Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе
председательствующего Куратовой Л.В.
судей Горкушенко Т.А., Елисеева А.М.,
при секретаре Ф.И.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора " ... " района " ... " области в защиту законных интересов неопределённого круга лиц к администрации " ... " сельского поселения " ... " района " ... " области о возложении обязанности привести интернет-сайт в соответствие с требования закона,
по апелляционной жалобе администрации " ... " сельского поселения " ... " района " ... " области
на решение Николаевского районного суда Волгоградской области от 21 января 2016 года, которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Горкушенко Т.А. судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Прокурор " ... " района " ... " области обратился в суд с иском к администрации " ... " сельского поселения " ... " района " ... " области о возложении обязанности привести интернет-сайт в соответствие с требования закона.
В обоснование требований указал, что прокуратурой " ... " района " ... " области проведена проверка исполнения требований федерального законодательства в деятельности ответчика, по результатам которой установлено, что на официальном сайте администрации по электронному адресу: http://admnovobit.ru/ отсутствует необходимая для размещения информация.
Ссылаясь на указанные обстоятельства просил суд обязать администрацию " ... " сельского поселения " ... " муниципального района привести используемый интернет сайт http://admnovobit.ru/ в соответствии с требованиями ст.13 Федерального закона от 09.02.2009 N8 - ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" и ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2010 N210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", в течение 2-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу путем размещения следующей информации и документов:
- сведения о полномочиях органа местного самоуправления, задачах и функциях его структурных подразделений, а также перечень законов и иных нормативных правовых актов, определяющих эти полномочия, задачи и функции,
- реестр муниципального имущества,
- установленные формы обращений, заявлений и иных документов, принимаемых органом местного самоуправления к рассмотрению в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами,
- порядок обжалования нормативных правовых актов и иных решений, принятых органом местного самоуправления, муниципальных правовых актов,
- об участии органа местного самоуправления в целевых и иных программах, а также о мероприятиях, проводимых органом местного самоуправления, в том числе сведения об официальных визитах и о рабочих поездках руководителей и официальных делегаций, органа местного самоуправления,
- информация о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них, а также иную информацию, подлежащую доведению государственным органом, органом местного самоуправления до сведения граждан и организаций в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации,
- о результатах проверок, проведенных, органом местного самоуправления, подведомственными организациями в пределах их полномочий, а также о результатах проверок, проведенных в органе местного самоуправления, подведомственных организациях,
- тексты официальных выступлений и заявлений руководителей и заместителей, органа местного самоуправления,
- статистическая информация о деятельности органа местного самоуправления, в том числе:
а) статистические данные и показатели, характеризующие состояние и динамику развития экономической, социальной и иных сфер жизнедеятельности, регулирование которых отнесено к полномочиям, органа местного самоуправления;
б) сведения об использовании органом местного самоуправления, подведомственными организациями выделяемых бюджетных средств;
в) сведения о предоставленных организациям и индивидуальным предпринимателям льготах, отсрочках, рассрочках, о списании задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;
- информация о кадровом обеспечении органа местного самоуправления, в том числе:
а) порядок поступления граждан на муниципальную службу;
б) сведения о вакантных должностях государственной службы, имеющихся в государственном органе, его территориальных органах, о вакантных должностях муниципальной службы, имеющихся в органе местного самоуправления;
в) квалификационные требования к кандидатам на замещение вакантных должностей муниципальной службы;
г) условия и результаты конкурсов на замещение вакантных должностей государственной службы, вакантных должностей муниципальной службы;
д) номера телефонов, по которым можно получить информацию по вопросу замещения вакантных должностей в государственном органе, его территориальных органах, органе местного самоуправления;
- информация о работе органа, органа местного самоуправления с обращениями граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, в том числе:
а) порядок и время приема граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, порядок рассмотрения их обращений с указанием актов, регулирующих эту деятельность;
б) фамилию, имя и отчество руководителя подразделения или иного должностного лица, к полномочиям которых отнесены организация приема лиц, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, обеспечение рассмотрения их обращений, а также номер телефона, по которому можно получить информацию справочного характера;
в) обзоры обращений лиц, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, а также обобщенную информацию о результатах рассмотрения этих обращений и принятых мерах.
- перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация " ... " сельского поселения " ... " муниципального района " ... " области оспаривает законность и обоснованность постановленного судом решения и просит его изменить в части срока исполнения, увеличив его с двух до шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Прокурор представил письменные возражения относительно доводов апелляционной жалобы, просит решение суда оставить без изменения.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, выслушав прокурора С.В.В., возражавшую против доводов жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
Федеральный закон от 09 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" (далее - Закон N8-ФЗ), регулирующий отношения, связанные с обеспечением доступа пользователей информацией, в том числе граждан, организаций и общественных объединений, к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления (пункт 3 статьи 1 и часть 1 статьи 2), закрепляет основные принципы обеспечения доступа к такой информации, относя к ним, в частности, её открытость и доступность, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (пункт 1 статьи 4).
Одним из способов обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления согласно части 2 статьи 6 Закона N8-ФЗ является размещение органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети "Интернет".
В силу части 1 статьи 10 Закона N 8-ФЗ органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть "Интернет", в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. В случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети "Интернет", указанная информация может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование. Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района.
Информация о нормотворческой деятельности органа местного самоуправления включает в себя, среди прочего, административные регламенты, стандарты муниципальных услуг, целевые программы, принятые в соответствующем порядке.
Статьями 13, 14 Закона N 8-ФЗ установлены требования к объёму и периодичности размещаемой в сети "Интернет" информации о деятельности органов местного самоуправления.
В силу части 7 статьи 14 Закона N8-ФЗ перечни информации о деятельности органов местного самоуправления утверждаются в порядке, определяемом органами местного самоуправления.
В соответствии с частью 8 статьи 14 Закона N 8-ФЗ при утверждении перечней информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления определяются периодичность размещения информации в сети "Интернет", сроки её обновления, обеспечивающие своевременность реализации и защиты пользователями информацией своих прав и законных интересов, а также иные требования к размещению указанной информации.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 8 декабря 2011 года N 1624-О-О, такое законодательное регулирование направлено на создание условий (гарантий), обеспечивающих максимальную информационную открытость государственных органов и органов местного самоуправления для граждан и иных субъектов гражданского общества, и согласуется с принятой Советом Европы 27 ноября 2008 года Конвенцией о доступе к официальным документам (преамбула, статья 3), в которой подчёркивается особое значение прозрачности деятельности государственных органов в плюралистическом и демократическом обществе и которая вместе с тем не исключает ограничений права на доступ к официальным документам при условии, что эти ограничения чётко установлены законом, являются необходимыми и соразмерными целям защиты общепризнанных в демократическом обществе ценностей.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, прокурорская проверка исполнения федерального законодательства показала, что на официальном сайте администрации http://admnovobit.ru/ информация о принятых и принимаемых нормативных правовых актах доведена до пользователей в не полном объёме и неактуальном состоянии.
Удовлетворяя исковые требования прокурора, суд первой инстанции пришёл к выводу, что вышеуказанные бездействия ответчика свидетельствуют о формальном подходе должностных лиц администрации к возложенным на них обязанностям, что может способствовать коррупционным проявлениям.
Администрация " ... " сельского поселения " ... " муниципального района " ... " области не оспаривает решение суда в части возложения обязанности устранить нарушения федерального законодательства в сфере обеспечения доступности информации о деятельности органа местного самоуправления. В соответствии с положениями ст.327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда в указанной части судебной коллегией не проверялась. Объективных причин для проверки в интересах законности решения суда в полном объёме суд апелляционной инстанции не усматривает.
Довод апелляционной жалобы о необходимости увеличения установленного судом первой инстанции двухмесячного срока для исполнения решения суда до шести месяцев, отклоняется судебной коллегией как необоснованный, поскольку установленный судом срок является разумным.
Материалы дела не содержат доказательств, свидетельствующих о невозможности исполнения решения суда в указанный срок.
Увеличение срока исполнения решения суда приведёт к нарушению прав неопределённого круга лиц, имеющих право получать достоверную информацию о деятельности органа местного самоуправления.
Кроме того, при недостаточности установленного судом срока для исполнения решения суда, ответчик не лишен возможности обратиться в суд с заявлением об отсрочке его исполнения в порядке, предусмотренном статьей 203 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Иных доводов апелляционная жалоба не содержит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены решения суда первой инстанции, судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Николаевского районного суда Волгоградской области от 21 января 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации " ... " сельского поселения " ... " района " ... " области - без удовлетворения.
Председательствующий:подпись.
Судьи:подписи.
Копия верна.
Судья Волгоградского областного суда Т.А. Горкушенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.