судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего Нагайцевой Л.А.,
судей Торговченковой О.В., Орловой О.А.,
при секретаре Елисеевой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Липецке апелляционную жалобу ответчика Государственного учреждения - Липецкого регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Октябрьского районного суда г. Липецка от 18 февраля 2016 года, которым постановлено:
"Обязать Государственное учреждение - Липецкое региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации зарегистрировать заявление Кувшиновой М.П. от 06 ноября 2015 года о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение за 2015 год с присвоением номера с учетом даты его подачи".
Заслушав доклад судьи Торговченковой О.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Октябрьского района г.Липецка обратился в суд в защиту интересов инвалида Кувшиновой М.П. с иском к ГУ - Липецкому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации об оспаривании отказа в регистрации заявления Кувшиновой М.П. от 06 ноября 2015 года о предоставлении ей путевки на санаторно-курортное лечение за 2015 год. Свои требования обосновывал тем, что у ответчика отсутствовало такое основание для отказа в регистрации заявления как непредоставление медицинской справки формы 070/у, поскольку такая справка, датированная 23 июня 2015 года, имелась в Липецком региональном отделении, и срок ее действия не истек. Прокурор просил обязать ответчика зарегистрировать заявление Кувшиновой М.П. от 06 ноября 2015 года с присвоением номера с учетом даты его подачи.
Представитель ответчика ГУ - Липецкого регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - Панкова А.О. в судебном заседании иск не признала, объяснив, что Административный регламент предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 марта 22012 года N 271н, предусматривает исчерпывающий перечень документов, необходимых для начала предоставления административной услуги, в число которых входит и справка для получения путевки по форме 070/у-04. Данную справку Кувшинова М.П. не предоставила одновременно с заявлением.
Суд постановилрешение, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе ответчик просит отменить решение суда, ссылаясь на нарушение норм материального права, и постановить новое, которым в иске отказать.
Выслушав объяснения представителя ответчика - Панковой А.О., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, прокурора Кима И.Е., полагавшего, что решение суда является законным и обоснованным, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ).
В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют указанные в ней категории граждан, в том числе инвалиды.
В состав набора социальных услуг включается согласно п. 1.1 ч. 1 ст. 6.2 названного Федерального закона предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год (ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ).
В силу ч. 5 ст. 6.3 того же Федерального закона порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 328 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, который регулирует в том числе предоставление гражданам при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение (далее - Порядок).
Пунктом 3.1 Порядка предусмотрено, что обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в Перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (п. 3.3 Порядка).
Согласно п. 3.6 Порядка граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путевки по форме N 070/у-04, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации России от 22 ноября 2004 года N 256.
Справка для получения путевки действительна, как указано в ее тексте, в течение 6 месяцев.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 декабря 2014 года N 834н утверждена новая форма справки - форма N 070/у "Справка для получения путевки на санаторно-курортное лечение", действующая с 9 марта 2015 года. Данная справка действительна в течение 12 месяцев.
При наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган (п. 3.7 Порядка).
Территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации и органы социальной защиты населения, а также уполномоченные органы не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину (в том числе в электронном виде, если заявление было представлено в форме электронного документа) о регистрации его заявления с указанием даты регистрации и регистрационного номера (п. 3.8 Порядка).
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 марта 2012 года N 271н утвержден Административный регламент предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной социальной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (далее - Административный регламент).
Документами, необходимыми для предоставления территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации заявителю путевки на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту санаторно-курортного лечения по путевке, предоставленной территориальным органом Фонда, и обратно, являются заявление о предоставлении государственной услуги и справка для получения путевки по форме N 070/у-04, выданная заявителю лечащим врачом в лечебно-профилактическом учреждении, с рекомендацией санаторно-курортного лечения (п. 13 Административного регламента).
Пункт 19 Административного регламента содержит исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги по предоставлению территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации путевок на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту санаторно-курортного лечения по путевке и обратно. Согласно данному перечню к таким основаниям относится непредставление заявителем документов, предусмотренных пунктами 13, 15 настоящего Административного регламента.
Пункт 13 Административного регламента к числу документов, необходимых для предоставления территориальным органом Фонда заявителю при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, относит:
заявление о предоставлении государственной услуги (рекомендуемая форма заявления приведена в приложении N 4 к настоящему Административному регламенту);
справку для получения путевки по форме N 070/у-04, утвержденная приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22 ноября 2004 года N 256 "О Порядке медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение", выданная заявителю лечащим врачом в лечебно-профилактическом учреждении, с рекомендацией санаторно-курортного лечения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Кувшинова М.П. является инвалидом и имеет право на получение социальной услуги в виде санаторно-курортного лечения.
09 января 2014 года она обратилась в ГУ - Липецкое региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение в соответствии со ст. 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ в 2014 году, приложив справку для получения путевки формы N 070/у-04 от 09 января 2014 года N4.
Данное заявление зарегистрировано под N.
В 2014 году Кувшинова М.П. путевкой на санаторно-курортное лечение обеспечена не была.
Впоследствии она неоднократно предоставляла ответчику медицинские справки, подтверждающие нуждаемость в санаторно-курортном лечении, а именно: 14 июля 2014 года, 12 января 2015 года, 23 июня 2015 года (со сроком действия 12 месяцев).
06 ноября 2015 года Кувшинова М.П. обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение в 2015 году.
12 ноября 2015 года ответчик направил в адрес Кувшиновой М.П. извещение об отказе в регистрации заявления в связи с непредоставлением медицинской справки по форме 070/у.
Удовлетворяя исковые требования, предъявленные прокурором в интересах инвалида Кувшиновой М.П., суд первой инстанции исходил из формального характера оснований для отказа в регистрации заявления инвалида, поскольку ответчик располагал действующей справкой соответствующей формы, подтверждающей право Кувшиновой М.П. на получение социальной услуги в виде санаторно-курортного лечения в 2015 году.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам материального права.
Материалами дела установлено, что 23 июня 2015 года Кувшинова М.П. представила ответчику медицинскую справку по соответствующей форме со сроком действия 12 месяцев.
06 ноября 2015 года от данного инвалида поступило в адрес ответчика заявление о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение в 2015 году.
Каких-либо заявлений о предоставлении медицинской справки от 23 июня 2015 года к заявлению о предоставлении путевки за 2014 год (от 09 января 2014 года) Кувшинова М.П. в территориальный орган Фонда социального страхования не подавала.
На письменное извещение ответчика об отказе в регистрации заявления о предоставлении путевки в 2015 году Кувшинова М.П. сослалась на предоставление ответчику такой справки от 23 июня 2015 года, что действительно подтверждается материалами дела.
Действующий Административный регламент не предусматривает, что для начала административной процедуры при предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение первично заявление, а затем уже документы, предусмотренные п. 13 Административного регламента.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы о непредоставлении истицей медицинской справки по форме N 070/у-04 опровергаются представленными по делу доказательствами.
Более того, как следует из п. 53 Административного регламента, основанием для начала административной процедуры по приему и регистрации заявления о предоставлении государственной услуги и документов в территориальных органах Фонда является поступление в территориальный орган Фонда заявления о предоставлении государственной услуги и (или) документа (содержащихся в нем сведений), указанных в пункте 13 настоящего Административного регламента, а также предъявление документов, предусмотренных пунктом 15 настоящего Административного регламента.
Заявление о предоставлении государственной услуги и документ, указанные в пункте 13 настоящего Административного регламента, а также копии документов, указанных в пункте 15 настоящего Административного регламента, регистрируются в сроки и в порядке, установленные пунктами 26 - 33 настоящего Административного регламента.
Пункт 26 Административного регламента предусматривает, что регистрация заявления о предоставлении государственной услуги и (или) документов (содержащихся в них сведений), представленных заявителем в территориальный орган Фонда на личном приеме, осуществляется в день их поступления в территориальный орган Фонда.
В случае непредставления заявителем одного или нескольких документов, предусмотренных пунктами 13 - 15 настоящего Административного регламента, должностное лицо территориального органа Фонда, ответственное за прием и регистрацию заявления и документов, направляет заявителю письменное разъяснение (сообщает в устной форме на личном приеме либо направляет сообщение в электронной форме в случае поступления заявления и (или) документов (содержащихся в них сведений) в форме электронного документа) о необходимости представления недостающих документов и делает на заявлении о предоставлении государственной услуги отметку об уведомлении заявителя о необходимости представить недостающие документы. Если должностному лицу территориального органа Фонда, ответственному за административное действие по приему и регистрации заявления и документов при предоставлении государственной услуги, известен телефон заявителя, заявитель также уведомляется устно (п. 33 Административного регламента).
Таким образом, исходя из смысла и содержания вышеуказанных норм, следует, что заявление о предоставлении государственной услуги, представленное в территориальный орган Фонда, подлежит регистрации в день его поступления. В случае непредставления необходимых документов, в том числе справки для получения путевки по форме N 070/у-04, должностное лицо территориального органа Фонда, ответственное за прием и регистрацию заявления и документов, направляет заявителю письменное разъяснение о необходимости представления недостающих документов. При этом п. 33 Административного регламента не предоставляет территориальному органу Фонда права для отказа в регистрации заявления о предоставлении государственной услуги в случае отсутствия такого документа, а п. 18 Административного регламента, содержащийся в разделе "Исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги", предусматривает, что основания для отказа в приеме документов отсутствуют.
При таких обстоятельствах, исходя из анализа представленных по делу доказательств и действующего законодательства, следует, что территориальный орган Фонда, начав административную процедуру по приему и регистрации заявления о предоставлении государственной услуги, не вправе на данной стадии отказать инвалиду в приеме заявления из-за отсутствия необходимых документов, в том числе справки для получения путевки по форме N 070/у-04. Отсутствие такого документа является основанием для отказа в предоставлении государственной услуги по предоставлению заявителю путевки на санаторно-курортное лечение, что прямо предусмотрено п. 19 Административного регламента.
С учетом изложенного судебная коллегия считает выводы суда по существу заявленных требований правильными, соответствующими установленным обстоятельствам дела и требованиям закона. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом первой инстанции не допущено.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда и не являются основанием к отмене решения.
Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не усматривается.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда города Липецка от 18 февраля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Государственного учреждения - Липецкого регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий: (подпись)
Судьи: (подписи)
Копия верна: судья
секретарь
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.