Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Брыкова И.И.,
судей Варламовой Е.А., Редченко Е.В.,
при секретаре Аррыковой Л.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 29 февраля 2016 года апелляционную жалобу Абоштамова Д.В. на решение Чеховского городского суда Московской области от 23 ноября 2015 года по делу по административному иску Абоштамова Дениса Васильевича о признании незаконным постановления администрации Чеховского муниципального района Московской области от 15 июля 2015 года N 0710/07-01/2015 об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, об обязании включить в списки лиц на получение государственного жилищного сертификата,
заслушав доклад судьи Варламовой Е.А.,
объяснения Абоштамова Д.В. и его представителя Гайдарова М.З., представителя администрации Чеховского муниципального района Московской области Андреева М.Р.,
установила:
Абоштамов Д.В. обратился в суд с иском к административному ответчику, просил признать незаконным постановление администрации Чеховского муниципального района Московской области от 15.07.2015г. N 0710/07-01/2015, возложить на администрацию Чеховского муниципального района Московской области обязанность поставить его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с момента подачи искового заявления и включить его в списки лиц на получение Государственного жилищного сертификата в 2015 г.
Представитель административного истца в судебном заседании в обоснование заявленных требований пояснил, что административный истец с рождения, с 1990 г. проживал в населенном пункте пгт. Климово, Климовского района, Брянской области, отнесенный в соответствии с Постановлением РФ N1582 от 18.12.1997г. "Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к зоне радиационного загрязнения N3 с правом на отселение.
28.01.2010г. административный истец добровольно выехал из зоны с правом на отселение в чистую зону, а именно в Московскую область, г. Чехов-2. После переезда, истец в установленном порядке обратился в Чеховскую районную администрацию Московской области с заявлением о включении его в состав участников подпрограммы "выполнение государственных по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2010- 2015 г.
Однако, ему было отказано, ввиду того, что истцом не представлены документы, подтверждающие его право состоять на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, что считал незаконным.
Административный истец в судебном заседании административный иск поддержал в полном объеме.
Представитель административного ответчика в судебном заседании административный иск не признал.
Представители заинтересованных лиц в/ч "данные изъяты" в/ч "данные изъяты" в судебное заседание не явились, заинтересованные лица надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения дела, в адрес суда направлены ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие представителей.
Решением Чеховского городского суда Московской области от 23 ноября 2015 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе Абоштамов Д.В. просит решение суда отменить.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований к отмене решения суда не находит.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как видно из материалов дела, Абоштамову Д.В. Чеховским управлением Минсоцзащиты Московской области выдано удовлетворение от 22.04.2014 года, как лицу, выехавшему добровольно из зоны проживания с правом на отселение, из поселка городского типа Климово Брянской области, где проживал с 11.04.1990 по 28.01.2010 г., имеет право на льготы, установленные Законом РФ от 15.05.1991 N 1244-I "О социальной защите граждан, подвергнувшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
28.01.2010 г. административный истец добровольно выехал из зоны с правом на отселение в Московскую область, г. Чехов-2, где был зарегистрирован по месту жительства по адресу: "данные изъяты". (л.д. 52).
Усматривается, что г. Чехов - 2 в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 01.06.2000 N 752-р (ред. от 14.05.2015) включен в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, Пограничной службы Российской Федерации и органов ФСБ России.
25.05.2015 г. Абоштамов Д.В. обратился в администрацию Чеховского муниципального района Московской области с заявлением, просил включить в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", ссылаясь на положения ст. 17, п. 7 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-I "О социальной защите граждан, подвергнувшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Согласно протоколу заседания общественной комиссии по жилищным вопросам граждан от 3 июля 2015 года рекомендовано отказать в признании Абоштамова Д.В. и Абоштамовой Л.С. в признании нуждающимися в улучшении жилищных условий в целях обеспечения жилым помещением в соответствии с Законом РФ от 15.05.1991 N 1244-I "О социальной защите граждан, подвергнувшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" по тем причинам, что в соответствии с Законом Московской области от 28.02.2005 N 77/2005-ОЗ "О статусе и границах Чеховского муниципального района и вновь образованных в его составе муниципальных образований" город Чехов - 2 не входит в перечень населенных пунктов, входящих в состав территорий ни городского поселения Чехов, ни сельского поселения Любучанское, земли населенного пункта Чехов - 2 относятся к федеральной собственности.
09.06.2015 года Абоштамов Д.В. и его супруга Абоштамова Л.С. зарегистрированы в жилом помещении по адресу: "данные изъяты"
Постановлением администрации Чеховского муниципального района Московской области от 15.07.2015 года N 0710/07-01/2015 года Абоштамову Д.В. и члену его семьи Абоштамовой Л.С. отказано в принятии на учет нуждающихся в жилом помещении по тому основании, что представлены документы, которые не подтверждают право состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно справке в/ч "данные изъяты" от 10.08.2015 г. N 117, военнослужащий данной воинской части прапорщик Абоштамов Д.В. состоял в Списке военнослужащих (сотрудников) на предоставление служебных жилых помещений с августа 2011 до июня 2015 года. Исключен из указанного Списка в связи с обеспечением служебным жилым помещением по месту прохождения военной службы (л.д. 140).
Суд, разрешая заявленные требования, пришел к выводу об отсутствии оснований к отмене оспариваемого постановления и удовлетворения требований Абоштамова Д.В.
Судебная коллегия находит данный вывод правильным по существу. При этом судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон РФ N 1244-1) к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся, в числе других, граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития (пункт 6); граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение (пункт 7); граждане, постоянно проживающие (работающие) в зоне отселения до их переселения в другие районы (пункт 9); граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы (пункт 11).
Абоштамов Д.В. выехал в Московскую область из зоны проживания с правом на отселение, т.е. относится к лицам, указанным в п. 11 ч. 1 ст. 13 Закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 гражданам, указанным в пункте 11 части 1 статьи 13 настоящего Закона, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 17 настоящего Закона, в том числе, согласно п. 7 данной статьи, обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, один раз.
В соответствии с ч. 3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Соответственно, граждане, указанные в ст. 22 Закона N 1244-1, в силу ст. 17 указанного Закона и ч. 3 ст. 49 ЖК РФ имеют право на однократное обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета исходя лишь из одного факта нуждаемости в жилом помещении по избранному после переселения из зоны, подвергшейся радиационному заражению, месту жительства; требования, установленные ст. 51 ЖК РФ, а именно: наличие статуса малоимущего, а также требования закона субъекта РФ о цензе оседлости на них не распространяются.
Кроме того, в соответствии с абзацем 14 раздела II подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050, правом на улучшение жилищных условий в рамках подпрограммы имеют, в числе других, граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 11.03.2006 N 153 формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Согласно пп. "е" п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 N 153, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют следующие категории граждан Российской Федерации: граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
При этом в силу п. 19 Правил для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 Правил, подают в уполномоченные органы (в рассматриваемом случае - орган местного самоуправления) заявление об участии в подпрограмме с приложением ряда документов, прежде всего, документа, подтверждающего право гражданина на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета.
Анализ положений Закона от 15.05.1991 N 1244-1 позволяет сделать вывод, что законодатель наделяет категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, различным льготным статусом. После добровольного переселения гражданина из одной радиоактивно загрязненной зоны в другую, а также в случае выезда из указанных зон на территорию, не подвергшуюся загрязнению, его статус меняется.
Согласно части 3 статьи 22 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 гражданам, переселившимся в период с 30 июня 1986 года по 1 января 1994 года на постоянное место жительства в зону проживания с правом на отселение, в случае их добровольного переселения из указанных зон на новое место жительства, меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 17 Закона Российской Федерации, предоставляются при условии получения ими права выхода на пенсию по основаниям, связанным с проживанием в данной зоне, с учетом времени проживания в других зонах радиоактивного загрязнения вследствие Чернобыльской катастрофы.
В соответствии со статьей 33 Закона Российской Федерации N 1244-1, указанные граждане приобретают право на назначение пенсии по старости с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", исходя из срока проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение.
По смыслу изложенных выше нормоположений, предоставление государственных жилищных сертификатов гражданам, переселившимся в период с 30 июня 1986 года по 1 января 1994 года на постоянное место жительства в зону проживания с правом на отселение, а также родившимся в данной зоне в указанный период, может осуществляться только после достижения ими пенсионного возраста с учетом его уменьшения в соответствии со статьей 33 Закона Российской Федерации N 1244-1.
Материалами дела подтверждается, что Абоштамов Д.В. родился в "данные изъяты". в р.п. Климово Климовского района Брянской области.
Согласно пункту 22 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, основанием для отказа в признании гражданина участником подпрограммы является, в том числе, несоответствие гражданина требованиям, указанным в соответствующем подпункте пункта 5 настоящих Правил.
Судебная коллегия приходит к выводу, что оспариваемое постановление прав и охраняемых законом интересов Абоштамова Д.В. не нарушает, поскольку Абоштамов Д.В. не обладает самостоятельным правом на обеспечения жилой площадью за счет средств федерального бюджета.
Следовательно, оснований к отмене оспариваемого постановления не имеется.
Доводы апелляционной жалобы оснований для отмены правильного по существу решения суда не содержат.
Руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Чеховского городского суда Московской области от 23 ноября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.