Апелляционная инстанция судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:
Председательствующего Е.А. Ковешниковой
Судей И.В. Андриановой, М.В. Архиповой
При секретаре О.П. Истоминой
Рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Мордовского района Тамбовской области на решение Мордовского районного суда Тамбовской области от 3 февраля 2016 года,
по гражданскому делу по иску прокурора Мордовского района Тамбовской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Мордовского района Тамбовской области и администрации муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Новопокровская средняя общеобразовательная школа" об обязании устранить нарушение требований законодательства по профилактике экстремизма и терроризма и в срок до 01 мая 2016 года оборудовать здание Ленинского филиала муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Новопокровская средняя общеобразовательная школа" и прилегающую к нему территорию системой контроля за обстановкой - видеонаблюдением,
Заслушав доклад судьи Ковешниковой Е.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Мордовского района Тамбовской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к администрации Мордовского района Тамбовской области и администрации муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения (МБОУ) "Новопокровская средняя общеобразовательная школа" (Новопокровская СОШ) об обязании устранить нарушение требований законодательства по профилактике экстремизма и терроризма и в срок до 01 марта 2017 года оборудовать здание Ленинского филиала МБОУ "Новопокровская СОШ", расположенное по адресу: Тамбовская область, Мордовский район, деревня Центральное отделение совхоза имени Ленина, ул.Луговая, дом 1а, и прилегающую к нему территорию системой контроля за обстановкой - видеонаблюдением.
Решением Мордовского районного суда Тамбовской области от 3 февраля 2016 года постановлено:
Обязать администрацию Мордовского района Тамбовской области обеспечить муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Новопокровская средняя общеобразовательная школа" Мордовского района Тамбовской области соответствующим достаточным финансированием на установку системы видеонаблюдения в Ленинском филиале муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Новопокровская средняя общеобразовательная школа" в срок до 01 марта 2017 года.
Обязать администрацию муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Новопокровская средняя общеобразовательная школа" Мордовского района Тамбовской области при поступлении на расчетный счёт соответствующего финансирования в течение трёх месяцев устранить нарушения требований законодательства о противодействии терроризму, путем установки в здании Ленинского филиала муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Новопокровская средняя общеобразовательная школа" по адресу: Тамбовская область, Мордовский район, деревня Центральное отделение совхоза имени Ленина, ул.Луговая, дом 1а, и прилегающей к нему территории системы видеонаблюдения.
В жалобе поставлен вопрос об отмене решения. Указано, что здание школы построено и введено в эксплуатацию до введения в действие ФЗ N384 от 30.12.2009г., в связи с чем, указанные положения не применимы к спорным правоотношениям. Судом не дана надлежащая правовая оценка тому обстоятельству, что в МБОУ "Новопокровская СОШ" организован целый комплекс мер, направленных на предупреждение возможных террористических угроз. Вывод суда о недостаточности принятых мер неверен и субъективен, поскольку истцом не представлено доказательства, свидетельствующего о том, что принятая МБОУ "Новопокровская СОШ" комплексная система мер обеспечения безопасности в целях противодействия терроризму является неэффективной и принятые в учреждении меры недостаточны для противодействия терроризму. Не предоставлены и доказательства о наличии технической возможности для установки видеонаблюдения. Установка системы видеонаблюдения в образовательном учреждении является правом МБОУ "Новопокровская СОШ" и учредителя, но не обязанностью. В перечне мероприятий муниципальной программы Мордовского района "Развитие образования на 2014- 2020 годы" в подпрограмме "Комплексная безопасность образовательных учреждений на 2014-2020 годы" в разделе антитеррористическая безопасность в целях антитеррористической безопасности предусмотрена установка видеонаблюдения в 2016-2017годах в Ленинском филиале МБОУ "Новопокровская СОШ".
В возражениях на жалобу прокурор просит оставить решение без изменения, жалобу без удовлетворения.
Выслушав стороны, проверив и оценив фактические обстоятельства дела, их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционной жалобы, коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Удовлетворяя исковые требования прокурора, суд первой инстанции в решении указал, что в соответствии с действующим законодательством обеспечение технической укреплённости и антитеррористической защищенности образовательных учреждений является обязанностью как самого учреждения, так и органов местного самоуправления, в связи с чем оборудование здания МБОУ "Новопокровская СОШ" системой видеонаблюдения должно осуществляться силами МБОУ "Новопокровская СОШ" за счёт средств бюджета муниципального образования.
При этом суд руководствовался п.7 ст.2 Федерального закона от 6 марта 2006г. N 35- ФЗ "О противодействии терроризму", в соответствии с которым одним из основных принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является приоритет мер предупреждения терроризма.
В силу ст.28 Федерального закона от 29 декабря 2012г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" предусмотрена обязанность образовательной организации осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к её компетенции, и в частности, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно Федеральному закону от 30 декабря 2009г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (п.1 и п.2 ч.13 ст.ЗО) для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований:
в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий;
в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Сводом правил "СНиП 31-06-2009 "Общественные здания и сооружения" (п.6.48), введенных в действие с 1 января 2013г., утвержденных Приказом Министерства регионального развития РФ от 29 декабря 2011г. N 635/10 "Об утверждении свода правил "СНиП 31-06-2009 "Общественные здания и сооружения", предусмотрено, что для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры "Службы 112". При этом из приложения "В" к указанному своду правил следует, что требования об установке систем видеонаблюдения распространяются также на дошкольные образовательные организации и общеобразовательные учреждения (школы, гимназии, лицеи, колледжи, школы-интернаты).
Проанализировав нормы материального права, приведенные в решении, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что установление системы видеонаблюдения в образовательном учреждении является обязательным, выполнение этой обязанности направлено на обеспечение безопасности учащихся и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленной на противодействие террористической деятельности. Отсутствие системы видеонаблюдения в образовательном учреждении отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объекта.
К вопросам местного значения муниципального района, в силу п.6.1 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", относится, в том числе, участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района. В частности, участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения образования.
На основании Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму. В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления. Расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов (п.42).
В соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003г. N 131-ФЭ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов обладают полномочиями по осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений (п.З ч.1 ст. 17).
Письмом Рособразования от 16 января 2009г. N 16-2235/07-02 "О финансировании мероприятий по обеспечению антитеррористической безопасности" предусмотрено предоставление образовательными учреждениями отчетов о выполнении антитеррористических мероприятий, в числе которых значится установка системы видеонаблюдения.
Приказом Рособразования от 11 ноября 2009г. N 2013 "О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано предусмотреть в бюджетах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников, контроля безаварийной работы систем жизнеобеспечения).
При таком положении суд правомерно пришел к выводу, что исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органа местного самоуправления как субъекта антитеррористической деятельности, обеспечивающего финансирование муниципальных образовательных учреждений.
Согласно Уставу МБОУ "Новопокровская СОШ" школа имеет филиалы, в том числе Ленинский филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Новопокровская средняя общеобразовательная школа", сокращенное наименование: Ленинский филиал МБОУ "Новопокровская СОШ", фактический адрес: *** отделение совхоза имени Ленина, ***. Функции и полномочия учредителя образовательного учреждения осуществляются администрацией Мордовского района (л.д. 12-16), где отсутствует система контроля за обстановкой - видеонаблюдение (л.д.6). Данное обстоятельство не оспаривается ответчиком.
При таком положении суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об удовлетворении требований прокурора, не согласиться с которыми у коллегии нет оснований.
Выводы суда первой инстанции соответствуют материалам дела, основаны на приведенном в решении законодательстве и не опровергаются доводами жалобы, которые по своему содержанию аналогичны возражениям иска.
Кроме того, данное решение суда не противоречит перечню мероприятий муниципальной программы Мордовского района "Развитие образования на 2014- 2020 годы", где в подпрограмме "Комплексная безопасность образовательных учреждений на 2014-2020 годы" в разделе антитеррористическая безопасность в целях антитеррористической безопасности предусмотрена установка видеонаблюдения в 2016-2017годах в Ленинском филиале МБОУ "Новопокровская СОШ".
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, коллегия
Определила:
Решение Мордовского районного суда Тамбовской области от 3 февраля 2016 года оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий-
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.