Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе председательствующего Смоленцева М.В.,
судей Галкиной Л.Н., Котова Д.О.,
при секретаре Анисимовой О.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Архангельске дело по апелляционной жалобе представителя К. М. на решение Октябрьского районного суда г.Архангельска от 21 декабря 2015 года, которым К. отказано в удовлетворении иска к мэрии г. Архангельска, министерству строительства и архитектуры Архангельской области, министерству труда, занятости и социального развития Архангельской области о возложении обязанности включить в сводный список граждан, изъявивших желание получить жилищный сертификат с дополнительной площадью в планируемом 2015 году, возложении обязанности включить в сводный список истца-получателя сертификата в планируемом 2015 году в 10-дневный срок после получения от государственного заказчика подпрограммы контрольных цифр бюджетных средств для предоставления социальных выплат, возложении обязанности произвести оформление жилищного сертификата по дополнительной площади в размере "данные изъяты" руб., возложении обязанности выдать сертификат.
Заслушав доклад судьи Смоленцева М.В., судебная коллегия
установила:
К. обратился в суд с иском к мэрии г. Архангельска, министерству строительства и архитектуры Архангельской области, министерству труда, занятости и социального развития Архангельской области о возложении обязанности выдать сертификат с учетом дополнительной площади.
В обоснование заявленных требований указал, что является участником ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. При обращении с заявлениями о предоставлении государственного жилищного сертификата с учетом права на дополнительную жилую площадь при расчете субсидии в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", ему было неправомерно отказано со ссылкой на то, что имеющееся у него заболевание не входит в перечень заболеваний, которые дают право на дополнительную жилую площадь.
Просил обязать ответчиков включить его в сводный список граждан, изъявивших желание получить жилищный сертификат с дополнительной площадью в планируемом 2015 году; включить в сводный список истца-получателя сертификата в планируемом 2015 году в 10-дневный срок после получения от государственного заказчика подпрограммы контрольных цифр бюджетных средств для предоставления социальных выплат; произвести оформление жилищного сертификата по дополнительной площади в размере "данные изъяты" руб.; выдать сертификат.
Истец К. в судебное заседание не явился, попросив о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель истца М. в судебном заседании заявленные требования поддержал по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика мэрии г. Архангельска В. в судебном заседании с иском не согласилась. Пояснила, что установленных законом оснований для выдачи истцу государственного жилищного сертификата с учетом дополнительной площади не имеется.
Министерство строительства и архитектуры Архангельской области, министерство труда, занятости и социального развития Архангельской области, извещенные о месте и времени судебного заседания, своих представителей в суд не направили.
Судом принято указанное решение, с которым не согласен представитель истца К. М.
В апелляционной жалобе просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что истцу предлагалось получить сертификат, однако без учета права на дополнительную площадь. Вместе с тем право на получение дополнительной площади ему дает документ - справка медико-социальной экспертизы о получении инвалидности, связанной с аварией на Чернобыльской АЭС.
Считает, что вновь изданный закон обратной силы не имеет.
Министерство труда, занятости и социального развития Архангельской области в возражении на апелляционную жалобу полагает решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, заслушав М.., представляющего интересы истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено, что истец является участником ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, инвалидом 2 группы вследствие ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
К. состоит на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма в "данные изъяты" территориальном округе г. Архангельска с "данные изъяты" 1997 года. По состоянию на "данные изъяты" 2015 года номер общей очереди - "данные изъяты", внеочередное предоставление жилого помещения (инвалид 2 группы - увечье связано с аварией на ЧАЭС) - "данные изъяты", первоочередное предоставление - "данные изъяты".
Истец также является участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" и включен в список получателей государственных жилищных сертификатов по МО "Город Архангельск" в 2015 году.
К. "данные изъяты" 2014 года обратился в мэрию г. Архангельска с заявлением о выдаче государственного жилищного сертификата с учетом дополнительной жилой площади.
В удовлетворении просьбы о предоставлении государственного жилищного сертификата с учетом дополнительной общей площади жилого помещения в размере 15 кв. м истцу отказано, так как имеющееся у него заболевание не входит в перечень заболеваний, дающих право на дополнительную жилую площадь.
От получения государственного сертификата в 2015 году истец отказался по тому основанию, что сертификат подлежал выдаче на сумму из расчета 33 кв.м, тогда как истец настаивал на включение в расчет стоимости еще 15 кв.м в целях реализации его права на разовое обеспечение дополнительной жилой площадью в виде одной комнаты.
Обращаясь в суд, истец исходил из того, что ему, как инвалиду-чернобыльцу, должна быть предоставлена жилищная субсидия в виде государственного жилищного сертификата с учетом дополнительной площади, поскольку право на получение дополнительной комнаты предусматривалось законом на момент постановки его в очередь на предоставление жилого помещения в 1998 году.
Отказывая в иске, суд первой инстанции исходил из того, что в настоящее время действует иной, отличный от ранее действовавшего, порядок обеспечения жильем инвалидов-чернобыльцев.
С указанным выводом соглашается судебная коллегия.
Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, предусматривал для инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы одноразовое бесплатное обеспечение независимо от времени постоянного проживания в данном населенном пункте благоустроенной жилой площадью в течение трех месяцев со дня подачи заявления при условии признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий либо проживания в коммунальных квартирах, а также одноразовое бесплатное обеспечение дополнительной жилой площадью в виде отдельной комнаты; для участников ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предусматривалось первоочередное разовое бесплатное обеспечение благоустроенной жилой площадью. На основе названного Закона Правительством Российской Федерации были разработаны Федеральная целевая программа по обеспечению жильем участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1995 - 1997 годах (Постановление Правительства Российской Федерации от 24 мая 1995 года N511), действовавшая до 2001 года, и Федеральная целевая программа "Жилище" на 2002 - 2010 годы (Постановление Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года N675). В свою очередь, Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 N1050 утверждена Федеральная целевая программа "Жилище" на 2015 - 2020 годы, которая также распространяется на граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Такое регулирование имело целью создание для данной категории граждан льготных условий реализации конституционного права на жилище, а основанием для бесплатного внеочередного или первоочередного предоставления жилья за счет средств федерального бюджета выступало наличие у гражданина специального правового статуса пострадавшего от воздействия радиации в связи с чернобыльской катастрофой, которым, в свою очередь, обусловливается соответствующая конституционно-правовая обязанность Российской Федерации как социального правового государства.
Федеральным законом от 22 августа 2004 года N122-ФЗ, принятым в рамках реформирования системы социальной защиты населения, часть льгот, ранее предоставлявшихся гражданам в натуральной форме, была заменена на денежные выплаты. В частности, изменился порядок обеспечения жильем инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы и участников ликвидации ее последствий: тем из них, кто был принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года, предоставляется право на обеспечение жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации, а принятые на учет после 1 января 2005 года обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Во исполнение указанного предписания Правительство Российской Федерации приняло Постановление от 29 декабря 2004 года N 866, согласно которому основной формой обеспечения жильем граждан, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14 и 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", являлось предоставление им субсидий на приобретение жилья (с 2006 года обеспечение жильем названной категории граждан осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 путем предоставления социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилья).
Тем самым инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы и участникам ликвидации ее последствий, принятым на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года, было предоставлено право на участие в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы (утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года N 675 и действует в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 года N 133), предусматривающей социальные выплаты на приобретение жилья (жилищные субсидии). Размер соответствующей социальной выплаты рассчитывается органом исполнительной власти, осуществляющим выдачу сертификата, исходя из утвержденной в установленном порядке стоимости 1 кв. м общей площади жилья в Российской Федерации (в некоторых субъектах Российской Федерации - с учетом утверждаемых Правительством Российской Федерации повышающих коэффициентов) и норматива обеспечения общей площадью жилья в зависимости от состава семьи.
В настоящее время действует Подпрограмма, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050.
Применительно к указанной подпрограмме Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы".
Согласно подпункту "е" пункта 5 Правил право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
В соответствии с пунктом 12 Правил размер социальной выплаты рассчитывается соответствующим федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на дату выдачи сертификата, указывается в сертификате и является неизменным на весь срок действия сертификата.
Пунктом 16 Правил установлен норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты устанавливается в размере 33 кв. м для одиноко проживающего гражданина, 42 кв. м - на семью из двух человек, 18 кв. м на каждого члена семьи при численности семьи три и более человека.
Таким образом, суд первой инстанции, исходя из нормативного регулирования спорных правоотношений, пришел к верному выводу, что введенная в процессе реформирования системы социальной защиты денежная форма предоставления инвалидам-чернобыльцам и участникам ликвидации последствий чернобыльской катастрофы такой меры социальной поддержки, как обеспечение жильем, сохраняется в отношении тех из них, кто был принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года, в том числе и на истца.
Следовательно, надлежащим способом реализации истцом права на обеспечение жильем будет обеспечение его единовременной субсидией в порядке и размере, предусмотренном Правилами.
Дополнительный объем общей площади жилого помещения предоставляется при наличии соответствующего права (п. 16 Правил).
Правительством Российской Федерации 21 декабря 2004 года утвержден Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим определенными заболеваниями, право на дополнительную жилую площадь.
Вместе с тем материалами дела подтверждается, что заболеваний, которые бы давали истцу право на дополнительную жилую площадь применительно к указанному Перечню, у истца не имеется.
В своей совокупности данные обстоятельства были установлены судом первой инстанции, получили надлежащую оценку и позволили ему принять решение об отказе в иске.
По существу, в апелляционной жалобе не содержится каких-либо новых данных, не учтенных судом при рассмотрении дела, а содержится попытка дать юридическое обоснование своей правовой позиции по предъявленному иску и добиться его удовлетворения. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, стороной истца приводились в ходе рассмотрения дела, суду они были известны и получили надлежащую оценку, нашедшую отражение в решении суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г.Архангельска от 21 декабря 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истца М. - без удовлетворения.
Председательствующий М.В. Смоленцев
Судьи Л.Н. Галкина
Д.О. Котов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.