Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего Коржакова И.П.,
судей: Шнытко С.М., Коженовой Т.В.
при секретаре Игнатовой Г.А.
при участии представителя Департамента Смоленской области по социальному развитию Гапоненковой М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в апелляционном порядке гражданское дело по апелляционной жалобе Синякова Ю.А., поданной его представителем Новиковым И.Е. на решение Ленинского районного суда г.Смоленска от 11 февраля 2016 года
Заслушав доклад судьи Коржакова И.П., объяснения представителя Департамента Смоленской области по социальному развитию Гапоненковой М.Н.
установила:
Синяков Ю.А. обратился в суд с иском к Департаменту Смоленской области по социальному развитию (далее - Департамент) о признании права на получение мер социальной поддержки, предусмотренных Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 15.05.1991г. N1244-1 для инвалидов 3 группы; возложении на ответчика обязанности по выдаче удостоверения гражданина, получившего или перенесшего лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; установлении к выплате с 01.10.2015г. компенсационных выплат, предусмотренных указанным Законом (суммы возмещения вреда здоровью) для инвалидов 3 группы, с последующей ежегодной индексацией компенсации в соответствии с действующим законодательством. В обоснование заявленных требований указал, что с 04.10.1986г. по 20.10.1986г. принимал участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. 25.04.1991г. Тельмановским районным военным комиссариатом ему было выдано удостоверение участника ликвидации последствий аварии на ЧАЭС союзного образца; в 1994г. экспертным заключением Донецкой региональной межведомственной экспертной комиссии от 22.02.1994г. установлена причинная связь имевшегося у него заболевания с ликвидацией последствий аварии (ЛПА) на ЧАЭС, в 1994г. ему впервые была установлена третья группа инвалидности, и выдано удостоверение инвалида, подтверждающее право на соответствующие льготы для инвалидов ЧАЭС. В 2001г. выдано бессрочное удостоверение лица, пострадавшего вследствие Чернобыльской катастрофы, подтверждающее право на льготы и компенсации, установленные Законом Украины "О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы". В 2006г. установлена третья группа инвалидности бессрочно, заболевание связано с ЛПА на ЧАЭС и установлено 50% утраты профессиональной трудоспособности. В связи с военными действиями на территории Украины, в мае 2015г. переехал в Россию, в сентябре 2015г. ему выдан паспорт гражданина РФ, после чего он обратился к ответчику с заявлением о выдаче удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, в чем ему было отказано по причине недостаточности представленных документов и несоответствия их требованиям Порядка выдачи удостоверения. Данный отказ считает незаконным, нарушающим его права на получение мер социальной поддержки. Считает, что в соответствии со ст.49 вышеуказанного Закона от 15.05.1991г. N1244-1 и положениями ст.ст. 1,5 Соглашения о взаимном признании прав на возмещение вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, подписанным в г. Москве 09.09.1994г. имеет право на получение мер социальной поддержки, установленных законодательством РФ для граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием на ЧАЭС и ставшими инвалидами, в том числе на получение удостоверения соответствующего образца и компенсационных выплат в возмещение вреда здоровью. Имеющиеся у него документы, выданные на территории Украины, должны быть приняты ответчиком в силу указанных норм без легализации. Просил суд удовлетворить иск.
Представитель Департамента требования не признала, указав, что не подлежат применению нормы закона, на которые ссылается истец, поскольку Соглашение от 09.09.1994г. регулирует отношения между работниками и работодателями, а возмещение вреда, причиненного работникам вследствие катастрофы на ЧАЭС осуществляется в соответствии с национальным законодательством; ст.49 вышеуказанного Закона от 15.05.1991г. N1244-1 регулирует права иностранных граждан, а истец является гражданином РФ. Для получения мер социальной поддержки и удостоверения гражданина, получившего или перенесшего лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, необходимо представить документы, установленные законодательством РФ. С заявлением о выдаче удостоверения гражданина, получившего или перенесшего лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и о предоставлении мер социальной поддержки истец не обращался. В сентябре 2015г. ему отказано в выдаче удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Решением Ленинского районного суда г.Смоленска от 11 февраля 2016 года исковые требования Синякова Ю.А. оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решение суда и принятии по делу нового решения об удовлетворении требований, ссылаясь на неправильное толкование действующего законодательства.
Проверив законность и обоснованность решения с учетом доводов апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст.13 Закона РФ от 15.05.1991г. N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон от 15.05.1991г. N1244-1), к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся, в частности, граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа: граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходивших (проходящих) службу в зоне отчуждения.
Статьей 14 Закона от 15.05.1991г. N1244-1 предусматриваются меры социальной поддержки граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь, другие заболевания, и инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы.
Согласно абз.3 п.15.ч.1 ст.14 Закона от 15.05.1991г. N1244-1, выплата ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью граждан производится органами социальной защиты населения или иными государственными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст.24 Закона от 15.05.1991г. N1244-1 установление причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с последствиями чернобыльской катастрофы осуществляется межведомственными экспертными советами и военно-врачебными комиссиями, заключения которых являются основанием для решения вопроса об установлении степени утраты трудоспособности, инвалидности и размеров возмещения вреда, причиненного здоровью граждан.
Постановление Правительства Российской Федерации от 21 августа 2001г.N 607 "О порядке выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Постановление N607) регулирует порядок и условия выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В соответствии с Порядком для осуществления выплаты денежной компенсации инвалидам предоставляются (их заверенные в установленном порядке копии): заявление о выплате денежной компенсации; копия специального удостоверения инвалида; копия справки федерального государственного учреждения медико-социальной экспертизы, подтверждающей факт установления инвалидности; копия заключения межведомственного экспертного совета или военно-врачебной комиссии о причинной связи инвалидности с радиационным воздействием или с работами по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы (пункт 5). Денежная компенсация выплачивается со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами, а при пересмотре ее размера в связи с изменением группы инвалидности, состава семьи, потерявшей кормильца, и в других предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях - с первого числа месяца, следующего за месяцем подачи заявления (п.7).
По смыслу ч.4 ст.15 Закона от 15.05.1991г. N1244-1, действующей в системной связи с частью пятой той же статьи, для подтверждения правового статуса инвалида вследствие чернобыльской катастрофы - после установления причинной связи повлекшего инвалидность заболевания с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы - гражданин должен обратиться за выдачей удостоверения, дающего право на возмещение вреда и меры социальной поддержки.
Согласно п.4 Порядка и условий оформления и выдачи удостоверения гражданам,
получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы (утвержденного 08.12.2006 Приказом уполномоченных Правительством Российской Федерации на осуществление соответствующего правового регулирования Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерства
финансов Российской Федерации N 728/832/166н) граждане, обратившиеся за выдачей
удостоверения, должны представить документы, подтверждающие соответствующие юридические факты. К числу таких документов относятся (в зависимости от категории граждан): паспорт гражданина Российской Федерации; удостоверение или справка установленного образца, подтверждающие факт проживания (прохождения военной или приравненной к ней службы) в зоне радиоактивного загрязнения, эвакуации или переселения из зоны радиоактивного загрязнения; удостоверение установленного образца, подтверждающее факт участия в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; заключение межведомственного экспертного совета или военно-врачебной комиссии о причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности
с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы; справка федерального государственного учреждения медико-социальной экспертизы, подтверждающая факт установления инвалидности (для инвалидов).
Выдача удостоверения, подтверждающего право на возмещение вреда и получение мер социальной поддержки, является завершающим этапом правоприменительной процедуры и представляет собой подтверждение специального правового статуса инвалида вследствие чернобыльской катастрофы, установленного на основании документов, подтверждающих наличие юридических фактов, которые обусловливают возмещение вреда и предоставление предусмотренных законом мер социальной поддержки.
Согласно ст.1 Соглашения о взаимном признании прав на возмещение вреда, причиненного работкам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, подписанным в г.Москве 09.09.1994г. (далее - Соглашение) настоящее соглашение распространяется на предприятия, учреждения и организации Сторон (в том числе бывшего Союза СССР) независимо от форм собственности.
Возмещение вреда, причиненного работникам вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных катастроф, осуществляется в соответствии с принятым национальным законодательством и специальными соглашениями.
Тем самым данное соглашение регулирует отношения между работником и работодателем, связанные с выполнением работы и трудовых обязанностей, и не решает вопросы социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации, не распространяется на случаи возмещения вреда, причиненного работникам вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В соответствии со ст.49 Закона РФ от 15.05.1991г. N1244-1 гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, и участникам ликвидации ее последствий, переселившимся с территорий Украины, Республики Беларусь и других государств на территорию Российской Федерации для постоянного проживания, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом.
Данная норма, гарантирующая предоставление предусмотренных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" мер социальной поддержки гражданам, пострадавшим от данной катастрофы, которые переехали на постоянное место жительства в Российскую Федерацию из других государств (в том числе с Украины), направлена на обеспечение возмещения им вреда, причиненного радиационным воздействием, и при этом непосредственно не устанавливает ни условия предоставления таким категориям лиц тех или иных мер социальной поддержки, ни порядок определения размеров соответствующих денежных выплат (Определение Конституционного Суда РФ от 29.09.2015г. N2245-О).
Из материалов дела видно, что с 1979г. до мая 2015г. Синяков Ю.А. проживал в ... , с 04.10.1986г. по 20.10.1986г. принимал участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
25.04.1991г. Тельмановским районным военным комиссариатом истцу выдано удостоверение участника ликвидации последствий аварии на ЧАЭС союзного образца.
Судом установлено, что 22.02.1994г. экспертным заключением Донецкой региональной межведомственной экспертной комиссии по установлению связи заболеваний, инвалидности и смерти с воздействием ионизирующего излучения и других вредных последствий аварии на Чернобыльской АЭС истцу установлена причинная связь имевшегося у него заболевания с ликвидацией последствий аварии (ЛПА) на ЧАЭС, а с 13.03.1998г. и с выполнением обязанностей военной службы.
15.03.1994г. Синякову Ю.А. впервые установлена третья группа инвалидности, и впоследствии группа инвалидности не менялась; 15.05.2006г. третья группа инвалидности установлена бессрочно и установлено 50% утраты профессиональной трудоспособности.
17.10.2001г. истцу выдано удостоверение инвалида 3 группы, подтверждающее право на льготы для инвалидов ЧАЭС; 22.11.2001г. данное удостоверение перерегистрировано и выдано бессрочное удостоверение лица, пострадавшего вследствие Чернобыльской катастрофы, подтверждающее право на льготы и компенсации, установленные Законом Украины "О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы".
В связи с военными действиями на территории Донецкой области в 2015г. истец переехал в Россию, 12.05.2015г. был зарегистрирован в УФМС России по Смоленской области, 03.09.2015г. ему выдан паспорт гражданина Российской Федерации.
14.10.2015г. Синяков Ю.А. обратился в Департамент с заявлением о выдаче ему удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в чем ему письмом Департамента от 20.10.2015г. было отказано со ссылкой на то, что документы представлены не в полном объеме, имеющиеся документы не содержат информацию, необходимую для выдачи удостоверения.
Поскольку представленные Синяковым Ю.А. документы выданы на территории Украины, инвалидность истца и причинная связь его заболевания и инвалидности с выполнением работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС установлена экспертным советом Донецкой региональной межведомственной экспертной комиссии по установлению связи заболеваний, инвалидности и смерти с воздействием ионизирующего излучения и других вредных последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1994 году, после распада СССР, что, как правильно посчитал суд, свидетельствует о том, что при переезде истца на постоянное место жительство на территорию Российской Федерации, инвалидность и причинная связь инвалидности и заболеваний с выполнением работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, подлежат подтверждению в порядке, установленном законодательством РФ.
При этом в Российской Федерации официальными документами, на основании которых выдаётся специальное удостоверение инвалида, дающее право на получение сумм возмещения вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются удостоверение установленного образца, подтверждающее факт участия в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; заключение межведомственного экспертного совета о причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы; справка федерального Государственного учреждения медико-социальной экспертизы, подтверждающая факт установления инвалидности (для инвалидов).
Законодательство РФ предусматривает единый порядок выдачи удостоверения инвалида, как для граждан постоянно проживающих на территории РФ, так и переселившихся из других республик бывшего СССР.
Право пользоваться мерами социальной поддержки, установленными российским законодательством, для лиц, в том числе и прибывших, возникает с момента определения их правового статуса, то есть получения соответствующего удостоверения российского образца, наделяющего правом на такие меры. Поскольку заменить российское удостоверение представленные истцом документы не могут, суд верно отклонил доводы истца о том, что эти документы должны быть приняты ответчиком.
Межправительственное соглашение государств - участников СНГ от 9 сентября 1994г. о социальной защите и охране здоровья граждан, подвергшихся воздействию радиации в результате Чернобыльской и других радиационных катастроф и аварий, а также ядерных испытаний не содержит положений о безусловном принятии документов, исходящих от государств - участников указанного Соглашения, подтверждающих статус инвалидов-чернобыльцев, и согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 24 июня 2003 года N 364 "О намерении Российской Федерации не стать участником некоторых международных договоров, подписанных в рамках Содружества Независимых Государств" Российская Федерация вышла из этого соглашения.
Согласно Порядка выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21.08.2001г. N 607, данная компенсация выплачивается со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами, в том числе удостоверением инвалида.
Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии с правилами ст.67 ГПК РФ, проанализировав нормы законодательства и учитывая, что Синяков Ю.А. в соответствии с действующим российским законодательством обследование в территориальном Бюро МСЭ в Российской Федерации не прошел, подтверждения связи имеющегося у него заболевания с выполнением работ по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС не имеет, удостоверение инвалида ему не выдавалось, а также принимая во внимание, что Синяков Ю.А. не обращался к ответчику с заявлениями о получении соответствующего удостоверения и о выплате денежной компенсации, с его стороны имело место обращение о выдаче удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что не имеется оснований для выдачи истцу удостоверения при отсутствии определенного правового статуса, позволяющего выдать удостоверение, предоставления мер социальной поддержки и выплаты компенсации в возмещение вреда здоровью, связанного с заболеванием в результате аварии на Чернобыльской АЭС, и обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Указание в жалобе на Соглашение в части признания документов, выданных на территории Украины без легализации, несостоятельна, поскольку указанное Соглашение регулирует отношения между работником и работодателем, связанные с выполнением работы и трудовых обязанностей, и не решает вопросы социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации, не распространяется на случаи возмещения вреда, причиненного работникам вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Ссылка в жалобе на ст.49 Закона от 15.05.1991 N1244-1 и на то, что истец указывает лишь на право граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, и участников ликвидации ее последствий, переселившихся с территории Украины, республики Беларусь и других государств на территорию Российской Федерации для постоянного проживания на меры социальной поддержки, предусмотренные указанным законом, не говорит о незаконности решения суда. Указанная норма не устанавливает ни условия предоставления тех или иных мер социальной поддержки, ни порядок определения размеров соответствующих денежных выплат, о чем отмечено в Определении Конституционного суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 2245-0 "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Медведева Геннадия Александровича на нарушение его прав конституционных прав статьей 49 Закона российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и на что обоснованно сослался суд.
Анализ в апелляционной жалобе положений законодательства СССР также не подтверждает ошибочности решения суда.
Доводы жалобы не опровергают выводы суда, основаны на ошибочном понимании норм права, регламентирующих спорные правоотношения.
Решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ,
определила:
Решение Ленинского районного суда г.Смоленска от 11 февраля 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Синякова Ю.А., поданную его представителем Новиковым И.Е.- без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.