неустановленных для перехода местах, а в ряде случаев пролазить под стоящими на путях вагонами. Как установлено в ходе проверки, интенсивность железнодорожных перевозок и грузопоток, следующих по участку железнодорожных путей через станцию Мурсалимкино, не позволяет жителям поселка и пассажирам, пользующимся услугами поездов пригородного сообщения, безопасно и своевременно осуществлять доступ к жилым домам и социально значимым объектам жизнеобеспечения поселка. Все социально важные объекты, в том числе школа, детский сад, сельсовет, сельская участковая больница, участковый пункт полиции, библиотека, почтовое отделение, магазины, филиал Сбербанка, банкоматы, ветеринарный участок, коммунальные службы, объекты общепита и прочие объекты расположены в северной части села и отделены от жилого сектора железной дорогой.
В селе Мурсалимкино проживают около N ... тысяч жителей, имеется средняя школа, в которой обучаются N ... учащихся. Детский сад, расположенный в северной части села, посещают N ... детей. Ежедневно через железнодорожные пути переходят более N ... детей без сопровождения взрослых. Отсутствие безопасного перехода через железнодорожные пути при их загруженности влечет для жителей поселка невозможность посещать учебные и медицинские учреждения, а также иные социально значимые объекты инфраструктуры села, пользоваться услугами кредитных, торговых организаций и предприятий, объектами культуры.
На станции Мурсалимкино отсутствуют необходимые устройства для безопасного перехода через железнодорожные пути, в том числе тоннель и (или) пешеходный мост. Имеющийся пешеходный настил не оборудован соответствующими световыми и звуковыми сигналами, знаками, указателями и необходимой информацией (посредством технических средств и (или) иных носителей информации указателями и надписями). Земельный участок полосы отвода, занятый ФГУП "Южно-Уральская железная дорога", является федеральной собственностью. Земельный участок полосы отвода, занятый объектами ФГУП "Южно-Уральская железная дорога", является федеральной собственностью. Данный участок передан ОАО "РЖД" сроком на N ... лет. Производственно-технологический комплекс ст. Мурсалимкино является собственностью ОАО "РЖД". Таким образом, обязанность по обеспечению безопасности пассажиров и лиц, находящихся на объектах железнодорожного транспорта, лежит на владельце инфраструктуры - ОАО "РЖД".
Непринятие администрацией муниципального района Салаватский район Республики Башкортостан мер по решению вопроса о создании жителям поселка Мурсалимкино возможности беспрепятственного доступа к социально значимым объектам жизнеобеспечения, при наличии неоднократных обращений жителей села о проблемах доступности, свидетельствует о бездействии органов местного самоуправления. Отсутствие на ст. Мурсалимкино надлежащим образом оборудованного пешеходного перехода, в том числе моста или тоннеля, не отвечает требованиям безопасности граждан на железнодорожном транспорте и свидетельствует о неисполнении владельцем транспортной инфраструктуры - ОАО "РЖД" требований законодательства, направленного на обеспечение безопасности нахождения граждан в зоне повышенной опасности.
Решением Салаватского районного суда Республики Башкортостан от 22 июля 2015 г. постановлено:
в удовлетворении исковых требований Златоустовского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации MP Салаватский район РБ, Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" о возложении обязанности совершить действия - отказать.
В апелляционном представлении Златоустовский транспортный прокурор ставит вопрос об отмене вышеуказанного решения суда, считая его постановленным с нарушением норм материального права.
Истец Златоустовский транспортный прокурор, представитель ответчика - администрации муниципального района Салаватский район Республики Башкортостан в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не сообщали. В связи с чем, на основании ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК Российской Федерации) судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся.
Изучив материалы дела, выслушав представителей ответчика и третьего лица, обсудив доводы апелляционного представления, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ч. 1, 2 ст. 327.1 ГПК Российской Федерации в пределах доводов апелляционного представления, судебная коллегия приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела, Златоустовской транспортной прокуратурой по обращению главы администрации сельского поселения Мурсалимкинский сельсовет муниципального района Салаватский район Республики Башкортостан САЯ проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в части оборудования пассажирской платформы с. Мурсалимкино в соответствии с техническими требованиями.
Проведенной проверкой установлено, что село Мурсалимкино разделено железнодорожными путями на две части. В северной части населенного пункта расположены все социально важные объекты, в том числе: школа, детский сад, сельсовет, сельская участковая больница, участковый пункт полиции, библиотека, почтовое отделение, магазины, филиал ОАО "Сбербанк России", банкоматы, ветеринарный участок, коммунальные службы, объекты общепита и прочие объекты. С другой стороны железнодорожных путей расположены жилые дома, в которых проживают жители села. В связи с данным обстоятельством жители села Мурсалимкино вынуждены неоднократно в течение дня пересекать железнодорожные пути, что является небезопасным.
Железнодорожная станция Мурсалимкино Южно-Уральской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" согласно техническо-распорядительному акту (ТРА), является промежуточной станцией и отнесена к N ... классу, имеет N ... главных, N ... приемо-отправочных и N ... погрузочно-выгрузочный пути. Кроме того, N ... пути станции предназначены для отстоя вагонов.
Согласно справке начальника Центра организации работы железнодорожных станций Южно-Уральской дирекции управления движением от N ... декабря N ... г., среднесуточное количество поездов, проследовавших через станцию Мурсалимкино в ноябре N ... г. составило в нечетном направлении N ... и в четном N ... грузовых поездов, а также N ... нечетных и N ... четных пассажирских (л.д. N ... ). Пригородные поезда до станции Мурсалимкино принимаются на N ... и N ... пути. Для прохода пассажиров через железнодорожные пути, в том числе между островной и пассажирской платформой N ... пути, установлен пешеходный настил.
Из рапорта заместителя главного ревизора по безопасности движения поездов аппарата главного ревизора дороги по безопасности движения на Златоустовском регионе филиала ОАО "РЖД" ВМЮ от N ... декабря N ... г. следует, что в соответствие с распоряжением N N ... N ... /р от N ... ноября N ... г. "О проведении технической ревизии обеспечения безопасности движения поездов в Южно-Уральской региональной дирекции железнодорожных вокзалов" проведена проверка организации работы посадочных платформ станции Мурсалимкино. В ходе проверки посадочных платформ установлено, что береговая и островная платформы не очищены от снега, не видно полос безопасности. Пешеходный настил через первый путь разобран по причине незаконченного ремонта по выправке пути. В нарушение п. 29 гл. IV Правил технической эксплуатации железных дорог РФ пешеходный переход, расположенный в одном уровне с железнодорожными путями не оборудован указателями и предупредительными знаками (л.д. N ... , N ... оборот).
Земельный участок, занятый объектами ФГУП "Южно-Уральская железная дорога", площадью N ... кв.м, расположенный по адресу: РБ, Салаватский район, железная дорога "Уфа-Челябинск", принадлежит на праве собственности Министерству имущественных отношений Республики Башкортостан, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись N ... декабря N ... г. (л.д. N ... ).
На основании распоряжения Территориального Управления Министерства имущественных отношений РФ по РБ от N ... марта N ... г. N N ... , указанный земельный участок площадью N ... кв.м. передан в аренду сроком на N ... лет ОАО "РЖД" (филиал "Южно-Уральская железная дорога") (л.д. N ... ).
N ... февраля N ... г. между Территориального Управления Министерства имущественных отношений РФ по РБ и ОАО "РЖД" подписано соглашение к договору аренды земельного участка, являющегося федеральной собственностью и предоставленного ОАО "РЖД" (л.д. N ... ).
ОАО "РЖД" является собственником нежилого сооружения - производственного технологического комплекса адрес, инв.N N ... : N ... : N ... : N ... , общей площадью N ... кв.м, расположенного по адресу: РБ, адрес, доп. N ... км., о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним N ... марта N ... г. сделана запись N N ... (л.д. N ... ).
Из справок, выданных администрацией сельского поселения Мурсалимкинский сельсовет муниципального района Салаватский район РБ, установлено, что в населенном пункте с. Мурсалимкино Салаватского района РБ зарегистрированы по месту жительства N ... чел., через пешеходный переход через железнодорожные пути проходит ежедневно N ... чел. к объектам социальной инфраструктуры села. На железнодорожных путях станции Мурсалимкино погибли и получили увечья N ... человек (л.д. N ... ).
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что на администрацию муниципального района Салаватский район Республики Башкортостан не может быть возложена обязанность по строительству пешеходного моста через железнодорожные пути, поскольку закон предусматривает только согласование проектирования работ по строительству объекта железнодорожного транспорта с органом местного управления и возможность финансирования строительства из средств местного бюджета.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда первой инстанции, поскольку он вытекает из анализа положений Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", п. 4 раздела IV приложения N 1 Постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность".
Доводов, направленных на оспаривание постановленного решения в части отказа в удовлетворении исковых требований прокурора к администрации муниципального района Салаватский район Республики Башкортостан, апелляционное представление не содержит, и предусмотренных ст. 327.1 ГПК Российской Федерации оснований для его проверки в апелляционном порядке в полном объеме коллегия не усматривает.
В апелляционном представлении Златоустовский транспортный прокурор выражает несогласие с решением суда в части отказа в удовлетворении исковых требований о возложении обязанности на ОАО "РЖД" оборудовать пешеходный переход (настил) через железнодорожные пути станции Мурсалимкино Южно - Уральской железной дороги соответствующими световыми и звуковыми сигналами, знаками, указателями и иной необходимой информацией, возложении обязанности на ОАО "РЖД" принять меры по строительству пешеходного моста или тоннеля через железнодорожные пути станции Мурсалимкино Южно - Уральской железной дороги - филиала ОАО "РЖД".
Отказывая в удовлетворении исковых требований прокурора в части возложения на ОАО "РЖД" обязанности оборудовать пешеходный переход (настил) через железнодорожные пути соответствующими световыми и звуковыми сигналами, знаками, указателями и иной необходимой информацией, возложении на ОАО "РЖД" обязанности принять меры по строительству пешеходного моста или тоннеля через железнодорожные пути, суд первой инстанции исходил из того, что станция Мурсалимкино, согласно техническо-распорядительному акту по характеру работы, является промежуточной; доступ граждан к инфраструктуре пассажирских обустройств на станции Мурсалимкино обеспечен по пешеходному настилу, отвечающему нормативным требованиям; на станции имеется еще три альтернативных пути (три тоннеля) для проезда транспортных средств и прохода граждан.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции в обжалуемой части.
В силу ст. 10 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 17-ФЗ) проектирование, строительство, реконструкция, включая электрификацию, и содержание объектов железнодорожного транспорта, имеющих региональное и местное значение, в том числе железнодорожных вокзалов, пешеходных мостов, пассажирских платформ, приобретение железнодорожного подвижного состава для перевозок грузов, приобретение контейнеров, электропоездов (вагонов) для перевозок пассажиров в пригородном сообщении, строительство жилых домов и объектов непроизводственного назначения осуществляются за счет собственных средств владельцев инфраструктур, перевозчиков, иных физических и юридических лиц, а также за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и иных не запрещенных законом источников.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона N 17-ФЗ, владельцем инфраструктуры является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие инфраструктуру на праве собственности или ином праве и оказывающие услуги по ее использованию на основании договора. В силу закона инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования - это технологический комплекс, включающий - железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения.
Железнодорожные пути общего пользования и расположенные на них сооружения и устройства должны содержаться с соблюдением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в техническом состоянии, отвечающем требованиям соответствующих нормативных правовых актов, стандартов, правил и техническим нормам (ч. 1 ст. 15 названного Федерального закона N 17-ФЗ).
Согласно ст. 80 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", на железнодорожных станциях сооружаются пассажирские платформы, оборудованные навесами и павильонами, а также пешеходные настилы, тоннели, мосты в соответствии с нормами технологического проектирования и содержания связанных с обслуживанием пассажиров объектов железнодорожного транспорта, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
Из материалов дела следует, что нежилое сооружение - производственный технологический комплекс станция Мурсалимкино Салаватского района Республики Башкортостан, а также пассажирские платформы находятся в собственности ОАО "РЖД".
Для перехода пассажиров и граждан через железнодорожные пути, в том числе между островной и пассажирской платформой, на железнодорожной станции Мурсалимкино Южно-Уральской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" существует санкционированный пешеходный настил.
В ходе проведенной прокурором проверки установлено, что место пешеходного перехода (настил) не обозначено соответствующими знаками, указателями, звуковыми сигналами и иной необходимой информацией. Данный факт ответчиком ОАО "РЖД" не оспаривался, подтверждается представленными многочисленными фотографиями (л.д. N ... ).
Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденные Приказом Минтранса Российской Федерации от 21 декабря 2010 N 286 г., устанавливают систему организации движения поездов, функционирования сооружений и устройств инфраструктуры железнодорожного транспорта, железнодорожного подвижного состава, а также определяют действия работников железнодорожного транспорта при технической эксплуатации железнодорожного транспорта Российской Федерации общего и необщего пользования.
Пунктом 29 названных Правил определены общие требования к зданиям, платформам и другим сооружениям и устройствам, предназначенным для обслуживания пассажиров.
В частности, абз.2 п. 29 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации предусматривает, что при сохранении на железнодорожных станциях переходов в одном уровне с железнодорожными путями эти переходы должны быть оборудованы пешеходными настилами, указателями и предупредительными надписями, а при необходимости - автоматической сигнализацией.
В нарушение ч. 1 ст. 56 ГПК РФ ответчиком не представлено доказательств, подтверждающих оборудование пешеходного настила соответствующими световыми и звуковыми сигналами, знаками, указателями и иной необходимой информацией, представленными материалами дела установлен факт их отсутствия, что в свою очередь не обеспечивает безопасный проход для пассажиров и граждан.
Поскольку по своему характеру выявленные недостатки при технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации в месте железнодорожной станции Мурсалимкино могут повлечь возникновение вреда в процессе реализации гражданами как права на проезд с использованием железнодорожного транспорта, так и при переходе через железнодорожные пути, принадлежащие ответчику, требования транспортного прокурора о возложении обязанности на ОАО "РЖД" оборудования пешеходного перехода (настила) через железнодорожные пути соответствующими световыми и звуковыми сигналами, знаками, указателями и иной необходимой информацией, подлежат удовлетворению.
Согласно ч. 2 ст. 20 Федеральный закон N 17-ФЗ владельцы инфраструктур, перевозчики, грузоотправители (отправители) и другие участники перевозочного процесса в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции обеспечивают безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.
В силу п. 1 ст. 21 указанного Закона железнодорожные пути общего пользования и железнодорожные пути необщего пользования, железнодорожные станции, пассажирские платформы, а также другие связанные с движением поездов и маневровой работой объекты железнодорожного транспорта являются зонами повышенной опасности.
Правила нахождения граждан и размещение объектов повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути, утверждены Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 8 февраля 2007 г. N 18.
В силу с п. 4 Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 8 февраля 2007 г. N 18 с целью обеспечения безопасного нахождения граждан в зонах повышенной опасности владельцами инфраструктур разрабатываются, планируются, организуются и проводятся необходимые мероприятия, позволяющие иметь достаточное количество мест, оборудованных информационными знаками, для проезда и перехода через железнодорожные пути.
На основании п. 6 и п. 7 указанного приказа Министерства транспорта Российской Федерации проезд и переход граждан через железнодорожные пути допускается только в установленных и оборудованных для этого местах. При проезде и переходе через железнодорожные пути гражданам необходимо пользоваться специально оборудованными для этого пешеходными переходами, тоннелями, мостами, железнодорожными переездами, путепроводами, а также другими местами, обозначенными соответствующими знаками (при этом внимательно следить за сигналами, подаваемыми техническими средствами и (или) работниками железнодорожного транспорта).
Из анализа приведенного законодательства следует, что железнодорожные пути общего и необщего пользования, а также другие, связанные с движением поездов и маневровой работой объекты железнодорожного транспорта являются зонами повышенной опасности, при этом пешеходные переходы как технический комплекс являются неотъемлемой частью инженерного оснащения инфраструктуры железнодорожного транспорта.
С 1 января 2010 г. распоряжением ОАО "РЖД" от 23 декабря 2009 г. N 2655-р введены в действие Технические требования к пешеходным переходам через железнодорожные пути. Согласно п. 17 параграфа 6 Требований места размещения пешеходных переходов определяются комиссионно с учетом сложившихся пешеходных потоков населения и перспективы развития, по согласованию с органами местного самоуправления, инфраструктуры населенного пункта и железнодорожного транспорта.
Пунктами 21 и 22 Требований предусмотрено, что при выборе места размещения пешеходного перехода должны быть обеспечены нормы видимости подвижного состава, приведенные в таблице 2. Приведенные нормы видимости должны обеспечиваться для пешеходов, приближающихся к месту начала пешеходного перехода начиная с расстояния не менее 5 м от крайнего рельса пересекаемого железнодорожного пути. Если на пешеходном переходе 3-ей категории невозможно обеспечить указанные нормы видимости, то обязательным является оснащение такого перехода системой автоматической сигнализации о приближении поезда.
Из представленных материалов, многочисленных фотографий, проведенной Златоустовской транспортной прокуратурой проверкой установлено, что на станции Мурсалимкино Салаватского района сложилась ситуация, когда на станции останавливаются грузовые поезда, вследствие чего перекрывается пешеходный настил подвижным составом, расположенный напротив вокзала, на длительное время, что приводит к небезопасным условиям передвижения пассажиров через железнодорожные пути.
Пешеходный мост или тоннель через железнодорожные пути станции Мурсалимкино отсутствует.
Железнодорожная станция Мурсалимкино является промежуточной станцией и отнесена к N ... классу. N ... пути станции предназначены для отстоя вагонов.
Между тем, согласно п. 8.4 строительных норм и правил Российской Федерации (СНИП 32-01-95) в местах организованного пешеходного движения через железнодорожные пути необходимо предусматривать устройства, обеспечивающие безопасность пешеходного перехода; на пассажирских станциях, а также на других станциях и остановочных пассажирских пунктах, где доступ пассажиров с платформ в населенный пункт преграждается железнодорожными путями с интенсивным движением поездов (50 пар и более в сутки) следует предусматривать переходы в разных уровнях.
Интенсивность движения на железнодорожной станции Мурсалимкино составляет в нечетном направлении N ... и в четном N ... грузовых поездов, а также N ... нечетных и N ... четных пассажирских в сутки, что свидетельствует о высоком уровне опасности для пешеходов.
В нарушение вышеназванных норм ответчиком ОАО "РЖД" не обеспечена безопасность пешеходного перехода через железнодорожные пути станции Мурсалимкино.
Учитывая, что в судебном заседании установлен факт отсутствия соответствующим образом согласованных и оборудованных пешеходных переходов, при этом доказательств, свидетельствующих о плане проведения ответчиком мероприятий по согласованию с администрацией муниципального образования мест перехода через железнодорожные пути на территории муниципального образования не представлено, что свидетельствует о надлежащем исполнении ОАО "РЖД" требований нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок организации и оборудования пешеходных переходов через железнодорожные пути, не проведение работ со стороны ОАО "РЖД" по согласованию мест пешеходного перехода через железнодорожные пути с учетом Технических требований, предусмотренных распоряжением ОАО "РЖД" от 23 декабря 2009 г. N 2655-р, влечет нарушение прав граждан на безопасные условия эксплуатации железнодорожного транспорта.
Само по себе существование технологических тоннелей (альтернативных путей) не может расцениваться как пешеходный мост или тоннель, предназначенный для движения (перехода) пассажирами, гражданами через железнодорожные пути, поскольку указанные тоннели расположены за пределами станции, на значительном удалении от мест организованного пешеходного движения, указанные тоннели не предназначены для пешеходного движения, что отражено в фотоиллюстрации (л.д. N ... - N ... ).
Принимая во внимание, что назначение пешеходных переходов состоит в создании условий для удобного, быстрого и безопасного перехода граждан (группы граждан) через железнодорожные пути, при этом размещение пешеходных переходов, с учетом сложившихся пешеходных потоков населения и перспективы развития, определяется комиссионно по согласованию владельцев инфраструктуры с органами местного самоуправления и с учетом технической возможности, то судебная коллегия приходит к выводу о возложении обязанности на ОАО "РЖД" принять меры по строительству пешеходного моста или тоннеля через железнодорожные пути станции Мурсалимкино Южно-Уральской железной дороги - филиала ОАО "РЖД", в связи с чем решение Салаватского районного суда РБ от 22 июля 2015 г. подлежит отмене в части отказа в удовлетворении требований Златоустовского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО "Российские железные дороги".
Руководствуясь ст.ст. 198, 327 - 330 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Салаватского районного суда Республики Башкортостан от 22 июля 2015 г. отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований Златоустовского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги".
В отмененной части принять новое решение.
Обязать Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" оборудовать пешеходный переход (настил) через железнодорожные пути станции Мурсалимкино Южно-Уральской железной дороги соответствующими световыми и звуковыми сигналами, знаками, указателями и иной необходимой информацией.
Обязать Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" принять меры по строительству пешеходного моста или тоннеля через железнодорожные пути станции Мурсалимкино Южно-Уральской железной дороги - филиала открытого акционерного общества "РЖД".
В остальной части решение Салаватского районного суда Республики Башкортостан от 22 июля 2015 г. оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи
Справка: судья ЮЮС
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.