Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего - судьи Смирновой Т. В.
судей: Ступак Ю. А., Аккуратного А. В.
при секретаре Вахрушевой Л. С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ижевске 4 апреля 2016 года апелляционную жалобу Марьина С. А. на решение Индустриального районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 17 декабря 2015 года, которым постановлено: "В удовлетворении иска Марьина С. А. к ФКУ "Военный комиссариат УР", ФКУ "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа" о признании права на получение удостоверения ветерана боевых действий и выдаче удостоверения отказать.".
Заслушав доклад судьи Аккуратного А. В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Марьин С.А. обратился в суд с иском к Военному комиссариату УР, Комиссии Центрального Военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий о признании права на получение удостоверения ветерана боевых действий и выдаче удостоверения. Требования мотивированы тем, что истец с 08.05.1996г. по 07.11.1996г., исполняя обязанности военной службы, выполнял задачи по нормализации обстановки, восстановлении законности и правопорядка на территории Чеченской Республики в составе в/ч "данные изъяты" Северо-Кавказского Военного Округа (СКВО), что подтверждают записи в военном билете Марьина С.А. серии "данные изъяты" N "данные изъяты". На основании приказа N4 от 08.05.1996 г. рядовой Марьин С.А. прибыл для дальнейшего прохождения службы в воинскую часть "данные изъяты" с 08.05.1996 г. на должность водитель-слесарь инженерно-ремонтной мастерской ремонтного взвода. Согласно приказу командира войсковой части "данные изъяты" от 24.06.1997 г. N 150 "с 23.06.1997 г. по распоряжению начальника штаба в/ч "данные изъяты" от 23.06.1997 г. N 1613 исключен из списков личного состава части, всех видов обеспечения". Федеральным законом N 158-ФЗ от 27.11.2002 г. "О внесении изменений и дополнений в ФЗ "О ветеранах" к ветеранам боевых действий отнесены лица, выполнявшие задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской республике и на прилегающих к ней территориях РФ, отнесенных к зоне вооруженного конфликта в период с декабря 1994 года по декабрь 1996 года. Марьин С.А. относится к ветеранам боевых действий на основании п. 1 ст. 3 ФЗ от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", в силу которого к ветеранам боевых действий относятся "военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны РФ, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти РФ и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти РФ в боевых действиях на территории РФ". Постановлением Правительства РФ от 19.12.2003 года N 763 утверждено единое удостоверение ветерана боевых действий, которое в силу п. 2 Постановления является основанием для предоставления гражданину - ветерану боевых действий мер социальной поддержки. В соответствии со ст. 28 ФЗ "О ветеранах" основанием для предоставления льгот является удостоверение ветерана боевых действий. Удостоверение Марьину С.А. не выдавалось. В 2005 году истец обратился в Глазовский районный комиссариат УР с заявлением о выдаче удостоверения участника боевых действий. Решением от 25.05.2008 года N 18 во включении в список на выдачу удостоверения ветерана боевых действий отказано. В 2013 года истец вновь обратился с заявлением в Военный комиссариат УР с заявлением. Из ответа ВК УР от 19.05.2014 года следует, что комплект документов в Комиссию Уральского военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий г. Екатеринбург в признании Марьина С.А. участником боевых действий и выдаче удостоверения не направлен, поскольку документально не подтвержден факт непосредственного участия в боевых действиях: рекомендовано представить копии выписок из приказов командира в/ч об участии в КТО. В соответствии с Приложением N 3 к Порядку осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в РФ, утвержденному Приказом Минздравсоцразвития России от 30.11.2004 года N 294 право на получение единовременной денежной выплаты подтверждает удостоверение ветерана боевых действий. Просит признать за истцом право на получение удостоверения ветерана боевых действий, обязать Военный комиссариат УР и Комиссию штаба Центрального военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий оформить и выдать Марьину С.А. удостоверение ветерана боевых действий.
Определением суда от 14.07.2015 года произведена замена ответчика Комиссии Центрального Военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий на ФКУ "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа".
Истец Марьин С.А. в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие. Суд определилрассмотреть дело в отсутствие истца.
Представитель ответчика ФКУ "Военный комиссариат УР" Щербаков А.В., действующий по доверенности, просил отказать в удовлетворении иска, т.к. из представленных истцом документов нельзя сделать однозначный вывод о непосредственном участии его в зоне боевых действий, в связи с чем, отсутствовали основания для направления Военным комиссариатом УР соответствующих документов на рассмотрение в Комиссию Центрального военного округа по рассмотрению обращений, оформлению и выдаче удостоверений ветерана боевых действий.
Представитель ответчика ФКУ "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа", извещенный о дне и месте рассмотрения спора, в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие, представил письменный отзыв, в котором просит отказать в удовлетворении иска, т.к. ФКУ "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа" является ненадлежащим ответчиком по делу. На основании п. 32 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента РФ от 07.12.2012 года N 1609, в непосредственные обязанности должностных лиц военных комиссариатов входит осуществление учета граждан, пребывающих в запасе, являющихся ветеранами боевых действий, принимавших участие в ликвидации последствий аварий, катастроф природного и техногенного характера и других чрезвычайных ситуаций. Законодательство РФ не накладывает на должностных лиц военных комиссариатов обязанность по рассмотрению обращений граждан для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий и соответственно выдачи указанных удостоверений. В соответствии с приказом Министра обороны РФ от 02.11.2009 года N 1177 в Центральном военном округе создана комиссия по рассмотрению обращений граждан для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий. Это единственный правомочный орган, который наделен полномочиями по рассмотрению обращений граждан для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий. Истец в вышеуказанную комиссию для выдачи соответствующего удостоверения не обращался. Кроме того, истцом не предоставлено доказательств непосредственного участия в боевых действиях. К ветеранам боевых действий относятся лица, принимавшие непосредственное участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей. Фактически истцу не отказано в выдаче удостоверения ветерана боевых действии, в связи с чем отсутствует спор о праве.
Суд постановилвышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить. В обоснование жалобы указывает, что не направив соответствующие документы на рассмотрение в Комиссию Центрального военного округа по рассмотрению обращений, оформлению и выдаче удостоверений ветерана боевых действий Военный комиссариат УР фактически отказал истцу в признании его ветераном боевых действий и выдаче удостоверения ветерана боевых действий, однако указанные обстоятельства не нашли оценки в судебном постановлении. Указывает, что судом произвольно в отсутствие волеизъявления истца произведена замена ответчика Комиссии Центрального Военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий на ФКУ "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа". Также выражает несогласие с выводом суда о недоказанности истцом непосредственного участия в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей. Кроме того, указывает, что истом были заявлены ходатайства об истребовании сведений для подтверждения обстоятельства нахождения воинской части 93921 в зоне вооруженного конфликта и ее участия в проведении контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона в период декабрь 1994 - декабрь 1996г., которые были судом запрошены, но дело рассмотрено в отсутствие таких сведений, а также истцом имело обращение к суду об истребовании сведений о присвоении военнослужащим, проходившим службу в указанный период в воинской части 93921 статуса ветеран боевых действий, которое судом разрешено не было.
Истец, представитель ответчика ФКУ "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа", уведомленные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. В соответствии со ст. 167, 327 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие истца, ответчика ФКУ "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа".
Представитель истца Золотарев А. В. доводы жалобы поддержал, просил решение отменить, требования Марьина удовлетворить. Дополнительно пояснил, что имеет место нарушение процедуры признания истца ветераном боевых действий, выразившееся в не направлении комплекта документов Военным комиссариатом УР в Комиссию Центрального военного округа по рассмотрению обращений, оформлению и выдаче удостоверений ветерана боевых действий, что свидетельствует о злоупотреблении правом со стороны ответчика, а также выражает несогласие с произведенной судом оценкой доказательств по делу.
Представитель ФКУ "Военный комиссариат УР" Курбатова С. Б. просила решение оставить без изменения, полагая что истцом не доказан факт непосредственного участия истца в зоне боевых действий. Кроме того, пояснила, что действующим законодательством не содержится запрета не направлять обращение о выдаче удостоверения ветерана боевых действий в Комиссию соответствующего военного округа по рассмотрению обращений, оформлению и выдаче удостоверений ветерана боевых действий в случае отсутствия документов, подтверждающих непосредственное участие заявителя в боевых действиях.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии с ч. 1 ст. 327-1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует и установлено судом, что Марьин С.А. в период с 08.05.1996г. по 07.11.1996г., исполняя обязанности военной службы, выполнял задачи по нормализации обстановки, восстановлении законности и правопорядка на территории Чеченской Республики в составе в/ч "данные изъяты" Северо-Кавказского Военного Округа (СКВО), что подтверждают записи в военном билете Марьина С.А. серии "данные изъяты" N "данные изъяты".
На основании приказа N4 от 08.05.1996 г. рядовой Марьин С.А. прибыл для прохождения службы в воинскую часть "данные изъяты" с 08.05.1996 г. на должность водитель-слесарь инженерно-ремонтной мастерской ремонтного взвода.
Согласно приказу командира войсковой части "данные изъяты" от 24.06.1997 г. N 150 "с 23.06.1997 г. по распоряжению начальника штаба в/ч "данные изъяты" от 23.06.1997 г. N 1613 исключен из списков личного состава части, всех видов обеспечения".
В 2005 году истец обратился в Глазовский районный комиссариат УР с заявлением о выдаче удостоверения участника боевых действий.Решением от 25.05.2008 года N 18 во включении в список на выдачу удостоверения ветерана боевых действий отказано.
В 2013 года истец вновь обратился с заявлением в Военный комиссариат УР с заявлением о выдаче удостоверения участника боевых действий.
Из ответа Военного комиссариата УР от 19.05.2014 года следует, что комплект документов в Комиссию Уральского военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий г. Екатеринбург в признании Марьина С.А. участником боевых действий и выдаче удостоверения не направлен, поскольку документально не подтвержден факт непосредственного участия в боевых действиях. Рекомендовано представить копии выписок из приказов командира в/ч об участии в КТО.
Отказывая в удовлетворении исковых требований суд первой инстанции руководствовался положениями Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", "Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации", утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации N 2288 от 11 августа 2012 года и пришел к выводу об отсутствии оснований для признания истца ветераном боевых действий и выдачи ему удостоверения "Ветеран боевых действий", поскольку заявителем не представлены доказательства, подтверждающие непосредственное участие Марьина С.А. в боевых действиях, кроме того, суд пришел к выводу, что ответчик ФКУ "Военный комиссариат УР" является ненадлежащим ответчиком по делу.
Статьей 3 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" определен круг лиц, относящихся к категории ветеранов боевых действий.
В соответствии с пп. 1 п. 1 статьи 3 Федерального закона N 5-ФЗ "О ветеранах" к ветеранам боевых действий относятся: военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
Приложением к указанному Федеральному закону утвержден Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации. В разделе III названного Перечня (в ред. Федерального закона от 27 ноября 2002 года N 158-ФЗ) указано выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта: с декабря 1994 года по декабрь 1996 года (абзац введен Федеральным законом от 27.11.2002 N 158-ФЗ).
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий" установлено, что выдача удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительней власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по заявлениям, подаваемым ветеранами в эти органы.
Порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации утвержден Приказом Министра обороны Российской Федерации от 11 августа 2012 г. N 2288 (далее по текусту-Порядок).
В силу п. 7 Порядка выдача удостоверений осуществляется лицам, указанным в подпунктах 1 - 6 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (за исключением гражданских лиц, участвовавших в операциях при выполнении правительственных боевых заданий по разминированию территорий и объектов на территории СССР и территориях других государств с 10 мая 1945 года по 31 декабря 1951 года), направлявшимся (привлекавшимся) для выполнения задач в районах боевых действий, вооруженных конфликтов и контртеррористических операций и выполнения правительственных боевых заданий Министерством обороны Российской Федерации (Министерством обороны СССР) либо упраздненным государственным органом, функции которого в установленной сфере деятельности государственных органов в настоящее время осуществляет Министерство обороны Российской Федерации
В силу пункта 8 названного Порядка для получения удостоверения иные лица (не относящиеся к личному составу Вооруженных Сил Российской Федерации) обращаются в комиссию военного округа, на территории которого они проживают, через военный комиссариат субъекта Российской Федерации по месту постановки на воинский учет (по месту жительства).
Военные комиссариаты после проверки документов, приложенных к обращению, направляют их для рассмотрения в комиссию военного округа, в состав которого они включены.
Согласно пункта 9 названного Порядка ответственность за подготовку документов (направление запросов для розыска документов), прилагаемых к обращению, возлагается для иных лиц - на военных комиссаров по месту постановки на воинский учет (по месту жительства обратившегося либо по месту нахождения исправительного учреждения, в котором отбывает наказание обратившийся).
Перед направлением обращения заявителя с приложенными документами в центральную комиссию (комиссию) указанные должностные лица обязаны:
проверить заявление (рапорт) с приложенными документами на предмет соответствия требованиям, указанным в абзацах с первого по десятый настоящего пункта;
в случае отсутствия у заявителя документов, предусмотренных пунктом 9 указанного Порядка, направить соответствующие запросы для их получения. После получения необходимых документов приложить их вместе с копиями запросов к обращению.
Указанная обязанность согласуется с пунктом 35 Положения о военных комиссариатах, утвержденным Указом Президента РФ от 07.12.2012 N 1609, из которого следует, что участие в работе (включая подготовку и направление соответствующих запросов) по розыску архивных документов, подтверждающих участие граждан, уволенных с военной службы, и других граждан в Великой Отечественной войне, боевых действиях, ликвидации последствий аварий, катастроф природного и техногенного характера и других чрезвычайных ситуаций, а также документов, необходимых для решения вопроса об установлении причинной связи полученных гражданами ранений, контузий, увечий или заболеваний с прохождением ими военной службы является одной из основных задач военных комиссариатов.
Пунктом 11 Порядка установлено, что по итогам рассмотрения центральная комиссия (комиссия) принимает решение о выдаче (отказе в выдаче) удостоверения и в соответствии с принятым решением готовит заключение о выдаче (отказе в выдаче) удостоверения (далее - заключение) по рекомендуемому образцу (приложение N 2 к настоящему Порядку). Заключение подписывается заместителем председателя центральной комиссии (комиссии), членами секретариата центральной комиссии (комиссии) и утверждается председателем центральной комиссии (комиссии).
В соответствии с п. 12 Порядка в случае принятия положительного решения по итогам рассмотрения обращений лиц, указанных в пункте 7 настоящего Порядка, удостоверения оформляются на основании утвержденного заключения кадровым органом, осуществляющим организационное и техническое обеспечение деятельности центральной комиссии (комиссии).
Согласно п. 14 Порядка в случае принятия центральной комиссией (комиссией) решения об отказе в выдаче удостоверения заключение направляется в орган военного управления (воинскую часть, военный комиссариат), представивший обращение для рассмотрения.
К заключению прикладываются документы, поступившие в центральную комиссию (комиссию) вместе с обращением.
Следовательно, ФКУ "Военный комиссариат УР" не обладает полномочиями по принятию решения о выдаче (отказе в выдаче) удостоверения ветерана боевых действий. Учитывая изложенное, вывод суда первой инстанции о том, что исковые требования заявлены к ненадлежащему ответчику и об отказе в удовлетворении исковых требований к ФКУ "Военный комиссариат УР", является правильным.
В то же время, не направляя в Комиссию Центрального военного округа по рассмотрению обращений, оформлению и выдаче удостоверений ветерана боевых действий заявление истца о выдаче удостоверения участника боевых действий Военный комиссариат УР не учел, что в обязанности военного комиссариата входит подготовка документов для дальнейшего их направления в Центральную комиссию и направление соответствующих запросов в архивы, при недостаточности тех или иных сведений, а при поступлении архивных сведений, приложение этих сведений вместе с запросами на их предоставление к остальным документам с последующим направлением в Центральную комиссию, а доводы Военного комиссариата УР о правомерности своих действий по уведомлению заявителя о невозможности выдачи ему удостоверения участника боевых действий ввиду предоставления неполного пакета документов, являются основанными на расширительном толковании Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 11 августа 2012 года N 2288.
Сведений об обжаловании заявителем в установленном законом порядке длящегося бездействия Военного комиссариата УР по не направлению заявления истца о выдаче удостоверения участника боевых действий материалы дела не содержат.
В соответствии со ст. 3 Гражданского процессуального кодекса РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Поскольку принятие решения о выдаче или отказе в выдаче удостоверения ветерана боевых действий входит в исключительную компетенцию комиссии по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий, которого принято не было, постольку факт нарушения прав заявителя указанным ответчиком не установлен. Возложение судом обязанности выдать удостоверение ветерана боевых действий, в отсутствие решения компетентного органа о выдаче или отказе в выдаче истцу удостоверения ветерана боевых действий недопустимо, поскольку суд не вправе подменять своими решениями уполномоченный орган.
Поскольку истцу ответчик ФКУ "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа" не отказывал отказе в выдаче удостоверения ветерана боевых действий, постольку законных оснований для удовлетворения его исковых требований о понуждении к выдаче удостоверения у суда первой инстанции не имелось, оснований для отмены решения судебная коллегия не усматривает.
Вместе с тем факт непосредственного участия истца в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей подлежит установлению при рассмотрении заявления истца о выдаче удостоверения ветерана боевых действий компетентным органом, в связи с чем подлежат исключению из мотивировочной части решения все выводы суда о недоказанности истцом непосредственного его участия в боевых действиях. Исключение данных выводов не является основанием для отмены по существу правильного решения суда.
Оснований для изменения или отмены решения суда, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ, не имеется. Апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Индустриального районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 17 декабря 2015 года оставить по существу без изменения, исключив из мотивировочной части решения выводы суда о недоказанности Марьиным С. А. непосредственного участия в боевых действиях при исполнении обязанности военной службы.
Апелляционную жалобу Марьина С. А. оставить без удовлетворения.
Председательствующий Т. В. Смирнова
Судьи Ю. А. Ступак
А. В. Аккуратный
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.