Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Зубковой Т.И.,
судей Катасоновой С.В., Сокова А.В.,
при секретаре Зверевой Р.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя истца Басыня А.В. - Лавренова В.И. на решение Карачевского районного суда Брянской области от 04 февраля 2016 г. по гражданскому делу по иску Басыня А.В. к администрации Карачевского района Брянской области об оспаривании решения об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Заслушав доклад судьи Катасоновой С.В., возражения представителя ответчика администрации Карачевского района Брянской области Голубевой М.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Басыня А.В. обратился в суд с иском к администрации Карачевского района Брянской области об оспаривании решения об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, указывая, что он относится к категории граждан, выехавших добровольно на новое место жительства из зоны отселения, в связи с чем, подпадает под действие подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы" и Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы. Однако, решением администрации Карачевского района Брянской области ему было отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий путем выделения жилищного сертификата в 2015 году по тем основаниям, что у него имеется в собственности "данные изъяты" доли квартиры, расположенной в "адрес". Считая отказ незаконным, истец просил суд признать незаконным и отменить постановление от 30 сентября 2015г. администрации Карачевского района, обязать администрацию Карачевского района принять на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Решением Карачевского районного суда Брянской области от 04 февраля 2016 года в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе представитель истца Басыни А.В. - Лавренов В.И. просит отменить решение суда, как постановленное с нарушением норм материального права. Указывает на то, что суд фактически признал незаконность оспариваемого отказа, однако не дал правовой оценки постановлению администрации Карачевского района. Отказывая в иске, суд сослался на не представление обязательства о безвозмездной сдаче принадлежащего Басыни А.В. жилого помещения органу местного самоуправления, однако ни ответчик, в период рассмотрения заявления Басыни А.В., ни суд при рассмотрении иска, такого документа от истца не требовали. Кроме того, указывает, что суд ссылается на нормативный акт, который регулирует не порядок постановки лиц на жилищный учет, а порядок выдачи жилищных сертификатов.
В возражениях на апелляционную жалобу глава администрации Карачевского района Брянской области Лучкин Н.С. полагает решение суда законным и не подлежащим отмене.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции истец и его представитель не явились. Судебная коллегия в силу ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, судебная коллегия полагает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Система социальной защиты граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, предусмотрена Законом Российской Федерации от 15.05.1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон РФ N1244-1) и включает в себя различные виды денежных выплат и устанавливаемых в дополнение к ним мер социальной поддержки, которые направлены на создание для пострадавших граждан наиболее благоприятных (льготных) условий реализации конкретных прав и доступа к социально значимым благам и услугам в сфере медицинского, транспортного, жилищно-коммунального и социального обслуживания, лекарственного обеспечения,содействия занятости и получения образования, с тем чтобы сделать для них последствия чернобыльской катастрофы менее ощутимыми (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 10 ноября 2009 года N 17-П и от 30 января 2013 года N 3-П).
При этом названный Закон устанавливает дифференциацию мер социальной защиты в зависимости от характера и степени вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы. Такая дифференциация, как указал Конституционный Суд Российской Федерации, основана на объективных критериях, к числу которых относится уровень радиоактивного загрязнения соответствующей территории (зоны), на которой проживают или с которой эвакуируются (добровольно выезжают) граждане (определения от 6 ноября 2014 года N 2636-0 и N2671-0).
Перечень категорий граждан, пострадавших от радиационного воздействия вследствие чернобыльской катастрофы и, как следствие, имеющих право на предусмотренные Законом РФ N1244-1 меры социальной защиты, установлен частью первой его статьи 13.
Между тем, граждане из числа переселившихся на постоянное место жительства в зону отселения после 30 июня 1986 года и впоследствии добровольно выехавших из указанной зоны на новое место жительства не выделены названным законоположением в отдельную категорию лиц, пострадавших от радиационного воздействия вследствие чернобыльской катастрофы. С момента переезда в зону отселения для постоянного проживания они относятся к категории, предусмотренной п. 9 ч. 1 ст. 13 Закон РФ N1244-1, а именно к гражданам, постоянно проживающим (работающим) в зоне отселения до их переселения в другие районы. Возмещение вреда и меры социальной поддержки в период проживания в этой зоне предоставляются им на основании ст. 20 указанного Закона. Выезжая из названной зоны на новое место жительства, они приобретают право на предоставление мер социальной поддержки, предусмотренных его ст. 17 для лиц, переселенных (переселяемых) из зоны отселения.
При этом, как следует из ч.2 ст. 22 Закона РФ N1244-1, такие граждане приобретают право на меры социальной поддержки, установленные для лиц, переселенных (переселяемых) из зоны отселения, лишь при условии получения права выхода на пенсию по основаниям, связанным с проживанием в данной зоне, с учетом времени проживания в других зонах радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской катастрофы. Добровольное повторное переселение в зону с более высокой степенью радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской катастрофы либо равнозначную не влечет за собой возникновения права на получение мер социальной поддержки, предусмотренных ст. 17 настоящего Закона.
Порядок и условия выделения граждан, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, денежных средств для приобретения жилого помещения установлены Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации (далее - Правила).
Согласно п. "е" ст. 5 Правил право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, имеют граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Кроме того, в соответствии с пп. "в" п. 16.1 Правил участником подпрограммы может быть гражданин, проживающий в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности. Для получения сертификата такой гражданин в соответствии с пп. "ж" п. 44 Правил обязан представить обязательство о сдаче или о безвозмездном отчуждении жилого помещения, не имеющего установленных обременений, в государственную или муниципальную собственность.
Таким образом, законодательство предусматривает право на получение гражданами, выехавшими добровольно из зоны отселения, имеющими в собственности жилые помещения, жилья в новом месте жительства путем выделения им денежных средств для приобретения жилого помещения, в связи с чем, наличие у них в собственности жилого помещения само по себе не является основанием для отказа в признании его нуждающимся в жилом помещении с целью последующего обеспечения государственным жилищным сертификатом.
Материалами дела подтверждается, что на основании п. 9 ст. 13 указанного Закона РФ N1244 как лицо, выехавшее добровольно из зоны отселения из населенного пункта "адрес", истец относится к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, что подтверждается удостоверением серии N N выданным Басыне А.В. как лицу добровольно выехавшему из зоны отселения.
01 сентября 2015 г. Басыня А.В. обратился в администрацию Карачевского района с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях по основанию: добровольно выехавших из зоны отселения.
На момент подачи заявления Басыне А.В. на праве собственности принадлежит "данные изъяты" доли квартиры, общей площадью "данные изъяты" кв.м., по адресу: "адрес" (выписка из ГРП от 27.08.2015 г. N, свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ).
Постановлением администрации Карачевского района Брянской области N от 30.09.2015 г. Басыне А.В., проживающему по адресу: "адрес", отказано в постановке на жилищный учет на том основании что, он не является нуждающимся в жилом помещении, поскольку ему на праве собственности принадлежит "данные изъяты" доли квартиры, общей площадью "данные изъяты" кв.м., что составляет "данные изъяты" кв.м., что более учетной нормы установленной на территории Дроновского сельского Совета народных депутатов Карачевского района Брянской области в размере 14 кв.м. общей площади жилого помещения на одного члена семьи.
Разрешая дело по существу и отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции, руководствуясь ст.13, ст.17, ч.2 ст. 22 Закона РФ N1244-1 п. "е" ст. 5, пп. "ж" п. 44 Правил, пришел к выводу о том, что истец не может быть признан нуждающимся в жилом помещении.
Судебная коллегия соглашается с вышеуказанным выводом суда, находит его обоснованным.
Как правильно указал суд первой инстанции, поскольку Басыня А.В. не достиг пенсионного возраста и ему не назначена пенсия с учетом проживания на данной территории, то до назначения пенсии меры социальной поддержки, предусмотренные ст.17 Закона РФ N1244-1, в данном случае в виде обеспечения жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации, ему не могут быть предоставлены.
Кроме того, исходя из анализа положений Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации суд первой инстанции правомерно указал, что наличие у граждан, выехавших добровольно из зоны отселения, в собственности жилого помещения само по себе не является основанием для отказа в признании его нуждающимся в жилом помещении с целью последующего обеспечения государственным жилищным сертификатом.
В то же время, в данном случае основанием для такого отказа, помимо отсутствия условий, указанных в п. "е" ст. 5 Правил, являются наличие обременений на находящееся в собственности гражданина жилое помещение и непредставление им обязательства о сдаче или о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность.
Судом первой инстанции установлено, что Басыня А.В. не представил жилищно-бытовой комиссии администрации Карачевского района Брянской области обязательство о сдаче или о безвозмездном отчуждении принадлежащих ему жилых помещений, не имеющих установленных обременений, в государственную или муниципальную собственность.
Доводы апелляционной жалобы о том, что у истца не требовали представления обязательства о безвозмездной сдаче принадлежащего ему жилого помещения органу местного самоуправления, судебной коллегией отклоняются как необоснованные.
Оспариваемое в рамках настоящего дела решение органа местного самоуправления, независимо от его мотивировки, прав и охраняемых законом интересов Басыни А.В. не нарушает: на сегодняшний день истец не обладает самостоятельным правом на обеспечения жилой площадью за счет средств федерального бюджета.
Иных доводов, имеющих правовое значение и способных повлиять на законность и обоснованность решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Разрешая заявленные требования, суд правильно определилюридические значимые обстоятельства дела, проверил доводы и возражения сторон, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановилрешение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
В силу ст. 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе: оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно, с учетом всех приведенных выше доводов и обстоятельств по делу, пришел к верному выводу об отказе в удовлетворении заявленных истцом требований, при рассмотрении дела судом не допущено нарушений, предусмотренных законом в качестве оснований для отмены судебного акта в апелляционном порядке, в том числе и тех, ссылки на которые имеются в апелляционной жалобе, в связи с чем судебная коллегия не усматривает оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Карачевского районного суда Брянской области от 04 февраля 2016 г. по гражданскому делу по иску Басыня А.В. к администрации Карачевского района Брянской области об оспаривании решения об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истца Басыня А.В. - Лавренова В.И. - без удовлетворения.
Председательствующий Т.И. Зубкова
Судьи С.В. Катасонова
А.В. Соков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.