судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
Председательствующего: Гулян Р.Ф.,
судей: Марчукова А.В., Куденко И.Е.,
при секретаре: Бобровской Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Волгоградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о возложении обязанности по предоставлению путевки на санаторно-курортное лечение за ДД.ММ.ГГГГ
по апелляционной жалобе ФИО1,
на решение Центрального районного суда г. Волгограда от 24 февраля 2016 года, которым
было отказано в удовлетворении иска ФИО1.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Марчукова А.В., выслушав представителя ФИО1 по доверенности ФИО2, поддержавшую доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился с иском к ГУ ВРО ФСС РФ о возложении обязанности по предоставлению путевки на санаторно-курортное лечение за ДД.ММ.ГГГГ
В обоснование заявленных требований указал, что является инвалидом второй группы вследствие аварии на Чернобыльской АЭС и в соответствии с п. 6 ст. 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набор социальных услуг, в том числе путевки на санаторно-курортное лечение. Утверждал, что в ДД.ММ.ГГГГ обратился в Филиал N " ... " ГУ ВРО ФСС РФ с заявлением о предоставлении путевки, которая была предоставлена ему ДД.ММ.ГГГГ с датой заезда в санаторий " ... " ДД.ММ.ГГГГ Поскольку в нарушение Правил предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2004 г. N 238 о дате заезда был уведомлен за 3 дня, а также учитывая, что по его мнению санаторий не соответствовал профилю его заболевания и рекомендованному периоду лечения, отказался от получения путевки.
ДД.ММ.ГГГГ вновь обратился к ответчику с заявлением о предоставлении путевки за ДД.ММ.ГГГГ однако письмом ГУ ВРО ФСС РФ от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано.
Полагал, что действия ответчика являются незаконными и нарушают его права и законные интересы в области социального обеспечения, поскольку от получения путевки в рекомендованный ему период времени, не отказывался, в связи с чем, ответчик обязан предоставить ему путевку за ДД.ММ.ГГГГ
На основании изложенного, просил возложить обязанность на ГУ ВРО ФСС РФ по предоставлению путевки на санаторно-курортное лечение за ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с медицинскими показаниями.
Суд постановилуказанное выше решение.
В апелляционной жалобе ФИО1 оспаривает законность и обоснованность решения суда и просит его отменить, как постановленное с нарушением норм материального права. Полагает, что суд необоснованно пришел к выводу об отказе в удовлетворении иска, не принял во внимание нарушение его прав и законных интересов в области социального обеспечения. Оспаривает выводы суда в части применения трехлетнего срока исковой давности, предусмотренного ст. 196 ГК РФ.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела.
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ, право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют указанные в ней категории граждан, в том числе инвалиды.
В состав набора социальных услуг включается, согласно п. 1.1 ч. 1 ст. 6.2 названного Федерального закона, предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ, периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год.
В соответствии с ч. 3 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ, гражданин, имеющий право на получение социальных услуг, может отказаться от их получения, обратившись с заявлением в территориальный орган пенсионного фонда РФ, и получать ежемесячную денежную выплату.
При этом, допускается отказ от получения набора социальных услуг полностью, отказ от получения одной из социальных услуг, предусмотренных п. 1, 1.1 и 2 ч. 1 ст. 6.2 настоящего Федерального закона, и отказ от получения двух любых социальных услуг, предусмотренных п. 1, 1.1 и 2 ч. 1 ст. 6.2 настоящего Федерального закона.
В силу ч. 5 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ, порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 328 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, который регулирует, в том числе предоставление гражданам при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение.
Пунктом 3.1 Порядка предусмотрено, что обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
В соответствии с п. 3.3 Порядка, организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 3.6 Порядка, граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путевки по форме N 070/у-04, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации России от 22 ноября 2004 г. N 256.
Справка для получения путевки действительна в течение 12 месяцев согласно Приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 декабря 2014 г. N 834н.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 декабря 2014 г. N 834н утверждена новая форма справки - форма N 070/у "Справка для получения путевки на санаторно-курортное лечение", действующая с 9 марта 2015 г.
В соответствии с п. 3.7 Порядка, заявление о предоставлении путевки, к которому должны быть приложены все необходимые документы, в том числе справка по форме N 070/у-04, подается гражданином в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган.
Согласно п. 3.8 Порядка, территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации и органы социальной защиты населения, а также уполномоченные органы не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину (в том числе в электронном виде, если заявление было представлено в форме электронного документа) о регистрации его заявления с указанием даты регистрации и регистрационного номера.
В силу п. 3.9 Порядка, санаторно-курортные путевки должны быть выданы не позднее чем за 18 дней (для детей-инвалидов, инвалидов с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга - за 21 день) до даты заезда в санаторно-курортное учреждение.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 марта 2012 г. N 271н утвержден Административный регламент предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной социальной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Пункт 19 Административного регламента содержит исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги по предоставлению территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации путевок на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту санаторно-курортного лечения по путевке и обратно. Согласно данному перечню к таким основаниям относятся: отсутствие у гражданина статуса, дающего право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, непредоставление заявителем необходимых документов либо представление документов, оформленных с нарушением требований законодательства Российской Федерации, а также отказ гражданина от получения соответствующей государственной услуги.
В соответствии с п. 1.4 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 864, финансовое обеспечение по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (в него входит предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение) является расходным обязательством Российской Федерации.
Финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан мер социальной поддержки в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение и проездом на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, осуществляется за счет денежных средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год, которые направляются в виде межбюджетных трансфертов Фонду социального страхования Российской Федерации.
Фонд социального страхования Российской Федерации распределяет указанные денежные средства по территориальным отделениям Фонда на основании представленных ими бюджетных заявок и перечисляет их санаторно-курортным учреждениям в соответствии с заключенными с ними договорами (п.п. 4, 11, 19 - 21 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 864).
В силу ч. 1 ст. 6.4 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ, в целях обеспечения реализации прав граждан на получение ежемесячных денежных выплат, социальных услуг, социальных доплат к пенсии, а также для обеспечения качественного и эффективного расходования средств, направляемых на ежемесячные денежные выплаты и предоставление социальных услуг, осуществляется ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.
Согласно приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. N 143 органом, осуществляющим ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, является Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.
Объем необходимого финансирования для исполнения требований Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ, в том числе в части обеспечения путевками на санаторно-курортное лечение, определяется заблаговременно до принятия федерального закона о федеральном бюджете на новый финансовый год исходя из норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по санаторно-курортному лечению, ежегодно утверждаемого Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, и численности граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, по состоянию на 1 октября года, предшествующего очередному году, в котором указанные граждане будут иметь право на получение набора социальных услуг (п. 2 Методики расчета объема средств, предусмотренных на финансовое обеспечение расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. N 1294).
Путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются территориальными отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации за счет и в рамках выделенных бюджетных денежных средств в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Как следует из материалов дела, ФИО1 является инвалидом второй группы вследствие аварии на Чернобыльской АЭС и в соответствии с п. 6 ст. 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набор социальных услуг, в том числе путевки на санаторно-курортное лечение.
В ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Филиал N " ... " ГУ ВРО ФСС РФ с заявлением о предоставлении путевки, которая была предоставлена ему ДД.ММ.ГГГГ с датой заезда в санаторий " ... " ДД.ММ.ГГГГ
Поскольку, по мнению истца в нарушение Правил предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2004 г. N 238 о дате заезда он был уведомлен за 3 дня, а также учитывая, что санаторий не соответствовал профилю его заболевания и рекомендованному периоду лечения, отказался от получения путевки.
Однако ДД.ММ.ГГГГ вновь обратился в Филиал N " ... " ГУ ВРО ФСС РФ с заявлением о предоставлении ему путевки за ДД.ММ.ГГГГ
Письмом ГУ ВРО ФСС РФ от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в предоставлении путевки, поскольку ранее он отказался от набора социальных услуг в части санаторно - курортного лечения, в связи с чем, ему производится ежемесячная денежная выплата в установленном законом порядке.
Указанные обстоятельства подтверждены материалами дела, исследованными в судебном заседании.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции обоснованно руководствовался положениями п. 3 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ и пришел к выводу о том, что истец не вправе требовать предоставления путевки на санаторно - куротное лечение за ДД.ММ.ГГГГ поскольку ДД.ММ.ГГГГ отказался от ее получения, в связи с чем, в установленном законом порядке, ему производится ежемесячная денежная выплата.
Иными словами, если гражданин в установленном порядке обратился в территориальные органы ФСС РФ либо органы социальной защиты населения с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение, подтвердив свое право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, наличие показаний и отсутствие противопоказаний для санаторно-курортного лечения, но в последующем отказался от ее получения, он утрачивает право на ее предоставление за оспариваемый период времени.
Таким образом, отказавшись от предложенной путевки, истец распорядился своим правом на санаторно-курортное лечение по своему усмотрению.
Кроме того, как указано ранее, обеспечить истца бесплатной санаторно-курортной путевкой за ДД.ММ.ГГГГ в силу требований закона не предоставляется возможным, поскольку ГУ ВРО ФСС РФ в соответствии с действующим законодательством не вправе предоставлять путевку за пределами выделенных из федерального бюджета средств на очередной финансовый год и израсходованных в ДД.ММ.ГГГГ либо за счет каких-либо иных средств.
Таким образом, не предоставление ФИО1 путевки на санаторно-курортное лечение за ДД.ММ.ГГГГ. в связи с наличием письменного отказа от ее получения, не свидетельствует о нарушении его прав в области социального обеспечения.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, основанными на законе и фактических обстоятельствах дела.
Доводы апелляционной жалобы о незаконности оспариваемого решения, являются несостоятельными, поскольку, обязательства ответчика по обеспечению гражданина санаторно - курортным лечением считаются исполненными с даты принятия его на соответствующий учет.
Однако после постановки на учет, от получения путевки за ДД.ММ.ГГГГ истец отказался, получая при этом ежемесячную денежную выплату.
В этой связи, суд правомерно пришел к выводу о законности действий ГУ ВРО ФСС РФ.
Ссылка в жалобе на то, что ответчиком была предложена путевка в санаторий, не соответствующий медицинским показаниям истца, не является основанием для отмены оспариваемого решения, поскольку доказательств того, что санаторий " ... " не предоставляет лечение по профилю его заболевания, истцом не представлено.
Довод апелляционной жалобы о том, что отказывая в иске, суд пришел к выводу о пропуске истцом трехлетнего срока исковой давности, предусмотренного ст. 196 ГК РФ, также является несостоятельным по следующим основаниям.
Отказывая в иске, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что истцом в том числе пропущен срок исковой давности для обращения в суд.
Действительно, в соответствии со ст. 195 ГК РФ, исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Общий срок исковой давности в силу требований ст. 196 ГК РФ устанавливается в три года.
Согласно п.п. 1 и 3 ст. 2 ГК РФ, гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует отношения, связанные с участием в корпоративных организациях или с управлением ими (корпоративные отношения), договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников; к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
Вместе с тем, спорные правоотношения вытекают из законодательства о социальном обеспечении, носят публично-правовой характер, поэтому нормы ГК РФ, регулирующие исковую давность, не подлежат применению к возникшим правоотношениям.
В Федеральном законе "О государственной социальной помощи" от 17.07.1999 г. N 178-ФЗ отсутствуют положения, предусматривающие срок исковой давности для реализации права на получение мер социальной помощи, гарантированных государством.
Учитывая, что заявленные истцом требования связаны с устранением нарушений его личных неимущественных прав на обеспечение санаторно-курортным лечением и направлены на поддержание его здоровья, в силу ч. 1 ст. 208 ГК РФ, в отношении возникших правоотношений исковая давность применению не подлежит.
Вместе с тем, принимая во внимание, что требования истца не подлежат удовлетворению по иным, указанным ранее в оспариваемом решении суда основаниям, применение судом первой инстанции положений ст. 196 ГК РФ, не свидетельствует о его незаконности.
Иные доводы апелляционной жалобы также являются необоснованными и не опровергают выводов суда.
Судебная коллегия полагает, что при разрешении спора судом первой инстанции были правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению. При этом, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам, подтвержденным материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку в соответствие с требованиями процессуальных норм. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом также допущено не было.
При указанных обстоятельствах, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия:
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Волгограда от 24 февраля 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФИО1, без удовлетворения.
Председательствующий: подпись
Судьи: подписи
Верно:
Судья Волгоградского
Областного суда А.В. Марчуков
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.