Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего - Суярковой В.В.,
судей - Шкобенёвой Г.В., Гоменок З.И.,
при секретаре Чеплянской В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика - главного специалиста Фокинской районной администрации г. Брянска Давыдовой Оксаны Петровны на решение Фокинского районного суда гор. Брянска от 21 октября 2015 г. по иску ВАМ к Фокинской районной администрации города Брянска о признании незаконным решения об отказе в признании нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановке на жилищный учет и возложении обязанности принять на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях.
Заслушав доклад судьи Гоменок З.И., объяснения представителя истца Телегина О.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ВАМ обратился в суд с иском, указывая, что 04.06.2015г. обратился с заявлением в жилищную комиссию Фокинской районной администрации г.Брянска о постановке его и членов его семьи из трех человек в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Решением комиссии по жилищным вопросам при Фокинской районной администрации города Брянска от 18.06.2015г. N32 ему отказано в постановке на жилищный учет со ссылкой на положения ст. 53 Жилищного кодекса РФ, так как в период с 20.03.1998 г. по 06.08.2014г. он проживал как член семьи собственника индивидуального домовладения, расположенного по адресу: "адрес", общей площадью 197,5 кв.м., где всего было зарегистрировано четыре человека, что соответствовало учетной норме жилого помещения, утвержденной на территории г. Брянска.
Ссылаясь на необоснованность принятого решения, а также положения
ст.ст. 13 - 17, 22 Закона РФ от 15 мая 1991 года "О социальной защите
граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на
Чернобыльской АЭС", пп "е" п. 5 Правил выпуска и реализации
государственных жилищных сертификатов в рамках реализации
подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 -2015 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153, просил признать незаконным отказ Фокинской районной администрации города Брянска в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях и обязать Фокинскую районную администрацию города Брянска постановить ВАМ составом семьи из трех человек на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях с 04.06.2015г.
Решением Фокинского районного суда г. Брянска от 21 октября 2015 года иск удовлетворен.
Суд признал незаконным решение заседания комиссии по жилищным вопросам при Фокинской районной администрации города Брянска, оформленное протоколом N32 от 18.06.2015г. об отказе ВАМ в постановке на жилищный учет.
Обязал Фокинскую районную администрацию г.Брянска поставить ВАМ составом семьи три человека: ВАМ, ВАМ, ВЯА на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, с 04.06.2015 года.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Давыдова О.П. просила решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Указала, что истец искусственно создал ухудшение своих жилищных условий с целью стать на учет, регистрация в жилом помещении не подтверждает факта проживания в нем. Законных оснований для постановки истца составом семьи три человека на жилищный учет не имеется.
В возражениях представитель истца Телегин О.Н. указал, что истец умышленных действий по ухудшению жилищных условий не совершал. Собственник жилого помещения, в которой проживает истец с семьей, суду показала, что комиссия Фокинской районной администрации в квартиру не входила и не устанавливала факта проживания в квартире семьи истца. Все доводы ответчика были предметом рассмотрения в суде первой инстанции. Им дана надлежащая оценка.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции истец_и представитель ответчика не явились. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, заслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, судебная коллегия полагает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
При разрешении настоящего дела суд руководствовался ст. ст. 51, 53 ЖК РФ, ст. 13, 17 Федерального закона от 15.05.1991 г. N 1244-1-ФЗ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. N153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством".
Судом первой инстанции установлено, что решением комиссии по жилищным вопросам Фокинской районной администрации г. Брянска от 18 июня 2015 г. N 32 ВАМ было отказано в постановке на жилищный учет в связи с тем, что заявитель совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что комиссией по жилищным вопросам Фокинской районной администрации г. Брянска незаконно было отказано ВАМ в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, поскольку доказательств намеренного ухудшения им жилищных условий и обеспеченность жилой площадью более учетной нормы в городе Брянске ответчиком не представлено.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, считает их законными и обоснованными.
В соответствии с ч. 7 ст. 13 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее по тексту Закон) ВАМ относится к категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяются положения законодательства о мерах социальной поддержки, в том числе, предусмотренные п. 7 ст. 17 приведенного Закона.Порядок возмещения вреда и меры социальной поддержки таких граждан установлены ст. 17 Закона.
Так, в соответствии с п. 7 ст. 17 Закона, таким гражданам гарантируется обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, один раз.
Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. N153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы" утверждены "Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы".
В соответствии с п. п. "а" п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы" право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом в рамках подпрограммы имеют граждане РФ, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со ст. ст. 14, 15, 16, 17 и 22 Закона РФ от 15 мая 1991 г. N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС", Федеральным законом от 26 ноября 1998 г. N175-ФЗ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 г. на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС" на граждан из подразделений особого риска.
Статья 51 ЖК РФ содержит перечень оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, указывая в качестве таковых, в том числе, граждан, не являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
Из материалов дела следует, что ВАМ, его жене ВАМ 19 мая 2015 г. Департаментом строительства и архитектуры Брянской области выданы удостоверения, согласно которым истец и его жена являются гражданами, выехавшими добровольно из зоны отселения.
Судом установлено, что с 21.11.1984г. по 06.08.2014г. ВАМ был зарегистрирован в индивидуальном жилом доме, общей площадью 197,5 кв.м, расположенном по адресу: "адрес", принадлежащем на праве собственности его матери МРИ,т.е. в зоне отселения.
С 06.08.2014г. по 23.04.2015г. истец зарегистрирован в квартире, расположенной по адресу: "адрес", общей площадью 59,8 кв.м., принадлежащей на праве собственности ЧГС Жена ВАМ (с 28.01.1987г. по 23.04.2015г.), сын ВЯА (с 07.08.2014г. по 23.04.2015г.), так же были зарегистрированы как члены семьи собственника в квартире, расположенной по вышеуказанному адресу.
С 24.04.2015г. ВАМ., его жена ВАМ, сын ВЯА зарегистрированы и проживают в жилом помещении, расположенном по адресу: "адрес", на основании договора найма. указанное жилое помещение принадлежит ЧЕИ, которая родственником истца не является.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 27.05.2015г. N32/000/002/2015-3087, N32/000/002/2015-3076, N32/000/002/2015-3081 сведения о правах на объекты недвижимого имущества у ВАМ.,, ВАМ, ВЯА отсутствуют.
Справкой ГУП "Брянскоблтехинвентаризация" от 29.05.2015 N2-7/1960 подтверждается, что за ВАМ., ВАМ, ВЯА квартир и индивидуальных домовладений в г. Брянске и Брянской области не значится.
Исследовав обстоятельства дела, дав оценку представленным доказательствам, суд, исходя из того, что поскольку в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 1582 от 18 декабря 1997 года г. Новозыбков отнесен к зоне отселения, выезд истца и членов его семьи из не принадлежащего им жилого помещения нельзя признать намеренным ухудшением жилищных условий, поскольку такой выезд обусловлен реализацией прав и гарантий, установленных Законом РФ от 15 мая 1991 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в том числе жилищных прав.
Доказательств намеренного ухудшения ВАМ своих жилищных условий для приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях ответчиком не представлено, в связи с чем суд обоснованной пришел к выводу о том, что отказ Фокинской районной администрации г. Брянска в постановке на жилищный учет является незаконным и необоснованным.
Судебная коллегия с таким выводом соглашается, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства. Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку. Выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
По существу, в апелляционной жалобе не содержится каких-либо новых данных, не учтенных судом при рассмотрении дела, а содержится иное толкование примененных судом норм материального права и переоценка доказательств по делу.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ст. ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Фокинского районного суда гор. Брянска от 21 октября 2015 г. по иску ВАМ к Фокинской районной администрации города Брянска о признании незаконным решения об отказе в признании нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановке на жилищный учет и возложении обязанности принять на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях оставить без изменения, апелляционную жалобу главного специалиста Фокинской районной администрации г. Брянска Давыдовой Оксаны Петровны - без удовлетворения.
Председательствующий В.В. Суяркова
Судьи Г.В. Шкобенёва
З.И. Гоменок
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.