Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Ильичевой Е.В.
Судей
Ивановой Ю.В., Белоногого А.В.
при секретаре
Ч.А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 18 января 2016 года административное дело N 2а-4818/15 по апелляционной жалобе Санкт-Петербургской избирательной комиссии на решение Октябрьского районного суда Санкт- Петербурга от 12 октября 2015 года по административному исковому заявлению О.А.Р. к Санкт-Петербургской избирательной комиссии о признании незаконным бездействия.
Заслушав доклад судьи Ильичевой Е.В.,
выслушав объяснения административного истца О.А.Р., представителей административного ответчика Санкт - Петербургской избирательной комиссии - З.О.О., Г.Т.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
О.А.Р. обратился в Октябрьский районный суд Санкт - Петербурга с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным бездействие Санкт-Петербургской избирательной комиссии, выразившееся в неразработке и неутверждении перечней общедоступной информации о деятельности территориальных избирательных комиссий в Санкт-Петербурге, размещаемой в сети информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") в форме открытых данных.
В качестве мер по восстановлению нарушенного права О.А.Р. просил суд обязать Санкт-Петербургскую избирательную комиссию разработать и утвердить перечни общедоступной информации о деятельности территориальных избирательных комиссий в Санкт-Петербурге, размещаемой в сети "Интернет" в форме открытых данных.
В обоснование заявленных требований заявитель указал на то, что общедоступная информация о деятельности территориальной избирательной комиссии N1 размещена на официальном сайте данного государственного органа не в форме открытых данных, перечень информации о деятельности территориальных избирательных комиссий, размещаемой в форме открытых данных, до настоящего времени не разработан и не утвержден административным ответчиком, что нарушает его права на доступ к информации в порядке и способом, предусмотренным законом.
Решением Октябрьского районного суда Санкт- Петербурга от "дата" удовлетворены требования заявленные О.А.Р.
Постановленным решением признано незаконным бездействие Санкт-Петербургской избирательной комиссии, выразившееся в неразработке и неутверждении перечня информации о деятельности территориальных избирательных комиссий Санкт-Петербурга, размещаемой в сети "Интернет" форме открытых данных.
На Санкт-Петербургскую избирательную комиссию возложена обязанность разработать и утвердить данный перечень в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу, о чем сообщить в суд и О.А.Р.
С Санкт-Петербургской избирательной комиссии в пользу О.А.Р. взысканы судебные расходы в сумме " ... ".
В апелляционной жалобе административный ответчик ставит вопрос об отмене состоявшегося решения суда и принятии нового, полагает решение постановленным при неправильном применении норм права и оценке доказательств.
В апелляционной инстанции дело рассмотрено по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 08 марта 2015 года N22-ФЗ.
В заседание суда апелляционной инстанции заинтересованное лицо, Территориальная избирательная комиссия N 1, не явилось, извещено надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела, в связи с чем судебная коллегия в порядке части 2 статьи 150 и статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителя Территориальной избирательной комиссии N1 Санкт - Петербурга.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав объяснения участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, решением Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от "дата" по делу N ... установлено, что информация, представленная на официальном сайте территориальной избирательной комиссии N1 Санкт-Петербурга, имеющем электронный адрес: http://tikl.spb.ru/, не размещена в форме открытых данных.
Данное обстоятельство административный ответчик не оспаривал, вместе с тем, возражая против требований О.А.Р., ссылался на то, что Перечень информации, размещаемой в сети "Интернет", ими был утвержден в соответствии с требованиями Федерального закона N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" и Закона Санкт-Петербурга N 445-112 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов Санкт-Петербурга".
Удовлетворяя заявленные требования, суд, установив, что компетенцией по утверждению перечней информации о деятельности территориальных избирательных комиссий, размещаемой в сети Интернет, в том числе в форме открытых данных, обладает Санкт-Петербургская избирательная комиссия, однако названной избирательной комиссии утвержден лишь перечень информации о ее деятельности и о деятельности территориальных избирательных комиссий Санкт-Петербурга, подлежащей размещению в сети "Интернет", сведения об утверждении перечня информации, подлежащей размещению в сети "Интернет" в форме открытых данных, отсутствуют, пришел к выводу, что оспариваемое бездействие Санкт-Петербургской избирательной комиссии является незаконным и нарушает права административного истца на получение информации в определенной законом форме.
Судебная коллегия полагает, что данный вывод суда основан на правильном применении к рассматриваемым правоотношениям положений части 2.1 статьи 7, статьи 10, частей 3, 4 статьи 13 Федерального закона от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", пункта 3 статьи 5 Закона Санкт-Петербурга от 16 июля 2010 года N 445-112 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов Санкт-Петербурга", части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, что подтверждается представленными при рассмотрении спора доказательствами, которым судом первой инстанции дана полная и всесторонняя оценка в соответствии со статьями 59, 62, 63 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Выводы суда мотивированы и подробно изложены в обжалуемом решении суда.
Обосновывая доводы апелляционной жалобы, ответчик ссылался на то, что Санкт-Петербургская избирательная комиссия, определяя перечень информации о деятельности государственного органа, действует в соответствии с предписаниями Закона Санкт-Петербурга от 16 июля 2010 года N 445-112 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов Санкт-Петербурга". Согласно положениям указанного Закона административным ответчиком разработаны указанные в нем Перечни информации, принятия отдельных перечней информации, подлежащей размещению в сети "Интернет" в форме открытых данных, Законом от 16 июля 2010 года не предусмотрено.
Указанные доводы не могут быть приняты во внимание судебной коллегии, поскольку сводятся к неправильному толкованию содержания пункта 3 статьи 5 Закона Санкт-Петербурга от 16 июля 2010 года N 445-112, по смыслу которого утверждение перечня информации, предусмотренной частью 2.1 статьи 7 ФЗ-8, входит в компетенцию Санкт-Петербургской избирательной комиссии и дополнительного внесения изменений в Закон Санкт-Петербурга от 16 июля 2010 года после принятия части 2.1 статьи 7 ФЗ-8 не требуется.
Так, согласно пункту 3 статьи 5 Закона Санкт-Петербурга от 16 июля 2010 года N 445-112 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов Санкт-Петербурга" перечни информации о деятельности Санкт-Петербургской избирательной комиссии, территориальных избирательных комиссий в Санкт-Петербурге, размещаемой в сети Интернет, утверждаются Санкт-Петербургской избирательной комиссией.
Во исполнение данного пункта, 29 ноября 2010 года утверждено решение Санкт-Петербургской избирательной комиссии N 87-4 "О перечнях информации о деятельности Санкт-Петербургской избирательной комиссии и территориальных избирательных комиссий в Санкт-Петербурге, размещаемой в сети Интернет", которое регулирует размещение на официальном сайте избирательной комиссии следующих видов информации:
1.Общая информация о Санкт-Петербургской избирательной комиссии;
2.Информация о нормотворческой деятельности Комиссии;
3.Информация о текущей деятельности Комиссии;
4.Информация о численности избирателей;
5.Информация о кадровом обеспечении Комиссии;
6.Информация о работе Комиссии с обращениями граждан, общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления;
7.Информация о политических партиях и региональных отделениях политических партий, зарегистрированных в Санкт-Петербурге;
8.Данные Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы".
Таким образом, приведенное решение N87-4 от 29 ноября 2010 года специально не предусматривает, что должен быть принят Перечень информации, подлежащей размещению в сети "Интернет" именно в форме открытых данных.
Вместе с тем, частью 2.1 статьи 7 Федерального закона от 09 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" (введена Федеральным законом от 07 июня 2013 года N 112-ФЗ) определено, что общедоступная информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления предоставляется государственными органами и органами местного самоуправления неограниченному кругу лиц посредством ее размещения в сети "Интернет" в форме открытых данных.
При этом частью 4 статьи 13 Федерального закона от 09 февраля 2009 года N 8-ФЗ определено, что порядок отнесения информации к общедоступной информации, размещаемой государственными органами и органами местного самоуправления в сети "Интернет" в форме открытых данных, определяется Правительством Российской Федерации с учетом законодательства Российской Федерации о государственной тайне, законодательства Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, законодательства Российской Федерации о персональных данных.
Согласно части 7.1 статьи 14 Федерального закона от 09 февраля 2009 года N 8-ФЗ Правительство Российской Федерации определяет состав общедоступной информации о деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и порядок обязательного размещения указанными органами в сети "Интернет" в форме открытых данных такой информации, созданной указанными органами или поступившей к ним при осуществлении полномочий по предметам ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации или органам местного самоуправления.
Во исполнение части 4 статьи 13, части 7.1 статьи 14 Федерального закона N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", утверждено Постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 года N 583 "Об обеспечении доступа к общедоступной информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в форме открытых данных".
Данным Постановлением утверждены, в том числе:
Правила отнесения информации к общедоступной информации, размещаемой государственными органами и органами местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в форме открытых данных (далее - Правила отнесения информации к общедоступной);
Правила определения периодичности размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в форме открытых данных общедоступной информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, сроков ее обновления, обеспечивающих своевременность реализации и защиты пользователями своих прав и законных интересов, а также иных требований к размещению указанной информации в форме открытых данных (далее - Правила определения периодичности).
Согласно части 1 Правил отнесения информации к общедоступной информации, настоящие Правила устанавливают порядок отнесения информации к общедоступной информации, размещаемой государственными органами и органами местного самоуправления в сеть "Интернет" в форме открытых данных.
В соответствии с частью 3 указанных Правил решение о возможности отнесения информации к общедоступной информации, размещаемой государственными органами и органами местного самоуправления в сети "Интернет" в форме открытых данных, принимается государственным органом или органом местного самоуправления, в результате деятельности которых создается либо к которым поступает соответствующая информация.
Решение о возможности отнесения содержащейся в государственных информационных системах информации к общедоступной информации, размещаемой государственными органами и органами местного самоуправления в сети "Интернет" в форме открытых данных, принимается государственным органом и (или) органом местного самоуправления, обеспечивающими эксплуатацию (ведение) государственной информационной системы, если иное не предусмотрено нормативным правовым актом, регламентирующим функционирование соответствующей государственной информационной системы.
Согласно части 2 Правил определение периодичности при размещении государственными органами и органами местного самоуправления в сети "Интернет" общедоступной информации в форме открытых данных государственный орган или орган местного самоуправления обеспечивает создание на своих официальных сайтах в сети "Интернет" раздела "Открытые данные".
В указанном разделе таких сайтов обеспечивается ведение реестра, состоящего из совокупности сведений об электронных документах, содержащих размещенную в форме открытых данных общедоступную информацию (далее - наборы данных) и позволяющих однозначно идентифицировать каждый набор данных и получить в автоматическом режиме ключевые параметры, которые характеризуют набор данных, включая его наименование, обладателя, гиперссылку на размещение в сети "Интернет" и формат.
Согласно пункту 2 Методических рекомендаций по публикации открытых данных государственными органами и органами местного самоуправления и технические требования к публикации открытых данных, утвержденных протоколом заседания Правительственной комиссии по координации деятельности открытого правительства от 04 июня 2013 года N 4 (далее - Методические рекомендации):
открытые данные - информация, размещенная в сети "Интернет" в виде систематизированных данных, организованных в формате, обеспечивающем ее автоматическую обработку без предварительного изменения человеком, в целях неоднократного, свободного и бесплатного использования;
открытые государственные (муниципальные) данные - открытые данные, содержащие сведения о деятельности государственных органов или органов местного самоуправления (в связи с тем, что настоящий документ используется для регулирования вопросов опубликования открытых данных органами государственной власти и органами местного самоуправления, термины "открытые данные" и "открытые государственные (муниципальные) данные" используются далее как эквивалентные).
На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что доводы апелляционной жалобе, по существу, направлены на переоценку обстоятельств, установленных судом первой инстанции при вынесении обжалуемого решения, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы и выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены правильно. Всем представленным доказательствам суд дал надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, оснований для несогласия с которой у судебной коллегии не имеется. Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
При этом, судебная коллегия полагает необходимым отметить, что в силу части 3 статьи 5 Закона Санкт-Петербурга от 16 июля 2010 года N 445-112 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов Санкт-Петербурга" перечни информации о деятельности Санкт-Петербургской избирательной комиссии, территориальных избирательных комиссий в Санкт-Петербурге, размещаемой в сети Интернет, утверждаются Санкт-Петербургской избирательной комиссией.
Таким образом, судебная коллегия полагает обоснованным вывод суда первой инстанции о необходимости обязать административного ответчика разработать и утвердить перечень информации о деятельности территориальных избирательных комиссий Санкт-Петербурга, размещаемой в форме открытых данных, в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу, полагая данный срок наиболее отвечающим критерию разумности.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции является законным, обоснованным и не подлежит отмене по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 12 октября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.