Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего - Коржакова И.П.,
судей - Коженовой Т.В., Шнытко С.М.,
при секретаре - Шекиной В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Мандракова С.И. на решение Промышленного районного суда г.Смоленска от 08 декабря 2015 года.
Заслушав доклад судьи Коженовой Т.В., объяснения представителя истца Мандракова С.И. - Ефимовича А.В., представителя ответчика Военного комиссариата Смоленской области Уваровой Н.В., судебная коллегия
установила:
Мандраков С.И. - участник Великой Отечественной войны, инвалид "данные изъяты" группы, военный пенсионер, обратился в суд к Военному комиссариату Смоленской области, Министерству обороны РФ, Центру сопровождения Отделения Сберегательного банка России с иском о взыскании пенсии, ссылаясь на то, что с "данные изъяты" года получает пенсию по линии Министерства обороны и по выслуге лет в военном комиссариате Смоленской области. С (дата) . военный комиссариат прекратил выплату пенсии истцу, однако с (дата) . по решению суда выплата возобновлена. С июня "данные изъяты" года выплата пенсии вновь прекращена в связи с тем, что истец не проживает на территории Российской Федерации. С данной позицией военного комиссариата истец не согласен, считал их действия незаконными, поскольку является гражданином Российской Федерации, на территории Украины он проживает временно у родственников, вернуться в г. "данные изъяты" не может по состоянию здоровья, ему "данные изъяты" года. Просил взыскать с военного комиссариата Смоленской области недополученную с июля по ноябрь "данные изъяты". пенсию в сумме "данные изъяты" рублей.
В судебном заседании представитель истца Ефимович А.В. требования истца поддержал, обосновав их вышеизложенными обстоятельствами, дополнительно указав, что действительно в настоящее время истец находится у родственников в г.Одессе Украина, вернуться в Россию не может по состоянию здоровья. Поскольку истец является гражданином Российской Федерации, то имеет право получать пенсию в Российской Федерации.
Представитель военного комиссариата Смоленской области Городничев Ю.М. требования не признал, поддержал письменные возражения, указав, что истец не имеет право на получение пенсии в Российской Федерации, поскольку в настоящее время проживает на Украине. Согласно Соглашению "О гарантиях прав граждан государств - участников содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения" пенсионное обеспечение участников данного Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Ответчики Министерство обороны РФ, Центр сопровождения отделения Сберегательного банка России в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. Суд в силу ст.167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Решением Промышленного районного суда г.Смоленска от 08.12.2015г. в удовлетворении требований истца отказано.
В апелляционной жалобе истец просит решение отменить, указывая на нарушение судом норм материального права. Считает действия ответчика по невыплате ему пенсии незаконными, поскольку в силу возраста вынужден временно проживать у дочери на Украине, заявления о прекращении ему выплаты пенсии, направлении его пенсионного дела в другой пенсионный орган он не писал.
Проверив законность и обоснованность решения с учетом доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" пенсия за выслугу лет военнослужащим назначается в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993г. N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и их семей".
В соответствии со статьей 11 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1, пенсионное обеспечение лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, в зависимости от последнего места службы, в отношении военнослужащих, уволенных из Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляется Министерством обороны Российской Федерации.
Согласно статье 50 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N4468-1, работа по пенсионному обеспечению лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, осуществляется, в том числе, Министерством обороны Российской Федерации применительно к порядку назначения и выплаты пенсий, установленному законодательными и другими нормативными актами для органов социальной защиты населения.
Назначение и выплата пенсий по государственному пенсионному обеспечению, к которым относится и пенсия за выслугу лет лицам, проходившим военную службу, производится по месту жительства лица, обратившегося за пенсией (пункт 1 статьи 24 Федерального закона от 15 декабря 2001г. N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации").
Согласно ст.56 Закона РФ от 12.02.1993г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" выплата пенсий, предусмотренных настоящим Законом, производится по месту жительства или месту пребывания пенсионеров в пределах территории Российской Федерации пенсионными органами федеральных органов исполнительной власти, указанных в ст.11 настоящего Закона, через соответствующие учреждения (филиалы) Сберегательного банка РФ путем зачисления соответствующих сумм во вклады либо перевода соответствующих сумм через организации федеральной почтовой связи.
Порядок выплат пенсий определяется соглашениями, заключаемыми между соответствующими федеральными органами исполнительной власти и Сберегательным банком Российской Федерации.
Судом установлено, что Мандраков С.И., "данные изъяты".р., проходил службу в рядах Вооруженных Сил СССР с 20.08.1941 г. по 18.10.1970г.
Пенсия за выслугу лет была ему назначена с 19.10.1970г. в военном комиссариате Смоленской области.
С (дата) . выплата пенсии прекращена в ввиду проживания истца на территории Украины.
Решениямм Заднепровского районного суда г.Смоленска от 05.03.2014г. и Промышленного районного суда г.Смоленска от 07.04.2014г. установлено, что Мандраков С.И. проживает на территории Российской Федерации и выплата пенсии ему была возобновлена.
Решением Заднепровского районного суда г.Смоленска от 16.03.2015г. Мандраков С.И. был признан не приобретшим право пользования жилым помещением в виде жилого дома N по ... и снят с регистрационного учета по указанному адресу.
Согласно справке по ОАСР УФМС России по Смоленской области от (дата) . Мандраков С.И. был зарегистрирован по адресу: ... , выбыл (дата) . по решению суда.
Принимая решение об отказе в удовлетворении требований Мандракова С.И., суд исходил из тех обстоятельств, что установлен факт его не проживания на территории России, отсутствует постоянная регистрация в РФ.
Однако, с таким выводом суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может в силу следующего.
Согласно ст.1 Соглашения стран СНГ от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств - участников Содружества регулируются специальным Соглашением (статья 2 Соглашения стран СНГ от 13 марта 1992 года).
Специальным Соглашением, регулирующим вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих, является Соглашение о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992г.
Из содержания указанного Соглашения усматривается, что назначение пенсии пенсионеру по избранному месту жительства носит заявительный характер, т.е. именно пенсионер, а не иное лицо решает, где он будет получать пенсию.
В соответствии с приведенными выше положениями международных Соглашений выплата пенсии по прежнему месту жительства пенсионера прекращается только в случае переселения пенсионера на постоянное место жительства в пределах государств-участников СНГ".
Мандраков С.И. является престарелым человеком, ему "данные изъяты" года, он временно проживает у своих родственников (дочери) на Украине, при том, что вида на жительство и регистрации в Украине не имеет, остается гражданином Российской Федерации. Из пояснений представителя истца усматривается, что в г.Смоленске у Мандракова С.И. проживает сын, он имеет намерение зарегистрироваться у него, что пока в силу возраста затруднительно. С июля "данные изъяты" года ответчиком ему не выплачивается пенсия, которая является для него единственным источником существования.
В материалах дела имеется заявление Мандракова С.И. от (дата) ., представленное Военным комиссариатом, из которого усматривается, что Мандраков С.И. просит назначить и выплачивать ему пенсию на территории Российской Федерации.
Заявления о прекращении выплаты пенсии на территории Российской Федеорации, направлении пенсионного дела в другой пенсионный орган Мандраков С.И. не писал.
Таким образом, доказательств, свидетельствующих о переезде истца на постоянное место жительства на территорию Украины, ответчиком не представлено.
В силу статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1). Государственные пенсии устанавливаются законом (часть 2).
Согласно ч.2 ст.27 Конституции Российской Федерации каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.
В соответствии со ст.2 ФЗ от 15.08.1996г. N114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" выезд гражданина Российской Федерации из Российской Федерации не влечет для него каких-либо ограничений прав, гарантированных законодательством Российской Федерации и международными обязательствами Российской Федерации.
С учетом изложенного, у суда не имелось оснований признавать законным прекращение Военным комиссариатом Смоленской области выплаты Мандракову С.И. пенсии.
Доводы военного комиссариата о фактическом проживании Мандракова С.И. в г.Одессе никакими доказательствами не подтверждены, в связи с чем не могут служить основанием для отказа в иске.
В соответствии с п. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Истец Мандраков С.И. просит взыскать в его пользу пенсию за период с июля "данные изъяты". по ноябрь "данные изъяты". включительно в размере "данные изъяты" рублей.
Представитель Военного комиссариата Смоленской области представила суду апелляционной инстанции расчет задолженности, согласно которому размер пенсии истца за период с (дата) . по (дата) . составляет "данные изъяты" руб.
Как следует из Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента РФ от 01 сентября 2007 года N 1132, занимаются вопросом назначения и выплаты пенсии.
Согласно п. 2 Положения о военных комиссариатах (утв. Указом Президента РФ от 07.12.2012 года N 1609 (ред. От 01.07.2014) - военный комиссариат создается в субъекте Российской Федерации в целях обеспечения исполнения гражданами воинской обязанности, организации и проведения мобилизационной подготовки и мобилизации, реализации права граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих на социальные гарантии, включая пенсионное обеспечение, а также в целях реализации гарантий погребения погибших (умерших) военнослужащих и иных категорий граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, пенсии назначают и выплачивают военные комиссариаты субъектов РФ. Таким органом на территории Смоленской области является - военный комиссариат Смоленской области.
Принимая во внимание расчет недополученной пенсии, представленный ответчиком, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для взыскания с Военного комиссариата Смоленской области в пользу истца недополученной пенсии.
В соответствии со ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения судом при рассмотрении данного дела были допущены, в связи с чем, решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Отменяя решение, судебная коллегия, с учетом правовых позиций, изложенных в определении, постановляет по делу новое решение о взыскании с Военного комиссариата Смоленской области за счет средств для выплаты пенсий в пользу истца пенсию за период с (дата) . по (дата) . в размере "данные изъяты" рублей.
Требования Мандракова С.И. к Министерству обороны РФ, Центру сопровождения Отделения Сберегательного банка России следует оставить без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Промышленного районного суда г.Смоленска от 08 декабря 2015 года отменить. Принять по делу новое решение, которым исковые требования Мандракова С.И. к Военному комиссариату Смоленской области удовлетворить.
Взыскать с Военного комиссариата Смоленской области в пользу Мандракова С.И. пенсию за период с (дата) . по (дата) . в размере "данные изъяты" рублей.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.