судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе:
Председательствующего Юрченко Е. П.
судей Федорова В.А., Глазовой Н. В.
при секретаре Поповой К. А.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Федорова В.А.
гражданское дело по иску ККВ к Департаменту культуры Воронежской области об отмене дисциплинарного взыскания
по апелляционной жалобе ККВ
на решение Центрального районного суда г. Воронежа от 12 октября 2015 года
(судья Буслаева В. И.)
УСТАНОВИЛА:
ККВ обратился в суд с иском к Департаменту культуры Воронежской области об отмене дисциплинарного взыскания, указывая то, что он с 11 января 2012 г. находился на государственной гражданской службе, работая в должности начальника отдела культурного наследия Департамента культуры Воронежской области.
Приказом N 280 от 09 апреля 2015 г. на него наложено дисциплинарное взыскание в виде выговора за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей.
Считая наложение данного дисциплинарного взыскания незаконным по тем основаниям, что нарушен порядок его применения, отсутствует факт совершения проступка, а также не учтены обстоятельства совершения проступка, предшествующее отношение к труду
Просит отменить наложенное приказом N 280 от 09.04.2015 г. дисциплинарное взыскание в виде выговора.
Решением Центрального районного суда г. Воронежа от 12 октября 2015 года исковые требования оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе ККВ просит об отмене решения как незаконного и не обоснованного по основаниям, изложенным в жалобе.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав явившихся в судебное заседание лиц, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Служебная дисциплина на гражданской службе - обязательное для гражданских служащих соблюдение служебного распорядка государственного органа и должностного регламента, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, нормативными актами государственного органа и со служебным контрактом (часть 1 статьи 56 Федерального закона от 27 июля 2004 года N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации").
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 57 Федерального закона N 79-ФЗ от 27 июля 2004 года за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:
замечание; выговор; предупреждение о неполном должностном соответствии; увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным пунктом 2, подпунктами "а" - "г" пункта 3, пунктами 5 и 6 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона.
За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.
В силу статьи 58 Федерального закона N 79-ФЗ от 27 июля 2004 года до применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме.
Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка. При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей. Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени проведения служебной проверки.
Положениями статьи 59 Федерального закона N 79-ФЗ от 27 июля 2004 года установлено, что служебная проверка проводится по решению представителя нанимателя или по письменному заявлению гражданского служащего (часть 1); при проведении служебной проверки должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены: факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка; вина гражданок эго служащего; причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка; характер и размер вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка; обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданского служащего о проведении служебной проверки (часть 2); письменное заключение по результатам служебной проверки подписывается руководителем подразделения государственного органа по вопросам государственной службы и кадров и другими участниками служебной проверки и приобщается к личному делу гражданского служащего, в отношении которого проводилась служебная проверка (часть 10).
Ст. 11 ТК РФ предусмотрено, что на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.
В соответствии с п. 1.1 Положения о Департаменте культуры Воронежской области, утвержденного Постановлением Правительства Воронежской обл. от 02.12.2014 N 1082 "Об утверждении Положения о департаменте культуры Воронежской области" Департамент культуры Воронежской области (далее - Департамент) является исполнительным органом государственной власти Воронежской области, обеспечивающим на территории Воронежской области разработку и реализацию государственной политики в сфере культуры, искусства, туризма, кинофикации, художественного образования.
Одной из основных задач департамента является разработка и реализация на территории области государственной политики в сфере культуры, искусства, туризма, кинофикации, художественного образования, музеев (п.2.1 Положения).
В разделе 3 указанного Положения определены основные функции и услуги Департамента, в число которых входят:
- участие в формировании бюджета Воронежской области в части расходов на осуществление полномочий и функций Департамента, а также подведомственных учреждений;
- осуществление функций главного распорядителя и получателя бюджетных средств, предусмотренных на содержание Департамента и реализацию возложенных на него полномочий;
-осуществление комплексного анализа, планирования и прогнозирования тенденций, обоснования целей и приоритетов развития сферы культуры, искусства, кинофикации, художественного образования;
-разработка в установленном порядке проектов правовых актов Воронежской области по вопросам, отнесенным к полномочиям Департамента;
-проведение аккредитации организаций, осуществляющих классификацию объектов туристской индустрии, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере туризма;
-участие в формировании бюджета Воронежской области в части расходов на осуществление полномочий и функций Департамента, а также подведомственных учреждений;
-осуществление функций главного распорядителя и получателя бюджетных средств, предусмотренных на содержание Департамента и реализацию возложенных на него полномочий;
-осуществление комплексного анализа, планирования и прогнозирования тенденций, обоснования целей и приоритетов развития сферы культуры, искусства, кинофикации, художественного образования.
-разработка в установленном порядке проектов правовых актов Воронежской области по вопросам, отнесенным к полномочиям Департамента;
-участие в разработке и реализации федеральных целевых программ в случаях и порядке, установленных действующим законодательством.
-издание в пределах своей компетенции нормативных правовых актов - приказов;
-организация проведения экспертиз проектов целевых программ, касающихся вопросов подведомственной сферы деятельности и др.
В соответствии с Положением об отделе культурного наследия департамента, утвержденным руководителем департамента 16.07.2012 г. на отдел возложены полномочия по реализации функций Департамента по осуществлению государственного контроля в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Воронежской области.
В указанном Положении определено, что отдел исполняет следующие государственные функции:
Сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности. Государственная охрана объектов культурного наследия федерального значения в соответствии со статьей 33 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", за исключением:
ведения единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
организации и проведения государственной историко-культурной экспертизы в части, необходимой для исполнения полномочий федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере массовых коммуникаций и по охране культурного наследия;
согласования проектов зон охраны объектов культурного наследия федерального значения и градостроительных регламентов, устанавливаемых в границах территорий объектов культурного наследия федерального значения, расположенных в исторических поселениях, и границах зон их охраны;
выдачи разрешений (открытых листов) на проведение работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия. Сохранение, использование, популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности Воронежской области. Государственная охрана объектов культурного наследия федерального значения.
Подготовка документации для включения объектов культурного наследия регионального значения или объектов культурного наследия местного (муниципального) значения в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Организация работ по выявлению, регистрации, инвентаризации, мониторингу, оценке, научному изучению объектов культурного наследия.
Выдача предписаний о приостановлении либо запрете любой хозяйственной деятельности в отношении объектов культурного наследия, их территорий и зон охраны, создающей угрозу их сохранности и способной оказать прямое или косвенное воздействие на объекты культурного наследия, в соответствии с действующим законодательством. Предъявление исков в суд в случаях нарушения законодательства об е объектов культурного наследия в соответствии с федеральным законодательством.
Разработка и реализация охранных мероприятий с целью сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.
Определение характера использования территории примечательного места, установка ограничений на использование территории и требований к хозяйственной деятельности, проектированию и строительству на территории достопримечательного в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения.
Подготовка заключений на проекты нормативных правовых актов по вопросам, находящимся в компетенции отдела.
Согласование в случаях и порядке, установленных Федеральным законом "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", проектов градостроительных регламентов, а также решений федеральных органов исполнительной органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления о предоставлении земель и изменении их правового режима.
Отдел предоставляет следующие государственные услуги:
-оформление охранных обязательств с собственниками и пользователями объектов культурного наследия федерального значения (по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по охране культурного наследия), объектов культурного наследия регионального значения;
-организация проведения историко-культурной экспертизы в части экспертизы, необходимой для обоснования принятия решения (согласования) охраны объектов культурного наследия или органа местного самоуправления, которое отнесено к полномочиям данных органов в соответствии с федеральным законодательством;-выдача заданий на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия и разрешений на проведение работ по сохранению культурного наследия, а также согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного регионального и местного (муниципального) значения и их территорий;
-согласование в случаях и порядке, установленных Федеральным законом "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", проектов зон охраны объектов культурного наследия, землеустроительной документации;
-предоставление информации об объектах культурного наследия регионального значения, находящихся на территории Воронежской области и включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
-выдача разрешения на строительство в случае осуществления реконструкции объекта культурного наследия, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности такого объекта, выдача разрешения на ввод в эксплуатацию объекта культурного наследия.
Из материалов дела следует, что согласно приказу о приеме на государственную гражданскую службу ККВ N 45-лс от 22.12.2010 г. (л.д.82); приказу об освобождении от должности N 36-лс от 20.12.2011 г. (л.д.81); Служебному контракту N 23-СК от 30.12.2011 г. с дополнительными соглашениями (л.д.83-91); Приказу о назначении на должность ККВ N 35-к от 30.12.2011 г. (л.д.80); приказу об увольнении ККВ N 47-к от 19.06.2015 г. (л.д.194) судом установлено, что истец ККВ состоял на государственной гражданской службе Воронежской области с 11.01.2011 г., работая с 11.01.2012 г. по 22.06.2015 г. на главной должности государственной гражданской службы Воронежской области категории "специалисты" начальника отдела культурного наследия Департамента культуры Воронежской области.
Приказом от 09 апреля 2015 г. N 280-ОД в соответствии со статьями 57,58 Федерального закона от 27.07.2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", на основании акта служебной проверки от 06.04.2015 г., заключения по результатам служебной проверки в отношении гражданских служащих департамента культуры Воронежской области ККВ, ШЕА, ЧОН в связи с ненадлежащим исполнением гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей в части контроля за выполнением сотрудниками отдела возложенных функций и осуществлением полномочий по государственному контролю в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Воронежской области, организации мероприятий по государственной охране объектов культурного наследия, расположенных на территории Воронежской области, установленных должностным регламентом, начальнику отдела культурного наследия Департамента культуры ККВ объявлен выговор (л.д.135).
Из акта служебной проверки от 06 апреля 2015 г. следует, что основанием для ее проведения послужил приказ Департамента культуры Воронежской области от 16.03.2015 г. N 207-ОД "О проведении служебной проверки", из которого следует, что на основании поручения губернатора Воронежской области от 05.03.2015 г., поручения первого заместителя председателя правительства Воронежской области от 11.03.2015 г. на основании письма контрольного управления правительства Воронежской области от 05.03.2015 г. N 15-12/186, справки по результатам проверки Департамента культуры Воронежской области по осуществлению государственного контроля в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Воронежской области; осуществлению государственного контроля в отношении музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, приказано провести в срок до 30.03.2015 г. служебную проверку в отношении начальника отдела культурного наследия Департамента культуры Воронежской области ККВ ... по факту надлежащего исполнения должностных обязанностей при осуществлении государственного контроля в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Воронежской области (л.д. 102-103).
С вышеназванными приказами ККВ 17.03.2015 г. был ознакомлен, о чем свидетельствует его подпись в листе ознакомления (л.д.105).
03.04.2015 года в рамках проведения служебной проверки от истца были истребованы объяснения (л.д. 121-134).
Из акта служебной проверки от 06.04.2015 г. усматривается, что в ходе служебной проверки, нашли подтверждения следующие нарушения:
1. При проведении внеплановых проверок исполнения ранее выданных предписаний протоколы об административной ответственности не составляются в соответствии со ст. 28.1 КО АП РФ, снова выносится новое (предписание (от 28.04.2014 N 83-03-08/21, от 13.02.2015 N 83-03-10/06).
2. В значительной части предписаний отсутствуют указания на вид нарушения, ссылки на нормативный правовой акт, указание нарушения требований охранных обязательств (от 28.04.2014 N 83-03-08/21, от 13.02.2015 N83-03-10/06, от 31.03.2014 N83-03-08/14).
3. Предписания N 83-03-08/03, 83-03-08/01, 83-03-08/02 от 14.01.2015 г. выданы без проведения внеплановых проверок.
4. Проектная документация "реставрация с приспособлением для современного использования" в отношении объекта культурного наследия "Дом купца И. Балашова" не соответствует выданному заданию, предполагает изменения облика ОКН. На основании названной документации выдано разрешение на производство работ от 13.11.2013. Согласно акту Минкультуры наземная часть 1, 2 этажа разобраны, подвальный этаж возведен заново из кирпича от разборки здания. По данному акту имеется судебное решение о привлечении к административной ответственности, а также проект восстановления здания. Надлежащий контроль в области сохранения ОКН не осуществлен.
5. Проектная документация не соответствует выданному заданию на проведение историко-культурной экспертизы по следующим ОКН: "Здание электростанции и паровой прачечной кадетского корпуса" (г. Воронеж, ул. Феоктистова, 1), "Комплекс казенного винного склада. Главный производственный корпус. Контора. Спиртохранилище" (г. Воронеж, ул. Кольцовская, 24к, 24д, 24ж).
В соответствии с п. 29, 30 Положения о государственной историко - культурной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.07.2009 N 569 орган охраны ОКН в течение 45 дней с даты получения документов и материалов, предусмотренных, рассматривает заключение экспертизы, прилагаемые к нему документы и материалы. Должностные лица Департамента обязаны были проверять представленные документы и вправе были не согласовать проектную документацию, отказать в выдаче разрешения и задания. Действия и пояснения государственных гражданских служащих свидетельствуют о формальном подходе к исполнению должностных обязанностей при реализации функций и полномочий органа в сфере охраны ОКН.
6. ОКН "Дом М.М. Сомова" разрешения на работы по сохранению Объекта выданы на основании необоснованного заключения историко-культурного экспертизы ... ККВ ... не принимал участие в мероприятиях по данному ОКН.
7. Согласование перевода квартир из категории жилого в нежилые помещения, расположенные в ОКН, в отдельных случаях осуществляется без проведения охранных мероприятий. Данные действия осуществлены без соблюдения требований ст. 40-45 7Э-ФЗ.
8. АУК ВО "Государственная инспекция историко-культурного наследия" как юридическое лицо, проводило государственную историко - культурную экспертизу в отношении земельных участков, в отношении проектной документации и проектов зон охраны не было проведено ни одной государственной историко-культурной экспертизы как юридическим лицом, что свидетельствует об отсутствии реализации в полном объеме основного уставного вида деятельности - проведение государственной историко- культурной экспертизы. Реализация данного вида деятельности не осуществляется ввиду отсутствия экспертов, соответствующих установленным требованиям, однако, лицом, осуществляющим координацию и контроль за деятельностью учреждения, не предприняты меры с целью устранения препятствий (л.д. 106-114).
В соответствии с заключением по результатам служебной проверки в отношении гражданских служащих Департамента культуры Воронежской области ... комиссией сделан вывод, что ККВ при осуществлении должностных обязанностей были допущены следующие нарушения: отсутствие надлежащего контроля за выполнением сотрудниками отдела возложенных функций и осуществлением полномочий (п. 3.2. Должностного регламента), ненадлежащая организация и реализация мероприятий по государственной охране ОКН, мероприятий по сохранению, использованию и популяризации ОКН (пункты 3.16, 3.17, 3.25 Должностного регламента), отсутствие надлежащего контроля за деятельностью АУК ВО "Государственная инспекция историко-культурного наследия" (п. 3.31 Должностного регламента). Факт совершения ККВ дисциплинарного проступка установлен, вина ККВ в совершении дисциплинарного проступка, выразившегося в ненадлежащем исполнении должностных обязанностей, установлена.
В соответствии с положением об отделе начальник отдела несет ответственность за выполнение государственных функций, предусмотренных положением об отделе, разделом 5 должностного регламента начальника отдела культурного наследия предусмотрена персональная ответственность за исполнение государственных функций и предоставление государственных услуг, указанных в разделе 3 Регламента ...
В указанном заключении комиссией предложено в отношении гражданского служащего начальника отдела культурного наследия департамента культуры Воронежской области ККВ применить дисциплинарное взыскание в виде выговора (л.д.115-120).
В соответствии с должностным регламентом на должность государственной гражданской службы Воронежской области начальника культурного наследия Департамента культуры и архивного дела Воронежской области, утвержденным руководителем департамента 13.07.2012 г. в должностные обязанности начальника отдела входит: руководство деятельностью отдела культурного наследия по реализации возложенных функций и осуществлению полномочий; представление интересов департамента в судебных инстанциях и правоохранительных органах; подготовка заключений по правовым вопросам, возникающим в результате деятельности департамента, по проектам нормативных актов, поступающих на согласование, а также разработка предложений по совершенствованию деятельности департамента и подведомственных учреждений культуры; подготовка, по поручению руководства, проектов приказов департамента, правовых актов исполнительной и законодательной власти Воронежской области; осуществление постоянного контроля за выполнением сотрудниками мероприятий и поручений по обращениям, заявлениям и жалобам граждан и организаций, обеспечение их своевременного рассмотрения с предоставлением письменного ответа заявителю; разработка и реализация мероприятии по сохранению, использованию и популяризации объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности и в собственности Воронежской области; разработка и реализация мероприятий по государственной охране объектов культурного наследия федерального значения в соответствии со статьей 33 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и объектов культурного наследия регионального значения; осуществление действия и контроля деятельности автономного учреждения культуры Воронежской области "Государственная инспекция историко-культурного наследия", подготовка предписаний о приостановлении либо запрете любой хозяйственной деятельности в отношении объектов культурного наследия, их территорий и зон охраны, создающей угрозу их сохранности и способной оказать прямое или косвенное воздействие на объекты культурного наследия, в соответствии с действующим законодательством и другие (л.д.82-98).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что ККВ при осуществлении должностных обязанностей были допущены выявленные при проверке вышеназванные нарушения.
Кроме того, заключение служебной проверки по факту выявленных нарушений истцом не оспорено.
Судебная коллегия находит выводы суда по существу правильными, так как они соответствует установленным обстоятельствам и требованиям законодательства, регулирующего возникшие отношения сторон.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а выражают лишь несогласие с ними, в связи с чем, удовлетворить их не представляется возможным.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Воронежа от 12 октября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ККВ - без удовлетворения.
Председательствующий:
судьи коллегии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.