Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе
председательствующего Колесниковой О.Г.
судей Кокшарова Е.В.
Лузянина В.Н.
при секретаре Килиной М.В.
рассмотрела в помещении суда в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ... Бурковой М.Р. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда ... о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, обязании включить в стаж работы периоды трудовой деятельности, которые не были зачтены в непрерывный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, признании права на досрочное назначение пенсии,
по апелляционной жалобе истца на решение Артемовского городского суда Свердловской области от 08.02.2016.
Заслушав доклад судьи Лузянина В.Н., объяснения истца Бурковой М.Р., ее представителя Комарова А.М. (по устному ходатайству), представителя ответчика Касаткиной Ю.В. (доверенность ( / / )),
установила:
Буркова М.Р. обратилась в суд с указанным иском. В обоснование своих требований указала, что ( / / ) решением ответчика ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с отсутствием необходимой продолжительности стажа на соответствующих видах работ.
Ответчиком исключены периоды трудовой деятельности: в должности заведующей здравпунктом ... ; в должности фельдшера здравпункта ... ; в должности заведующей медпунктом ... ; в должности заведующей медицинской частью ... ; в должности врача ... ; в должности главной медицинской сестры ...
В указанных должностях и организациях истец осуществляла медицинскую деятельность по охране здоровья населения, работа в которых, по ее мнению засчитывается в стаж работы дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.
С учетом изложенного просила:
признать недействительным решение ответчика ( / / ); признать право на досрочное назначение пенсии ( / / ); обязать ответчика включить в стаж работы периоды лечебной деятельности ( / / ) заведующей здравпунктом ... ; ( / / ) фельдшер, заведующая медпукнктом ... ; ( / / ) заведующая медпунктом ... ; ( / / ) заведующая медицинской частью, врач, главная медицинская сестра ...
Решением Артемовского городского суда Свердловской области от 08.02.2016 исковые требования удовлетворены частично. Судом постановлено: обязать ГУ - УПФ ... включить в стаж для начисления досрочной страховой пенсии по старости Бурковой М.Р. в связи с осуществлением лечебной деятельности период работы ( / / ) на должности фельдшера. В остальной части иска отказать.
С таким решением не согласилась истец, в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении иска, ссылается на неправильное применение судом норм материального права. Полагает судом не верно установлены обстоятельства дела из ... ЦРБ муниципального медицинского учреждения истец была переведена в штаты ... по инициативе Главы Администрации ...
Здравпункт ... входил в состав отделов ... вышеуказанных организаций, где истец непосредственно наряду с руководством выполняла лечебно-профилактические работы. ... наличие медицинских должностей врач, заведующая медицинской частью (врач), главная медицинская сестра предусмотрены штатным расписанием указанного учреждения. Данным обстоятельствам суду следовало дать оценку согласно правовой позиции изложенной в Постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 03.06.2014 N 11-П, о чем было заявлено истцом.
В суде апелляционной инстанции истец, ее представитель поддержали доводы апелляционной жалобы. Представитель ответчика возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, указывая на отсутствие правовых оснований.
Представители третьих лиц без самостоятельных требований ООО "СК-Промавто", ГКОУ СО "БШИ" в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о слушании дела извещены ... , в том числе посредством размещения информации о времени и месте рассмотрения дела на сайте Свердловского областного суда.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с тем, что указанные лица извещены надлежащим образом и за срок, достаточный для обеспечения явки и подготовки к судебному заседанию, не сообщили суду о причинах неявки, не ходатайствовали об отложении судебного заседания, не представили доказательств уважительности причины неявки, для проверки доводов апелляционной жалобы участия их представителей не требуется, участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лиц, участвующих в деле, каждому гарантируется право на рассмотрение дела в разумные сроки, отсутствие их представителей не препятствует рассмотрению дела, судебная коллегия определилао рассмотрении дела при данной явке.
Проверив законность решения суда первой инстанции по правилам ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оснований для отмены решения не имеется.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела период ( / / ) Буркова М.Р. работала ... в должности медицинской сестры здравпункта; ... в должности заведующей здравпунктом; ... в должности фельдшера здравпункта; ... в должности заведующей здравпунктом; ... в должности заведующей медпунктом; ... в должности заведующей медпунктом; ( / / ) в должности заведующей медицинской части; ( / / ) в должности врача; ( / / ) в должности главной медицинской сестры.
Полагая о наличии стажа работы (30 лет) Буркова М.Р. ( / / ) обратилась с заявлением к ответчику о назначении ей страховой пенсии по старости досрочно.
Решением ответчика ( / / ) в назначении досрочной страховой пенсии Бурковой М.Р. отказано, из-за отсутствия требуемого специального стажа. По решению ответчика специальный трудовой стаж истца составил ... при требуемом 30 лет.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" установлено (п. 1 пп. "н"), что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются:
при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее в тексте Постановление от 29.10.2002 N 781);
список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 по 31.12.2001 включительно (далее в тексте Постановление от 22.09.1999 N 1066);
список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абз. 4, 5 п. 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 по 31.10.1999 включительно (далее в тексте Постановление от 06.09.1991 N 464);
перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 01.01.1992 (далее в тексте Постановление от 17.12.1959 N 1397);
Статьей 7 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (действующего на момент обращения истца 09.07.2014) предусматривалось, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Пунктом 2 этой же статьи предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29.01.2004 N 2-П, принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу ст.ст. 1, 2, 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Это, как и точность и конкретность правовых норм, которые лежат в основе соответствующих решений правоприменителей, включая суды, необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.
Следовательно, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Так, в период до 01.10.1993 действовало Постановление от 17.12.1959 N 1397, которое предусматривало включение в стаж, предоставляющий право на назначение льготной пенсии по старости, периодов работы в должности медицинской сестры в школах-интернатах и в школьных интернатах всех наименований. Данным Перечнем эти учреждения были включены в список лечебно-профилактических учреждений, учреждений охраны материнства и детства, санитарно-профилактических учреждений.
Приведенный нормативно-правовой акт утратил силу с 01.10.1993 согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 N 953, соответственно, с указанной даты на основании Списка профессий и должностей утвержденного Постановлением от 06.09.1991 N 464, трудовая деятельность в должности медицинской сестры, фельдшера в указанных образовательных учреждениях перестала учитываться в составе стажа работы, дающей право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.
Действующим в настоящее время Списком должностей и учреждений (Постановление от 29.10.2002 N 781), работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", также не предусмотрена возможность включения в льготный стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, периодов работы в должности медицинской сестры в специальной (коррекционной) школе-интернат для детей-сирот и детей с отклонением в развитии.
При таких обстоятельствах судом обоснованно отклонены периоды работы истца ( / / ) в должностях заведующей медицинской частью, врача, главной медицинской сестры ...
Осуществление истцом в оспариваемые периоды замещения руководящих должностей, в должностях: заведующей здравпунктом ... ; заведующей медпунктом ... ; заведующей медицинской части ... лечебной деятельности в структурных подразделениях организаций, предусмотренных п. 6 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных Постановлением от 29.10.2002 N 781, представленными по делу доказательствами также не подтверждено.
Содержащийся в апелляционной жалобе истицы довод о том, что при разрешении вопроса о назначении пенсии суд оставил без внимания характер выполняемой ею работы также не могут повлечь за собой отмену принятого решения.
Как было установлено судом, истцу ( / / ) выдан диплом ... Согласно свидетельствам ... , удостоверениям ... , сертификату Буркова М.Р. прошла подготовку ...
Вопреки доводам жалобы, в соответствии с Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной Приказом Минздрава Российской Федерации от 15.10.1999 N 377 "Об утверждении Положения об оплате труда работников здравоохранения" наименование должности заведующий дополняется наименованием специальности, предусмотренной номенклатурой врачебных специальностей, по которой работник имеет соответствующую подготовку и работа по которой вменяется в круг его обязанностей. Таким образом, к среднему медицинскому персоналу отнесены должности заведующего фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшера (акушерки, медицинской сестры), заведующего здравпунктом - фельдшера (медицинской сестры), заведующего медпунктом - фельдшера (медицинской сестры).
С учетом изложенного, для оценки пенсионных прав истца на основании указанных выше Постановлений, необходимо осуществление работы в должностях медицинской сестры или фельдшера.
Вместе с тем, из материалов дела усматривается, что в периоды ( / / ) Буркова М.Р. работала в должности заведующей здравпунктом, заведующей медпунктом, заведующей медицинской части соответственно. Таким образом, наименование должности истица не соответствует наименованию должностей, указанных в приведенных Постановлениях.
Поскольку доводы истица о том, что, занимая должности: заведующей здравпунктом ( / / ); заведующей медпунктом ( / / ), она фактически выполняла обязанности медсестры (фельдшера), не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела, бесспорных доказательств стороной истица не предоставлено, судом не добыто. Напротив судом исследованы штатные расписания, положение о зравпункте ... из которых в обязанности заведующего здравпунктом входит руководство лечебно-профилактической, организационно-методической, хозяйственной и финансовой деятельностью. Кроме того помимо должности заведующей имелись другие должности персонала здравпункта, осуществляющие лечебно-профилактическую работу. По периоду работы ... какие-либо уточняющие справки подтверждающие факт работы истца помимо заведующей в должностях медицинской сестры или фельдшера на условиях полной занятости в материалах дела отсутствуют. При таких обстоятельствах исковые требования в указанной части обоснованно оставлены судом без удовлетворения.
В п. 1 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных Постановлением N 1066 предусмотрено, что в выслугу для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения засчитывается выполняемая в течение полного рабочего дня работа в соответствующих должностях врачей и среднего медицинского персонала в учреждениях, предусмотренных Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, а также во врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями государственных и муниципальных учреждений (организаций, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, воинских частей). Аналогичная норма предусмотрена п. 6 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных Постановлением N 781.
Вместе с тем какими-либо достоверными и достаточными доказательствами не подтверждено выделение в спорные периоды ... медпункта, медицинской части в качестве обособленных подразделений; не подтверждено наличие приказа о его создании, своего Положения, лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданной структурному подразделению, отсутствует указание на него в штатном расписании учреждения, что свидетельствовало бы о существовании медпункта, медицинской части, как отдельных структурных подразделений.
Присутствие в штате учреждения ... должности врача и медицинской сестры, равно как выдача ( / / ) лицензии на осуществление медицинских осмотров, сестринское дело не свидетельствуют об организации в нем структурного подразделения, предусмотренного п. 6 упомянутых Правил. Последнее согласуется с штатными расписаниями ... в которых в качестве руководителей структурных подразделений указано две должности - шеф-повар и заведующий складом, а также объяснениями представителя третьего лица ГКОУ СО "БШИ" ...
Ссылка автора жалобы на Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 03.06.2004 N 11-П, которым признано не соответствующими Конституции Российской Федерации положение подп. 10, 11, 12 п. 1 ст. 28 и п.п. 1, 2 ст. 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", устанавливающее для лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в качестве условия назначения трудовой пенсии по старости ранее достижения пенсионного возраста, осуществление этой деятельности в соответствующих государственных или муниципальных учреждениях, - в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования пенсионного обеспечения данные положения не позволяют засчитывать в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, занимавшимся лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, не являющихся государственными или муниципальными, сводится к неверному истолкованию положений данного Постановления.
При таких обстоятельствах, решение суда следует признать законным и обоснованным. Сама по себе иная оценка автором жалобы представленных доказательств не может служить основанием к отмене правильного по существу решения. Остальные доводы жалобы направлены на неправильное толкование законодательства, на переоценку доказательств и фактических обстоятельств по настоящему гражданскому делу, которые были всесторонне, полно и объективно исследованы судом. Предоставленные сторонами доказательства обсуждались судом первой инстанции, им дана правильная правовая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Оснований для отмены или изменения решения суда, как о том ставится вопрос в апелляционной жалобе не усматривается.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.
Руководствуясь ст. 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Артемовского городского суда Свердловской области от 08.02.2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий О.Г. Колесникова
Судьи Е.В. Кокшаров
В.Н. Лузянин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.