Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего Ивановой Ю.В.
судей Белоногого А.В., Ильичёвой Е.В.
при секретаре Ч.А.А.
рассмотрела в судебном заседании 18 января 2016 года гражданское дело N2-1521/15 по апелляционной жалобе С.В.П. на решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 06 апреля 2015 года по заявлению С.В.П. к Федеральному казенному учреждению "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" о признании действий начальника незаконными, об обязании совершить действия, о взыскании судебных расходов.
Заслушав доклад судьи Ивановой Ю.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
С.В.П. обратился в Ленинский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконными действия начальника Федерального казенного учреждения "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" Северо-Западный филиал.
В качестве мер по восстановлению нарушенного права С.В.П. просил обязать начальника Федерального казенного учреждения "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" Северо-Западный филиал в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу оформить документы для проведения в установленном порядке мер по выделению ему и членам его семьи государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения на семью в избранном после увольнения с военной службы месте жительства в городе Санкт- Петербурге.
В обоснование заявления С.В.П. указал, что является старшим прапорщиком внутренней службы, проходит военную службу в должности старшего водителя группы технического обеспечения и обслуживания специальной пожарной части N8 ФГКУ "Специальное управление ФПС N48 МЧС России", в связи с отсутствием у него и членов его семьи жилого помещения для постоянного проживания обратился с рапортом о включении в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилье" на 2011-2015 годы в Федеральное казенное учреждение "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" Северо-Западный филиал, в чем ему было отказано по тем основаниям, что он не относится к категории граждан, имеющих право на участие в подпрограмме, с чем С.В.П. не согласен.
Определением Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 20 октября 2014 года дело передано по подсудности на рассмотрение Калининского районного суда Санкт-Петербурга, определением которого 15 ноября 2014 года дело принято к производству.
Решением Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 06 апреля 2015 года в удовлетворении заявления С.В.П. отказано.
В апелляционной жалобе С.В.П. просит решение отменить и принять новое решение.
В апелляционной инстанции дело рассмотрено по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 08 марта 2015 года N22-ФЗ "О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", согласно которой не рассмотренные до 15 сентября 2015 года апелляционные, кассационные, надзорные жалобы (представления), частные жалобы (представления) разрешаются в соответствии с процессуальным законом, действующим на момент рассмотрения таких жалоб (представлений).
В заседание апелляционной инстанции административный истец и представитель административного ответчика не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, об отложении дела не просили и доказательств уважительных причин неявки не представили, административный истец просит дело рассмотреть в его отсутствие.
Согласно статьям 150 (часть 2), 226 (часть 6), 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка лица, участвующего в деле, извещённого о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.
Неявка в судебное заседание сторон не препятствует рассмотрению дела, и судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что Федеральное казенное учреждение "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" Северо-Западный филиал правомерно отказало С.В.П. во включении в состав участников подпрограммы, так как С.В.П. не представил сведений о нахождении на учете нуждающихся в жилых помещениях в системе МЧС России до 01 марта 2005 года, в связи с чем он утратил право на обеспечение постоянными жилыми помещениями в особом порядке и обеспечивается постоянными жилыми помещениями на общих основаниях согласно статье 52 Жилищного кодекса Российской Федерации и что заявитель и члены его семьи обеспечены жильем.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что С.В.П., старший прапорщик внутренней службы, старший водитель группы технического обеспечения и обслуживания специальной пожарной части N 8 ФГКУ "Специальное управление ФПС N48 МЧС России", проходил службу в составе МВД, МЧС России с 27 ноября 1989 года; уволен 1 октября 2014 года по пункту "б" части первой статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (по достижении предельного возраста), выслуга лет на 01 октября 2014 года в календарном исчислении составляет 26 лет 11 месяцев 16 дней, в льготном исчислении 39 лет 04 месяца 18 дней.
В состав семьи С.В.П. входят жена С.М.В., дочь С.О.В. и сын С.И.В.
С.В.П. и члены его семьи зарегистрированы постоянно с 30 июня 2007 года на основании договора социального найма от 26 июня 2007 года по адресу: "адрес", где занимают жилую площадь, состоящую из трех комнат, жилой площадью " ... " кв.м., общей площадью " ... " кв.м., жилищная обеспеченность составляет " ... " кв.м. ( " ... " : " ... ").
24 апреля 2014 года С.В.П. обратился в Федеральное казенное учреждение "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" Северо-Западный филиал с рапортом о включении его и членов семьи в список кандидатов на получение государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения на семью в избранном после увольнения с военной службы месте жительства в городе Санкт-Петербург.
Письмом Федерального казенного учреждения "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" Северо-Западный филиал от 03 июня 2014 года N1-6-2-695 С.В.П. было отказано во включении заявителя и членов его семьи в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, федеральной целевой программы "Жилье" на 2011-2015 годы" по тем основаниям, что он не относится к категории граждан, имеющих право участвовать подпрограмме.
Согласно статье 8 ФЗ "О пожарной безопасности" N69 ФЗ от 21 декабря 1994 года сотрудники, военнослужащие и работники федеральной противопожарной службы и члены их семей находятся под защитой государства. Гарантии социальной защиты сотрудников федеральной противопожарной службы (денежное довольствие, страховые гарантии и выплаты в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, право на жилищное обеспечение, право на медицинское обслуживание, гарантии в связи с прохождением службы в федеральной противопожарной службе и иные гарантии) устанавливаются настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 года N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий", Приказом МЧС России от 01 октября 2004 года N458 на региональные органы МЧС России возложены полномочия по принятию на учет в системе МЧС России сотрудников, признанных в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 05 сентября 2011 года N36-р создано федеральное казенное учреждение (далее ФКУ) "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий", на которое приказом МЧС России от 25 июля 2011 года N 398 "О мероприятиях по жилищному обеспечению военнослужащих, спасательных воинских формирований МЧС России, сотрудников федеральной противопожарной службы, спасателей аварийно-спасательных служб и поисково-спасательных формирований" с 01 октября 2011 года возложены функции уполномоченного органа МЧС России по жилищному обеспечению военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России, сотрудников федеральной противопожарной службы, спасателей аварийно-спасательных служб и поисково-спасательных формирований.
В соответствии с Уставом ФКУ "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" в своем составе имеет филиалы, в том числе Северо-Западный филиал, который является территориальным подразделением этого учреждения.
Приказом МЧС России от 12 января 2012 года N 5 "Об утверждении Порядка учета в системе МЧС России сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, нуждающихся в жилых помещениях, и предоставления им жилых помещений" в редакции на дату принятия оспариваемого решения (3 июня 2014 года) обязанности по непосредственному ведению учета сотрудников федеральной противопожарной службы, нуждающихся в служебных жилых помещениях и жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагается на территориальные подразделения ФКУ "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий".
Из вышеизложенного следует, что решение принято полномочным органом ФКУ "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" Северо-Западный филиал, который в соответствии с действующим законодательством занимался в 2014 году (на дату обращения С.В.П.) учётом в системе МЧС России сотрудников федеральной противопожарной службы, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам найма служебных жилых помещений; предоставлением им указанных жилых помещений, а также учетом сотрудников, имеющих право на улучшение жилищных условий за счет социальных выплат по государственным жилищным сертификатам
Приказом МЧС России от 12 января 2012 года N5 установлен порядок приема на учет сотрудников федеральной противопожарной службы, нуждающихся в служебных жилых помещениях, предоставление им служебных жилых помещениях.
В соответствии с данным приказом право состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, сохраняют сотрудники федеральной противопожарной службы, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма.
Указом Президента Российской Федерации от 28 июня 1999 года N 825 предусмотрено, что увольняемые со службы сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, содержащиеся за счет средств федерального бюджета, граждане, уволенные со службы из указанных органов, а также члены их семей, признанные в установленном порядке нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий и имеющие в соответствии с законодательством Российской Федерации право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, обеспечиваются жилыми помещениями преимущественно путем выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов.
В пункте 1 Постановления Правительства Российской Федерации N 153 от 21 марта 2006 года "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы" установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
В соответствии с подпунктом "а" п.5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы (далее Правила) право на участие в подпрограмме имеют сотрудники Государственной противопожарной службы МЧС России, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 1998 года N 1054 утверждены Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, в которых устанавливается единый порядок постановки на очередь нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства.
В соответствии с подпунктом а пункта 6 указанных Правил нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, вооруженных силах и других воинских формированиях государств - участников СНГ, с которыми заключены соответствующие договоры, и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении и уволенные по следующим основаниям: по достижении предельного возраста пребывания на военной службе; по состоянию здоровья; в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Согласно подпункту "и" пункта 7 указанных Правил основаниями признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий является в том числе избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы и службы в органах внутренних дел (подпункт "и").
В соответствии с пунктом 9 Правил граждане, признанные нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства по основаниям, указанным в пункте 6 настоящих Правил, и уволенные с военной службы, ставятся на очередь органами местного самоуправления по личному заявлению.
Исходя из анализа вышеуказанных норм законодательства, для получения социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, сотрудник Государственной противопожарной службы должен отвечать одновременно следующим требованиям: признание и постановка на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий; продолжительность службы в календарном исчислении 10 лет и более; увольнение по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями.
С.В.П. не представил доказательств того, что он принят на учет нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 года и за ним сохранено право на жилищное обеспечение, что обращался с заявлением о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что С.В.В. не имеет право на получение государственного жилищного сертификата в рамках реализации указанной подпрограммы, поскольку не соответствует ее критериям, так как не признан нуждающимся в жилых помещениях.
Иные доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию административного истца с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного решения по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в апелляционном порядке.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 06 апреля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу С.В.П.-без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.