Судебная коллегия по гражданским делам Рязанского областного суда в составе:
председательствующего Насоновой В.Н.,
судей Споршевой С.В., Рогозиной Н.И.
при секретаре Важине Я.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе
Гудкова Д.С. на решение Советского районного суда города Рязани от 10 декабря 2015 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований
Гудкова Д.С. к правительству Рязанской области о взыскании индексации по заработной плате, процентов за пользование чужими денежными средствами и компенсации морального вреда отказать.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Насоновой В.Н., объяснения представителя правительства Рязанской области по доверенности Вешкиной А.В., представителя министерства финансов Рязанской области по доверенности Бугаева А.Е., возражавших против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Гудков обратился в суд с иском к правительству Рязанской области о взыскании индексации по заработной плате, процентов за пользование чужими денежными средствами и компенсации морального вреда. В обоснование требований указал, что на государственной гражданской службе он находился с 10.08.2004 г., при этом с 07.10.2009 г. по день обращения в суд с настоящим иском работал в отделе мониторинга и анализа законодательства правового управления аппарата правительства Рязанской области, сначала в должности главного специалиста по правовым вопросам, а затем в должности консультанта по правовым вопросам. Последняя занимаемая им должность отнесена к главной группе должностей государственной гражданской службы Рязанской области, категории - "специалисты", замещаемой на неопределенный срок полномочий. 31.07.2015 г. его известили о том, что представителем нанимателя было принято решение о сокращении занимаемой им должности в правовом управлении, что является основанием для увольнения с государственной гражданской службы Рязанской области. Как указывает истец, с момента вступления в силу Закона Рязанской области "О государственной гражданской службе Рязанской области" по настоящее время государственным служащим Рязанской области оклады месячного денежного содержания не индексировались, в связи с чем представителем нанимателя в одностороннем порядке не были исполнены обязательства, установленные законодательством о государственной гражданской службе и служебным контрактом. Согласно представленному истцом расчету размер индексации заработной платы за период с 2009 г. по июнь 2015 г. составил
"
...
"руб.
"
...
" коп., которые и просил взыскать с ответчика в свою пользу. Ссылаясь на нарушение срока выплаты индексации по заработной плате при увольнении, также просил взыскать с ответчика в свою пользу проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 01.01.2010 г. по 30.06.2015 г. в сумме
"
...
"руб.
"
...
" коп.; компенсацию морального вреда за нарушение ответчиком его трудовых прав в размере
"
...
"руб.
В ходе рассмотрения дела истец увеличил размер исковых требований в части взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами и компенсации морального вреда, просил взыскать с ответчика в свою пользу за период с 01.01.2010 г. по 10.12.2015 г. проценты исходя из средней ставки банковского процента по вкладам физических лиц, существовавшей в указанный период, в сумме
"
...
"руб.
"
...
" коп., компенсацию морального вреда в сумме
"
...
"руб.
Ответчик исковые требования Гудкова Д.С. не признал.
Суд отказал в удовлетворении иска, постановив вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Гудков Д.С. ставит вопрос об отмене решения суда и принятии нового решения об удовлетворении исковых требований в полном объеме. Истец полагает решение суда незаконным и необоснованным, постановленным с существенным нарушением норм права и несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В возражениях на апелляционную жалобу правительство Рязанской области просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Гудкова Д.С. - без удовлетворения.
В заседании судебной коллегии надлежаще извещенные истец и третье лицо - УФК по Рязанской области не присутствовали.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на неё, заслушав объяснения представителей правительства Рязанской области и министерства финансов Рязанской области, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела следует и судом установлено, что Гудков Д.С. являлся государственным гражданским служащим субъекта Российской Федерации.
На основании служебного контракта
N от 08.10.2009 г. он был принят на государственную гражданскую службу Рязанской области в должности главного специалиста по правовым вопросам отдела мониторинга и анализа законодательства правового управления аппарата правительства Рязанской области с датой начала исполнения должностных обязанностей - 07.10.2009 г.
В соответствии с дополнительным соглашением
N от 24.07.2012 г. к служебному контракту от 08.10.2009 г.
N истец обязался выполнять должностные обязанности по должности консультанта по правовым вопросам отдела мониторинга и анализа законодательства правового управления аппарата правительства Рязанской области.
Распоряжением правительства Рязанской области от 12.08.2015 г. N 292-р/л действие служебного контракта с Гудковым Д.С. прекращено, он освобожден от замещаемой должности и уволен с государственной гражданской службы Рязанской области с 14 августа 2015 г. в связи с сокращением должности государственной гражданской службы (п. 4 ч. 1 ст. 33, п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации").
Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Предметом регулирования названного Федерального закона являются отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации (ст. 2).
В отношении государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации обязанность индексации денежного содержания закреплена в части 12 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", согласно которой размеры окладов денежного содержания по должностям гражданской службы субъекта Российской Федерации ежегодно увеличиваются (индексируются) в соответствии с законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий год с учетом уровня инфляции (потребительских цен). Увеличение (индексация) размеров окладов денежного содержания по должностям гражданской службы субъекта Российской Федерации производится в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации.
Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Рязанской области установлены Законом Рязанской области "О государственной гражданской службе Рязанской области" от 01 июня 2005 года N 46-ОЗ (далее - Закон N 46-ОЗ).
Согласно ст. 13 приведенного Закона, гражданский служащий Рязанской области имеет право, в том числе, на оплату труда по замещаемой должности гражданской службы и другие выплаты в соответствии с настоящим Законом.
В силу ч. 2 ст. 13 названного Закона денежное содержание гражданского служащего Рязанской области состоит из месячного оклада гражданского служащего Рязанской области в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего Рязанской области в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего Рязанской области (оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.
Размеры должностных окладов гражданских служащих Рязанской области устанавливаются постановлением губернатора Рязанской области (ч. 3 ст. 13).
Постановлением губернатора Рязанской области от 14.12.2005 г. N 412-пг утверждены размеры должностных окладов государственных гражданских служащих Рязанской области и денежного вознаграждения губернатору Рязанской области и лицам, замещающим государственные должности Рязанской области.
Размеры окладов за классный чин устанавливаются в соответствии с приложением 3 к Закону N 46-ОЗ (ч. 4 ст. 13).
Согласно ч. 7 ст. 13 Закона N 46-ОЗ размеры окладов денежного содержания по должностям гражданской службы Рязанской области и единого денежного вознаграждения лиц, замещающих государственные должности, ежегодно увеличиваются (индексируются) в соответствии с законом Рязанской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период с учетом уровня инфляции (потребительских цен).
Решение об индексации принимается губернатором Рязанской области.
Исходя из приведенной нормы, обязанность представителя нанимателя, связанная с индексацией оклада денежного содержания государственных гражданских служащих Рязанской области возникает на основании решения губернатора Рязанской области и Закона Рязанской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год.
Законами Рязанской области от 04.12.2008 г. N 174-ОЗ "Об областном бюджете на 2009 год" (ст. 21), от 15.12.2009 г. N 155-ОЗ "Об областном бюджете на 2010 год" (ст. 21), от 21.12.2010 г. N 156-ОЗ "Об областном бюджете на 2011 год" (ст. 21), от 23.12.2011 г. N 119-ОЗ "Об областном бюджете на 2012 год" (ст. 22), от 29.12.2012 г. N 118-ОЗ "О приостановлении действия отдельных положений законов Рязанской области в связи с законом Рязанской области "Об областном бюджете на 2013 г. и на плановый период 2014 и 2015 годов", "О внесении изменения в статью 1 Закона Рязанской области "О приостановлении действия отдельных положений законов Рязанской области в связи с Законом Рязанской области "Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов", принятым Рязанской областной Думой 02.12.2015 г., действие ч. 7 ст. 13 Закона Рязанской области от 01.06.2005 г. N 46-ОЗ "О государственной гражданской службе Рязанской области" приостановлено. Законами Рязанской области от 24.12.2013 г. N 83-ОЗ "Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" и от 26.12.2014 г. N 98-ОЗ "Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" не предусмотрена индексация оклада денежного содержания государственных гражданских служащих Рязанской области.
Таким образом, несмотря на принятие Закона Рязанской области "О государственной гражданской службе Рязанской области" от 01 июня 2005 года N 46-ОЗ, предусматривающего ежегодную индексацию оклада денежного содержания государственных гражданских служащих Рязанской области, соответствующего решения об индексации оклада денежного содержания государственных гражданских служащих Рязанской области, которое и подлежит исполнению представителем нанимателя в порядке, размерах и сроках в соответствии с законом Рязанской области об областном бюджете, губернатором Рязанской области до настоящего времени не принято. На момент рассмотрения настоящего спора в законодательстве об областном бюджете отсутствуют нормы, предусматривающие увеличение (индексацию) размеров окладов денежного содержания по должностям государственной службы.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд пришел к правомерному выводу о том, что у представителя нанимателя отсутствовали основания для индексации денежного содержания истца.
Судом также установлено, что выплаты, определенные распоряжением правительства Рязанской области N 292-р/л от 12.08.2015 г., были произведены ответчиком в пользу истца в соответствии с ч. 5 ст. 36 Федерального закона N 79-ФЗ в последний день исполнения им должностных обязанностей, что подтверждается представленными в материалы дела доказательствами и истцом не оспаривалось.
В соответствии с ч. 17 ст. 70 Федерального закона N 79-ФЗ сроки обращения в суд за рассмотрением служебного спора устанавливаются федеральным законом.
Согласно ч. 1 ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.
Пунктом 4.1. "Служебного распорядка в аппарате правительства Рязанской области" установлено, что денежное содержание выплачивается гражданским служащим два раза в месяц: 5 и 20 числа.
Получая ежемесячно денежное содержание в указанные числа на протяжении 2009 - 2015 годов, истец знал о предполагаемом нарушении права на индексацию месячного денежного содержания, однако с иском в суд он обратился лишь после увольнения с государственной гражданской службы 17 августа 2015 года, в связи с чем судом правомерно сделан вывод о пропуске срока обращения в суд, о чем заявлено представителем ответчика.
В решении правильно указано, что ответственность за неисполнение денежного обязательства на основании ст. 395 ГК РФ, является мерой гражданско-правовой ответственности и не подлежит применению к спорным правоотношениям, которые являются трудовыми.
Согласно ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
Поскольку судом не установлено нарушение трудовых прав истца действиями или бездействием ответчика, правовых оснований для взыскания морального вреда не имеется.
При таких обстоятельствах решение суда об отказе в удовлетворении иска о взыскании индексации по заработной плате за период 2009 - 2015 годов, процентов за пользование чужими денежными средствами, компенсации морального вреда судебная коллегия находит обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с оценкой судом установленных обстоятельств, иному пониманию исследованных норм права, повторяют доводы, изложенные в суде первой инстанции, которым в решении дана надлежащая оценка. Оснований для иной оценки судебная коллегия не усматривает.
Судом при рассмотрении дела правильно определены юридически значимые обстоятельства, применены нормы материального права, регулирующие возникшие отношения, нарушения норм процессуального закона не допущено, в связи с чем предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда города Рязани от 10 декабря 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу
Гудкова Д.С. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.