Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего Ковелина Д.Е., судей Волошковой И.А., Кучеровой Р.В. при секретаре Боровиковой Л.А.
с участием прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Свердловской области Волковой М.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Ивделя в интересах Салтымаковой Л.А. к ОАО "ЭнергосбыТ Плюс" о возложении обязанностей
по апелляционному представлению прокурора г.Ивделя, апелляционной жалобе лица, в интересах которой заявлен иск прокурора, Салтымаковой Л.А. на решение Ивдельского городского суда Свердловской области от 26.01.2016.
Заслушав доклад судьи Волошковой И.А., заключение прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Свердловской области Волковой М.Н., поддержавшей доводы представления, объяснения Салтымаковой Л.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика Копыловой С.В., действующей в интересах ОАО "ЭнергосбыТ Плюс", возражавшей относительно доводов жалобы и согласной с решением суда, судебная коллегия
установила:
прокурор города Ивделя в интересах Салтымаковой Л.А. обратился с иском к ОАО "ЭнергосбыТ Плюс" об обязании прекратить начисление платы Салтымаковой Л.А., проживающей по адресу: Ивдельский городской округ, ... за потребленную электрическую энергию по коллективному (общедомовому) прибору учета, используемому для расчета платы за общедомовые нужды, о возложении обязанности об отмене начислений Салтымаковой Л.А., проживающей по адресу: ... , за электроэнергию по коллективному (общедомовому) прибору учета, за период с ноября 2013 по дату рассмотрения дела судом.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой г.Ивделя проведена проверка по сообщению Салтымаковой Л.А. о незаконном начислении платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, по коллективному (общедомовому) прибору учета. В ходе прокурорской проверки установлено, что 20.11.2013 на фасаде четырехквартирного дома под номером N, находящегося в ... городском округе, был установлен коллективный прибор учета электрической энергии. Начиная с ноября 2013 жильцам дома, в том числе и Салтымаковой Л.А., ОАО "ЭнергосбыТ Плюс" начисляет плату за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, что противоречит действующему жилищному законодательству, поскольку в доме, где проживает Салтымакова Л.А., отсутствуют места общего пользования, показания коллективного прибора учета электрической энергии не могут быть использованы в соответствии с п.п.44-48 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
Представитель ответчика Копылова С.В., действующая в интересах ОАО "ЭнергосбыТ Плюс", в суде первой инстанции иск не признала, пояснив, что в соответствии с ч.1 ст.157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. В силу Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета потребители коммунальных услуг в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг из показаний коллективного (общедомового) прибора учета. Поскольку в многоквартирном доме под номером N по ... в ... установлен коллективный прибор учета электроэнергии, то предъявление счетов по оплате за электроэнергию с учетом показаний коллективного прибора учета является обоснованным.
Решением Ивдельского городского суда Свердловской области от 26.01.2016 в удовлетворении исковых требований прокурора отказано.
В апелляционном представлении прокурора и апелляционной жалобе Салтымаковой Л.А.ставится вопрос об отмене решения, как постановленного с нарушением норм материального права.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явилось третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО "Городская управляющая компания". Как следует из материалов дела, судебное заседание по рассмотрению апелляционного представления, апелляционной жалобы назначено на 19.04.2016 определением от 23.03.2016. Извещения о дате, времени и месте рассмотрения дела направлены лицам, участвующим в деле, заблаговременно 23.03.2016 по всем адресам, имеющимся в материалах дела. Кроме того, о дате, времени и месте рассмотрения дела лица, участвующие в деле, извещены путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Свердловского областного суда (www.ekboblsud.ru раздел "Назначение дел к слушанию и результаты рассмотрения"). Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО "Городская управляющая компания" дополнительно извещено о месте и времени судебного заседания телефонограммой 18.04.2016 в 16 часов 35 минут.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 167,327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и принимая во внимание, что третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО "Городская управляющая компания" извещено надлежащим образом и за срок, достаточный для обеспечения явки и подготовки к судебному заседанию, уважительных причин неявки в суд не представило, об отложении судебного заседания не ходатайствовало, своего представителя в суд апелляционной инстанции не направило, судебная коллегия определилао рассмотрении дела при данной явке.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции только в обжалуемой части исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно них.
В то же время суд апелляционной инстанции на основании абзаца второго части 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вправе в интересах законности проверить обжалуемое судебное постановление в полном объеме, выйдя за пределы требований, изложенных в апелляционной жалобе, представлении, и не связывая себя доводами жалобы, представления.
Судебная коллегия приходит к выводу о необходимости проверить обжалуемое судебное постановление суда первой инстанции в полном объеме по следующим мотивам.
Решение суда является законным в том случае, если оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение суда является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55,59-61,67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Судебная коллегия в интересах законности, под которым с учетом статьи 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации следует понимать необходимость проверки правильности применения судом первой инстанции, в том числе, норм материального и процессуального права в целях защиты нарушенных прав и законных интересов граждан, являющихся субъектами гражданских правоотношений, а также принимая во внимание фактические обстоятельства настоящего гражданского дела, полагает необходимым проверить обжалуемое судебное постановление в полном объеме, не ограничивая себя доводами апелляционного представления и апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, поводом для обращения прокурора в суд явилось обращение Салтымаковой Л.А., проживающей в четырехквартирном доме под номером N, находящегося в ... городском округе, по факту выставления Салтымаковой Л.А. квитанций за электроэнергию на общедомовые нужды, получателем платежей по которым является ОАО "ЭнергосбыТ Плюс".
Из материалов дела усматривается, что дом под номером N, находящийся в ... городском округе, является аварийным, что подтверждается муниципальной программой "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории МО г.Ивдель, утвержденной решением N 50 от 29.10.2004 Городской Думы шестого заседания третьего созыва (приложение N 7 к муниципальной целевой программе).
20.11.2013 на фасаде четырехквартирного дома под номером 11, находящегося в ... городском округе, был установлен коллективный (общедомовой) прибор учета электрической энергии.
Как усматривается из материалов дела, собственниками четырехквартирного дома под номером N, находящегося в ... городском округе, способ управления домом не выбран.
В силу ст. ст. 153, 154 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателей и собственников жилых помещений в многоквартирных домах включает плату за электроснабжение.
Согласно ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч.1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Порядок расчета платы за электроэнергию на общедомовые нужды регулируется Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 с учетом положений Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Здания, строения, сооружения, за исключением указанных в части 5 настоящей статьи зданий, строений, сооружений, должны соответствовать требованиям энергетической эффективности, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правительство Российской Федерации вправе установить в указанных правилах первоочередные требования энергетической эффективности (ст.11 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
В силу ст.13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 01.01.2013.
Учитывая, что коллективный (общедомовой) прибор учета электрической энергии был установлен на фасаде четырехквартирного дома под номером 11, находящегося в пос. Полуночное по улице Победы в Ивдельском городском округе, 20.11.2013, то есть после признания данного дома аварийным, а также принимая во внимание положения ст.13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", положения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства от 06.05.2011 N 354, судебная коллегия приходит к выводу о том, что установка коллективного (общедомового) прибора учета электрической энергии, а также действия ответчика, связанные с начислением Салтымаковой Л.А. платы за электроэнергию на основании данного коллективного (общедомового) прибора учета электрической энергии, не соответствуют требованиям закона.
Кроме того, собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления домом: непосредственное управление собственниками помещений; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией (ч. 2 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
При выборе управления домом товариществом собственников жилья, жилищным или иным специализированным кооперативом эти организации несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме, за предоставление коммунальных услуг, качество которых должно соответствовать установленным требованиям. При заключении договора управления с управляющей организацией товарищество или кооператив контролирует выполнение управляющей организацией обязательств по договору, в том числе по оказанию всех услуг, выполнению работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в доме, предоставлению коммунальных услуг.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками за оказание услуг, выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержащие общего имущества в доме и качество которых должно соответствовать установленным требованиями (части 2.2, 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям.
Из изложенного следует, что порядок оплаты коммунальных услуг в многоквартирном доме зависит от выбранного жильцами способа управления, а право начисления и взимания платы за предоставленные собственникам, нанимателям помещений многоквартирных домов коммунальные услуги, принадлежит лицу, в том числе ресурсоснабжающей организации, на основании принятого в установленном законом порядке решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о внесении платы за коммунальные услуги конкретной ресурсоснабжающей организации.
Кроме того, жилищное законодательство не допускает возможности прямой оплаты собственниками, нанимателями помещений многоквартирного дома ресурсоснабжающим организациям коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме (часть 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации), за исключением случая осуществления собственниками помещений дома непосредственного управления таким домом (часть 8 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Между тем судом первой инстанции требования вышеприведенных норм права учтены не были.
При таких обстоятельствах с учетом положений ст.13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства от 06.05.2011 N 354, ч. 7.1, ч.8 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, части 2, 2.2, 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации у суда первой инстанции отсутствовали основания для отказа в удовлетворении исковых требований прокурора.
Судебная коллегия находит, что ОАО "ЭнергосбыТ Плюс" в отсутствие правовых оснований производило начисление платы Салтымаковой Л.А., проживающей по адресу: Ивдельский городской округ, пос.Полуночное, ул.Победы, 11-3, за потребленную электрическую энергию по коллективному (общедомовому) прибору учета, используемого для расчета платы за общедомовые нужды, за период с ноября 2013 по дату рассмотрения настоящего дела судом.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене в силу п.4 ч.1 ст.330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (неправильное применение норм материального права), принятию по делу нового решения об удовлетворении иска прокурора.
Руководствуясь статьями 320, 327.1, пунктом 2 статьи 328, статьей 329, пунктом 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ивдельского городского суда Свердловской области от 26.01.2016 отменить.
Принять по делу новое решение, которым удовлетворить иск прокурора города Ивделя в интересах Салтымаковой Л.А. к ОАО "ЭнергосбыТ Плюс" о возложении обязанностей.
Обязать ОАО "ЭнергосбыТ Плюс" прекратить начисление платы ( / / )1, проживающей по адресу: Ивдельский городской округ, ... , за потребленную электрическую энергию по коллективному (общедомовому) прибору учета, используемого для расчета платы за общедомовые нужды.
Возложить на ОАО "ЭнергосбыТ Плюс" обязанность об отмене начислений Салтымакова Л.А., проживающей по адресу: Ивдельский городской округ, ... , за электроэнергию по коллективному (общедомовому) прибору учета, за период с ноября 2013 по дату рассмотрения настоящего дела судом.
Председательствующий Д.Е. Ковелин
Судьи И.А. Волошкова
Р.В. Кучерова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.