Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего судей
при секретаре
Скрябиной СВ.,
Жуковой Н.А., Козиной Н.М.,
Пирожниковой И.С,
рассмотрела в открытом судебном заседании 12 апреля 2016 года в городе Челябинске гражданское дело по иску Дорожкина А.А. к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Челябинской области о взыскании недополученной пенсии
по апелляционной жалобе Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации на решение Центрального районного суда города Челябинска от 13 января 2016 года.
Заслушав доклад судьи Скрябиной СВ. об обстоятельствах дела, доводах апелляционной жалобы, пояснения представителя ответчика Ильиных Л.С., настаивавшей на удовлетворении апелляционной жалобы, пояснения истца Дорожкина А.А., считавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Дорожкин А.А. обратился в суд с иском к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Челябинской области (далее по тексту - ГУ МВД России по Челябинской области) о взыскании доплаты к пенсии как ветерану боевых действий за период с 01 января 2005 года по 28 января 2014 года в размере **** руб. **** коп.
Впоследствии истец уточнил свои исковые требования, просил возложить на ответчика обязанность произвести ему доплату повышения пенсии за указанный период в соответствии с пунктом "г" статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1.
В обоснование иска указал, что с декабря 2004 года является получателем пенсии за выслугу лет. В период прохождения службы в органах внутренних дел находился в служебной командировке на территории ****, где принимал участие в боевых действиях. 02
декабря 2004 года ему было выдано удостоверение ветерана боевых действий, которое предоставляет право на повышение размера пенсии. Вместе с тем доплата к пенсии как ветерану боевых действий ему назначена не была, о чем он узнал в конце ноября 2014 года. После обращения к ответчику с заявлением о перерасчете пенсии ему была произведена доплата за период с 29 января 2014 года по 30 апреля 2015 года и назначена доплата на будущее время. Считает, что доплату к пенсии он не получил по вине ответчика.
В судебном заседании суда первой инстанции истец на удовлетворении исковых требований настаивал.
Представитель ответчика Ильиных Л.С, действующая на основании доверенности, иск не признала, указала, что документов, свидетельствующих о том, что истец является ветераном боевых действий, кадровое подразделение по месту службы истца в пенсионный орган ГУ МВД России по Челябинской области не представило. По имеющимся в пенсионном деле документам оснований для назначения истцу доплаты как ветерану боевых действий не имелось. При обращении самого истца с заявлением о перерасчете размера пенсии и представлении копии удостоверения ветерана боевых действий такая доплата была назначена и произведен перерасчет пенсии в соответствии со статьей 55 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 за один предшествующий обращению год. Оснований для применения статьи 58 этого Закона не имеется.
К участию в деле определением суда от 14 октября 2015 года был привлечен в качестве третьего лица Отдел МВД России по Уйскому району Челябинской области, где истец проходил службу, кадровое подразделение которого и готовило документы для назначения пенсии истцу.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился при надлежащем извещении.
Решением суда исковые требования Дорожкина А.А. были удовлетворены.
В апелляционной жалобе ответчик требует отмены судебного решения и принятия нового об отказе в иске ввиду неправильного толкования судом норм материального права и несоответствия выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Так, указывает, что суд неверно истолковал Закон о пенсионном обеспечении сотрудников органов внутренних дел, применил к возникшим правоотношениям часть вторую статьи 58 Закона, отвергнув довод о необходимости применения статьи 55. При этом суд установилналичие вины третьего лица - Отдела МВД России по Уйскому району Челябинской области, в непредставлении сведений в отдел пенсионного обеспечения ГУ МВД России по Челябинской области, не установив вины ответчика, как органа, осуществляющего назначение и выплату пенсии.
Представитель третьего лица Отдела МВД РФ по Уйскому району Челябинской области в суд апелляционной инстанции при надлежащем извещении не явился, в соответствии со статьями 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным провести судебное заседание без его участия.
Проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает решение суда подлежащим отмене в связи с нарушением судом норм материального права, несоответствием выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Как установлено судом первой инстанции, Доржкин А.А. проходил службу в органах внутренних дел Российской Федерации и имеет право на предоставление льгот, установленных пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" как ветеран боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, что подтверждается удостоверением серии РМ N 786 от 02 декабря 2004 года.
С 06 декабря 2004 года истцу назначена и выплачивается пенсия за выслугу лет по пункту "а" статьи 14 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
С 01 мая 2015 года истцу было установлено увеличение пенсии как ветерану боевых действий в соответствии с пунктом "г" статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Указанные обстоятельства подтверждаются пояснениями сторон, копией удостоверения серии **** (л.д. 6), письмом Отдела пенсионного обслуживания Центра финансового обеспечения ГУ МВД России по Челябинской области от 02 апреля 2015 года (л.д. 7).
В ответ на обращение истца от 07 апреля 2015 года Отдел пенсионного обслуживания Центра финансового обеспечения ГУ МВД России по Челябинской области в письме от 20 апреля 2015 года сообщил, что пенсия выплачивается ему в соответствии с действующим законодательством. При назначении пенсии документов, подтверждающих льготную службу в Северо-Кавказском регионе, копии удостоверения о праве на льготы "Ветеран боевых действий" представлено не было, в расчет выслуги лет в льготном исчислении включена только служба в изоляторе временного содержания 1 месяц службы за 1,5. Первично копия удостоверения о праве на
льготы "Ветерана боевых действий" серии **** от 02 декабря 2004 года и расчет выслуги лет поступили в отдел пенсионного обслуживания и? Отдела МВД России по Уйскому району Челябинской области 29 января 2015 года, после чего расчет выслуги лет был возвращен на доработку. После исполнения расчет выслуги лет поступил в отдел пенсионного обслуживания вторично 26 марта 2015 года. В связи с этим в соответствии с пунктом "г" статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" к пенсии истца было установлено увеличение как ветерану боевых действий с 01 мая 2015 года. С 29 января 2014 года по 30 апреля 2015 года ему произведена доплата увеличения к пенсии в сумме **** руб. **** коп. Размер пенсии Дорожкина А.А. с 01 мая 2015 года исчисляется из: оклада по должности - **** руб., оклада по званию - **** руб., надбавки за выслугу лет **** руб., денежного довольствия - **** руб., денежного довольствия для исчисления пенсии - **** руб. **** коп. Размер его пенсии - **** руб. **** коп., районный коэффициент - **** руб. **** коп., основная пенсия с учетом районного коэффициента - **** руб. **** коп. (л.д. 7-8).
В ответ на повторное заявление истца от 23 апреля 2015 года Отдел пенсионного обслуживания Центра финансового обеспечения ГУ МВД России по Челябинской области в письме от 07 мая 2015 года указал, что на основании представленных документов пенсия ему выплачивается с 01 мая 2015 года с учетом повышений, предусмотренных для ветеранов боевых действий, доплата за прошлый период осуществлена с 29 января 2014 года по 30 апреля 2015 года и зачислена на его лицевой счет (л.д. 10-11).
Удовлетворяя требования истца и возлагая на ГУ МВД России по Челябинской области обязанность выплатить истцу недополученную доплату к пенсии за период с 01 января 2005 года по 28 января 2014 года, суд первой инстанции исходил из того, что на основании пункта "г" статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" Дорожкин А.А. имеет право на получение пенсии в повышенном размере, доплата к которой не была произведена ему по вине кадрового подразделения ответчика, располагавшего сведениями, необходимыми для назначения пенсии в повышенном размере.
Однако судебная коллегия не может признать вывод суда основанным на нормах права, подлежащего применению к правоотношениям сторон.
Пенсионное обеспечение лиц, проходивших службу в органах
внутренних дел, регламентировано Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Так, пунктом "г" статьи 45 указанного Закона предусмотрено, что пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца, назначаемые в соответствии с настоящим Законом (в том числе исчисленные в минимальном размере), повышаются, в частности, участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", а также ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", - на 32 процента расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 36 настоящего Закона.
Возлагая на ответчика обязанность произвести истцу доплату к пенсии за прошлое время, суд первой инстанции исходил из положений части второй статьи 58 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", согласно которой сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
Вместе с тем суд не учел, что в соответствии с пунктом 7 Инструкции об организации работы по пенсионному обеспечению в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 27 мая 2005 года N 418, документы для назначения пенсий лицам, уволенным со службы, оформляются кадровыми подразделениями по последнему месту службы.
В данном случае кадровым подразделением по последнему месту службы истца является группа кадров по работе с личным составом Отдела МВД России по Уйскому району Челябинской области.
Из материалов дела следует, что документы для назначения пенсии истца были оформлены третьим лицом, расчет его выслуги лет составлен инспектором отдела кадров Уйского РОВД 06 декабря 2004 года (л.д. 60-63).
Приказом начальника Уйского РОВД от 06 декабря 2004 года истец был уволен из органов внутренних дел по выслуге срока служба, дающего право на пенсию, 06 декабря 2004 года (л.д. 56), на основании поданного им
рапорта (л.д. 58).
Заявление о назначении пенсии было подано Дорожкиным А.А. 14 декабря 2004 года (л.д. 50).
Сформированное пенсионное дело Дорожкина А.А. было направлено Уйским РОВД в адрес ответчика 25 декабря 2004 года (л.д. 57), поступило в ГУ МВД России по Челябинской области 30 декабря 2004 года (л.д. 57).
Документы пенсионного дела истца были изучены пенсионным отделом финансово-экономического управления ГУВД по Челябинской области; составлено заключение о назначении пенсии Дорожкину А.А. 12 января 2005 года (л.д. 48), расчет выслуги лет, составленный третьим лицом, утвержден начальником ЦПО ГУВД по Челябинской области 12 января 2005 года (л.д. 65).
Сведения о том, что истец является ветераном боевых действий, в материалах пенсионного дела отсутствуют.
Как следует из содержания удостоверения ветерана боевых действий (л.д. 6) и журнала вручения таких удостоверений (л.д. 67-69), удостоверение ветерана боевых действий Дорожкину А.А. оформлено 02 декабря 2004 года, вручено в Уйском РОВД 20 декабря 2004 года, то есть после его увольнения из органов внутренних дел.
Истец в суде апелляционной инстанции пояснил, что о своем праве на получение повышенного размера пенсии в связи с наличием у него звания ветерана боевых действий не знал, поэтому каких-либо мер для передачи третьему лицу копии удостоверения ветерана боевых действий для приобщения к материалам пенсионного дела не предпринимал. К тому же, полагал, что эти действия без его участия предпримет отдел кадров Уйского РОВД как кадровое подразделение по его последнему месту службы.
Исходя из изложенного, вывод суда о возложении на ответчика обязанности произвести Дорожкину А.А. доплату к пенсии как на орган, по чьей вине не выплачен повышенный размер пенсии за период с 01 января 2005 года по 28 января 2014 года, не может быть признан основанным на законе, учитывая, что отсутствует факт нарушения права истца на пенсионное обеспечение в повышенном размере действиями ГУ МВД России по Челябинской области.
Кроме того, в пункте "б" части первой статьи 55 указанного выше Закона Российской Федерации содержится правило о том, что перерасчет размеров пенсий за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца, назначенных лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и членам их семей, производится со дня наступления обстоятельств, влекущих за собой перерасчет размеров пенсий в сторону увеличения.
При этом в силу части второй этой же статьи в случае, если пенсионер приобрел право на перерасчет размера пенсии в сторону увеличения, разница
между новым и прежним размерами пенсии выплачивается ему со дня приобретения права на перерасчет размера пенсии, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом размера пенсии.
Согласно приведенной норме закона перерасчет размера пенсии в сторону увеличения носит заявительный характер, то есть осуществляется на основании заявления пенсионера, к которому прилагаются необходимые документы. В данном случае таким необходимым документом для перерасчета пенсии истца являлось удостоверение ветерана боевых действий, которое было представлено Дорожкиным А.А. в пенсионный орган согласно материалам дела для перерасчета пенсии только 29 января 2015 года (л.д. 7-8), в связи с чем увеличение пенсии ему было установлено с 29 января 2014 года, то есть за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом размера пенсии, на основании статьи 55 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
С учетом изложенного, предусмотренных законом оснований для взыскания в пользу Дорожкина А.А. с ГУ МВД России по Челябинской области недополученной пенсии более чем за 12 месяцев, предшествующих дню его обращения за перерасчетом размера пенсии, не имелось.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает доводы апелляционной жалобы заслуживающими внимания, в связи с чем решение суда подлежит отмене с принятием нового об отказе в удовлетворении исковых требований Дорожкина А.А.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда города Челябинска от 13 января 2016 года отменить.
Принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Дорожкина А.А..
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.