Заместитель председателя Нижегородского областного суда А.А. Толмачёв, рассмотрев надзорную жалобу председателя правления Общественной организации "Нижегородское областное общество охотников и рыболовов" ФИО3 на постановление начальника отдела организации федерального государственного надзора в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и водных и биологических ресурсов Нижегородской области от 15.07.2015 г., на решение Советского районного суда г. Нижнего Новгорода от 03.11.2015 г. и на решение Нижегородского областного суда от 29.01.2016 г. о привлечении Общественная организация "Нижегородское областное общество охотников и рыболовов" к административной ответственности по ч.3 ст.8.37 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением начальника отдела организации федерального государственного надзора в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и водных и биологических ресурсов Нижегородской области от 15.07.2015 года Общественная организация "Нижегородское областное общество охотников и рыболовов" (далее - ОО "НООиР", Организация) привлечена к административной ответственности по ч.3 ст.8.37 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере "данные изъяты" рублей.
Решением Советского районного суда г. Нижнего Новгорода от 03.11.2015 г. постановление должностного лица от 15.07.2015 г. оставлено без изменения.
Решением Нижегородского областного суда от 29.01.2016 г. указанное решение суда от 03.11.2015 г. оставлено без изменения, а жалоба ОО "НООиР" - без удовлетворения.
Не согласившись с вынесенными судебными решениями, председатель правления ОО "НООиР" ФИО3 обратился в Нижегородский областной суд с жалобой в порядке ст.30.12 КоАП РФ, в которой указывает, что судебные решения являются незаконными и необоснованными, подлежащими отмене, а производство по делу - прекращению.
Излагая обстоятельства дела, заявитель указывает, Министерство природных ресурсов РФ письмом органам государственной власти субъектов РФ от 10.07.2015 г. N отозвало письмо от 14.11.2014 г. N.
При обращении в ГУ Минюста России по Нижегородской области за разъяснением статуса приказа Минэкологии Нижегородской области от 16.12.2014 г. N, был получен ответ от 28.07.2015 г. N, из которого следует, что Приказ N признан ненормативным.
Таким образом, административное наказание вынесено в отношении ОО "НООиР" за неисполнение акта, не подлежащего обязательному исполнению.
Заявитель указывает, что в решении судов не указан порядок обжалования, что не отвечает требованиям ч.2 ст.30.7 КоАП РФ и, соответственно п.7 ст.29.10 КоАП РФ.
Просит в случае пропуска срока на обжалование, его восстановить.
Просит постановление должностного лица от 15.07.2015 г. и судебные решения отменить, производство по делу прекратить.
Проверив материалы истребованного дела, обсудив доводы жалобы председателя правления ОО "НООиР" ФИО3, нахожу вынесенные судебные акты по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.8.37 КоАП РФ, в отношении ОО "НООиР" законным и обоснованным.
Федеральным законом от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ "О животном мире" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ) регулируются отношения в области охраны и использования животного мира и среды его обитания в целях обеспечения биологического разнообразия, устойчивого использования всех его компонентов, создания условий для устойчивого существования животного мира, сохранения генетического фонда диких животных и иной защиты животного мира как неотъемлемого элемента природной среды.
В соответствии со ст.1 Федерального закона N 52-ФЗ пользователи животным миром - граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, которым законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации предоставлена возможность пользоваться животным миром.
Согласно ст.35 Федерального закона N 52-ФЗ пользование животным миром осуществляется с соблюдением федеральных и региональных лимитов и нормативов, разрабатываемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и другими нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Пользование животным миром осуществляется в комплексе с системой мер по охране и воспроизводству объектов животного мира, сохранению среды их обитания.
Статьей 40 Федерального закона N 52-ФЗ установлены обязанности пользователей животным миром, в числе которых им предписано соблюдать установленные правила, нормативы и сроки пользования животным миром; проводить необходимые мероприятия, обеспечивающие воспроизводство объектов животного мира.
В силу ч.ч.1, 11 ст. 39 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 209-ФЗ) в целях планирования в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов осуществляются территориальное охотустройство и внутрихозяйственное охотустройство. Осуществление внутрихозяйственного охотустройства в закрепленных охотничьих угодьях обеспечивается лицами, заключившими охотхозяйственные соглашения, за счет собственных средств.
В соответствии с п.6 ч.4 ст.27 Федерального закона N 209-ФЗ охотхозяйственное соглашение должно включать в себя, в том числе обязательства юридического лица или индивидуального предпринимателя, заключивших охотхозяйственное соглашение, проводить мероприятия по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания, создавать охотничью инфраструктуру, обеспечивать внутрихозяйственное охотустройство.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 24.12.2010 г. N утверждены виды и состав биотехнических мероприятий, а также порядок их проведения в целях сохранения охотничьих ресурсов, которым установлено, что кроме иных видов биотехнических мероприятий в охотничьих угодьях проводится подкормка охотничьих ресурсов и улучшение кормовых условий среды их обитания.
Статьей 36 Закона о животном мире установлено, что предоставление животного мира в пользование юридическим лицам осуществляется в порядке, устанавливаемом данным Законом, Федеральным законом от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об охоте).
В силу ст.34 Закона о животном мире: "Законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут быть предусмотрены и другие виды пользования животным миром".
В соответствии с п.п.1 и 2 ст.8 и п.2 ст.27 Закона об охоте, абз.1 ст.35 Закона о животном мире общественной организации "Нижегородское областное общество охотников и рыболовов" предоставлено "право добычи охотничьих ресурсов" в границах предоставленных ему охотничьих угодий в Гагинском и Тоншаевском муниципальных районах Нижегородской области на основании охотхозяйственных соглашений от 28.04.2011 г. N 18 и 15.04.2011 г. N 13, т.е. оно является пользователем объектов животного мира.
Согласно п.11.1 приказа Минприроды России от 31.03.2010 N 93 "Об утверждении примерной формы охотхозяйственного соглашения" в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения обязательств, предусмотренных соглашением, стороны несут административную, уголовную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Обязанность по проведению учетов численности охотничьих ресурсов установленная п.п.8.2.5 и 8.2.12 охотхозяйственных соглашений от 28.04.2011 N 18 и 15.04.2011 N 13 вытекает из требований абз.4 ст.14, абз.17 ст.40 Закона о животном мире, абз.2 п.9 приказа Минприроды РФ от 06.09.2010 г. N 344 "Об утверждении Порядка осуществления государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания и применения его данных".
Требования по проведению учетов численности охотничьих ресурсов, а именно зимнего маршрутного учета установлены приказом Минприроды России от 11.01.2012 N 1 "Об утверждении Методических указаний по осуществлению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания методом зимнего маршрутного учета" (далее - Приказ N 1).
Согласно ч.3 ст.8.37 КоАП РФ нарушение правил пользования объектами животного мира, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 2 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией орудий добывания животных или без таковой.Как следует из материалов дела 15.04.2011 года и 28.04.2011 года между Общественной организации "НООиР" и Министерством экологии и природных ресурсов Нижегородской области заключены охотхозяйственные соглашения N 13 и N 18, в соответствии с которым Общество взяло на себя обязательство по проведению мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды обитания.
16 марта 2015 года в отношении Общественной организации "НООиР" были проведены проверочные мероприятия на предмет соблюдения законодательства по охране и использованию объектов животного мира на территории "адрес" и "адрес" муниципальных районов Нижегородской области, в ходе которых установлено невыполнение п.8.2.5 и 8.2.12 Охотохозяйственных соглашений от 28.04.2011 г. N 18 и от 15.04.2011 г. N 13, ст.35, абз.4 ст.14, абз.17 ст.40 Федерального Закона N 52-ФЗ "О животном мире", п.6 ст.27, ч.1 ст.57 Федерального Закона от 24.07.2009 г. N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", п.п. 15,18,37 и приложения 1 к Приказу Минприроды России от 11.01.2012 года N 1 "Об утверждении Методических указаний по осуществлению государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания методов зимнего маршрута учета", абз.2 п.9 приказа Минприроды РФ от 06.09.2010 г. N 344 "Об утверждении Порядка осуществления государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания и применения его данных", а именно:
- в материалах учета численности охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях НООиР на территории "адрес" отсутствуют электронные треки, не прославлена длина маршрута; все маршруты (14) - брак;
- в охотничьих угодьях НООиР на территории "адрес" значительно не выполнен объем учетных работ (необходимо пройти не менее 261,9 км маршрутов, пройдено - 130,9).
При таких обстоятельствах, зимний маршрутный учет в охотничьих угодьях НООиР на территории "адрес" и "адрес" муниципальных районов Нижегородской области признан не проведенным.
09.07.2015 г. в отношении ОО "НООиР" был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренным ч.3 ст.8.37 КоАП РФ, а 15.07.2015 г. было вынесено постановление о наложении наказания Обществу по ч.3 ст.8.37 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере "данные изъяты" рублей.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами, оцененными судьей в совокупности в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ.
Таким образом, при производстве по делу юридически значимые обстоятельства судами определены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, применен материальный закон, регулирующий возникшие правоотношения, существенных нарушений норм процессуального права не допущено, наказание назначено в соответствии с требованиями ст.4.1 КоАП РФ в пределах санкции статьи, в связи с чем, законных оснований для отмены состоявшихся судебных решений и для переоценки доказательств по делу не имеется.
При таких обстоятельствах действия Общественной организации "НООиР" правильно квалифицированы по ч.3 ст.8.37 КоАП РФ, а доводы жалобы заявителя о том, что судебные решения являются незаконными и необоснованными, отклоняются.
Доводы председателя правления ОО "НООиР" ФИО3 о том, что Министерство природных ресурсов РФ письмом органам государственной власти субъектов РФ от 10.07.2015 г. N отозвало письмо от 14.11.2014 г. N, а также то, что при обращении в ГУ Минюста России по Нижегородской области за разъяснением статуса приказа Минэкологии Нижегородской области от 16.12.2014 г. N, был получен ответ от 28.07.2015 г. N, из которого следует, что Приказ N признан ненормативным, не могут повлечь отмену постановления должностного лица и судебных решений в силу следующего.
Как следует из постановления от 15.07.2015 г. N, в вину Обществу вменяется невыполнение п.8.2.5 и 8.2.12 Охотохозяйственных соглашений от 28.04.2011 г. N 18 и от 15.04.2011 г. N 13, ст.35, абз.4 ст.14, абз.17 ст.40 Федерального Закона N 52-ФЗ "О животном мире", п.6 ст.27, ч.1 ст.57 Федерального Закона от 24.07.2009 г. N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", п.п. 15,18,37 и приложения 1 к Приказу Минприроды России от 11.01.2012 г. N 1 "Об утверждении Методических указаний по осуществлению государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания методов зимнего маршрута учета", абз.2 п.9 приказа Минприроды РФ от 06.09.2010 г. N 344 "Об утверждении Порядка осуществления государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания и применения его данных", а также п.п.4.2, 6.1, 7.1, 16.1.2, 18.1, 18.2 Приказа ФГБУ "Центрохотконтроль" от 13.11.2014 г. N 58 "ОЛ методических рекомендациях", приказа Минэкологии Нижегородской области от 16.12.2014 г N 1844 "О проведении зимних учетов численности охотничьих ресурсов на территории Нижегородской области в 2015 году". Таким образом, Организация привлечена к административной ответственности за нарушения нескольких законов и законодательных актов.
Суд второй инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что вмененные ОО "НООиР" нарушения в виде нарушений требований приказа ФГБУ "Центрохотконтроль" от 13.11.2014 г. N 58 и Приказа Минэкологии Нижегородской области от 16.12.2014 г. N является незаконными, т.к. эти приказы не являются нормативными правовыми актами. Однако они не повлияли на выводы суда первой инстанции о виновности ОО "НООиР" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.8.37 КоАП РФ (л.д.112).
При таких обстоятельствах доводы жалобы об отсутствии вины действиях Общества в совершении данного административного правонарушения, а также то, что административное наказание вынесено в отношении ОО "НООиР" за неисполнение акта, не подлежащего обязательному исполнению, не могут быть признаны обоснованными.
Что касается доводов, изложенных в жалобе о не указании в решениях судов порядка обжалования, что не отвечает требованиям ч.2 ст.30.7 КоАП РФ и, соответственно п.7 ст.29.10 КоАП РФ, а также ходатайства о восстановлении срока на обжалование в случае его пропуска, то они отклоняются в силу следующего.
Не указание срока и порядка обжалования судебного решения, в нарушение ч.2 ст.30.7 КоАП РФ, не могут быть признаны существенными процессуальными нарушениями, не позволившими всесторонне, полно, объективно рассмотреть дело и повлечь в силу п.3 ч.2 ст.30.17 КоАП РФ, отмену решения.
Отсутствие в решении Нижегородского областного суда от 29.01.2016 г. указания на срок и порядок его обжалования, в нарушение п.7 ч.1 ст.29.10 КоАП РФ, не может повлечь отмену данного судебного акта, поскольку нормами КоАП РФ не предусмотрен срок, в течение которого решение судьи, вынесенное по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, может быть обжаловано в порядке ст.30.14 КоАП РФ. При этом ходатайства на восстановление срока на обжалование не требуется, поскольку право на подачу жалобы на вступившие в законную силу судебные акты председатель правления ОО "НООиР" ФИО3 реализовал, обратившись с настоящей жалобой к председателю Нижегородского областного суда.
Вопреки доводам жалобы председателя правления Общественной организации "Нижегородское областное общество охотников и рыболовов" ФИО3, обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст.24.5 КоАП РФ, по делу не установлено.
Иных доводов, способных повлечь отмену обжалуемого постановления суда, надзорная жалоба не содержит.
Полномочия вышестоящих судов по отмене или изменению окончательных и вступивших в законную силу судебных постановлений могут быть использованы только в целях исправления существенных ошибок. Иная точка зрения суда надзорной инстанции на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения судебного постановления нижестоящего суда.
Отмена или изменение судебного постановления в порядке надзора допустимы лишь в случае, если без устранения судебной ошибки, имевшей место в ходе предшествующего разбирательства и повлиявшей на исход дела, невозможно восстановление и защита существенно нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защищаемых законом публичных интересов.
Процессуальных нарушений при производстве по данному делу, способных повлечь отмену вынесенных судебных постановлений, не установлено.
Основываясь на изложенном, руководствуясь ст.30.17 КоАП РФ, заместитель председателя Нижегородского областного суда
ПОСТАНОВИЛ:
постановление начальника отдела организации федерального государственного надзора в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и водных и биологических ресурсов Нижегородской области от 15.07.2015 г., на решение Советского районного суда г. Нижнего Новгорода от 03.11.2015 г. и на решение Нижегородского областного суда от 29.01.2016 г. о привлечении Общественной организации "Нижегородское областное общество охотников и рыболовов" к административной ответственности по ч.3 ст.8.37 КоАП РФ - оставить без изменения, жалобу председателя правления Общественной организации "Нижегородское областное общество охотников и рыболовов" ФИО3 - без удовлетворения.
Заместитель председателя суда А.А. Толмачёв
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.