Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Бутковой Н.А.
судей
Чуфистова И.В., Стаховой Т.М.
при секретаре
Задирако Ю.О.
рассмотрела в судебном заседании 13 января 2016 года дело N 2-4896/15 по апелляционной жалобе Территориальной избирательной комиссии N 9 Санкт-Петербурга на решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 15 октября 2015 года по административному исковому заявлению Одинга А. Р. к Территориальной избирательной комиссии N 9 Санкт-Петербурга о признании бездействия незаконным.
Заслушав доклад судьи Бутковой Н.А., объяснения Одинга А.Р., представителя Территориальной избирательной комиссии N 9 Санкт-Петербурга - Зацепа О.О., изучив материалы дела, судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Одинг А.Р. обратился в суд с административным исковым заявлением к Территориальной избирательной комиссии N 9 Санкт-Петербурга, в котором просил признать незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся в не размещении информации о своей деятельности в сети "Интернет" в порядке и способом, определенным Федеральным законом от 04.06.2015 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления"
В обоснование требований административный истец указал, что в нарушение положений Федерального закона от 04.06.2015 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" Территориальная избирательная комиссия N 9 Санкт-Петербурга не разместила информацию о своей деятельности в сети "Интернет" на своем официальном сайте.
Решением Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 15.10.2015 административное исковое заявление Одинга А.Р. удовлетворено: признано незаконным бездействие Территориальной избирательной комиссии N 9 Санкт-Петербурга, выразившееся в не создании в сети "Интернет" официального сайта, содержащего информацию о деятельности Территориальной избирательной комиссии N 9 Санкт-Петербурга, обязать создать в сети "Интернет" официальный сайт и разместить на нем информацию о своей деятельности в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу, о чем сообщить в суд и Одингу А.Р. в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В апелляционной жалобе административный ответчик просит решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным, постановленным с нарушением норм действующего законодательства, при неправильном установлении обстоятельств, имеющих значение для дела.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, находит решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 15.10.2015 подлежащим отмене по следующим основаниям.
Разрешая заявленные Одингом А.Р. требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что положениями Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" на Территориальную избирательную комиссию N 9 Санкт-Петербурга возложена обязанность по созданию в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" официального сайта и размещению на нем информации о своей деятельности, однако административным ответчиком сайт, отвечающий требованиям Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", не создан, названным бездействием нарушены права административного истца на доступ к информации о деятельности государственного органа, в связи с чем требования Одинга А.Р. признаны подлежащими удовлетворению.
При этом, по мнению суда первой инстанции, сайт, размещенный в сети "Интернет", с электронным адресом " ... " не может быть признан официальным сайтом Территориальной избирательной комиссии N 9 Санкт-Петербурга, поскольку электронный адрес данного сайта не включает доменное имя, права на которое принадлежат данному государственному органу.
С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может, исходя из следующего.
В соответствии с положениями ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" информация - это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления; обладатель информации - лицо, самостоятельно создавшее информацию либо получившее на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к информации, определяемой по каким-либо признакам; сайт в сети "Интернет" - совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети "Интернет"; страница сайта в сети "Интернет" - часть сайта в сети "Интернет", доступ к которой осуществляется по указателю, состоящему из доменного имени и символов, определенных владельцем сайта в сети "Интернет"; доменное имя - обозначение символами, предназначенное для адресации сайтов в сети "Интернет" в целях обеспечения доступа к информации, размещенной в сети "Интернет".
Согласно положениям ст. 1 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления - информация (в том числе документированная), созданная в пределах своих полномочий государственными органами, их территориальными органами, органами местного самоуправления или организациями, подведомственными государственным органам, органам местного самоуправления, либо поступившая в указанные органы и организации. К информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления относятся также законы и иные нормативные правовые акты, а к информации о деятельности органов местного самоуправления - муниципальные правовые акты, устанавливающие структуру, полномочия, порядок формирования и деятельности указанных органов и организаций, иная информация, касающаяся их деятельности
Под официальным сайтом государственного органа или органа местного самоуправления понимается сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащий информацию о деятельности государственного органа или органа местного самоуправления, электронный адрес которого включает доменное имя, права на которое принадлежат государственному органу или органу местного самоуправления (п. 5 названной статьи).
В силу п.п. 1 - 4 ст. 6 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления может обеспечиваться следующими способами: обнародование (опубликование) государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в средствах массовой информации; размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети "Интернет"; размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в помещениях, занимаемых указанными органами, и в иных отведенных для этих целей местах; ознакомление пользователей информацией с информацией о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в помещениях, занимаемых указанными органами, а также через библиотечные и архивные фонды.
Положениями части 3 статьи 9 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" организация доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления осуществляется с учетом требований настоящего Федерального закона в порядке, установленном государственными органами, органами местного самоуправления в пределах своих полномочий, а в отношении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации - также с учетом требований Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации".
Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 09.02.2009 N8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" установлено, что государственные органы, органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть "Интернет", в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация.
В соответствии с ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" избирательные комиссии субъектов Российской Федерации являются государственными органами субъектов Российской Федерации, организующими подготовку и проведение выборов, референдумов в Российской Федерации в соответствии с компетенцией, установленной настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, а также законами субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" если законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, принятыми по предметам ведения субъектов Российской Федерации, предусматриваются особенности предоставления отдельных видов информации о деятельности государственных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, положения настоящего Федерального закона применяются с учетом особенностей, предусмотренных этими законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Реализуя предоставленные субъекту Российской Федерации полномочия в сфере определения порядка раскрытия информации о деятельности государственных органов субъекта федерации, Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 30.06.2010 принят Закон N 445-112 от 16.07.2010 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов Санкт-Петербурга".
В силу ч. 3 ст. 5 Закона Санкт-Петербурга от 16.07.2010 N 445-112 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов Санкт-Петербурга" перечни информации о деятельности Санкт-Петербургской избирательной комиссии, территориальных избирательных комиссий в Санкт-Петербурге, размещаемой в сети Интернет, утверждаются Санкт-Петербургской избирательной комиссией.
В соответствии с ч. 3 ст. 6 Закона Санкт-Петербурга от 16.07.2010 N 445-112 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов Санкт-Петербурга" организация доступа к информации о деятельности Санкт-Петербургской избирательной комиссии, территориальных избирательных комиссий в Санкт-Петербурге осуществляется с учетом требований Федерального закона в порядке, установленном Санкт-Петербургской избирательной комиссией.
Согласно ч. 3 ст. 8 Закона Санкт-Петербурга от 16.07.2010 N 445-112 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов Санкт-Петербурга" порядок осуществления контроля за обеспечением доступа к информации о деятельности Санкт-Петербургской избирательной комиссии, территориальных избирательных комиссий в Санкт-Петербурге устанавливается Санкт-Петербургской избирательной комиссией.
Решением Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 29.11.2010 N 87-3 утвержден Порядок организации доступа и осуществления контроля за обеспечением доступа к информации о деятельности Санкт-Петербургской избирательной комиссии, территориальных избирательных комиссий в Санкт-Петербурге, которым предусмотрено, что доступ к информации о деятельности территориальной избирательной комиссии обеспечивается путем размещения данной информации в сети Интернет на официальном сайте Санкт-Петербургской избирательной комиссии (п. 2.2 названного Порядка).
Решением Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 29.11.2010 N 87-4 утвержден Перечень информации о деятельности территориальных избирательных комиссий в Санкт-Петербурге, размещаемой в сети "Интернет", согласно которому в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" подлежит размещению следующая информация: полное наименование, состав и структура территориальных избирательных комиссий Санкт-Петербурга, почтовые адреса, номера телефонов; сведения об организационных основах деятельности территориальных избирательных комиссий в Санкт-Петербурге, порядке и сроках формирования действующего состава комиссий; сведения о полномочиях территориальных избирательных комиссий в Санкт-Петербурге, а также перечень законов и иных нормативных правовых актов, определяющих эти полномочия, задачи и функции; сведения о председателях территориальных избирательных комиссий в Санкт-Петербурге, сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера председателей территориальных избирательных комиссий в Санкт-Петербурге; сведения об использовании территориальными избирательными комиссиями в Санкт-Петербурге выделяемых бюджетных средств; информация о порядке обжалования решений, принятых территориальными избирательными комиссиями в Санкт-Петербурге, а также их действий (бездействия); сведения о проведении мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов, мероприятий, направленных на развитие избирательной системы в Санкт-Петербурге, на правовое обучение избирателей, профессиональную подготовку членов комиссий и других организаторов выборов, референдумов.
В соответствии с положениями ст. 2 "Модельного закона об основах регулирования Интернета", принятого в Санкт-Петербурге 16.05.2011 Постановлением N 36-9 на 36-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ, доменное имя (домен) - символьное обозначение, зарегистрированное для сетевой адресации, в которой используется система доменных имен DNS; национальный домен первого уровня - домен, имя которого представлено кодом страны, утвержденным Международной организацией по стандартизации (ISO 3166), или иной домен; национальный домен второго уровня - субдомен домена первого уровня, имя которого включает в себя имя домена первого уровня и собственное имя; национальный регистратор - организация, осуществляющая регистрацию электронных адресов национальных доменов и ведение справочника указанных адресов.
Системное толкование приведенных положений закона в их нормативно-правовом единстве позволяет судебной коллегии придти к выводу о том, что официальным сайтом государственного органа следует признать такой сайт в сети "Интернет", который включает как доменное имя первого уровня, так и доменное имя второго уровня, права на которое принадлежат соответствующему государственному органу.
Следует отметить, что законодатель не произвел конкретизацию того объема прав, которыми государственный орган должен обладать в отношении доменного имени, равно как не конкретизировал и уровень доменного имени.
Исходя из приведенного нормативно-правового регулирования, которое не противоречит предписанию федерального законодательства, конкретизирует его в рамках предоставленных субъекту федерации полномочий, установлено, что территориальные избирательные комиссии Санкт-Петербурга раскрывают информацию о своей деятельности на сайте в сети "Интернет" используя ограниченное право пользования доменным именем владельцем которого выступает Санкт-Петербургская избирательная комиссия, использующей, таким образом доменное имя первого уровня.
При этом для каждой территориальной избирательной комиссией для реализации её ограниченного права пользования выделяется часть доменного имени второго уровня, что также не противоречит федеральному законодательству.
Таким образом, доменное имя второго уровня, предоставленное всем территориальным избирательным комиссиям, отвечает всем критериям официального сайта государственного органа, поскольку у территориальных избирательных комиссий имеются права в отношении данного доменного имени, а именно право на его использования в определенной части.
Как усматривается из представленных в материалы дела доказательств, между Санкт-Петербургской избирательной комиссией и Территориальной избирательной комиссией N 9 Санкт-Петербурга "дата" заключено соглашение, согласно условиям которого Санкт-Петербургская избирательная комиссия безвозмездно предоставила Территориальной избирательной комиссии N ... Санкт-Петербурга для создания официального сайта в сети "Интернет", имеющего электронный адрес " ... ", доменного имени " ... ", принадлежащего Санкт-Петербургской избирательной комиссии, на основании договора об оказании услуг от "дата", заключенного с ЗАО " " ... "".
Приказом Санкт-Петербургской избирательной комиссии N ... от "дата" территориальным избирательным комиссиям в Санкт-Петербурге предоставлены электронные адреса для создания официальных сайтов для размещения в сети "Интернет" информации об их деятельности.
Приложение к названному приказу содержит перечень частей доменного имени второго уровня ( " ... "), включающих в себя доменное имя первого уровня Санкт-Петербургской избирательной комиссии ( " ... "). В данном приложении указано, что Территориальной избирательной комиссии N ... Санкт-Петербурга предоставлен электронный адрес для создания официального сайта: " ... ".
В целях обеспечения доступа граждан и организаций к информации о деятельности Территориальной избирательной комиссии N 9 Санкт-Петербурга, реализации положений Федерального закона от 09.02.2009 N8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", на основании Соглашения о безвозмездном предоставлении Санкт-Петербургской избирательной комиссией доменного имени " ... " от "дата", приказа Санкт-Петербургской избирательной комиссии N ... от "дата", приказом N ... от "дата" Территориальная избирательная комиссия N 9 Санкт-Петербурга официальным сайтом для размещения в сети "Интернет" информации о деятельности Территориальной избирательной комиссии N 9 Санкт-Петербурга признан сайт с электронным адресом " ... ".
Принимая во внимание изложенные выше обстоятельства, судебная коллегия приходит к выводу, что в той мере, в которой Территориальной избирательной комиссии N 9 Санкт-Петербурга предоставлено право ограниченного использования доменного имени второго уровня, указанный государственный орган имеет официальный сайт в сети "Интернет" для размещения информации о своей деятельности.
На основании анализа представленного административным ответчиком в материалы дела печатного образа официального сайта в сети "Интернет", судебная коллегия приходит к выводу, что информация о деятельности государственного органа Территориальной избирательной комиссии N 9 Санкт-Петербурга раскрыта на официальном сайте с учетом положений Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления".
Как усматривается из протокола судебного заседания от "дата", сайт Территориальной избирательной комиссии N 9 Санкт-Петербурга обозревался судом в ходе рассмотрения дела.
Судебная коллегия полагает также необходимых отметить, что, заявляя требования к Территориальной избирательной комиссии N 9 Санкт-Петербурга, Одинг А.Р. указал на нарушение его права самим по себе отсутствием официального сайта административного ответчика в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", при этом не связывая такое нарушение с отсутствием конкретной информации на таком сайте, либо ненадлежащим его программным оснащением.
Согласно ч. 1 ст. 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 9 февраля 2009 года N8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" государственные органы, органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть "Интернет", в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация.
Таким образом, задачей создания официального сайта государственного органа в сети "Интернет" является обеспечение возможности не только получения обязательной для раскрытия информации, но и обеспечение пользователям информации возможности направления запроса и получения запрашиваемой информации.
Из представленного печатного образа официального сайта административного ответчика усматривается, что реальная возможность получения обязательной к раскрытию информации на нем обеспечена.
При этом данный сайт содержит реквизиты адреса электронной почты административного ответчика, по которому пользователь информации, в том числе Одинг А.Р., имеет возможность запросить необходимую ему информацию.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения заявленных Одингом А.Р. требований и признания незаконным бездействия Территориальной избирательной комиссии N 9 Санкт-Петербурга, выразившегося в не размещении информации о своей деятельности в сети "Интернет" на своем официальном сайте, у суда первой инстанции не имелось, нарушений прав административного истца не установлено, в связи с чем решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от "дата" подлежит отмене, с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявленных Одингом А.Р. требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 15 октября 2015 года отменить.
Вынести по делу новое решение.
В удовлетворении административного искового заявления Одинга А. Р. к Территориальной избирательной комиссии N 9 Санкт-Петербурга о признании бездействия незаконным - отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.