Судебная коллегия по административным делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Шурыгиной Л.Г.,
судей Старкова М.В., Шабалдиной Н.В.,
при секретаре Пархоменко Т.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Верх-Исетском районе города Екатеринбурга Свердловской области к Курдюкову В.И. о взыскании недоимки по страховым взносам,
по апелляционной жалобе административного ответчика Курдюкова В.И.
на решение Верх-Исетского районного суда города Екатеринбурга Свердловской области от 29 декабря 2015 года.
Заслушав доклад судьи Шабалдиной Н.В., судебная коллегия
установила:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Верх-Исетском районе города Екатеринбург Свердловской области (далее по тексту - УПФР в Верх-Исетском районе города Екатеринбург Свердловской области) обратилось в суд с административным иском к Курдюкову В.И. о взыскании недоимки по страховым взносам, пени.
В обоснование требований административный истец указал, что административный ответчик Курдюков В.И. зарегистрирован в качестве страхователя в УПФР в Верх-Исетском районе города Екатеринбурга Свердловской области (удостоверение адвоката 2281). Обязанность по уплате страховых взносов Курдюковым В.И. за период с 01 января 2013 года по 31 декабря 2013 года на страховую часть пенсии в размере 32479 рублей 20 копеек, в федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 3185 рублей 46 копеек не исполнена. В связи с неисполнением обязанности, административному ответчику были начислены пени с 01 января 2014 года по 18 сентября 2014 года, а также, начислены пени за ранее взысканную недоимку по страховым взносам за 2010 - 2012 годы на недоимку по страховым взносам на страховую часть в размере 7572 рубля 46 копеек, на недоимку в федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 922 рубля 88 копеек, на недоимку в территориальный фонд обязательного медицинского страхования в размере 266 рублей 35 копеек. В связи с неисполнением обязанности по уплате страховых взносов в адрес Курдюкова В.И. направлено требование N 07502840288149 от 18 сентября 2014 года об уплате недоимки по страховым взносам, которое в добровольном порядке исполнено не было. Данные обстоятельства послужили основанием для обращения к мировому судье судебного участка N 1 Верх-Исесткого судебного района города Екатеринбурга Свердловской области с заявлением о выдаче судебного приказа. Судебный приказ, вынесенный 27 апреля 2015 года был отменен определением мирового судьи от 30 апреля 2015 года, что послужило основанием для обращения в суд с административным иском в порядке главы 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Представитель административного истца Зарубина Н.М., действующая на основании доверенности, на удовлетворении административного иска настаивала, уточнила требования в части взыскиваемой пени, просила взыскать в счет пени на недоимку по страховым взносам на страховую часть сумму 7513 рублей 12 копеек, в счет пени на недоимку по взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования сумму 915 рублей 90 копеек, в остальной части требования поддержала.
Административный ответчик Курдюков В.И. возражал против удовлетворения требований, ссылаясь на то, что является военным пенсионером, в связи с чем подлежит освобождению от уплаты страховых взносов.
Решением Верх-Исетского районного суда города Екатеринбурга Свердловской области от 29 декабря 2015 года административное исковое заявление Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Верх-Исетском районе города Екатеринбурга Свердловской области к Курдюкову В.И. о взыскании страховых взносов удовлетворено, с Курдюкова В.И. в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации взыскана недоимка по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии в сумме 32479 рублей 20 копеек, по взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 3185 рублей 46 копеек; в бюджет Пенсионного фонда российской Федерации пени за несвоевременную уплату недоимки по страховым взносам на страховую часть в сумме 7513 рублей 12 копеек, пени за несвоевременную уплату недоимки по взносам в федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 915 рублей 90 копеек, пени за несвоевременную уплату недоимки по взносам в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования в размере 266 рублей 35 копеек, а также взысканы в бюджета Пенсионного фонд Российской Федерации в счет уплаты государственной пошлины за обращение с заявлением о выдаче судебного приказа 765 рублей 40 копеек.
Административный ответчик Курдюков В.И., не согласившись с решением суда, подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новое решение. В обоснование указанно на то, что судом решение принято с нарушением норм материального права. Суд неверно истолковал положения Федерального закона от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы и их семей", применил положения законов, которые противоречат Конституции Российской Федерации. Суд необоснованно возложил на него обязанность по уплате страховых взносов в фонды обязательного медицинского страхования, поскольку он как военный пенсионер получает медицинское обслуживание в специализированных медицинских учреждениях, также не согласился с расчетом взыскиваемых сумм.
Представитель административного истца, административный ответчик Курдюков В.И. в судебное заседание судебной коллегии не явились, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены, в том числе посредством публикации информации на официальном интернет-сайте Свердловского областного суда. Учитывая изложенное, руководствуясь положениями части 2 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно пункта 2 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд медицинского страхования" (далее по тексту- закон N 212-ФЗ) плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся, в частности, адвокаты, если в законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.
В соответствии с частью 1 статьи 14 приведенного Федерального закона данная категория страхователей уплачивает соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года.
Согласно Закону N 212-ФЗ расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год (часть 1 статьи 10); расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Закона, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (часть 1 статьи 16); страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком страховых взносов не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом (часть 2 статьи 16).
Согласно пункту 1 части 1.1 статьи 14 Закона N 212-ФЗ размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 рублей, уплачивается в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз;
Фиксированный размер страхового взноса по обязательному медицинскому страхованию определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, установленного пунктом 3 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз (часть 1.2 статьи 14).
Тариф страхового взноса в Пенсионный фонд Российской Федерации составляет 26 процентов, в Фонд обязательного медицинского страхования - 5,1 процента (статья 12 Закона N 212-ФЗ).
Обязанность адвокатов правильно и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы установлена статьей 28 вышеприведенного Федерального закона.
Из анализа указанных норм права следует, что действующим законодательством на лиц, имеющих статус адвоката, возложена обязанность по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд, а также в фонд обязательного медицинского страхования. Данная обязанность возникает в силу факта приобретения ими статуса адвоката и прекращается с момента его прекращения.
Из материалов дела следует, и не оспаривалось административным ответчиком, что Курдюков В.И. является действующим адвокатом с 22 ноября 2005 года (номер в реестре адвокатов Свердловской области - N 66/2185). Сведений о прекращении адвокатской деятельности материалы дела не содержат (л.д. 24).
Административный ответчик с 26 января 2012 года зарегистрирован в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации в Верх-Исетском районе города Екатеринбурга Свердловской области в качестве страхователя, уплачивающего страховые взносы в Пенсионный фонд РФ в виде фиксированного платежа.
В соответствии с частью 2 статьи 18 Закона N 212-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно быть исполнено в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов не указан в этом требовании (часть 5 статьи 22 Закона N 212-ФЗ).
За каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов, начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов, начисляются пени (часть 3 статьи 25 вышеуказанного Федерального закона).
Таким образом, вышеуказанными нормами права предусмотрены меры ответственности за ненадлежащее исполнение требований законодательства об уплате страховых взносов.
Материалами дела подтверждается, что ответчик не уплатил своевременно в срок до 31 декабря 2013 года и в полном объеме страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 2013 год, размер недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование составляет на страховую часть 32479 рублей 20 копеек, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 3 185 рублей 46 копеек (л.д. 7-8, 10, 15 - 17, 44, 59 - 66).
Также Курдюкову В.И начислены пени на ранее взысканную задолженность по страховым взносам за 2010-2012 годы на недоимку по страховым взносам на страховую часть в размере 7 513 рублей 12 копеек, на недоимку в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования 915 рублей 90 копеек, на недоимку в территориальный фонд обязательного медицинского страхования 266 рублей 35 копеек.
На образовавшуюся задолженность должнику было оформлено и направлено требование N 07502840288149 от 18 сентября 2014 года об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в срок до 07 октября 2014 года (л.д. 10 - 11).
Данное требование было направлено страхователю по почте 24 сентября 2014 года заказным письмом по адресу, указанному в Выписке из ЕГРИП (л.д. 12).
Согласно статье 21 Закона N 212-ФЗ в случае неисполнения плательщиком страховых взносов - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате страховых взносов орган контроля за уплатой страховых взносов обращается в суд с иском о взыскании страховых взносов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного плательщика страховых взносов - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.
В добровольном порядке задолженность ответчиком до настоящего времени не погашена.
С учетом указанных обстоятельств, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных УПФР в Верх-Исетском районе города Екатеринбург Свердловской области требований.
Довод апелляционной жалобы административного ответчика о том, что поскольку он является военным пенсионером и получает пенсию за выслугу лет в прокуратуре Свердловской области с 01 февраля 2008 года пожизненно, в связи с чем возложение на него обязанности по оплате дополнительных взносов в Пенсионный фонд нарушает его права и действующее законодательство судебная, коллегия признает несостоятельным исходя из следующего.
Конституционное право на социальное обеспечение включает право на получение пенсий в установленных законом случаях и размерах, реализация которого обеспечивается в Российской Федерации путем создания систем обязательного и добровольного пенсионного страхования, а также государственного пенсионного обеспечения (статья 39 Конституции РФ). Федеральный закон от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (подпункт 2 пункта 1 статьи 6) и Федеральный закон от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (пункт 2 часть 1 стать 5 и часть 1 стать 14), закрепляя круг лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, включают в него лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой - адвокатов, в качестве страхователей по обязательному пенсионному страхованию и обязывают их уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определениях от 24 мая 2005 года N 223-О, от 29 сентября 2011 года N 1179-О-О, от 25 января 2012 года N 226-О-О, от 23 октября 2014 года N 2346-О, от 23 июня 2015 года N 1341-О отнесение адвокатов к числу лиц, подлежащих обязательному пенсионному страхованию, и возложение на них обязанности по уплате страховых взносов - с учетом цели обязательного пенсионного страхования, социально-правовой природы и предназначения страховых взносов - само по себе не может расцениваться как не согласующееся с требованиями Конституции Российской Федерации; граждане, самостоятельно обеспечивающие себя работой, подвержены такому же социальному страховому риску в связи с наступлением страхового случая, как и лица, работающие по трудовому договору, и уплата страховых взносов обеспечивает формирование их пенсионных прав, приобретение ими права на получение трудовой пенсии.
Из Определения Конституционного Суда РФ от 22 марта 2012 года N 629-О-О следует, что такое правовое регулирование, предоставляющее лицам, самостоятельно обеспечивающим себя работой, к числу которых отнесены и адвокаты, возможность формировать свои пенсионные права в рамках системы обязательного пенсионного страхования и приобретать право на трудовую пенсию независимо от получения дохода, который для указанных категорий граждан не является постоянным и гарантированным, направлено на реализацию права на пенсионное обеспечение, а поэтому не может рассматриваться как нарушающее их конституционные права.
Одна из целей Российской Федерации как социального государства - государственная поддержка пожилых граждан. Гарантиями их социальной защиты, как следует из части 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации, выступают различные виды пенсий, включая трудовую пенсию по старости, которая, по общему правилу, назначается при достижении определенного возраста и наличии необходимого страхового стажа. В качестве основной организационно-правовой формы реализации права на трудовую пенсию по старости, призванную обеспечить гражданам после оставления работы и выхода на пенсию достойные социально-экономические условия жизни, в Российской Федерации выступает система пенсионного страхования, которая в качестве главного источника финансирования имеет обязательные платежи - страховые взносы. Данные взносы имеют неналоговый индивидуально возмездный характер, поскольку при поступлении в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации персонифицируются применительно к каждому застрахованному лицу и учитываются на индивидуальных лицевых счетах, открытых каждому застрахованному лицу в органах Пенсионного фонда Российской Федерации. Учтенные на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица страховые взносы формируют страховое обеспечение, которое выплачивается при наступлении страхового случая (при достижении пенсионного возраста, наступлении инвалидности, потере кормильца), при этом страховая часть трудовой пенсии носит условно-накопительный характер, финансируется по распределительному методу и базируется на принципе солидарности поколений.
Учитывая цели обязательного пенсионного страхования, социально-правовую природу и предназначение страховых взносов и исходя из обязанности гарантировать всем лицам, уплачивающим страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, возможность реализации пенсионных прав, приобретенных в рамках системы обязательного пенсионного страхования, независимо от выплаты пенсии по государственному пенсионному обеспечению, федеральный законодатель предусмотрел для лиц, получающих пенсии по Закону Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", возможность одновременного получения назначенной пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по старости (за исключением фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (действующего в спорный период, с 01 января 2014 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (часть 4 статьи 7 Закона N 4468-1).
При этом размер трудовых пенсий застрахованных лиц, включая адвокатов, исчисляется с учетом сумм страховых взносов, поступивших в Пенсионный фонд Российской Федерации за указанных лиц (статьи 14, 15, 29.1 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
Таким образом, адвокаты, получающие пенсии по Закону Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", осуществляющие в силу предписаний Федеральных законов "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" и "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" уплату страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии, имеют право - при наличии условий для назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", "О страховых пенсиях" (достижение общеустановленного пенсионного возраста и наличие необходимого страхового стажа), - помимо пенсии по государственному пенсионному обеспечению получать и соответствующее страховое обеспечение с учетом уплаченных сумм страховых взносов.
Кроме того, в силу пункта 3 статьи 17 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" указанные лица в случае продолжения своей деятельности после установления им трудовой пенсии по старости при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации имеют право на перерасчет страховой части трудовой пенсии с учетом поступивших на их индивидуальный лицевой счет страховых взносов наравне с иными застрахованными лицами, включая лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, к числу которых отнесены и адвокаты, а следовательно, уплата страховых взносов позволяет им на равных условиях увеличить размер получаемых трудовых пенсий.
Таким образом, данное правовое регулирование закрепляет правовой механизм, гарантирующий адвокатам, получающим пенсии в соответствии с названным Законом Российской Федерации, предоставление страхового обеспечения в виде части трудовой пенсии с учетом страховых взносов, отраженных на их индивидуальных лицевых счетах в Пенсионном фонде Российской Федерации, и само по себе не может рассматриваться как ущемляющее право указанных лиц на социальное обеспечение и приводящее в нарушение предписаний статьи 35 Конституции Российской Федерации к их необоснованному финансовому обременению и неправомерному лишению части законно заработанного.
В соответствии с изменениями, внесенными в ряд законодательных актов Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 156-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения", лица, указанные в статье 1 Закона N 4468-1, получили право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности в соответствии с Законом N 4468-1 и трудовой пенсии по старости (за исключением ее базовой части) при наличии условий для назначения трудовой пенсии по старости (определенный возраст и наличие не менее пяти лет страхового стажа).
Соответственно, с введением указанной нормы Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 156-ФЗ, пенсионеры, проходившие службу в органах внутренних дел и получающие соответствующую государственную пенсию, приобрели право на получение одновременно пенсии за выслугу лет и страховой части трудовой пенсии.
Поскольку государство предоставило указанным пенсионерам дополнительную социальную гарантию в таком виде, то есть без изъятий из общего порядка формирования пенсионных накоплений (за свой счет), то у вышеприведенной категории пенсионеров, включая действующих адвокатов, возникает обязанность уплачивать страховые взносы.
В этой связи, судом первой инстанции обоснованно не применены изложенные в Определении Конституционного Суда РФ N 223-О от 24 мая 2005 года положения об отсутствии у военных пенсионеров обязанности уплачивать указанные взносы, поскольку в данном деле они применению не подлежали, поскольку Определение относилось ко времени существования прежнего правового регулирования.
Судебная коллегия отклоняет доводы апелляционной жалобы Курдюкова В.И. о необоснованном возложении не него обязанности по уплате страховых взносов в федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования, поскольку данные доводы основаны на неверном понимании и толковании норм материального права.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации (статья 6, часть 2); каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь, которая в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (статья 41, часть 1). Приведенные положения создают конституционные основы финансирования медицинской помощи, оказываемой гражданам государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения бесплатно. Одной из конституционных гарантий такой помощи является обязательное медицинское страхование. Отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, регулируются Федеральным законом от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации". Закрепляя круг лиц, на которых распространяется обязательное медицинское страхование, законодатель включил в него лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой (индивидуальные предприниматели, 6 занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты, арбитражные управляющие), как в качестве застрахованных, имеющих право на бесплатное оказание медицинской помощи медицинскими организациями при наступлении страхового случая, так и страхователей, обязанных уплачивать страховые взносы.
Таким образом, лицам, самостоятельно обеспечивающим себя работой, в том числе адвокатам, наравне с другими работающими гражданами гарантируется бесплатное оказание медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования, сформированных с учетом страховых взносов.
Кроме того, в отличие от страховых взносов, уплачиваемых в рамках обязательного пенсионного страхования, страховые взносы на обязательное медицинское страхование, являясь обязательными, обладают (как это закреплено в пункте 6 статьи 3 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации") обезличенным характером, и, хотя их целевым назначением является обеспечение прав застрахованного лица на получение страхового обеспечения, суммы взносов перечисляются на страховое обеспечение неопределенного круга застрахованных лиц. Сохранение же за отдельными категориями граждан, уволенных со службы в органах прокуратуры, права на бесплатную медицинскую помощь является дополнительной социальной гарантией, предусмотренной для ограниченного круга лиц с учетом особых оснований увольнения со службы, правового статуса сотрудников органов прокуратуры, а также продолжительности службы, и не может рассматриваться как исключающее указанных лиц в случае осуществления ими иной деятельности, из системы обязательного медицинского страхования, распространяющейся на все работающее население.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно признал административного ответчика обязанным уплатить страховые взносы за 2013 год, а в связи с нарушением сроков их уплаты, соответственно пени, проверив расчет административного истца и правильно определив размер взыскиваемых сумм. Расчет взыскиваемых с административного ответчика сумм, судебной коллегией проверен, является правильным, соответствует материалам дела.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не могут являться основаниями к отмене судебного решения, поскольку не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию административного ответчика, выраженную в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда.
В то же время, судебная коллегия полагает, что решение суда в части взыскания расходов на оплату государственной пошлины за выдачу судебного приказа подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права. Государственная пошлина, уплаченная лицом при подаче заявления о вынесении судебного приказа, в случае последующей отмены судебного приказа не является убытками, подлежащими взысканию с ответчика при рассмотрении спора в порядке искового производства и не относится также к судебным расходам, понесенных истцом в рамках рассмотрения настоящего дела в силу 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Заявления от административного истца при подаче административного иска о зачете уплаченной государственной пошлины не поступало, при таких обстоятельствах решение суда в части взыскания с Курдюкова В.И. в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в счет уплаченной государственной пошлины в сумме 765 рублей 40 копеек подлежит отмене.
Вместе с тем, учитывая, что с Курдюкова В.И. взысканы недоимка по страховым взносам и пени в общей сумме 44360 рублей 03 копейки, в соответствии со статьей 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административного ответчика в доход федерального бюджета подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1 530 рублей 80 копеек.
В остальной части судебная коллегия полагает решение суда законным и обоснованным и не находит оснований к его отмене исходя из доводов апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 308, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Верх-Исетского районного суда города Екатеринбурга Свердловской области от 29 декабря 2015 года в части взыскания уплаченной государственной пошлины отменить, принять в указанной части новое решение.
Отказать Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Верх-Исетском районе города Екатеринбурга Свердловской области в удовлетворении требований о взыскании расходов по оплате государственной пошлины за выдачу судебного приказа в сумме 765 рублей 40 копеек с Курдюкова В.И..
Взыскать с Курдюкова В.И. в доход федерального бюджета расходы по уплате государственной пошлины в размере 1530 (одна тысяча пятьсот тридцать) рублей 80 копеек.
В остальной части решение Верх-Исетского районного суда города Екатеринбурга Свердловской области от 29 декабря 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Курдюкова В.И. без удовлетворения.
Председательствующий Л.Г. Шурыгина
Судьи М.В. Старков
Н.В. Шабалдина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.