Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Салчак А.А.
судей Бады-Сагаана А.В. и Дулуша В.В.
при секретаре судебного заседания Дарган Ч.Л.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Салчак А.А. гражданское дело по исковому заявлению исполняющего обязанности прокурора Бай-Тайгинского района ФИО8 в интересах несовершеннолетней ФИО14 к администрации муниципального района "Бай-Тайгинский кожуун" Республики Тыва о признании бездействия администрации муниципального района "Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва" по не предоставлении места в детском дошкольном учреждении незаконным, об обязании администрации муниципального района "Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва" предоставить место в МДОУ ** на решение Бай-Тайгинского районного суда Республики Тыва от 19 января 2016 года,
УСТАНОВИЛА:
Исполняющий обязанности прокурора Бай-Тайгинского района Республики Тыва ФИО8 обратился в суд, в интересах несовершеннолетней ФИО15 указывая, что основанием для обращения в суд явилось заявление законного представителя ФИО2 о предоставлении ее дочери места детском дошкольном учреждении **. По результатам проведенной 25 ноября 2015 года проверки, выявлены нарушения со стороны администрации района, которой свыше двух лет с момента подачи заявления место в МБДОУ ** с. Тээли несовершеннолетней ФИО1 не предоставлено, хотя она состоит на учете с 2012 года. Просит суд признать бездействие администрации муниципального района "Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва" по не предоставлению ФИО1-ооловне места в детском дошкольном учреждении незаконным, обязать администрацию муниципального района "Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва" предоставить место в муниципальном бюджетном детском дошкольном учреждении (МБДОУ) **.
Решением Бай-Тайгинского районного суда Республики Тыва от 19 августа 2016 года исковые требования исполняющего обязанности прокурора Бай-Тайгинского района ФИО8 удовлетворены. Суд признал незаконным бездействие администрации муниципального района "Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва" по не предоставлению места в детском дошкольном учреждении и обязал предоставить место в дошкольном образовательном учреждении с. Тээли Бай-Тайгинского кожууна Республики Тыва в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу.
Не согласившись с решением суда, председатель администрации муниципального района "Бай-Тайгинский кожуун" Республики Тыва ФИО9, подал апелляционную жалобу, указывая на то, что дочь истца не относится к льготной категории детей для обустройства в дошкольное образовательное учреждение. Превышение количества воспитанников в детских учреждениях более установленных норм приведет к нарушению санитарно-эпидемиологических требований и нарушению прав других детей.
В судебном заседании представитель администрации муниципального района "Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва" по доверенности ФИО10 жалобу поддержала, просила решение суда отменить.
Представитель Управления образования муниципального района "Бай-Тайгинский кожуун" Республики Тыва, МБДОУ ** с. Тээли, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания суда апелляционной инстанции, не явились, ходатайств об отложении заседания не заявляли.
Судебная коллегия рассматривает дело в порядке статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) в их отсутствие.
Выслушав мнение ФИО10 и прокурора ФИО11, возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, просившей решение суда оставить без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с абзацем вторым части 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее -ГПК РФ) суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме.
Как предусмотрено частью 3 названной статьи, вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционных жалобе, представлении, суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью четвертой статьи 330 настоящего Кодекса основаниями для отмены решения суда первой инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно статье 3 Конвенции о правах ребенка (для России - вступившей в силу с 15 сентября 1990 года), во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание должно уделяться наилучшему обеспечению прав ребенка.
Статьей 43 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждому гражданину гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
В соответствии с частью 1 статьи 64 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
Пунктом 13 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ предусмотрено, что организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования относится к вопросам местного значения муниципальных районов и городских округов.
В силу пункта 1 части 1 статьи 9 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
Абзацем четвертым пункта 2.1. Постановления Конституционного Суда РФ от 15 мая 2006 года N 5-П определено, что применительно к конституционному праву на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в системной связи с конституционным принципом равенства означает, что каждый ребенок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств, возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения.
Как установлено судом первой инстанции, ФИО2 имеет несовершеннолетнюю дочь ФИО16, **. Управлением образования администрации муниципального района "Бай-Тайгинский кожуун" Республики Тыва со 02 марта 2012 года несовершеннолетняя ФИО1 поставлена на учет для устройства в дошкольное образовательное учреждение. Однако место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении ей предоставлено не было.
Рассматривая дело по существу, суд первой инстанции пришел к выводу о признании незаконным бездействия администрации муниципального района "Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва" и обязании администрации муниципального района "Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва" предоставить ФИО1 место в дошкольном образовательном учреждении с. Тээли в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу, поскольку ее конституционное право на бесплатное дошкольное образование не реализовано.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что при наличии волеизъявления правообладателя обязанность администрацией муниципального района "Бай-Тайгинский кожуун" Республики Тыва по обеспечению несовершеннолетней ФИО17 местом в дошкольном образовательном учреждении не исполнена, что свидетельствует о нарушении конституционного принципа общедоступности дошкольного образования.
Между тем, в материалы дела администрацией муниципального района "Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва" представлены данные о комплектовании групп в дошкольных образовательных учреждений Бай-Тайгинского кожууна, что свидетельствует о наличии очередности, превышении планового количества детей в детских садах фактическому их наличию и отсутствии свободных мест (л.д. 65- 68).
Из п.2.1 Устава МБДОУ ** следует, что учреждение в своей деятельности обеспечивает создание условий для реализации гарантированного гражданам РФ права на получение общедоступного бесплатного дошкольного образования, осуществляет обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей (л.д.28-31).
Согласно информационному письму заведующей МБДОУ ** ФИО12, в связи с комплектованием на 2015-2016 учебный год в МБДОУ ** с. Тээли в настоящее время свободных мест для детей не имеется (л.д.64).
Из экспертного заключения от 18 октября 2012 года проведенного Филиалом Федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Тыва в Барун-Хемчикском кожууне" следует, что вместимость ** с. Тээли составляет 55 детей, количество детей в младшей и старшей группах составляют 20 человек в одной группе. При проверке установлено превышение количества, посещающих ** с. Тээли (л.д.51-62).
Согласно экспертной оценке повторно проведенной экспертизы от 28 августа 2013 года в детском дошкольном учреждении ** с. Тээли функционировали 3 группы на 55 детей. Не соблюдался принцип групповой изоляции, в одной групповой ячейке средней группы в спальной и игровой функционировали две группы (младшая и средняя). На момент проверки в детском дошкольном учреждении количество детей приведено в норму, функционируют две группы по 21 человеку. МБДОУ ** с. Тээли расположен в типовом, одноэтажном, шлакобетонном здании 1992 года постройки, с фактической проектной мощностью на 45 детей. В последующем требования санитарно-эпидемиологических норм в МБДОУ ** с. Тээли соблюдены и приведены в соответствие (л.д.63).
Из свидетельства о рождении ** следует, что ФИО18, уроженка г. Кызыла Республики Тыва, родилась ДД.ММ.ГГГГ, матерью является ФИО2, отцом ФИО19 (л.д.7).
Согласно позиции Пленума Верховного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 10 февраля 2009 года N 2 ""О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится не рассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.
Для создания дополнительных мест администрацией муниципального района "Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва" проводятся мероприятия, направленные на строительство нового здания детского сада, выделены денежные средства в сумме ** и ожидается заключение Роспотребнадзора (л.д.72-79 протокол судебного заседания от 19 января 2015 года).
Учитывая тот факт, что разрешение проблемы нехватки мест в дошкольных образовательных учреждениях требует значительных денежных вложений, ответчиком предприняты меры по увеличению числа либо вместимости существующих образовательных учреждений, созданию новых и реконструкции зданий с целью размещения в них детских садов, в связи с чем судебная коллегия не усматривает виновного бездействия со стороны администрации муниципального района "Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва" и Управления образования Бай-Тайгинского кожууна Республики Тыва.
Принимая во внимание, что несовершеннолетняя ФИО1 поставлена на учет с соблюдением требований законодательства, права на внеочередное определение в муниципальное дошкольное образовательное учреждение не имеет, со стороны администрации муниципального района "Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва" и Управления образования Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва отсутствует бездействие, судебная коллегия приходит к выводу о необоснованности заявленных требований в части признания бездействия указанных органов незаконным.
С учетом того, что МБДОУ ** на 2015-2016 учебные годы укомплектован полностью, свободных мест нет, комплектование в детские образовательные учреждения проводится в мае месяце текущего года, а ФИО1 29 сентября исполнится 7 лет, судебная коллегия полагает необходимым в удовлетворении исковых требований в части обязания предоставить малолетней ФИО1 место в дошкольном образовательном учреждении отказать,
При этом судебная коллегия принимает во внимание порядок реализации права на получение общедоступного дошкольного образования, который неразрывно связан с порядком комплектования детьми муниципальных образовательных учреждений, а также нецелесообразность достижения правовой цели обеспечения права ребенка на дошкольное образование.
В то же время довод апелляционной жалобы о том, что доказательств нахождения ребенка истца в льготной категории граждан, имеющих право на первоочередное поступление в дошкольное учреждение ** с. Тээли, в материалы дела не представлено является необоснованным, поскольку на существо принимаемого решения не влияет.
Кроме того, ссылка жалобы на то, что судом первой инстанции не учтено, что превышение количества воспитанников в детских учреждениях приведет к нарушению санитарно - эпидемиологических требований судебная коллегия считает несостоятельной, поскольку санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами, деятельность которых связана со строительством, эксплуатацией объектов дошкольных образовательных организаций.
С учетом изложенного решение Бай-Тайгинского районного суда Республики Тыва от 19 января 2016 года нельзя признать законным, оно подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований исполняющего обязанности прокурора Бай-Тайгинского района ФИО8 в интересах несовершеннолетней ФИО20.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу председателя администрации муниципального района "Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва" ФИО9 удовлетворить.
Решение Бай-Тайгинского районного суда Республики Тыва от 19 января 2016 года отменить, принять новое решение следующего содержания:
В удовлетворении исковых требований исполняющего обязанности прокурора Бай-Тайгинского района ФИО8 в интересах несовершеннолетней ФИО21 к администрации муниципального района "Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва" о признании бездействия администрации муниципального района "Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва" по не предоставлению ФИО22 места в детском дошкольном учреждении незаконным, об обязании администрации муниципального района "Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва" предоставить ФИО1 место в МБДОУ ** отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 26 февраля 2016 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.