Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего
Яцун Е.М.
судей
Гориной Л.Н.
Науменко Н.А.
при секретаре
Пухове М.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Толстолык В. В. к Государственному учреждению - Мурманскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о возложении обязанности предоставить путевку на санаторно-курортное лечение
по апелляционной жалобе Толстолык В. В.
на решение Первомайского районного суда города Мурманска от 16 ноября 2015 года, которым постановлено:
"Исковые требования Толстолык В. В. к ГУ -Мурманскому региональному отделению ФСС РФ о возложении обязанности предоставить путевку на санаторно-курортное лечение за 2014 год по профилю "опорно-двигательный аппарат" в санаторий "Виктория" ... оставить без удовлетворения".
Заслушав доклад председательствующего, объяснения истицы Толстолык В.В. и ее представителя Вербицкой Е.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения представителя ответчика - Государственного учреждения - Мурманское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - Андреевой А.А., против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
Толстолык В.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Мурманскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации ( далее- ГУ МРО ФСС РФ или региональное отделение Фонда) о возложении обязанности предоставить путевку на санаторно-курортное лечение.
В обоснование заявленного требования истица указала, что _ _ мая 2005 года ей установлена *** группа инвалидности бессрочно, в связи с чем она имеет право на предоставление путевки на санаторно-курортное лечение.
_ _ декабря 2013 года она обратилась к ответчику с заявлением о получении путевки на санаторно-курортное лечение в 2014 году, приложив необходимую медицинскую справку по форме N070/у-04.
В 2014 году ответчиком были предложены путевки в санаторий "Таврия" ( ... ) со сроком заезда с _ _ .11.2014 г. и в санаторий "Полтава-Крым" ( ... ) со сроком заезда с _ _ .12.2014 г., от получения которых она отказалась, поскольку указанные санатории не являются учреждениями по профилактике заболеваний опорно-двигательного аппарата и в них отсутствует лечебно-оздоровительная программа -" радонотерапия".
Истица указала, что наиболее подходящим для ее состояния здоровья является санаторий "Виктория" ...
Поскольку до настоящего времени она не обеспечена путевкой на санаторно-курортное лечение по заявлению от _ _ декабря 2013 года, считает, что ответчик нарушил ее право на бесплатное санаторное лечение и не исполнил обязанности, возложенные на него Федеральным законом от 17.07.1999г. N178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
Просила суд обязать ответчика предоставить ей путевку на санаторно-курортное лечение за 2014 год в санаторий "Виктория" ...
В судебном заседании истица и ее представитель Вербицкая Е.А. исковые требования поддержали.
Представитель ответчика - ГУ - МРО ФСС РФ Андреева А.А. иск не признала.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе истица Толстолык В.В., ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.
Указывает, что в соответствии со ст. ст.6.1, 6.2 Федерального закона "О государственной социальной помощи" она имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе, при наличии медицинских показаний на получение путевки на санаторно-курортное лечение.
Ссылается на то, что в соответствии с разъяснениями Минздравсоцразвития РФ, предоставление путевки на санаторно-курортное лечение при наличии медицинских показаний осуществляется в целях профилактики основных заболеваний. Полагает, что суд не дал должной оценки ее доводам о том, что ей требуется лечение для профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата и наиболее благоприятное воздействие на организм в период лечения в санатории оказывает именно применение радонотерапии.
Приводит довод, что суд первой инстанции безосновательно отказал ей в иске по мотиву необходимости соблюдать очередность при предоставлении инвалидам путевок органами ФСС РФ.
Выражает несогласие с выводом суда о том, что предоставление путевки на санаторно-курортное лечение ущемляет права других граждан, имеющих такое же право на государственную социальную помощь, но обратившихся с заявлениями на обеспечение путевками в 2014 году ранее нее. Указывает, что право инвалида на получение санаторно-курортного лечения в качестве средства реабилитации не ставится в зависимость от наличия или отсутствия в соответствующем регионе иных лиц, нуждающихся в таком лечении.
В возражениях на апелляционную жалобу ГУ - Мурманское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на жалобу, судебная коллегия оснований для отмены или изменения решения суда не усматривает.
Суд правильно определили в полном объеме установил, обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Толстолык В.В. с 2005 года является инвалидом *** группы по общему заболеванию.
_ _ декабря 2013 года Толстолык В.В. обратилась в филиал N1 регионального отделения Фонда социального страхования с заявлением о предоставлении путёвки на санаторно-курортное лечение в 2014 году.
Согласно справке по форме N 070/у-04 у истицы имеются медицинские показания для получения путевки на санаторно-курортное лечение основного заболевания, являющегося причиной инвалидности под кодом ***, т.е. рекомендовано лечение в санаториях по профилю "ортопедия и травматология".
_ _ декабря 2013 года истица обратилась в региональное отделение Фонда с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение.
Из содержания искового заявления и пояснений истицы в судебном заседании суда первой инстанции установлено, что на основании указанного заявления в 2014 году Толстолык В.В. ответчиком были предложены путевки в санатории "Таврия" ( ... ), "Полтава-Крым" ( ... ), профили которых соответствуют медицинским рекомендациям по справке формы N070/у-04, однако, истица от предложенных вариантов отказалась.
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" и исходил из того, что истица, своевременно обратившаяся к ответчику с заявлением о получении путевки на санаторно-курортное лечение с приложением документов, подтверждающих нуждаемость в санаторно-курортном лечении, имеет право на получение государственной социальной помощи в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение за 2014 год, однако, это право может быть реализовано ею с учетом установленной в регионе очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение. Отказывая в иске, суд сделал вывод, что по делу не установлено нарушения ответчиком прав истицы на предоставление ей указанной социальной услуги.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, основанными на надлежащем применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ).
В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют указанные в ней категории граждан, в том числе инвалиды.
В состав набора социальных услуг включается согласно статье 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год (ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ).
В силу ч. 5 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 328 (с последующими изменениями) утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, который регулирует в том числе предоставление гражданам при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение (далее - Порядок).
Пунктом 3.1 Порядка предусмотрено, что обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в Перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (п. 3.3 Порядка).
Согласно п. 3.6 Порядка граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путевки по форме N 070/у-04, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22 ноября 2004 г. N 256. Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 декабря 2014 г. N 834н утверждена новая форма справки - форма N 070/у "Справка для получения путевки на санаторно-курортное лечение", действующая с 9 марта 2015 года.
Заявление о предоставлении путевки, к которому должны быть приложены все необходимые документы, в том числе справка по форме N 070/у-04, подается гражданином в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение (далее - органы социальной защиты населения), по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган (п. 3.7 Порядка).
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 марта 2012 г. N 271н утвержден Административный регламент предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной социальной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (далее - Административный регламент).
Документами, необходимыми для предоставления территориальным органом ФСС РФ заявителю путевки на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту санаторно-курортного лечения по путевке, предоставленной территориальным органом Фонда, и обратно, являются заявление о предоставлении государственной услуги и справка для получения путевки по соответствующей форме, выданная заявителю лечащим врачом в лечебно-профилактическом учреждении, с рекомендацией санаторно-курортного лечения (п. 13 Административного регламента).
Пункт 19 Административного регламента содержит исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги по предоставлению территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации путевок на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту санаторно-курортного лечения по путевке и обратно.
Частью 3 ст. 6.5 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ предусмотрено, что порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. п. 1, 4 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 864, финансовое обеспечение по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг является расходным обязательством Российской Федерации.
Финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан мер социальной поддержки в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение и проездом на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, осуществляется за счет денежных средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год, которые направляются в виде межбюджетных трансфертов Фонду социального страхования Российской Федерации.
Фонд социального страхования Российской Федерации распределяет указанные денежные средства по территориальным отделениям Фонда на основании представленных ими бюджетных заявок и перечисляет их санаторно-курортным учреждениям в соответствии с заключенными с ними договорами (п. п. 4, 11, 19 - 21 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 864).
Путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются территориальными отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации за счет и в рамках выделенных бюджетных денежных средств в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Разрешая спор, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что обращение истцы в декабре 2013 года с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение с приложением документов, подтверждающих нуждаемость в санаторно-курортном лечении по состоянию на соответствующий календарный период, обусловило для ответчика обязанность предоставить ей данную социальную услугу, причем в последовательности, определяемой датой регистрации ее заявления по отношению к заявлениям других граждан, обратившихся за предоставлением путевки.
Позиция суда первой инстанции соответствует требованиями ч. 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц, а также положениям статьи 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ, согласно которой право на получение государственной социальной помощи в виде предоставления при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение имеют в равной степени все указанные в этой норме категории граждан.
Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ не предусмотрена возможность внеочередного или первоочередного обеспечения путевками на санаторно-курортное лечение кого-либо из указанных в ст.6.1 Закона категорий граждан.
Доводы истицы о том, что в 2014 году ей не была предоставлена путевка, были предметом проверки суда и получили в решении соответствующую оценку применительно к нормам права, регулирующим спорные отношения.
Материалы дела не содержат доказательств, что после обращения Толстолык В.В. в декабре 2013 года с заявлением о предоставлении путевки, ответчик предоставлял путевки на санаторно-курортное лечение без учета очередности поступивших заявлений.
Согласно имеющейся в материалах дела копии ответа ГУ МРО ФСС РФ от _ _ .04.2015 ( исх. *л) на имя Толстолык В.В. по состоянию на _ _ .04.2015 года номер истицы в очереди на получение путевки - ***; а согласно письму ГУ МРО ФСС РФ от _ _ мая 2015 года ( исх. * л) по состоянию на _ _ мая 2015 года номер истицы в указанной очереди - ***. ( л.д. 17-19).
Доказательств, свидетельствующих об уклонении ответчика от предоставления Толстолык В.В. путевки в установленном законом порядке либо о совершении иных действий, свидетельствующих о ненадлежащем исполнении возложенных на ГУ - МРО ФСС РФ обязанностей в отношении истицы, суду не представлено.
Суд правомерно не усмотрел оснований для возложения на ответчика обязанности предоставить истице путевку в санаторий "Виктория" ... либо в иной санаторий, где предоставляется лечение методом "радонотерапии".
Истицей не представлено доказательств, что в установленной действующим законодательством форме у нее имеются соответствующие медицинские рекомендации, подтверждающие необходимость получения ею лечения именно в данном санатории либо по конкретным лечебно-оздоровительным программам, в частности, по программе " радонотерапия".
Согласно приведенным выше нормам материального права, санаторно-курортное лечение осуществляется в целях профилактики основных заболеваний по рекомендациям лечащего врача.
Истицей не оспаривается, что ответчик правильно определилнеобходимость предоставления ей путевки в санаторий именно по профилю "ортопедия и травматология".
Судом установлено, что в течение 2014 года истице дважды предлагалось санаторно-курортное лечение в санаториях, соответствующих профилю ее основного заболевания,- "ортопедия и травматология", от которого она отказалась.
При этом Толстолык В.В. сохраняет за собой право на предоставление услуги по предоставлению путевки, т.к. положение ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ о том, что периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год, само по себе не регулирует порядок и не устанавливает сроки предоставления путевок на санаторно-курортное лечение как в рамках указанного периода, так и за его пределами.
При таких обстоятельствах, разрешая спор, суд пришел к правильному выводу о том, что неполучение истицей путевки на санаторно-курортное лечение в 2014 году нельзя расценивать как лишение гражданина принадлежащего ему права на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение и отказ в предоставлении ему государственной социальной помощи.
Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований для отмены обжалуемого решения, поскольку основаны на ошибочном понимании норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, по делу не установлено, в жалобе таких доводов не приведено.
С учетом изложенного, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным и оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для его отмены не усматривает.
Руководствуясь статьями 197, 198, 327, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
определила:
решение Первомайского районного суда города Мурманска от 16 ноября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Толстолык В. В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.