Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда
в составе:
председательствующего судьи Жиляевой О.И.,
судей: Шамрай М.С., Маримова В.П.,
при секретаре: Гребенкина Э.П.
рассмотрев в судебном заседании по докладу судьи Шамрай М.С. дело по апелляционной жалобе Военного комиссариата Ростовской области
на решение Октябрьского районного суда г. Ростова-на-Дону от 17.12.2015 г. по делу по иску Комарова С.С. к Военному комиссариату Ростовской области о взыскании задолженности по денежной компенсации за наем жилья, судебных расходов,
УСТАНОВИЛА:
Комаров С.С. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Ростовской области о взыскании задолженности по денежной компенсации за наем жилья, судебных расходов, указав в обоснование заявленных требований, что приказом НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА истец досрочно уволен с должности ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА (п.п.а п.2 ст.51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"). Приказом начальника ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН исключен из списков личного состава части с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА На момент своего увольнения истец не был обеспечен жильем и состоит в базе данных ФГУ " ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА" как нуждающийся в получении жилого помещения, из списка нуждающихся в получении жилья исключен не был. С ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по настоящее время истец несет расходы по найму жилого помещения. Возмещение расходов за наем жилья ответчиком произведено только с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА., при этом на квартирном учете истец состоит с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА.
Ссылаясь на положения Федерального закона "О статусе военнослужащих" и п.1 Положения о выплате денежной компенсации за наем жилых помещений ... , утвержденного Постановлением Правительства РФ N 909 от 31.12.2004 г., истец просил суд взыскать с ответчика задолженность за период с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА в размере ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА., взыскать расходы по оплате государственной пошлины в сумме ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА. и расходы по оплате юридических услуг в сумме ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА.
Истец в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель ответчика просил отказать в иске.
Решением Октябрьского районного суда г. Ростова-на-Дону от 17.12.2015 г. требования истца удовлетворены частично. Суд взыскал с Военного комиссариата Ростовской области в пользу Комарова С.С. денежную компенсацию за наем жилья за период с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА. в сумме ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА., расходы по оказанию юридической помощи в сумме ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА.
В апелляционной жалобе Военного комиссариата Ростовской области ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного. Ссылаясь на положения Постановления Правительства РФ N 909 от 31.12.2004 г. "О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей" указывает, что у центра социального обеспечения военного комиссариата Ростовской области не имелось законных оснований для выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения за период с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по расчётам в размере фактических расходов, определенных исходя из норматива общей площади жилого помещения, установленного в соответствии с абзацем третьим настоящего пункта, и предельной стоимости найма (поднайма) ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА кв.метра общей площади жилого помещения.
В заседание суда апелляционной инстанции истец, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания ( ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА), не явился.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца с учетом положений ст. ст. 167, 327 ГПК РФ.
Изучив материалы дела в порядке ст. 327. ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы и в обжалуемой части, выслушав представителя Военного комиссариата Ростовской области, полагавшего решение незаконным и необоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований к отмене решения суда не находит.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 г. N76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах. При этом военнослужащим - гражданам, имеющим трех и более детей, служебные жилые помещения предоставляются во внеочередном порядке.
При этом в силу п.1 ст.23 указанного закона, военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии, за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим настоящего пункта. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту жительства в порядке, предусмотренном п. 14 ст. 15 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 13 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для военнослужащих.
Пунктом 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" предусмотрено, что обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов.
Гражданам, уволенным с военной службы и состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающим с ними членам их семей выплачивается ежемесячная денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений за счет средств федерального бюджета в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Порядок выплаты и размер денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений определены Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 г. N909 "О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей", в соответствии с положениями которого выплата денежной компенсации осуществляется органом Министерства обороны Российской Федерации или иного федерального органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, осуществляющим пенсионное обеспечение по месту жительства лиц, уволенных с военной службы. При этом финансирование расходов, связанных с выплатой денежной компенсации, осуществляется Министерством обороны РФ или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная службы, за счет и в пределах средств, предусмотренных в федеральном бюджете на пенсионное обеспечение лиц, уволенных с военной службы (п. 4 указанного постановления).
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 г. N 909 денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы и членам их семей выплачивается в размере, не превышающем в других городах и районных центрах 3 600 руб., при этом предусмотрено пятидесятипроцентное увеличение компенсации за наем (поднаем) при условии совместного проживания с военнослужащими трех и более членов семьи.
Пунктом 4 Положения о выплате денежной компенсации на наем (поднаем) жилых помещений гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы и членам их семей, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 г. N909 денежная компенсация выплачивается гражданам, уволенным с военной службы и вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий - до фактического предоставления субсидий по государственным жилищным сертификатам.
Материалами дела подтверждается и установлено судом первой инстанции, что приказом НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА истец досрочно уволен с должности ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА по пп.а п.2 ст.51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе". Приказом начальника ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН истец исключен из списков личного состава части с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА. Выслуга лет на дату увольнения составляет 12 лет. На момент увольнения истец не был обеспечен жилым помещением и состоит в списках очередников нуждающихся в получении жилого помещения в базе данных ФГКУ " ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА" с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА
ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА. истец обратился к ответчику с письменным заявлением о выплате денежной компенсации за наем жилья, при этом представил все необходимые документы.
Истцу выплата денежной компенсации за наем жилья оформлена разрешением от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА., а также произведена доплата с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА из расчета ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА.
Как усматривается из материалов дела, истец полагает, что выплата денежной компенсации должна быть произведена ответчиком с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА из расчета ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА., а с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА. по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА исходя из норматива ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА кв.м. на семью из ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА человек.
Разрешая заявленные требования, руководствуясь вышеприведенными положениями закона, а также принимая во внимание заявление ответчика о пропуске истцом срока исковой давности, суд пришел к правильному выводу о частичном удовлетворении исковых требований Комарова С.С. и взыскании в его пользу компенсации за наем жилого помещения за период с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА
Судебная коллегия с такими выводами суда первой инстанции соглашается в полном объеме, считает их основанными на правильном применении норм материального и процессуального права.
Доводы ответчика относительно того, что истец имеет право на получение денежной компенсации только с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА., поскольку в соответствии с личным делом истец состоит на учете в Едином реестре военнослужащих, признанных нуждающимися в получении жилых помещений с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА., обоснованно отклонены судом первой инстанции, поскольку из материалов дела усматривается, что Комаров С.С. был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА., что подтверждается письмом ФГКУ " ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА" от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН ( ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА).
Также, судом первой инстанции правомерно не приняты во внимание доводы ответчика относительно того, что истец не имеет права на получение денежной компенсации, поскольку состоит на учете не в уполномоченных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации организациях.
Так, вышеприведенными положениями закона и Постановлением Конституционного Суда РФ от 03.02.2010 г. N3-П подтверждается, что право военнослужащих на получение компенсации за наем (поднаем) жилых помещений связано с их правом на обеспечение жилым помещением и невозможностью обеспечить их жилым помещением, и такая компенсация выплачивается до обеспечения указанного лица жилым помещением, в связи с чем отсутствуют основания для отказа истцу в выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения до фактического обеспечения жилым помещением как лицу, признанному в установленном законом порядке нуждающимся в жилом помещении и уволенному без предоставления такого жилого помещения с сохранением обязанности государства обеспечить его жилым помещением по последнему месту военной службы.
При этом, истцом суду первой инстанции представлены исчерпывающие доказательства тому, что с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по настоящее время истец пользовался на условиях найма квартирой, расположенной по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН (л.д.18-32). У судебной коллегии отсутствуют основания не согласиться с произведенным судом расчетом на основании положений п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации N 909 от 31.12.2004 г. и п.1 Инструкции "О мерах по реализации в вооруженных силах Российской Федерации Постановления Правительства РФ N 909 от 31.12.2004 г.", утвержденного Приказом Министра обороны РФ N 235 от 16.06.2005 г.
Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы ответчика, изложенные при рассмотрении дела в суде первой инстанции, данным доводам районным судом дана надлежащая правовая оценка, оснований для их переоценки у судебной коллегии не имеется.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что решение Октябрьского районного суда г. Ростова-на-Дону от 17.12.2015 г. является законным и обоснованным, вынесенным при правильном применении норм материального и процессуального права. Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г. Ростова-на-Дону 17.12.2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Военного комиссариата Ростовской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.