Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 28 апреля 2016 г. по делу N 33а-607/2016
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего ФИО8,
судей: ФИО9
при секретаре ФИО6,
с участием административного истца ФИО1, представителей: административного истца - ФИО4, административного ответчика - командира войсковой части N ФИО5 рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца ФИО1 на решение Московского гарнизонного военного суда от 21 января 2016 г., согласно которому отказано в удовлетворении заявления военнослужащего войсковой части N старшего прапорщика ФИО1 об оспаривании действий Федерального государственного казенного учреждения "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - Росвоенипотека), связанных с прекращением выплаты накоплений для жилищного обеспечения.
Заслушав доклад судьи ФИО7, объяснения административного истца и его представителя в обоснование доводов апелляционной жалобы, представителя должностного лица, возражавшего против ее удовлетворения, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, ФИО1, проходящий военную службу с июня 2004 года и заключивший первый контракт о прохождении военной службы по контракту 27 октября 2005 г., был включен в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее - НИС) с 27 октября 2008 г.
Поскольку воинское звание "прапорщик" было присвоено ФИО1 в августе 2010 г. Росвоенипотека изменила на указанную дату включение ФИО1 в реестр участников НИС и произвела перерасчет суммы накоплений на его именном накопительном счете, в связи с чем у ФИО1 образовалась задолженность в размере 249 351 руб. 24 коп. По этой причине Росвоенипотека с 1 сентября 2015 г. приостановила перечисления ежемесячных платежей в счет исполнения обязательств по кредитному договору от 15 августа 2012 г. N N
Полагая, что этим нарушаются его права, ФИО1 обратился в суд с административным иском, в котором просил признать незаконными действия: командира войсковой части N, связанные с ошибкой в определении даты возникновения основания для включения его, ФИО1, в реестр участников НИС, Росвоенипотеки - в части возложения на него, ФИО1, обязанности по личному возмещению задолженности, образовавшейся на его именном накопительном счете. ФИО1 также просил возложить на командира войсковой части N ответственность по урегулированию с Росвоенипотекой вопроса указанной задолженности.
Гарнизонный военный суд в удовлетворении данного заявления отказал.
В апелляционной жалобе ФИО1, выражая несогласие с решением суда первой инстанции в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела, просит его отменить и принять по делу новое решение, удовлетворив иск.
В обоснование этого воспроизводит содержание административного искового заявления и утверждает, что законодательством не предусмотрено возмещение военнослужащим денежных средств вследствие незаконных действий органов военного управления, связанных с ошибочным установлением даты включения в реестр.
Ссылаясь на п. 1 ст. 3 Федерального закона "О материальной ответственности военнослужащих", истец полагает, что отсутствие в его действиях вины не позволяет возлагать на него ответственность по возмещению материального ущерба.
По мнению автора жалобы, в решении отсутствует правовое обоснование выводов суда о необходимости погашения задолженности за счет его личных средств, что является затруднительным по причине многодетности семьи, в которой к тому же он является единственным кормильцем.
Рассмотрев материалы дела и проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.
Судебное разбирательство по данному делу проведено всесторонне, полно и объективно с выяснением всех имеющих значение для дела обстоятельств.
В соответствии с п. 15 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим-гражданам, которые являются участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, выделяются денежные средства на приобретение жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 и 2 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - Закон) формирование накоплений для жилищного обеспечения на именных накопительных счетах участников и последующее использования этих накоплений, а также предоставление целевого жилищного займа являются способами реализации участниками НИС права на жилище.
Согласно ч. 8 и 9 ст. 5 Закона накопления для жилищного обеспечения являются собственностью Российской Федерации, не подлежат изъятию в бюджет какого-либо уровня, а их учет ведется на именных накопительных счетах участников уполномоченным федеральным органом в соответствии с законодательством Российской Федерации и правилами функционирования накопительно-ипотечной системы, указанными в ч. 3 этой же статьи.
В силу п. 3 и 4 ч. 1, п. 3, 4 и 6 ч. 2 ст. 9 Закона, подп. 3 и 4 п. 3 Правил формирования и ведения реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих Министерством обороны Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2005 г. N 89, к участникам накопительно-ипотечной системы относятся, в том числе прапорщики, общая продолжительность военной службы по контракту которых составит три года, начиная с 1 января 2005 г., при этом указанные лица, заключившие первые контракты о прохождении военной службы до 1 января 2005 г., могут стать участниками, изъявив такое желание; сержанты, старшины, солдаты, заключившие второй контракт о прохождении военной службы не ранее 1 января 2005 г., изъявившие желание стать участниками накопительно-ипотечной системы.
Основанием для включения военнослужащего в реестр участников является: для прапорщиков, заключивших первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 2005 г., - достижение общей продолжительности их военной службы по контракту три года, а для прапорщиков, заключивших контракт до 1 января 2005 г., кроме того, обращение в письменной форме об их включении в реестр участников, которое также требуется для сержантов, старшин и солдат.
В соответствии с п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 20 апреля 2005 г. N 449 "Вопросы накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" и п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2005 г. N 800 "О создании федерального государственного учреждения "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" в ведении Министерства обороны Российской Федерации для обеспечения функционирования накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих и реализации Министерством обороны Российской Федерации функций уполномоченного федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего функционирование указанной накопительно-ипотечной системы, было создано федеральное государственное учреждение "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" (далее -уполномоченный орган или Росвоенипотека).
Согласно п. 2 и 7 Правил ведения именных накопительных счетов участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 г. N 655 (далее - Правила), уполномоченный федеральный орган в отношении каждого участника накопительно-ипотечной системы открывает именной накопительный счет.
Внесение изменений в именной накопительный счет осуществляется на основании представляемых соответствующим федеральным органом исполнительной власти сведений о внесении изменений в реестр участников накопительно-ипотечной системы. Изменения в именной накопительный счет вносятся не позднее 10 рабочих дней с даты поступления соответствующих сведений.
В случае ошибочного открытия именного накопительного счета уполномоченный федеральный орган аннулирует регистрационный номер участника накопительно-ипотечной системы. При этом средства накоплений для жилищного обеспечения, учтенные на указанном счете, возвращаются в федеральный бюджет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 1 и 7 Инструкции о формировании и ведении реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих внутренних войск МВД России, утвержденной приказом МВД России от 28 декабря 2005 г. N 1059, регистрирующим органом, ведущим реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих внутренних войск МВД России является Управление расквартирования и строительства тыла ГКВВ МВД России (далее - регистрирующий орган), включение военнослужащего в реестр или исключение его из реестра, а также изменение сведений об участниках производится путем внесения соответствующей записи в реестр.
В силу с ч. 1 ст. 14 Закона каждый участник НИС не менее чем через три года его участия в накопительно-ипотечной системе имеет право на заключение с уполномоченным федеральным органом договора целевого жилищного займа.
По делу установлено, что ФИО1 проходит военную службу с 28 июня 2004 г. Первый контракт им заключен 27 октября 2005 г., а второй - 16 мая 2007 г. Воинское звание "прапорщик" ФИО1 присвоено приказом командующего войсками Центрального регионального командования от 24 августа 2010 г. N.
Из исследованных судом доказательств усматривается, что ФИО1 о включении его в реестр участников НИС не обращался, однако в 2011 году был включен в этот реестр с 27 октября 2008 г., - то есть по истечении трех лет после заключения первого контракта, а 15 августа 2012 г. им заключен договор целевого жилищного займа и кредитный договор с банком на приобретение жилого помещения (далее - Кредитный договор), по условиям которых обязательства перед банком погашаются за счет накоплений для жилищного обеспечения, учтенных (учитываемых) на его именном накопительном счете.
Принимая во внимание приведенные правовые нормы с учетом фактических обстоятельств дела, следует прийти к выводу о том, что ФИО1, заключивший первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 2005 г. и не обращавшийся с письменным заявлением о включении его в реестр участников НИС, мог быть включен в этот реестр только по достижении общей продолжительности военной службы по контракту три года и после присвоения ему воинского звания "прапорщик", то есть как и правильно было установлено регистрирующим органом, а впоследствии и судом, - 24 августа 2010 г.
Из материалов дела следует, что регистрирующий орган в соответствии с разделом IV Инструкции о формировании и ведении реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих внутренних войск МВД России, утвержденной приказом МВД Российской Федерации от 28 декабря 2005 г. N, внес изменения о дате включения ФИО1 в реестр участников НИС и направил сведения о внесенных изменениях в уполномоченный орган.
Незаконное включение ФИО1 в реестр участников НИС с 27 октября 2008 г. привело к необоснованному начислению накоплений на его именной накопительный счет с указанной даты по 24 августа 2010 г., в связи с чем уполномоченный орган на основании п. 7 Правил произвел перерасчет суммы накоплений на его именном накопительном счете, в результате которого у ФИО1 перед Росвоенипотекой образовалась задолженность в размере 249 351 руб. 24 коп., что привело к приостановлению платежей по кредитным обязательствам ФИО1 со стороны Росвоенипотеки.
Такой перерасчет не может быть признан возложением на ФИО1 материальной ответственности за действия ответчиков по незаконному включению в реестр участников НИС, поскольку указанная разница уже была уплачена за истца по Кредитному договору и требований по возврату этих денежных средств к ФИО1 не заявлялось.
Рассмотрев настоящее административное дело, суд первой инстанции правильно установил, что вышеуказанными действиями регистрирующего органа были устранены последствия незаконного включения ФИО1 в реестр участников НИС, в связи с чем правильно отказал в удовлетворении иска к командиру войсковой части N, как в части требований о признании незаконными действий указанного должностного лица, связанных с ошибочным определением даты включения в реестр, так и о возложении на этого же ответчика ответственности по урегулированию вопроса задолженности, образовавшейся на именном накопительном счете истца.
Что касается доводов апелляционной жалобы об отсутствии в судебном решении правового обоснования необходимости производства выплат в счет погашения задолженности за счет его личных средств, то судебная коллегия исходит из следующего.
В силу ч. 1 ст. 178 КАС РФ суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям. Суд может выйти за пределы заявленных требований (предмета административного искового заявления или приведенных административным истцом оснований и доводов) в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии с ч. 3 ст. 308 КАС РФ новые требования, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, не принимаются и не рассматриваются судом апелляционной инстанции.
Как видно из материалов дела, ФИО1 просил признать незаконными действия Росвоенипотеки по возложения на него обязанности по личному возмещению задолженности, образовавшейся на его именном накопительном счете.
По делу установлено, что на именном накопительном счете ФИО1 продолжают учитываться накопления. Данное обстоятельство свидетельствует об исполнении Росвоенипотекой предусмотренных Законом обязательств по формированию накоплений для жилищного обеспечения административного истца.
Каких-либо доказательств о возложении на ФИО1 обязанности по возмещению задолженности на именном накопительном счете, в материалах дела не имеется.
Из объяснений истца и его представителя в судебном заседании суда апелляционной инстанции следует, что таких требований к ФИО1 не предъявлялось, однако он вынужден производить перечисления ежемесячных платежей по Кредитному договору за счет собственных средств.
Однако вопрос о законности приостановления Росвоенипотекой платежей по Кредитному договору не являлся предметом судебного разбирательства.
Таким образом, законных оснований для рассмотрения вопроса правомерности указанных действий Росвоенипотеки не имелось как у суда первой, так и апелляционной инстанции.
При таких данных судебная коллегия приходит к выводу о том, что суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований.
При проверке законности и обоснованности решения по настоящему делу в апелляционном порядке судебная коллегия не установиланарушений норм материального или процессуального законодательства судом первой инстанции, в связи с чем законных оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции по данному делу не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 308, 311 и п.1 ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Московского гарнизонного военного суда от 21 января 2016 г. по административному иску ФИО1 оставить без изменения, а его апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Верно.
Председательствующий
ФИО8
Секретарь судебного заседания
ФИО6
29 апреля 2016 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.