Судья Московского городского суда Г.А. Тихенко, рассмотрев кассационную жалобу истца П., поступившую в Московский городской суд 20.01.2016 г., на решение Преображенского районного суда г. Москвы от 11.12.2014 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 24.07.2015 г. по гражданскому делу по иску П. к командующему ЦРК ВВ МВД РФ об обязании зарегистрировать по месту регистрации членов семьи, обязании выплаты компенсации за поднаем жилья и убытков, компенсации морального вреда,
установил:
П. обратился в суд с исковым заявлением к ЦРК ВВ МВД РФ (Центральному Оршанско-Ханганскому Краснознаменному региональному командованию внутренних войск МВД РФ), уточнив исковые требования, просил обязать ответчика зарегистрировать членов его семьи, а именно: супругу и детей по месту регистрации истца по адресу воинской части: ***; обязать ответчика выплатить денежную компенсацию за поднаем жилья за последние три года за период с мая 2011 г. по май 2014 г. в размере *** руб. с учетом индексации; обязать ответчика выплачивать денежную компенсацию за поднаем жилья до момента обеспечения истца и членов его семьи жилым помещением; возместить убытки в сумме *** руб. в связи с неполучением надбавки к пенсии на членов семьи, обязать ответчика компенсировать материальный ущерб в размере *** руб. в связи с невозможностью получить денежную компенсацию за поднаем жилья и моральный вред, причиненный в связи с отказом членам семьи в регистрации по месту пребывания. В обоснование заявленных требований истец указал на то, что проходил военную службу в ВВ МВД РФ в период с 04 августа 1982 г. по 08 октября 2002 г. Последнее место службы (с марта 2001 г.) - Московский округ ВВ МВД РФ (в настоящее время Центральное Региональное Командование ВВ МВД РФ). Истец с марта 2001 г. по настоящее время с членами семьи проживает в арендуемом за плату жилом помещении. По прибытии к указанному месту службы истец и члены его семьи не были обеспечены служебным жилым помещением в 3-х месячный срок, как это предписано ст. 15 Федерального закона РФ от 27.05.1998 г. N 76 - ФЗ "О статусе военнослужащих", что нарушило права истца и права членов семьи на жилище, нарушило условия контракта о прохождении службы в МВД РФ. Ответчик отказывал истцу в выплате компенсации на поднаем жилого помещения, в связи с чем последнему причинен материальный ущерб на сумму свыше *** рублей, которые были потрачены на аренду жилого помещения из личных средств. Истец указал в иске, что в период с июля 2012 г. по настоящее время не может зарегистрировать членов семьи по своему месту регистрации. Отсутствие регистрации мешает ему реализовать возможность получения жилого помещения в соответствии с ч.5 ст.57 ЖК РФ, нарушает его право на получение надбавки к назначенной пенсии на каждого нетрудоспособного члена семьи, находящегося у него на иждивении, в размере 32% социальной пенсии, что по расчетам истца составляет *** руб.
В судебном заседании суда первой инстанции истец П., представитель истца по доверенности Л. уточненные исковые требования поддержали в полном объеме.
Представитель ответчика командующего ЦРК ВВ МВД РФ по доверенности Г. просил в иске отказать по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Представитель третьего лица Центральной ЖК ЦРК ВВ МВД РФ по доверенности А. просил в иске отказать.
Третье лицо П.А. в судебное заседание не явилась.
Решением Преображенского районного суда г. Москвы от 11.12.2014 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 24.06.2015 г., в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с указанными выше судебными постановлениями, истец П. подал настоящую кассационную жалобу, в которой ставит вопрос об их отмене, просит принять по делу новое решение или направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Письмом судьи Московского городского суда от 15.02.2016 г. дело истребовано в Московский городской суд.
18.03.2016 г., согласно штампу экспедиции Московского городского суда, истребованное гражданское дело поступило на рассмотрение в суд кассационной инстанции.
В соответствии с частью 2 статьи 381 Гражданского процессуального кодекса РФ по результатам изучения кассационных жалобы, представления судья выносит определение:
1) об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке. При этом кассационные жалоба, представление, а также копии обжалуемых судебных постановлений остаются в суде кассационной инстанции;
2) о передаче кассационных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
В соответствии со ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Оснований для передачи настоящей кассационной жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции не усматривается, поскольку заявители не приводят доводов, свидетельствующих о существенных нарушениях норм материального или процессуального права, допущенных судом апелляционной инстанции при вынесении оспариваемого судебного акта, без устранения которых невозможны восстановление и защита их нарушенных прав, свобод и законных интересов; кроме того, доводы жалобы не согласуются с принципом правовой определенности, который означает, что полномочие вышестоящего суда по пересмотру дела должно осуществляться в целях исправления судебных ошибок и неправильного отправления правосудия, а не пересмотра по существу.
Согласно п.3 ст.15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим - гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих - граждан и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих - граждан ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 14 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Порядок выплаты и размер компенсации определены Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 909, которым предусматривается, что выплата денежной компенсации гражданам, уволенным с военной службы и вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005 года, и членам их семей, осуществляется соответствующими органами Министерства обороны Российской Федерации или иного федерального органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, в которых эти граждане состоят на учете в части их пенсионного обеспечения. Финансирование расходов, связанных с выплатой денежной компенсации, осуществляется Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, за счет и в пределах средств, предусматриваемых в федеральном бюджете на пенсионное обеспечение лиц, уволенных с военной службы.
В соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении N 5-П от 05 апреля 2007 года и в Постановлении N 3-П от 03.02.2010 года, признается право на получение денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений за гражданами, состоящими на учете в улучшении жилищных условий, и уволенных с военной службы после 01 января 2005 года, при этом право этих военнослужащих на получение денежной компенсации за наем жилого помещения не связано с обстоятельствами постановки их на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005 года.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что П. проходил военную службу по контракту в Министерстве внутренних дел Российской Федерации. С марта 2001 года местом службы истца являлось - Московский округ ВВ МВД РФ, в настоящее время Центральное Региональное Командование ВВ МВД РФ.
С 2001 года П. и члены его семьи состоят на жилищном учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по управлению Московского округа ВВ МВД России с 02.04.2001 года. В 2002 году истец уволен с военной службы с оставлением в списках очередников.
Вместе с тем, на основании решения Центральной жилищной комиссии ЦРК ВВ МВД РФ от 31.03.2014 г. П. и члены его семьи сняты с жилищного учета в связи с выявлением в представленных им документах сведений, не соответствующих действительности (наличие у него и членов семьи жилых помещений по нормам обеспеченности).
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведении, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Согласно выписке из протокола N*** заседания Центральной жилищной комиссии Центрального регионального командования внутренних войск МВД России от 31 марта 2014 года, по данным ЕГРП П. принадлежит на праве собственности доли земельного участка площадью 1305,7 кв.м по адресу: ***, право собственности зарегистрировано 29.05.2006 года, а также
доли жилого здания площадью 60,8 кв.м по адресу: ***, что составляет 30,4 кв.м. Право собственности зарегистрировано 30.01.2003 года.
В решении комиссии указано, что на жилищном учетом П. состоит с 02.04.2001 в составе семьи 2 человек (он, мать - П.А.), с 30.01.2003 года является собственником жилого помещения площадью 30,4 кв.м, что более учетной нормы по г. Ессентуки.
Истец П. уволен с военной службы в 2002 году, а решением Центральной жилищной комиссий Центрального регионального командования внутренних войск МВД России от 31 марта 2014 года снят с жилищного учета.
Согласно пункту 23 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 года N 713, военнослужащие, поступившие на военную службу по контракту, а также офицеры, проходящие военную службу по призыву, и члены их семей до получения жилых помещений регистрируются органами регистрационного учета по месту дислокации воинских частей в установленном порядке.
В этой связи суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что регистрация членов семьи П. по адресу воинской части связана с наличием у него права состоять в качестве нуждающегося в получении жилья от МВД РФ либо с прохождением военной службы.
Проверяя решение суда первой инстанции по апелляционной жалобе истца П., судебная коллегия с выводами районного суда согласилась, указав, что отказывая в удовлетворении иска, суд обоснованно исходил из того, что основания для регистрации членов семьи П. по месту дислокации воинской части отсутствуют, поскольку истец и члены его семьи сняты с жилищного учета в качестве нуждающегося в получении жилого помещения на условиях социального найма, после увольнения с военной службы и снятия с жилищного у чета отношения между П. и ЦРК ВВ МВД РФ прекращены.
Поскольку право на получение денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений имеют граждане, состоящие на учете в улучшении жилищных условий, а истец к такой категории граждан не относится, суд обоснованно отказал в удовлетворении иска П. в части взыскания расходов за аренду жилого помещения за период с мая 2011 г. по май 2014 г. При этом суд принял во внимание, что обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о снятии П. и членов его семьи с жилищного учета, возникли в январе 2003 года, с момента регистрации права собственности на доли в праве собственности на жилое здание в г. Ессентуки Ставропольского края. В этой связи суд первой инстанции обоснованно заключил, что право на получение компенсации за поднаем жилого помещения за период с мая 2011 г. и по май 2014 г. у истца отсутствует.
При таком положении суд правомерно отклонил требований истца о взыскании убытков на сумму *** руб. и компенсации морального вреда, поскольку они являются производными от основного требования об обязании ответчика зарегистрировать членов семьи по месту дислокации воинской части и взыскании компенсации за поднаем, в удовлетворении которых истцу отказано.
Доводы, изложенные в настоящей кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения суда первой и апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка в соответствии с действующим гражданским процессуальным законодательством, которая изложена и мотивирована в состоявшихся судебных постановлениях по делу, направлены на иную оценку установленных судом обстоятельств и исследованных доказательств, не влияют на правильность обжалуемых судебных постановлений и не могут повлечь их отмену применительно к требованию ст. 387 ГПК РФ.
В соответствии со ст. 390 ГПК РФ суд кассационной инстанции не вправе переоценивать доказательства и устанавливать новые факты и правоотношения.
Право оценки представленных доказательств принадлежит суду, рассматривающему спор по существу. Суд кассационной инстанции правом истребования и оценки доказательств не наделен.
Оснований для передачи жалобы для рассмотрения в судебном заседании Президиума Московского городского суда по доводам жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 2 ст. 381, 383 Гражданского процессуального кодекса РФ,
определил:
в передаче кассационной жалобы истца П. на решение Преображенского районного суда г. Москвы от 11.12.2014 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 24.07.2015 г. вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции - отказать.
Судья
Московского городского суда Г.А. Тихенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.