Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Шаповалова Д.В.,
судей Лукьянченко В.В., Ставича В.В.,
при секретаре Суншевой З.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Ставича В.В. дело по апелляционной жалобе представителя административного истца _А.С. по доверенности _. В.В. на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 12 октября 2015 года по делу по административному иску _ А.С. к ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области о признании незаконным решения об отказе во внесении сведений о ранее учтенном земельном участке, обязании внесения сведений об объекте недвижимого имущества, которым в удовлетворении заявленных требований отказано,
установила:
_. А.С. обратился в суд с указанным выше заявлением к ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области, полагая незаконным решение указанной организации от 13 мая 2015 года об отказе в кадастровом учете сведений о земельном участке по адресу: _.
Требования мотивированы тем, что установленные в обжалуемом решении ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области обстоятельства, связанные с несоответствием представленных _.А.С. документов требованиям пункта 21 Порядока ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 4 февраля 2010 г. N42, не могут служить препятствием для государственного кадастрового учета его земельного участка, в порядке ст. 45 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", регулирующей государственный кадастр ранее учтенных объектов недвижимости. При этом заявитель утверждал, что представленные им документы (справки Сергиево-Посадского БТИ от 26 июля 1993 года и 7 мая 1993 года об учете домовладения; план земли от 26 апреля 1923 года; схематический ситуационный план (архивная копия) от 27 августа 1929 года; схема генплана от 22 ноября 1999 года; план участка от 29 января 2001 года, топосъемка МУП "Землеустроитель-М" от 22 ноября 1999 года) подтверждают учет земельного участка в соответствии с нормами, действовавшими до вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 г. N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит представитель административного истца - адвокат _. В.В. по доводам апелляционной жалобы.
В заседании судебной коллегии представитель _. А.С. - адвокат _.В.В. просил решение суда отменить и удовлетворить заявленные требования.
В заседание судебной коллегии не явились заинтересованные лица _. М.С., _. О.С., _. П.В., _. И.В., _ М.В., _ Ю.М., _ Е.М., _К.К., _ В.К., _.А.К., _ П.В., извещены надлежащим образом, в суде апелляционной инстанции их интересы представлял адвокат _В.В. на основании доверенностей.
Судебная коллегия на основании ст. ст. 150, 152 КАС РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области, извещенного о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, выслушав представителя административного истца, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований к изменению или отмене обжалуемого решения, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
Установлено, что на основании решения ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области от 13 мая 2015 года N_ _ А.С. отказано во внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о земельном участке, расположенном по адресу: _.
При рассмотрении заявления _. А.С. о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости от 28 апреля 2015 года ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области исходило из того, что вопреки требованиям пункта 21 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 4 февраля 2010 г. N42 заявителем не представлено документов, содержащих решение о предоставлении земельного участка на определенном праве конкретному лицу.
Согласно свидетельству о праве на наследство от _ года к _.А.С. перешло право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: _.., в размере _. доли. Права на земельный участок данным свидетельством не регулируются.
В государственном кадастре недвижимости (ГКН) и данных технического учета отсутствуют сведения о ранее учтенном земельном участке, расположенном по адресу: _..
Разрешая заявленные требования, суд правильно указал, что документы, предоставленные _. А.С. при обращении с заявлением о внесении сведений в ГКН о ранее учтенном земельном участке, а именно: справки Сергиево-Посадского БТИ от 26 июля 1993 года и 7 мая 1993 года об учете домовладения; план земли от 26 апреля 1923 года; схематический ситуационный план (архивная копия) от 27 августа 1929 года; схема генплана от 22 ноября 1999 года; план участка от 29 января 2001 года, топосъемка МУП "Землеустроитель-М" от 22 ноября 1999 года, не являются основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о земельном участке, расположенном по адресу: _.. как о ранее учтенном.
Указанные обстоятельства нашли подтверждение в судебном заседании и основаны на законе.
В соответствии с ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N221-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных данным Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Согласно ч. 7 ст. 45 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в случае отсутствия в государственном кадастре недвижимости сведений об объекте недвижимости, в том числе при поступлении предусмотренных статьей 14 настоящего Федерального закона запроса о предоставлении сведений государственного кадастра недвижимости, межведомственного запроса о представлении сведений государственного кадастра недвижимости, заявления о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, орган кадастрового учета, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, в срок, установленный статьей 17 настоящего Федерального закона для постановки на учет объекта недвижимости, со дня получения органом кадастрового учета соответствующих документов обеспечивает включение документов и сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости на основании:
1) имеющейся в его распоряжении документации о ранее учтенном объекте недвижимости;
2) документа (копии документа, заверенной в порядке, установленном частью 2 статьи 22 настоящего Федерального закона), устанавливающего или подтверждающего право на объект недвижимости, в том числе документа, указанного в пункте 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", пункте 2 статьи 25.2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и представленного заинтересованным лицом при его обращении с соответствующим заявлением в орган кадастрового учета;
3) документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права на него либо устанавливающих или подтверждающих право на него и представленных соответствующими органами государственной власти (в том числе органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним), органами местного самоуправления либо органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, в орган кадастрового учета по его запросам, если документы и сведения о ранее учтенном объекте недвижимости отсутствуют в составе государственного земельного кадастра, в составе учетно-технической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации или иной имеющейся в распоряжении органа кадастрового учета документации о ранее учтенном объекте недвижимости.
Приказом Минэкономразвития России от 4 февраля 2010 г. N42 утвержден Порядок ведения государственного кадастра недвижимости (в дальнейшем - Порядок) (зарегистрирован в Минюсте России 31 марта 2010 г. N16771).
В соответствии с п. 4 названного Порядка при внесении кадастровых сведений в Реестр объектов недвижимости уполномоченными должностными лицами органа кадастрового учета внесение сведений о ранее учтенных объектах недвижимости относится к одной из кадастровых процедур.
Выполнение кадастровых процедур, указанных в пункте 4 Порядка, сопровождается принятием решения о внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости.
Решение о внесении сведений в Реестр о ранее учтенном земельном участке принимается на основании заявления заинтересованного лица и следующих документов:
- свидетельства о праве собственности, праве пожизненно наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования на землю, оформленного в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 1992 г. N177 "Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения";
- государственного акта, удостоверяющего право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей граждан, предприятий, учреждений, организаций или крестьянских (фермерских) хозяйств, оформленного в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 17 сентября 1991 г. N493 "Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей";
- свидетельства на право собственности на землю, оформленного в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 г. N1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России";
- документа, содержащего решение о предоставлении земельного участка на определенном праве конкретному лицу, изданного уполномоченным органом (организацией) в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого документа на момент его издания;
- выписки из похозяйственной книги, форма которой устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним";
- договора аренды земельного участка, срок которого не истек на момент обращения в орган кадастрового учета;
- иных документов, устанавливающих или подтверждающих право на земельный участок (п. 21 Порядка).
Представленные же _. А.С. документы не соответствуют вышеуказанным требованиям, поскольку в них отсутствуют сведения о наличии у гражданина прав на земельный участок, в связи с чем, верно не приняты во внимание органом кадастрового учета.
Кроме того, образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков.
Часть 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что кадастровые работы должны быть выполнены до принятия решения об образовании земельного участка, в соответствии с проектом межевания территории, утвержденным в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Вместе с тем, несмотря на то, что площадь земельного участка с 1929 года претерпевала изменения, данные о межевании территории отсутствуют, границы земельного участка не согласованы, что нарушает положения статей 38, 39, 40 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Уплата собственниками домовладения земельного налога за 2005 года не освобождает последних от предоставления документов, необходимых для предоставления государственной услуги по внесению сведений в государственный кадастр недвижимости, поэтому этот довод административного истца подлежит отклонению.
Апелляционная жалоба не содержит иных доводов, которые являются основанием для отмены решения суда, поскольку не учитывают как приведенных выше законоположений, так и иных нормативных предписаний, в отношении которых ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области в соответствии статьей 62 КАС РФ представлены доказательств их соблюдения.
Не учитывают доводы жалобы и нормы п. 34 Порядка, в соответствии с которыми основаниями для принятия решения об отказе во внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости является: несоответствие представленных документов требованиям Закона о кадастре и законодательства Российской Федерации, действовавшего во время и в месте их издания; отсутствие в представленных (поступивших) документах сведений, позволяющих отнести такой объект недвижимости к ранее учтенному, а также сведений о площади объекта недвижимости (земельного участка, здания или помещения).
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда законно и обоснованно, принято в соответствии с нормами материального права, регулирующего рассматриваемые правоотношения, и нормами процессуального права.
Предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не установлено.
Руководствуясь ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
определила:
решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 12 октября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.