Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего
Стаховой Т.М.
судей
Чуфистова И.В.
Бутковой Н.А.
при секретаре
Задирако Ю.О.
рассмотрела в судебном заседании административное дело N 2-6398/2015 по апелляционной жалобе Калинина М. Е., действующего в интересах Большакова В. К. на основании доверенности, на решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 01 октября 2015 года, принятое по административному исковому заявлению Большакова В. К. о признании незаконным заключение Комиссии по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий Западного военного округа Министерства обороны Российской Федерации от "дата" 2013 года об отказе в выдаче удостоверения "Ветеран боевых действий".
Заслушав доклад судьи Стаховой Т.М., объяснения представителя административного истца Большакова В.К. - Калинина М.Е., Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Большаков В.К. обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконным заключение Комиссии по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветеран боевых действий Западного военного округа Министерства обороны Российской Федерации (далее - Комиссия) от "дата" 2013 года об отказе в выдаче удостоверения "Ветеран боевых действий".
Свои требования Большаков В.К. мотивировал тем, что в период с "дата" 1996 года по "дата" 1998 года проходил военную службу в составе Объединенного Командования Коллективных Миротворческих Сил в войсковой части N ... в Республике Таджикистан, где выполнял задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения в зоне вооруженного конфликта в Республике Таджикистан. Участие в выполнении боевых задач в зоне вооруженного конфликта подтверждается льготным исчислением срока службы заявителя: 1 месяц военной службы за 3 месяца, а также справками из войсковой части, послужным списком и записью в военном билете. В связи с этим отказ в признании его ветераном боевых действий и в выдаче удостоверения о праве на льготы, является незаконным и необоснованным.
В качестве мер по восстановлению нарушенного права просил суд обязать Комиссию по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий Западного военного округа Министерства обороны Российской Федерации выдать Большакову В.К. удостоверение "Ветеран боевых действий".
Решением Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 1 октября 2015 года в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной жалобе представитель административного истца просит отменить решение суда, как постановленное с неправильным применением норм материального права.
В суде апелляционной инстанции представитель административного истца настаивал на удовлетворении апелляционной жалобы.
Представители административного ответчика Комиссии по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий Комиссии Западного военного округа Министерства обороны Российской Федерации и заинтересованного лица - Военного комиссариата города Санкт-Петербурга о времени судебного разбирательства извещены, в суд не явились, ходатайства об отложении судебного разбирательства не заявляли.
В соответствии с ч. 6 ст. 226, ч.1 ст. 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Выслушав объяснения представителя административного истца, проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
Как следует из материалов дела, Большаков В.К. в период с "дата" 1996 года по "дата" года проходил военную службу в составе Объединенного Командования Коллективных Миротворческих Сил в Республике Таджикистан в войсковой части N ... , в должности " ... " в воинском звании " ... ", где выполнял задачи в условиях чрезвычайного положения в зоне вооруженного конфликта в Республике Таджикистан.
Расчет выслуги лет за указанный период производился на льготных условиях: 1 месяц военной службы за 3 месяца.
"дата" 2013 истец обратился в Военный комиссариат города Санкт-Петербурга с заявлением о выдаче ему удостоверения "Ветеран боевых действий".
"дата" 2013 года заместителем председателя Комиссии по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветеран боевых действий дано заключение об отказе в удовлетворении заявления Большакова В.К. по основаниям, изложенным в п. 9 Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 11 августа 2012 года N 2288, т.е. в связи с отсутствием документов, подтверждающих непосредственное участие заявителя в боевых действиях, выданных органами военного управления Министерства обороны Российской Федерации.
Разрешая спор, суд пришел к выводу о том, что заключение Комиссии по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий Западного военного округа Министерства обороны Российской Федерации от "дата" 2013 года обосновано, т.к. доказательств, подтверждающих непосредственное личное участие Большакова В.К. в боевых действиях, не имеется и в связи с этим отсутствуют основания для признания заявителя ветераном боевых действий, а значит и для выдачи соответствующего удостоверения.
Вывод суда первой инстанции является правильным.
В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 3 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон "О ветеранах") к ветеранам боевых действий, в частности относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к настоящему Федеральному закону. Изменения в указанный перечень вносятся федеральным законом (ч. 3 ст. 3 Федерального закона "О ветеранах").
В силу п. 7 Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 11 августа 2012 года N 2288, выдача удостоверений осуществляется лицам, указанным в подпунктах 1 - 6 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (за исключением гражданских лиц, участвовавших в операциях при выполнении правительственных боевых заданий по разминированию территорий и объектов на территории СССР и территориях других государств с 10 мая 1945 года по 31 декабря 1951 года), направлявшимся (привлекавшимся) для выполнения задач в районах боевых действий, вооруженных конфликтов и контртеррористических операций и выполнения правительственных боевых заданий Министерством обороны Российской Федерации (Министерством обороны СССР) либо упраздненным государственным органом, функции которого в установленной сфере деятельности государственных органов в настоящее время осуществляет Министерство обороны Российской Федерации
В разделе III Приложения к Федеральному закону "О ветеранах" к ветеранам отнесены военнослужащие, принимавшие участие в боевых действиях в Республике Таджикистан: сентябрь - ноябрь 1992 года; с февраля 1993 года по декабрь 1997 года.
Согласно п. 9 Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий, утвержденного приказом Минобороны РФ от 11 августа 2012 года N 2288 для оформления заключения о выдаче (об отказе в выдаче) удостоверения и ведения учета ветеранов боевых действий, к обращению также необходимо приложить - для лиц, принимавших участие в боевых действиях в Республике Таджикистан, - выписки из приказов соответствующих командиров (начальников) воинских частей, штабов, оперативных и иных групп, подтверждающие непосредственное участие указанных лиц в боевых действиях, либо документы, подтверждающие полученные в связи с этим ранения, контузии или увечья, другие документы, подтверждающие непосредственное участие указанных лиц в боевых действиях, либо реализованный наградной материал.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в абз. 2 п. 4 постановления Конституционного Суда РФ от 15 ноября 2011 года N 24-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 3 Федерального закона "О ветеранах" в связи с запросом Казбековского районного суда Республики Дагестан", для наделения гражданина статусом ветерана боевых действий на территории Российской Федерации необходимо два условия: 1) принадлежность к лицам, которые прямо поименованы в пункте 1 данной статьи (военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники других федеральных органов исполнительной власти), и 2) участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях, каковые определяются на основании приведенного в приложении к тому же Федеральному закону Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации (включая выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона в период с августа 1999 года). При соблюдении этих требований гражданин Российской Федерации приобретает статус ветерана боевых действий, следовательно, и право на получение соответствующих мер социальной поддержки.
В силу п. 2.11 Инструкции о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом "О ветеранах", утвержденной Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 11 октября 2000 года N 69, свидетельство о праве на льготы выдается по обращению граждан военными комиссариатами, органами внутренних дел, соответствующими органами Федеральной службы безопасности Российской Федерации по месту жительства, федеральными органами исполнительной власти (с учетом п. 2.12 настоящей Инструкции) на основании справок архивных учреждений и иных документов, подтверждающих участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей на территориях других государств (приложение к Федеральному закону "О ветеранах", раздел III).
Из содержания приведенных нормативных положений следует, что периоды непосредственного участия сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих и других лиц, названных в Федеральном законе "О ветеранах" в боевых действиях устанавливаются на основании соответствующих приказов командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп, архивных сведений.
Таким образом, непосредственное участие сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих и иных категорий граждан в боевых действиях при рассмотрении спора судом может быть подтверждено только определенными средствами доказывания.
Согласно выписки из приказа командующего Коллективными Миротворческими Силами от "дата" 1996 года " ... " Большаков В.К. зачислен в состав Объединенного Командования Коллективных Миротворческих Сил в войсковую часть N ... с "дата" 1996 года.
Приказом командующего Коллективными Миротворческими Силами от "дата" 1998 года Большаков В.К. исключен из списков личного состава прикомандированных к войсковой части и направлен к прежнему месту службы.
Из справки командира войсковой части N ... от "дата" 1997 года следует, что Большаков В.К. с "дата" 1996 года по "дата" 1998 года находился в составе Коллективных Миротворческих Сил в Республике Таджикистан, где выполнял задачи в условиях чрезвычайного положения в зоне вооруженного конфликта.
Указанный период зачислен заявителю выслугу в льготном исчислении из расчета один месяц за три месяца.
Вместе с тем документов о том, что личный состав войсковой части N ... или персонально Большаков В.К. принимали участие в боевых действиях в Республике Таджикистан, не представлено.
Согласно справке ФГКУ "Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации" " ... " Большаков В.К. проходил службу в составе Коллективных миротворческих сил в республике Таджикистан с "дата" 1996 года по "дата" 1998 года. В проверенных приказах командующего Коллективными миротворческими силами в Республике Таджикистан за указанный период сведений об участии " ... " Большакова В.К. в боевых действиях не имеется, равно как и журналов боевых действий, документов ежедневного учета постановки боевых задач и анализа их выполнения в фондах Объединенного командования КМС. (л.д. " ... ")
Запись в послужном списке Большакова В.К. о том, что с "дата" 1996 года по 14 "дата" 1998 года он выполнял задачи в условиях чрезвычайного положения при вооруженном конфликте, не подтверждают факт участия административного истца в боевых действиях. Равно как и запись в военном билете Большакова В.К. в графе 18 "Участие в боях, боевых походах ... ," о нахождении Большакова В.К. в указанный период в Республике Таджикистан в составе миротворческих сил при в/ч N ... , внесенная Военным комиссариатом города Санкт-Петербурга, поскольку данная запись в военный билет внесена на основании личного дела в соответствии с п. 13 послужного списка.
Действующим законодательством разграничены понятия "участие в боевых действиях" и "выполнение задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах", поэтому выполнение Большаковым В.К. задач в зоне вооруженного конфликта в составе воинской части, находящейся на территории Республики Таджикистан, как и предоставление дополнительных гарантий и компенсаций, не дают ему оснований для приобретения статуса участника боевых действий.
То обстоятельства, что в период с "дата" 1996 года по "дата" 1998года время военной службы Большакова В.К. исчислялось в льготном порядке: 1 месяц военной службы за 3 месяца, не является основание для вывода об участии истца в боевых действиях.
Так, в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона Российской Федерации от 21 января 1993 года N 4328-1 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территории Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, для назначения пенсии засчитывается в выслугу лет и трудовой стаж один месяц военной службы за три месяца.
Следовательно, льготное исчисление выслуги лет допускается при выполнении любых задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, а не только в случае личного участия в боевых действиях. Поэтому само по себе льготное исчисление срока военное службы Большакова В.К. не является основанием для удовлетворения заявления.
Таким образом, в связи с отсутствием доказательств, бесспорно свидетельствующих о непосредственном личном участии Большакова В.К. в боевых действиях, то суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для признания незаконным заключения Комиссии по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий Западного военного округа Министерства обороны Российской Федерации об отказе в выдаче удостоверения ветерана боевых действий от "дата" 2013 года и признании за Большаковым В.К. права на получение удостоверения "Ветеран боевых действий".
Доводы представителя административного истца о том, что Федеральным законом от 28 ноября 2015 года N 351-ФЗ внесены изменения в раздел III приложения к Федеральному закону от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", в соответствии с которыми слова "Боевые действия в Республике Таджикистан: сентябрь - ноябрь 1992 года; февраль 1993 года - декабрь 1997 года" заменены словами "Выполнение задач по охране конституционных прав граждан, восстановлению мира, поддержанию правопорядка, обороне таджикско-афганской границы, стабилизации обстановки, охране и обороне важных государственных объектов в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте на территории Республики Таджикистан: сентябрь - ноябрь 1992 года; февраль 1993 года - декабрь 1997 года", не имеют значения для оценки правильности оспариваемых заключения Комиссии по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий Западного военного округа Министерства обороны Российской Федерации от "дата" 2013 года об отказе в выдаче удостоверения "Ветеран боевых действий" и решения Выборгского районного суда Санкт-Петербурга.
Как указано в статье 2 Федерального закона от 28 ноября 2015 года N 351-ФЗ "О внесении изменения в Федеральный закон "О ветеранах", данный Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2016 года.
Поэтому вышеприведенные изменения в Федеральном законе "О ветеранах" по объективным причинам не учитывались и не могли приниматься во внимание при рассмотрении Комиссией заявления Большакова В.К. "дата" 2013 года и при рассмотрении спора судом 01 октября 2015 года.
Такой вывод Судебной коллегии не препятствует истцу вновь обратиться в Комиссию по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий Западного военного округа Министерства обороны Российской Федерации с заявлением о выдаче удостоверения "Ветеран боевых действий", ссылаясь на изменения, внесенные Федеральным законом от 28 ноября 2015 года N 351-ФЗ в Федеральный закон "О ветеранах".
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 01 октября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.