Судебная коллегия по гражданским делам Курского областного суда в составе:
председательствующего: Мухаметзяновой Н.И.,
судей: Леонтьевой И.В., Чупрыной С.Н.,
при секретаре: Павловой Ю.О.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Онищука В.П. к ОКУ "Центр медико-социальных услуг Курской области", ОБУСО "Комплексный центр социального обслуживания населения Солнцевского района Курской области" об обеспечении путёвкой на санаторно-курортное лечение,
поступившее по апелляционной жалобе истца Онищука В.П. на решение Промышленного районного суда г. Курска от 25 февраля 2016 года, которым постановлено об отказе в удовлетворении исковых требований .
Заслушав доклад судьи Чупрыной С.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Онищук В.П. обратился в суд с вышеназванным иском к ОКУ "Центр медико-социальных услуг Курской области", ОБУСО "Комплексный центр социального обслуживания населения Солнцевского района Курской области", мотивируя свои требования тем, что с ДД.ММ.ГГГГ является инвалидом N группы (с ДД.ММ.ГГГГ пожизненно) и в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" получателем набора социальных услуг, в том числе санаторно-курортного лечения. В связи с непредоставлением ему ОКУ "Центр медико-социальных услуг Курской области" путёвки на санаторно-курортное лечение за 2015 год, просил обязать ответчиков предоставить ему путёвку на санаторно-курортное лечение по профилю заболевания за 2015 год.
Судом постановлено решение об отказе в удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе истец Онищук В.П. просит решение суда отменить, как незаконное, его исковые требования удовлетворить, указывая, что суд, отказывая в иске, принял во внимание позицию представителя ответчика ОКУ "ЦМСУ Курской области" о том, что путевки предоставляются по очереди, однако он с этим не согласен, так как инвалид должен быть обеспечен путёвкой в течение года, в который он сдал все необходимые документы; кроме того, судебные заседания проведены без участия представителя ответчика ОБУСО "Комплексный центр социального обслуживания населения Солнцевского района Курской области".
Дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика ОБУСО "Комплексный центр социального обслуживания населения Солнцевского района Курской области", надлежащим образом извещённого о слушании дела и не сообщившего о причинах своей неявки.
Поскольку ответчиками решение суда не обжаловано, на основании ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ дело рассмотрено судебной коллегией в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе истца.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения истца Онищука В.П., поддержавшего апелляционную жалобу, возражения представителя ответчика ОКУ "Центр медико-социальных услуг Курской области" - Добрынина П.А., обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений ОБУСО "Комплексный центр социального обслуживания населения Солнцевского района Курской области", судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17.07.1999г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
В состав набора социальных услуг включается предоставление при наличии медицинских показаний путёвки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний (п.п. 1 п. 1 ч. 1 ст. 6.2).
Согласно частям 2 и 5 ст. 6.3 названного Федерального закона периодом предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой является календарный год; порядок предоставления социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2004г. N 328 утверждён Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, который предусматривает также предоставление гражданам социальных услуг в части обеспечения санаторно-курортным лечением.
Согласно п. 3.6 Порядка граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путевки по форме N 070/у-04, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22.11.2004г. N 256.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.12.2014г. N 834н утверждена новая форма справки - форма N 070/у "Справка для получения путевки на санаторно-курортное лечение"; в тексте справки для получения путевки указано на её действительность в течение 12 месяцев.
При наличии справки для получения путёвки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путёвки в территориальные органы Фонда социального страхования РФ или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путёвками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган (п. 3.7 Порядка).
Не позднее 10 дней с момента поступления заявления гражданину должны сообщить о регистрации его заявления с указанием даты регистрации и регистрационного номера. Санаторно-курортные путёвки должны быть выданы не позднее чем за 18 дней (для детей-инвалидов, инвалидов с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга - за 21 день) до даты заезда в санаторно-курортное учреждение (пункты 3.8-3.9 Порядка).
Правила финансового обеспечения
расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утверждённые Постановлением Правительства РФ от 29.12.2004г. N 864, предусматривают, что финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год, в том числе Фонду социального страхования Российской Федерации - на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по предоставлению путёвок на санаторно-курортное лечение (п. 4).
Из изложенного следует, что Федеральный закон "О государственной социальной помощи" и принятые в соответствии с ним нормативные правовые акты во взаимосвязи с другими положениями федерального законодательства в целях адресного использования бюджетных средств, предназначенных для социальной поддержки нуждающихся в ней граждан, устанавливают механизм реализации права на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, включая право на предоставление путёвки на санаторно-курортное лечение, определяют источник и необходимый объём финансирования соответствующих мер, а также порядок реализации гражданами указанного права.
При этом право на получение государственной социальной помощи в виде предоставления при наличии медицинских показаний путёвки на санаторно-курортное лечение имеют в равной степени все указанные в статьях 6.1 и 6.7 Федерального закона от 17.07.1999г. N 178-ФЗ категории граждан, внеочередное или первоочередное обеспечение путёвками на санаторно-курортное лечение кого-либо из этих категорий граждан данный Закон не предусматривает.
Положения ч. 2 ст. 6.3 ФЗ от 17.07.1999г. N178-ФЗ, согласно которой периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год, сами по себе не регулируют порядок предоставления путевок на санаторно-курортное лечение (как в рамках указанного периода, так и за его пределами) (Определение Конституционного Суда РФ от 11.05.2012г. N817-О), установление хронологических границ периода предоставления мер социальной поддержки выступает необходимым элементом механизма их предоставления и направлено на обеспечение его эффективного функционирования.
Как указал Конституционный Суд РФ в Определении от 03.04.2014г. N 686-О "По жалобе гражданина Шапкина Александра Михайловича на нарушение его конституционных прав статьями 6.1, 6.2 и 6.7 Федерального закона "О государственной социальной помощи" и статьями 15, 16, 151, 1064, 1069 и 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации", обращение гражданина, имеющего право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, с заявлением о предоставлении путевки, к которому приложены необходимые документы, подтверждающие нуждаемость в санаторно-курортном лечении по состоянию на соответствующий календарный период, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой путевки на санаторно-курортное лечение должны предоставляться таким гражданам в последовательности, определяемой датой регистрации их заявлений. Иными словами, не исключается установление очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение, что - при условии соблюдения указанной последовательности - согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также с требованиями статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Таким образом, если гражданин в установленном порядке обратился в территориальные органы Фонда социального страхования РФ либо органы социальной защиты населения, либо иные уполномоченные органы с заявлением о предоставлении ему путёвки на санаторно-курортное лечение, подтвердив своё право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, наличие показаний и отсутствие противопоказаний для санаторно-курортного лечения, но в течение календарного года не был обеспечен такой путёвкой, данная услуга не считается предоставленной, и гражданин сохраняет за собой право на её предоставление.
По делу установлено, что истец Онищук В.П. как инвалид N группы является получателем набора социальных услуг, предусмотренных Федеральным законом от 17.07.1999г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", в том числе имеет право на предоставление путёвки на санаторно-курортное лечение в соответствии с профилем заболевания.
На основании поданного им 15.01.2015г. заявления в ОКУ "ЦМСУ Курской области" он поставлен на очередь на получение путёвки на санаторно-курортное лечение; по состоянию на 01.02.2016г. номер очерёдности - 4671 (л.д. ... ).
В течение календарного 2015 года путёвка на санаторно-курортное лечение Онищуку В.П. предоставлена не была.
Разрешая спор и отказывая Онищуку В.П. в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции руководствовался положениями Федерального закона от 17.07.1999г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (ст.ст. 6.1, 6.2, 6.3, 6.4, 6.5), а также Порядком предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утверждённым приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2004г. N 328 (п. 3.1, 3.3, 3.6 - 3.9), Административным регламентом, утверждённым приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 27.03.2012г. N 271н (п. 13, 19), Правилами финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 29.12.2004г. N 864 (п. 1, 4, 11, 19-21), и исходил из того, что право на получение государственной социальной помощи в виде предоставления при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение имеют в равной степени все категории граждан, предусмотренные Федеральным законом от 17.07.1999г. N 178-ФЗ, внеочередное или первоочередное обеспечение путевками данный Закон не предусматривает. Установив, что в течение календарного года Онищук В.П. не был обеспечен путевкой, суд указал, что данная услуга не считается предоставленной и он сохраняет за собой право на ее предоставление. Во избежание нарушения прав иных граждан - получателей набора социальных слуг, состоящих на учете для получения путевок, заявления которых были зарегистрированы ранее обращения Онищука В.П. по данному вопросу, суд посчитал, что путевка на санаторно-курортное лечение должна быть предоставлена истцу исходя из последовательности, определяемой датой регистрации его заявления, потому исковые требования о предоставлении путевки вне очереди счел не подлежащими удовлетворению.
Судебная коллегия вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований находит правильным.
Доводы апелляционной жалобы истца о том, что при вынесении решения об отказе в иске суд неправомерно принял во внимание показания представителя ответчика ОКУ "ЦМСУ Курской области" о наличии очерёдности выдачи путёвок, так как в Законе такое указание отсутствует; инвалид должен быть обеспечен путёвкой в течение года, в который он сдал все необходимые документы, по изложенным выше основаниям судебная коллегия находит несостоятельными.
Суд первой инстанции правильно указал, что возможность внеочередного обеспечения путёвками на санаторно-курортное лечение кого-либо из граждан, имеющих право на данный вид социальной услуги, законодательно не закреплена, что, в свою очередь, не исключает установление очерёдности обеспечения их указанными путёвками.
Принимая во внимание, что в соответствии с заявлением от 15.01.2015г. истец Онищук В.П. поставлен ответчиком на учёт на получение путёвки, с указанной очереди не снят, то есть сохраняет за собой право на её предоставление, нарушений его прав на охрану здоровья ответчиком не допущено.
И поскольку предоставление истцу путёвки на санаторно-курортное лечение не должно ущемлять права иных граждан - таких же получателей путевок, обратившихся с заявлениями об их предоставлении ранее Онищука В.П., вывод суда об отсутствии оснований для предоставления истцу указанной путёвки во внеочередном порядке является правомерным.
Довод жалобы о том, что суд рассмотрел дело в отсутствие представителя ответчика ОБУСО "Комплексный центр социального обслуживания населения Солнцевского района Курской области", основанием к отмене решения не является, поскольку в силу ч. 4 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещённого о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие.
В отзыве на исковое заявление представитель ответчика ОБУСО "Комплексный центр социального обслуживания населения Солнцевского района Курской области" просил рассмотреть данное гражданское дело без их участия (л.д. 18).
Таким образом, рассмотрение дела по существу в отсутствие указанного ответчика, информация о надлежащем извещении которого о времени и месте слушания дела у суда имелась, процессуальным нарушением не является и отмену решения суда не влечёт.
Иных доводов к отмене решения апелляционная жалоба не содержит.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия считает решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу истца не подлежащей удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 199, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Промышленного районного суда г. Курска от 25 февраля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Онищука В.П. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.