Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Кустовой С.В.,
судей: Моргунова Ю.В., Лукьянченко Р.В.,
при секретаре Чирковой А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Богдан Т. В., действующей также в интересах несовершеннолетнего ФИО1 к федеральному государственному казенному учреждению "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, возложении обязанности принять на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма,
по апелляционной жалобе ФГКУ "Востокрегионжилье" на решение Кировского районного суда г. Хабаровска от 26 ноября 2015 года.
Заслушав доклад судьи Лукьянченко Р.В., объяснения представителя истца Прохорова С.О., судебная коллегия
установила:
Богдан Т.В., действующая также в интересах несовершеннолетнего ФИО1 обратилась в суд с иском о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, возложении обязанности принять на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, ссылаясь на следующее:
Истец состояла в браке с военнослужащим ФИО2, который умер ДД.ММ.ГГГГ, смерть связана с исполнением обязанностей военной службы. От брака имеется сын, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения. 23 марта 2015 г. Богдан Т.В. направила ответчику пакет документов для признания ее и сына нуждающимися в предоставлении жилого помещения и постановке на учет нуждающихся. Решением от 12.05.2015 г. в удовлетворении заявления отказано, так как у умершего ФИО2 не имелось необходимой выслуги лет в календарном исчислении (10 лет). Решение ответчика является незаконным, так как обеспечение членов семьи умершего военнослужащего не связано с наличием указанной выслуги.
В связи с чем, истец просила признать незаконным решение ФГКУ "Востокрегионжилье" от 12 мая 2015 г. N об отказе в постановке на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма; возложить ответчика обязанность в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу вынести письменное решение о принятии Богдан Т.В. и ФИО1 на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
Решением Кировского районного суда г. Хабаровска суда от 26 ноября 2015 года исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель ФГКУ "Востокрегионжилье" просит решение отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении иска, поскольку выслуга лет погибшего военнослужащего ФИО2 в календарном исчислении составляет менее 10 лет, что не дает основания быть признанными нуждающимися в жилых помещениях. Самостоятельным правом на получение жилого помещения по договору социального найма истцы не обладают. На момент подачи заявления о принятии на учет, истцы были обеспечены жильем по учетной норме. Кроме этого, Богдан Т.В. фактически поставила вопрос об улучшении жилищных условий с предоставлением ей еще одного жилого помещения в избранном месте жительства с сохранением права пользования жилым помещением по прежнему месту жительства, что приведет к сверхнормативному обеспечению жильем.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу истец Богдан Т.В. просит апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, а решение суда первой инстанции без изменения, так как требование при обеспечении жильем в виде наличия 10 лет выслуги распространяется на граждан, уволенных с военной службы, а не на военнослужащих, умерших при прохождении военной службы. За членами семей военнослужащего, после его смерти сохраняется право на улучшение жилищных условий.
Представитель истца в заседании суда апелляционной инстанции возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, по доводам, указанным в письменных возражениях.
Истец, представитель ответчика в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены в установленном порядке. Истец просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
В связи с чем, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Рассмотрев дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя истца, судебная коллегия приходит к следующему:
как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции,
"данные изъяты" ФИО2., умерший ДД.ММ.ГГГГ, исключен из списков личного состава войсковой части 17.09.2014г. в связи со смертью. Смерть связана с исполнением обязанностей военной службы. Выслуга лет ФИО2 в календарном исчислении - 04 года 03 мес., в льготном - 07 лет 06 мес.
До смерти ФИО2, его жена Богдан Т.В. и сын ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ рождения проживали вместе с ФИО2, в качестве членов семьи нанимателя жилого помещения ФИО3 в двухкомнатной квартире общей площадью 44 кв.м., расположенной по "адрес".
Данная квартира была предоставлена отцу ФИО2 - ФИО4 на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ, выданного КЭЧ Минобороны России с учетом жены ФИО3 и сына - ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ рождения.
13.05.2013г. с ФИО3 заключен договор социального найма указанного жилого помещения. После снятия ФИО2 с регистрационного учета по данному адресу в связи со смертью, в указанной квартире проживают и зарегистрированы ФИО3, Богдан Т.В. (сноха), ФИО1 (внук).
Постановлением администрации Вилючинского городского округа закрытого административно-территориального образования г. Вилючинска Камчатской области от 01.12.2005г. за N, установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 12 кв.м. на одного человека.
23.03.2015г. Богдан Т.В., действующая также в интересах ФИО1 обратилась к ответчику с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Решением ФГКУ "Востокрегионжилье" 12.05.2015г. истцу отказано в удовлетворении заявления в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 54 ЖК РФ, в связи с не предоставлением документов, подтверждающих право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Письмом от 11.07.2015г. ФГКУ "Востокрегионжилье" сообщило истцу об отсутствии оснований для признания истца нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, поскольку у супруга истца отсутствует выслуга в календарном исчислении 10 лет.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Рассматривая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст.ст. 15, 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих", Постановления Правительства Российской Федерации от 21.06.2002 г. N 451 "Об усилении социальной защиты членов семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников федеральных органов исполнительной власти", установив, что члены семьи ФИО2 до его смерти имели основание быть признанными нуждающимися в жилом помещении, поскольку были обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; а для обеспечения членов семьи умершего военнослужащего жилым помещением, его выслуга не является необходимым условием; пришел к выводу о том, что требования истца являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, которым правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, представленным сторонами доказательствам в совокупности дана надлежащая оценка.
Доводы апелляционной жалобы о том, что наличие у военнослужащего ФИО2 выслуги в календарном исчислении менее 10 лет, не дает оснований членам его семьи быть признанными нуждающимися в жилых помещениях, отклоняются судебной коллегией, исходя из следующего:
Согласно статье 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих", предусмотренные им социальные гарантии и компенсации распространяются как на непосредственно военнослужащих, так и на граждан, уволенных с военной службы, а также на членов семей военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы.
При этом к членам семей военнослужащих, а также граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются указанные социальные гарантии, относятся, в том числе супруга и несовершеннолетние дети.
В соответствии с пунктом 3.1 статьи 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих", членам семей военнослужащих (за исключением военнослужащих, участвовавших в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих), погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членам семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 20 лет и более вне зависимости от основания увольнения, признанным нуждающимися в жилых помещениях или имевшим основания быть признанными нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с настоящим Федеральным законом до гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений либо жилые помещения предоставляются в порядке и на условиях, которые предусмотрены пунктами 1, 16, 18 и 19 статьи 15 и статьей 15.1 настоящего Федерального закона, с учетом права военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, на дополнительную общую площадь жилого помещения на дату его гибели (смерти).
Исходя из толкования положений данного пункта, члены семьи погибшего (умершего) военнослужащего имеют право на получение жилья за счет средств государства в силу самого факта гибели (смерти) военнослужащего в период военной службы. Оговорок относительно стажа военной службы такого лица на день его смерти и причин смерти, от которых зависело бы право членов его семьи на обеспечение жильем за счет государства, в законе нет.
Иное истолкование и применение данного положения закона позволяло бы лишать членов семей всех военнослужащих, которые погибли (умерли) в период военной службы, но не имели на день гибели 10-и либо 20-летней общей продолжительности военной службы, тех гарантированных государством прав, которые предоставлены им в силу особого характера военной службы и связанных с этим последствий.
При этом пункт 3.1 ст. 24 названного Федерального закона предусматривает, что жилые помещения членам семей военнослужащих, погибших (умерших) во время службы, предоставляются как в случае, если они были признаны нуждающимися в жилых помещениях до гибели (смерти) военнослужащего, так и тогда, когда они (то есть сами члены семьи военнослужащего) имели основания быть признанными нуждающимися в жилых помещениях до гибели (смерти) военнослужащего, вне зависимости от того, были они поставлены на учет нуждающихся в жилых помещениях или нет.
Как указано в ч. 2 данной статьи, за членами семей военнослужащих, после гибели (смерти) военнослужащего сохраняется право на улучшение жилищных условий в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы о том, что после смерти ФИО2, на момент обращения истца с заявлением о принятии на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, истцы были обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы, отклоняются судебной коллегией, поскольку согласно ч. 1.1 ст. 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих", при предоставлении жилого помещения в соответствии с настоящим Федеральным законом членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего (гражданина, уволенного с военной службы) размер общей площади предоставляемого жилого помещения определяется исходя из состава семьи военнослужащего (гражданина, уволенного с военной службы) на дату его гибели (смерти).
Истцы имели основания быть признанными нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с указанным Федеральным законом до смерти военнослужащего ФИО2
Ссылки в жалобе на то, что истец фактически поставила вопрос об улучшении жилищных условий с предоставлением ей еще одного жилого помещения в избранном месте жительства с сохранением права пользования жилым помещением по прежнему месту жительства, что приведет к сверхнормативному обеспечению жильем, является необоснованной, поскольку истец не ставит в иске вопрос о сохранении права пользования занимаемым жилым помещением. Указанные обстоятельства должны быть учтены ответчиком при предоставлении истцу жилого помещения соответствующей площади.
Доводы апелляционной жалобы направлены на иную оценку установленных судом обстоятельств, не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения суда первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения, а потому не могут служить основанием к отмене судебного решения.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал правильную правовую оценку, применил закон, подлежащий применению к установленным правоотношениям.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, поэтому оснований к отмене или изменению решения суда, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Кировского районного суда г. Хабаровска от 26 ноября 2015 года по гражданскому делу по иску Богдан Т. В., действующей также в интересах несовершеннолетнего ФИО1 к федеральному государственному казенному учреждению "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, возложении обязанности принять на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма - оставить без изменения, апелляционную жалобу ФГКУ "Востокрегионжилье" - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке, в президиум Хабаровского краевого суда, в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий С.В. Кустова
Судьи Ю.В. Моргунов
Р.В. Лукьянченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.