Судья Липецкого областного суда Долбнин А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Открытого акционерного общества "Прожекторные угли" на решение судьи Елецкого городского суда Липецкой области от 27 апреля 2016 г., вынесенное в отношении ОАО "Прожекторные угли" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
УСТАНОВИЛ:
Постановлением судьи Елецкого городского суда Липецкой области от 27 апреля 201 6 г . ОАО " Прожектор н ые угли " признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) , с назначением наказания в виде административного приостановления деятельности - приостановления эксплуатации опасного производственного объекта "Сеть газопотребления ОАО "Прожекторные угли" рег. N, расположенного по адресу: "адрес", отключив подачу газа путем установления металлической заглушки, сроком на 90 (девяносто) суток.
ОАО " Прожекторые угли " обратилось в Липецкий областной суд с жалобой на указанное постановление, в которой просит его отменить , назначив другой вид наказания, указывая на то, что 80% нарушений, выявленных при проверке ими на настоящий момент устранены, кроме того они являются соисполнителями государственных оборонных заказов и приостановка их работы может повлечь срыв государственного оборонного заказа и приостановление деятельности всего юридического лица.
Выслушав представителей ОАО " Прожектор н ые угли " по доверенности Черникова С.В., Шулепову Н.Н., поддержавших доводы жалобы, возражения против жалобы представителя Верхне-Донского управления Ростехнадзора Невгода А.А., изучив материалы дела, прихожу к следующему.
Согласно части 1 статьи 9.1. Ко АП РФ нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов определяет Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", который направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к локализации и ликвидации последствий указанных аварий. Положения данного Федерального закона распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.
Пункт 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" предусматривает, что организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, в том числе: соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности; создать систему управления промышленной безопасностью и обеспечивать ее функционирование в случаях, установленных статьей11 настоящего Федерального закона; обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями; обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа; выполнять указания, распоряжения и предписания федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями; приостанавливать эксплуатацию опасного производственного объекта самостоятельно или по решению суда в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте, а также в случае обнаружения вновь открывшихся обстоятельств, влияющих на промышленную безопасность.
В соответствии с вышеназванным Федеральным законом приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 14 ноября 2013г. N538 были утверждены федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила проведения экспертизы промышленной безопасности", которые устанавливают порядок проведения экспертизы промышленной безопасности, требования к оформлению заключения экспертизы и требования к экспертам в области промышленной безопасности.
Согласно пункту 6 указанных федеральных норм техническое устройство, применяемое на опасном производственном объекте подлежит экспертизе (если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия указанного устройства обязательным требованиям): до начала применения на опасном производственном объекте; по истечении срока службы или при превышении количества циклов нагрузки такого технического устройства, установленных его производителем; при отсутствии в технической документации данных о сроке службы такого технического устройства, если фактический срок его службы превышает двадцать лет; после проведения работ, связанных с изменением конструкции, заменой материала несущих элементов такого технического устройства, либо восстановительного ремонта после аварии или инцидента на опасном производственном объекте, в результате которых было повреждено такое техническое устройство.
Здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий, подлежат экспертизе: в случае истечения срока эксплуатации здания или сооружения, установленного проектной документацией; в случае отсутствия проектной документации, либо отсутствия в проектной документации данных о сроке эксплуатации здания или сооружения; после аварии на опасном производственном объекте, в результате которой были повреждены несущие конструкции данных зданий и сооружений; по истечении сроков безопасной эксплуатации, установленных заключениями экспертизы. Экспертиза зданий и сооружений на опасном производственном объекте, предназначенных для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий, проводится при наличии соответствующих требований промышленной безопасности к таким зданиям и сооружениям (пункт 7 федеральных норм).
Согласно пункту 9 федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления", утвержденных Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15 ноября 2013 г. N542, организации, осуществляющие деятельность по эксплуатации, техническому перевооружению, ремонту, консервации и ликвидации сетей газораспределения и газопотребления, кроме требований, предусмотренных Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации в области промышленной безопасности, должны: выполнять комплекс мероприятий, включая мониторинг, техническое обслуживание и ремонт сетей газораспределения и газопотребления, обеспечивающих содержание сетей газораспределения и газопотребления в исправном и безопасном состоянии; выполнять работы по техническому обслуживанию, ремонту и аварийно-диспетчерскому обеспечению сетей газораспределения и газопотребления; обеспечивать проведение технического диагностирования газопроводов, зданий и сооружений, технических и технологических устройств сетей газораспределения и газопотребления по достижении предельных сроков эксплуатации, установленных проектной документацией; организовывать и осуществлять технический надзор при техническом перевооружении сетей газораспределения и газопотребления; хранить проектную и исполнительную документацию в течение всего срока эксплуатации опасного производственного объекта (до ликвидации). Порядок и условия ее хранения определяются приказом руководителя эксплуатационной организации.
Как следует из материалов дела, основанием для привлечения ОАО " Прожекторые угли " к административной ответственности по ч.1 ст.9.1 КоАП РФ послужили результаты вне плановой выездной проверки юридического лица ОАО " Прожекторые угли " в период с 23 по 25 марта 2016 г. , в ходе которой, были выявлены следующие нарушения обязательных требований промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта "Сеть газопотребления ОАО "Прожекторные угли" per . N N N
1) не проведены экспертизы промышленной безопасности зданий и сооружений на ОПО: промышленных дымовых труб NN 106, 107, 109, Ш цеха N 43; здания корпуса N 2 (цех N 43); промышленной дымовой трубы N 112 , что является нарушением требований ст.9 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ; п. 7 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила проведения экспертизы промышленной безопасности", утвержденных приказом N538 от 14 ноября 2013 г.;
2) не проведены экспертизы промышленной безопасности технических устройств: газопровода среднего давления (от места врезки до ГРП), газопровода низкого давления (от ГРЦ до цеха N 43); газопроводов и газового оборудования газорегуляторного пункта; газопроводов и газового оборудования периодических печей NN 1, 2, 3, 4, 5, б. 7, 8, 9; газопроводов и газового оборудования муфельных печей N 1, 2, 3, 4 , чем нарушены требования ст.9 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ ; п.6 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила проведения экспертизы промышленной безопасности", утвержденных приказом N538 от 14 ноября 2013 г.;
3) в здании цеха N 43 отсутствуют необходимые системы контроля уровня загазованности помещения окисью углерода и природным газом , чем нарушены требования ст. 9 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ ;
4) в здании котельной отсутствуют необходимые системы контроля уровня загазованности помещения природным газом , чем нарушены требования ст. 9 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ;
5) не осуществляется техническое обслуживание и ремонт газопроводов среднего и низкого давления; газораспределительного пункта; газового оборудования периодических и муфельных печей, расположенных в здании цеха N 43, не заключен соответствующий договор с организацией, имеющей опыт проведения указанных работ , чем нарушены требования ст. 9 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ , п. 9 "Правил безопасности сетей газораспределения и газопотребления", утв. Приказом Ростехнадзора от 15 ноября 2013 г. N542.
В связи с выявленными нарушениями государственным инспектором отдела по надзору за объектами газораспределения, газопотребления и взрывопожароопасными объектами по Липецкой области Невгода А.А. выдано предписание N N от 25 марта 2016 г. об устранении выявленных нарушений.
Полагаю, привлечение ОАО "Прожекторные угли" к административной ответственности по ст. ч.1 ст.9.1 КоАП РФ является правомерным, исходя из следующего.
На основании собранных по делу доказательств, судом установлено правильно, и не оспаривается юридическим лицом, что ОАО "Прожекторные угли" эксплуатируется "Сеть газопотребления ОАО "Прожекторные угли" per . N N N
ОАО "Прожекторные угли" выявленные нарушения требований промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта не оспаривались, однако они ссылались на частичное устранение нарушений.
При назначении наказания в виде приостановления деятельности, судья исходил из того, что, выявленные нарушения создают непосредственную реальную угрозу жизни и здоровью людей.
С указанными выводами согласиться не могу исходя из следующего.
Так, согласно представленным "Прожекторные угли" сведениям, 04 апреля 2016 г. был объявлен аукцион на заключение договоров по проведению экспертизы специальных высотных сооружений (промышленных дымовых труб, градирен, газоходов, вышек, мачт, конструкций башенного типа и т.д.) (л.д. 85-94).
Из ответов ОАО "Газпром газораспределение Липецк" филиал в г. Ельце от 28 апреля 2016 г. следует, что при проведении обследования "Сеть газопотребления ОАО "Прожекторные угли" per . N N , расположенного по адресу: "адрес" были взяты пробы на загазованность прибором ФП 33 N при работающих двух печах, наличие газа 0%, утечек газа не обнаружено, угрозы безопасности жизни и здоровья работникам не имеется (л.д.103, 111).
Согласно паспортов была проведена поверка сигнализаторов загазованности природным газом и сигнализаторов оксидов углеродов (л.д. 95-99).
Из письма 66 военного представительства Министерства обороны РФ следует, что ОАО "Прожекторные угли" является соисполнителем государственных оборонных заказов, приостановка его работы повлечет за собой срыв государственных заказов (л.д. 102).
Согласно ст.3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды либо в случае совершения административного правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в области установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности, в области правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах), в области порядка управления, в области общественного порядка и общественной безопасности, в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в области градостроительной деятельности, в области транспортной безопасности, в области охраны собственности, а также в случае совершения административного правонарушения, посягающего на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность.
Административное приостановление деятельности назначается только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
Таким образом, наказание в виде административного приостановления деятельности применяется при установлении особой опасности последствий правонарушения, реальности их наступления, и невозможности предотвращения посредством применения иного наказания.
С учетом частичного устранения выявленных нарушений, того обстоятельства, что ОАО "Прожекторные угли" является соисполнителем государственных оборонных заказов, отсутствия доказательств реальной угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, отсутствия отягчающих административную ответственность обстоятельств, наличие смягчающих обстоятельств (признание вины, устранение нарушений), считаю, что постановление судьи Елецкого городского суда Липецкой области от 27 апреля 2016 г. подлежит изменению в части назначенного административного наказания и полагаю необходимым назначить Открытому акционерному обществу "Прожекторные угли" административное наказание в виде административного штрафа в размере N рублей.
Руководствуясь статьями 30.7-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Решение судьи Елецкого городского суда Липецкой области от 27 апреля 2016 г., вынесенное в отношении ОАО "Прожекторные угли" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить в части вида административного наказания, и назначить Открытому акционерному обществу "Прожекторные угли" административное наказание в виде административного штрафа в размере N
В остальной части решение оставить без изменения.
Судья подпись А.И. Долбнин
Копия верна:
Судья
Секретарь
6
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.