Судья Магаданского областного суда Бобылев С.В.,
при секретаре Гельман И.В.,
с участием Мамадалиева М.М. лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении,
представителя административного органа Отдела Федеральной миграционной службы по Магаданской области - Зинченко О.В.,
переводчика А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Мамадалиева М.М. на не вступившее в законную силу постановление судьи Магаданского городского суда от 24 февраля 2016 года, вынесенное в отношении Мамадалиева М.М. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением судьи Магаданского городского суда от 24 февраля 2016 года гражданин " ... " Мамадалиев М.М. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и ему назначено наказание в виде штрафа в размере " ... " рублей с принудительным административным выдворением за пределы Российской Федерации.
До исполнения постановления о выдворении постановлено поместить Мамадалиева М.М. в специальное учреждение временного содержания иностранных граждан, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации, ОФМС России по Магаданской области.
В поданной в Магаданский областной суд жалобе на постановление судьи Мамадалиев М.М. указывает, что не согласен с назначенным наказанием в виде выдворения за пределы Российской Федерации. Ссылается на то, что неоднократно обращался и подавал сотрудникам ОФМС для оформления документы для постановки на учет. По неизвестной причине ему было отказано в приеме документов. Полагает, что, назначая наказание в виде выдворения, судья не учел в полной мере, что он состоит в браке с гражданкой Российской Федерации и имеет на иждивении двоих малолетних детей. Просит постановление судьи в части выдворения за пределы Российской Федерации отменить.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснение Мамадалиева М.М., поддержавшего доводы жалобы, возражения относительно жалобы представителя Отдела Федеральной миграционной службы по Магаданской области Зинченко О.В., прихожу к следующему.
Привлекая Мамадалиева М.М. к ответственности, судья правильно исходил из того, что его вина в совершении административного правонарушения нашла свое подтверждение. Такой вывод судьи основан на законе и материалах дела, которым судья дал верную юридическую оценку.
В соответствии с частью 2 статьи Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном статьей 6.1 настоящего Федерального закона, либо у него принято заявление о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации иностранного гражданина, признанного носителем русского языка в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", или заявление о выдаче вида на жительство, либо федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции (далее - федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции), принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона, либо ходатайство образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается по очной или очно-заочной форме по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, о продлении срока временного пребывания в Российской Федерации такого иностранного гражданина.
Отношения, возникающие при осуществлении учета перемещений иностранных граждан и лиц без гражданства, связанных с их въездом в Российскую Федерацию, транзитным проездом через территорию Российской Федерации, передвижением по территории Российской Федерации при выборе и изменении места пребывания или жительства в пределах Российской Федерации либо выездом из Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ).
В силу требований части 1 статьи 20 названного Федерального закона иностранный гражданин в случае нахождения в месте пребывания обязан встать на учет по месту пребывания в порядке и на условиях, которые установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 18.8 КоАП РФ нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.
Как следует из материалов дела, 24 февраля 2016 года в 10.00 час., в кабинете N ... отдела ФМС России по Магаданской области, расположенного "адрес" выявлен гражданин " ... " Мамалиев М.М., допустивший нарушение режима пребывания в Российской Федерации, правил миграционного учета, выразившееся в проживании в Российской Федерации без постановки на миграционный учет (разрешенный срок пребывания в Российской Федерации истек 25 января 2016 года).
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 24 февраля 2016 года N ... , сведениями ФМС России АС ЦБДУИГ (СПО "Мигрант"), копией уведомления о прибытии иностранного гражданина, копией паспорта Мамадалиева М.М. " ... ", и другими материалами дела, которые оценены по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
При таком положении действия Мамадалиева М.М. правильно квалифицированы судьей, и он обоснованно привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 18.8 КоАП РФ.
Порядок и срок давности привлечения Мамадалиева М.М. к административной ответственности соблюдены.
Вместе с тем с учетом конкретных обстоятельств дела имеются основания для изменения обжалуемого постановления судьи.
Санкцией части 1 статьи 18.8 КоАП РФ предусмотрено административное наказание в виде административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.
Установленное санкцией данной нормы дополнительное наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации является альтернативным.
В соответствии с общими правилами административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (части 1 и 2 статьи 4.1 КоАП РФ).
Назначение дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, такой меры ответственности, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения баланса публичных и частных интересов в рамках производства по делам об административных правонарушениях.
Согласно части 2 статьи 1.1 КоАП РФ Кодекс основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации.
В силу положений статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
В ходе производства по делу Мамадалиев М.М. заявлял, что на территории Российской Федерации проживает с гражданкой РФ Г. в фактически брачных отношениях с "дата", удочерил ее дочь В., "дата" рождения, которая носит его фамилию.
Мамадалиев М.М. и Г. "дата" зарегистрировали брак, "дата" у них родился сын Д ... Данные обстоятельства подтверждаются свидетельствами о рождении, свидетельством о заключении брака.
Из имеющихся в деле документов ОФМС следует, что Мамадалиев М.М. осуществлял трудовую деятельность на территории " ... ", " ... ".
Дочь Мамадалиева В. родилась "дата" в " ... " районе Магаданской области. Брак между Мамадалиевым М.М. и Г. заключен в отделе ЗАГСа " ... ", там же зарегистрировано рождение второго ребенка. Следовательно, во время работы Мамадалиева М.М. на территории " ... " семья находилась с ним. В настоящее время жена с детьми проживает в " ... " районе Магаданской области. 19 марта 2015 года Мамадалиев М.М. выезжал вместе с сыном " ... ", чтобы показать ребенка своим родителям. Вернулся в Российскую Федерацию 27 сентября 2015 года. В период с 1 по 12 октября 2015 года Мамадалиев М.М. находился в п. " ... " Магаданской области, куда приехал к жене и детям, планирует их переезд в г. Магадан. Видеться более часто с семьей не имеет возможности из-за отсутствия денежных средств.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 15 июля 1999 г. N 11-П, конституционными требованиями справедливости и соразмерности предопределяется дифференциация публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении тех или иных мер государственного принуждения. В развитие данной правовой позиции Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 27 мая 2008 г. N 8-П указал, что меры, устанавливаемые в уголовном законе в целях защиты конституционно значимых ценностей, должны определяться исходя из требования адекватности порождаемых ими последствий (в том числе для лица, в отношении которого они применяются) тому вреду, который причинен в результате преступного деяния, с тем чтобы обеспечивались соразмерность мер уголовного наказания совершенному преступлению, а также баланс основных прав индивида и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от преступных посягательств.
Указанные правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации могут быть распространены и на административную ответственность.
В Постановлении от 14 февраля 2013 г. N 4-П Конституционный Суд Российской Федерации также признал, что устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; иное - в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в Конституции Российской Федерации идей справедливости и гуманизма - было бы несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 марта 2003 г. N 3-П, от 13 марта 2008 г. N 5-П, от 27 мая 2008 г. N 8-П, от 13 июля 2010 г. N 15-П, от 17 января 2013 г. N 1-П и др.).
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, по настоящему делу, не установлено. Приведенные выше обстоятельства, изученные при рассмотрении жалобы документы, достоверность которых сомнений не вызывает, в совокупности с материалами дела свидетельствуют о прочности семейной и социальной связи Мамадалиева М.М. в стране пребывания. При таких данных выдворение Мамадалиева М.М. за пределы Российской Федерации не исключает серьезного вмешательства со стороны государства в осуществление его права на уважение семейной жизни, назначение данного вида наказания противоречит требованиям статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
При таких обстоятельствах, с учетом приведенных выше правовых норм и конкретных обстоятельств дела постановление судьи Магаданского городского суда, вынесенное в отношении Мамадалиева М.М. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.8 КоАП РФ, подлежит изменению путем исключения из них указания на назначение Мамадалиеву М.М. административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Руководствуясь, статьей 30.7 КоАП РФ, судья Магаданского областного суда
РЕШИЛ:
жалобу Мамадалиева М.М. удовлетворить частично.
Постановление судьи Магаданского городского суда от 24 февраля 2016 года, вынесенное в отношении Мамадалиева М.М. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить: исключить из него указание на назначение Мамадалиеву М.М. административного наказания в виде принудительного административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Помещение Мамадалиева М.М. в специальное учреждение временного содержания иностранных граждан, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации, ОФМС России по Магаданской области отменить.
Освободить Мамадалиева М.М. из специального учреждения временного содержания иностранных граждан, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации, ОФМС России по Магаданской области.
В остальной части постановление судьи оставить без изменения.
Судья Магаданского
областного суда С.В. Бобылев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.