СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Ивановой Е.А.,
судей Нагорновой О.Н. и Ошманкевича Р.А.,
при секретаре Калинкович И.С.,
рассмотрела в судебном заседании 25 апреля 2016 года дело по апелляционной жалобе Стрельник О.Н. на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 19 февраля 2016 года, по которому
в удовлетворении исковых требований Стрельник О.Н. к Федеральному государственному казенному учреждению "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о признании незаконными действий по исключению из числа нуждающихся в жилых помещениях, признании незаконным решения об отказе в предоставлении жилья "Номер обезличен" от "Дата обезличена" предоставлении Стрельник О.Н., Стрельнику И.С., Стрельнику С.А. жилого помещения общей площадью не менее ... кв.м. по адресу: "Адрес обезличен" (согласно извещению "Номер обезличен" от "Дата обезличена"), отказано.
Заслушав доклад судьи Нагорновой О.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Стрельник О.Н., действуя в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Стрельник И.С., обратилась в суд с исковым заявлением к ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ ( далее по тексту - РУЖО) о признании незаконными действий по исключению её из числа нуждающихся в предоставлении жилого помещения, признании незаконным решения от "Дата обезличена" "Номер обезличен" об отказе в предоставлении жилья и возложении обязанности предоставить квартиру общей площадью не менее ... кв.м по адресу: "Адрес обезличен".
Суд постановилприведенное решение, об отмене которого, как вынесенного с нарушением норм материального права, просит Стрельник О.Н.
В суд апелляционной инстанции стороны не явились, извещены о времени и месту судебного разбирательства.
Проверив законность решения суда в порядке ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия оснований для его отмены не усматривает.
Как установилсуд, и подтверждается материалами дела, с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" Стрельник С.А. и Стрельник О.Н. состояли в браке, от которого имеют несовершеннолетнего сына Стрельник И.С., ... г.р.
В "Дата обезличена" Стрельник С.А. был принят на учет как военнослужащий, нуждающийся в жилом помещении и имеющий необходимый стаж для его получения, с составом семьи из ... -х человек.
Извещением РУЖО от "Дата обезличена" "Номер обезличен" Стрельник С.А. был уведомлен о распределении ему на состав семьи жилого помещения по адресу: "Адрес обезличен"
Стрельник С.А. выразил согласие с таким распределением.
"Дата обезличена" Стрельник С.А. обратился в РУЖО с заявлением о внесении изменений в свои учетные данные о составе семьи в связи с расторжением брака со Стрельник О.Н.
Решением ответчика от "Дата обезличена" "Номер обезличен" Стрельнику С.А. было отказано в предоставлении ранее распределенной квартиры на состав семьи из ... -х человек в связи с превышением ее площади учетной нормы ( с учетом права на дополнительную площадь).
Указанное решение Стрельник С.А. не обжаловал. По состоянию на "Дата обезличена" он состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях с составом семьи ... человека: Стрельник С.А. и несовершеннолетний Стрельник И.С.
Рассматривая иск Стрельник О.Н. по настоящему делу, суд первой инстанции, проанализировав нормы Федерального закона "О статусе военнослужащих", Жилищного кодекса РФ, разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 29.05.2014 года N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", пришел к выводу об отсутствии у истца после прекращения семейных отношений с военнослужащим Стрельником С.А. самостоятельного права на социальные гарантии, предусмотренные ФЗ N 76-ФЗ от 27.05.1998 "О статусе военнослужащих", и не усмотрел в обстоятельствах дела нарушений ее жилищных прав.
У судебной коллегии не имеется оснований не согласиться с таким выводом.
Согласно ст. 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных ЖК РФ, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей.
В соответствии с абзацем третьим п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 01.01.1998, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 этого Федерального закона.
Как разъяснено в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2014 N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", при рассмотрении исков (заявлений) военнослужащих, связанных с осуществлением ими права на жилище, необходимо иметь в виду, что основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как нормами Федерального закона "О статусе военнослужащих", так и нормами ЖК РФ, а также изданными в соответствии с ними Указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, принятыми законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно п. 5 ст. 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" к членам семей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются социальные гарантии, компенсации, если иное не установлено данным Федеральным законом и другими федеральными законами, относятся: супруг (супруга), несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения, лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.
В силу ч. 1 ст. 69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство.
Отнеся к лицам, которые обеспечиваются жильем бесплатно или за доступную плату, военнослужащих, законодатель исходил из того, что военная служба, по смыслу статей 32 (часть 4), 37 (часть 1) и 59 Конституции РФ во взаимосвязи с ее статьями 71 (пункт "м"), 72 (пункт "б" части 1) и 114 (пункты "д", "е" части 1), представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах, а лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции. Этим, а также самим характером военной службы, предполагающей выполнение военнослужащими задач, которые сопряжены с опасностью для их жизни и здоровья, и иными специфическими условиями прохождения службы определяется особый правовой статус военнослужащих, содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей по отношению к государству, что требует от законодателя введения как для них, так и для лиц, выполнивших обязанности военной службы, дополнительных мер социальной защиты, в том числе в сфере жилищных отношений (постановления Конституционного Суда РФ от 05.04.2007 N 5-П, от 03.02.2010 N 3-П и от 27.02.2012 N 3-П).
Согласно Федеральному закону "О статусе военнослужащих" право членов семьи военнослужащего на получение жилой площади производно от права на жилище самого военнослужащего, подлежащего увольнению (уволенного) с воинской службы.
Таким образом, верно истолковав приведенные нормы законодательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что после прекращения семейных отношений с Стрельником С.А. истец не может претендовать на обеспечение себя жильем в порядке ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих". Противоположенные доводы жалобы основаны на ошибочном толковании Стрельник О.Н. норм законодательства.
Что касается ссылок Стрельник О.Н. на принятие ответчиками оспариваемого ею решения уже после предоставления Стрельнику С.А. на состав семьи, включая ее, квартиры по адресу: "Адрес обезличен", то эти доводы опровергаются материалами дела, из которых следует, что решение о предоставлении Стрельнику С.А. обозначенной квартиры и снятии его с жилищного учета по состоянию на "Дата обезличена" принято не было. Извещение о распределении Стрельнику С.А. квартиры в г. ... на состав семьи ... человека и выраженное им согласие на ее получение в качестве такового решения расценены быть не могут.
Поскольку суд правильно определилюридически значимые обстоятельства по спору, применил закон, подлежащий применению, и дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам, руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 19 февраля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Стрельник О.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.