ПСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
город Псков Дело N3а-14/2016
06 апреля 2016 года
Псковский областной суд в составе судьи Лебедева А.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Васильевой Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Регион Инвест"
к администрации Псковской области
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Псковской области
заинтересованное лицо: Государственный комитет Псковской области по имущественным отношениям,
об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости
при участии
от административного истца: Иванова Н.Б. - представитель;
от административного ответчика - администрации Псковской области: не явился, извещен;
от административного ответчика - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Псковской области: не явился, извещен;
от заинтересованного лица: Секушин А.А. - представитель;
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Регион Инвест" (далее - ООО "Регион Инвест", общество) обратилось в Псковский областной суд с административным исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) к администрации Псковской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Псковской области (далее - Управление Росреестра по Псковской области) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером (****), площадью "данные изъяты" кв.м, категория земель - "данные изъяты", разрешенное использование - "данные изъяты", расположенного по адресу: "****", в размере равном его рыночной стоимости "данные изъяты" руб.
В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что является арендатором земельного участка с кадастровым номером (****), размер арендной платы по договору аренды определен на основе его кадастровой стоимости, которая существенно превышает размер рыночной стоимости указанного объекта недвижимости, тем самым затронуты права и обязанности общества как арендатора.
К участию в административном деле в качестве заинтересованного лица привлечен Государственный комитет Псковской области по имущественным отношениям (далее - Комитет).
В судебном заседании представитель административного истца поддержал заявленное требование по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель Комитета в судебном заседании не заявил возражений против удовлетворения заявленных требований.
Представители административных ответчиков, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, письменных позиций по спору не представили.
Учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие представителей административных ответчиков, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Исследовав материалы административного дела, выслушав объяснения представителя административного истца и заинтересованного лица, суд приходит к следующим выводам.
Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формой платы за использование земли является, в том числе, земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость). Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Для целей налогообложения устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением установленных законом случаев. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии со статьей 11 названного Федерального закона итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки, является отчет об оценке такого объекта, составленный в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Как следует из материалов административного дела, ООО "Регион Инвест" является арендатором земельного участка с кадастровым номером (****), площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: "****". Арендная плата исчисляется исходя из кадастровой стоимости земельного участка.
Постановлением администрации Псковской области от 29.11.2011 N 477 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Псковской области" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Псковской области.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером (****), как вновь образованного, определена согласно этим результатам государственной кадастровой оценки земель по состоянию на (дд.мм.гг.) и составляет "данные изъяты".
В обоснование своих требований обществом представлен отчет "данные изъяты" об определении рыночной стоимости права собственности на земельный участок от (дд.мм.гг.) N (****), согласно которому по состоянию на (дд.мм.гг.) рыночная стоимость указанного земельного участка с кадастровым номером (****) составляет "данные изъяты" руб.
На данный отчет получено положительное экспертное заключение "данные изъяты" от (дд.мм.гг.) N (****).
Для пересмотра кадастровой стоимости земельного участка общество (дд.мм.гг.) обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Псковской области (далее - Комиссия).
Уведомлением Комиссии от (дд.мм.гг.) N (****) заявление общества о пересмотре кадастровой стоимости возвращено, в связи с чем оно обратилось за установлением кадастровой стоимости в размере рыночной в судебном порядке.
Как следует из отчета от (дд.мм.гг.) N (****) об определении рыночной стоимости права собственности на земельный участок рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером (****) определена на (дд.мм.гг.), то есть на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
При проведении исследования оценщик руководствовался Законом об оценочной деятельности и федеральными стандартами оценки.
Так, в силу пункта 3 Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N3)", утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.05.2015 N299, отчет об оценке представляет собой документ, содержащий сведения доказательственного значения, составленный в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе настоящим Федеральным стандартом оценки, нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, а также стандартами и правилами оценочной деятельности, установленными саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой является оценщик, подготовивший отчет.
В соответствии с пунктом 11 Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО N1)", утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.05.2015 N297, основными подходами, используемыми при проведении оценки, являются сравнительный, доходный и затратный подходы. При выборе используемых при проведении оценки подходов следует учитывать не только возможность применения каждого из подходов, но и цели и задачи оценки, предполагаемое использование результатов оценки, допущения, полноту и достоверность исходной информации. На основе анализа указанных факторов обосновывается выбор подходов, используемых оценщиком.
Объектом-аналогом объекта оценки для целей оценки признается объект, сходный объекту оценки по основным экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам, определяющим его стоимость (пункт 10 ФСО N1).
Оценщик обосновал преимущества и недостатки каждого подхода, в результате применил сравнительный подход к оценке методом сравнения продаж, для реализации которого им проанализирован рынок предложений земельных участков в городе Пскове Псковской области на дату оценки. В качестве аналогов объекта оценки экспертом выбрано 8 объектов, сходных по основным экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам с объектом оценки. На различия между объектом оценки и объектами-аналогами экспертом применены соответствующие корректировки, произведено согласование результатов. На основе полученных результатов эксперт определилитоговую стоимость земельного участка.
Отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка составлен в соответствии с требованиями законодательства, предъявляемыми к отчету об оценке объекта недвижимости.
Оценка стоимости объекта оценки произведена оценщиком гражданская ответственность профессиональной деятельности которого застрахована, являющимся членом саморегулируемой организации оценщиков - "данные изъяты", имеющим диплом о профессиональной переподготовке "данные изъяты", свидетельство о повышении квалификации "данные изъяты".
Согласно статье 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
С учетом положений статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд приходит к выводу, что указанная в отчете об определении рыночной стоимости права собственности на земельный участок итоговая величина рыночной стоимости земельного участка является достоверной.
При таких обстоятельствах, кадастровая стоимость подлежит установлению исходя из стоимости, определенной в отчете об определении рыночной стоимости права собственности на земельный участок.
Пунктом 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что законом об оценочной деятельности для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, в связи с этим датой подачи заявления для указанных лиц является дата обращения в Комиссию.
Таким образом, датой подачи обществом с ограниченной ответственностью "Регион Инвест" заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером (****) является (дд.мм.гг.).
В соответствии с пунктом 31 вышеназванного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, учитывая отсутствие возражений со стороны административных ответчиков относительно заявленных требований, судебные расходы по настоящему административному делу подлежат отнесению на административного истца.
Руководствуясь статьями 175-180, 248, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером (****), площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: "****", категория земель - "данные изъяты", равной его рыночной стоимости в размере "данные изъяты" по состоянию на (дд.мм.гг.).
Установить (дд.мм.гг.) датой подачи обществом с ограниченной ответственностью "Регион Инвест" заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером (****), площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: "****".
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Псковского областного суда в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 11 апреля 2016 года.
Судья Псковского областного суда А.А. Лебедев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.