Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Быстрова О.В.,
судей краевого суда: Фоминова Р.Ю. и Луневой С.П.,
при секретаре судебного заседания Богдановой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 14 апреля 2016 года
дело по апелляционной жалобе главы администрации города Георгиевска Ставропольского края Моисеева Е.И.
на решение Георгиевского городского суда Ставропольского края от 09 декабря 2015 года
по исковому заявлению исполняющего обязанности Георгиевского межрайонного прокурора к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению "Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно- речевого развития детей N22 "Сказка" и администрации г. Георгиевска Ставропольского края о возложении обязанности по принятию мер безопасности в виде установки систем видеонаблюдения в здании МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития детей N22 "Сказка",
заслушав доклад судьи Фоминова Р.Ю.
установила:
В исковом заявлении исполняющий обязанности Георгиевского межрайонного прокурора и судебном заседании старший помощник Георгиевского межрайонного прокурора Скалеух С.В., в обоснование заявленных требований суду сообщили, что сотрудниками межрайонной прокуратуры в ходе проверки готовности учебных образовательных организаций к 2015-2016 учебному году и соблюдения ими требований безопасности ведения образовательного процесса в деятельности дошкольных образовательных учреждений г. Георгиевска выявлены нарушения Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 29 декабря 2012 года N273-ФЗ "Об образовании в РФ", Федерального закона от 06 марта 2006 года N35-Ф3 "О противодействии терроризму". Проведенной проверкой установлено, что в нарушение указанных требований законов, а также в нарушение п.п. 3, 7 ст. 2 Федерального закона от 06 марта 2006 года N 35-Ф3 "О противодействии терроризму", предусматривающих приоритет мер, направленных на предупреждение терроризма, в том числе размещения на объектах установок телеобзора, обеспечение достаточного уровня инженерно-технического укрепления и освещения объекта в МБДОУ "Детский сад N22 "Сказка" г. Георгиевска системы видеонаблюдения отсутствуют, что подтверждается актом комиссионного обследования на инженерно-техническую укрепленность и антитеррористическую защищенность объекта МБДОУ "Детский сад N22 "Сказка" от 11 августа 2015 года.
Согласно Устава муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N22 "Сказка" г. Георгиевска, собственником имущества образовательного учреждения является муниципальное образование г. Георгиевск, учредителем учреждения является администрация г. Георгиевска.
Отсутствие системы видеонаблюдения отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в образовательном учреждении, не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории образовательного учреждения.
По изложенным основаниям исполняющий обязанности Георгиевского межрайонного прокурора в иске просит суд обязать администрацию г. Георгиевска и муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад N22 "Сказка" г. Георгиевска принять меры безопасности в виде установки в здании образовательного учреждения систем видеонаблюдения в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
Решением Георгиевского городского суда Ставропольского края от 09 декабря 2015 года исковые требования исполняющего обязанности Георгиевского межрайонного прокурора к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению "Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития детей N22 "Сказка" и администрации г. Георгиевска Ставропольского края о возложении обязанности по принятию мер безопасности в виде установки систем видеонаблюдения в здании МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития детей N22 "Сказка", удовлетворены.
Суд обязал администрацию г. Георгиевска Ставропольского края и муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно- речевого развития детей N22 "Сказка" г. Георгиевска принять меры безопасности в виде установки в здании муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития детей N22 "Сказка" г. Георгиевска систем видеонаблюдения в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу.
В апелляционной жалобе глава администрации города Георгиевска Ставропольского края Моисеев Е.И. просит решение суда от 09 декабря 2015 года отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований. Ссылается на то, что сформирован бюджет на очередной финансовый год и отсутствие денежных средств.
В возражениях на апелляционную жалобу Георгиевская межрайонная прокурату просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От Администрации города Георгиевска СК поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии их представителя.
В заседании суда апелляционной инстанции не явились, будучи надлежащим образом, извещены о месте и времени рассмотрения дела, лица, участвующие в деле. В связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, и возражения на нее, заслушав прокурора Дрёмову М.Д., судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.
Согласно требованиям ст. 1, п. 4 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 года N 35-Ф3 "О противодействии терроризму" противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах обеспечения и защиты, основных прав и свобод человека и гражданина, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму, приоритета мер предупреждения терроризма. Противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по выявлению и последующему устранению причин и условий способствующих совершению террористических актов.
Согласно п. 1 ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
В силу п. п. 2, 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в частности, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (п. 2 ч. 6, ч. 7 ст. 28 указанного Федерального закона).
Согласно п. 6.48 СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009, утвержденного Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 г. N 635/10, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры "Службы 112".
Из приложения "В" к вышеприведенному Своду правил следует, что требования об установке систем видеонаблюдения распространяются на дошкольные образовательные организации и общеобразовательные учреждения (школы, гимназии, лицеи, колледжи, школы-интернаты).
Как следует из п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальный район наделен полномочиями по участию в профилактике терроризма.
В силу п. 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009 г., расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
Из содержания пунктов 6.44 и 6.48 "СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения", действующего с 01.01.2013, утвержденного в целях обеспечения исполнения требований Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", следует, что в качестве обязательного требования, предъявляемого в целях комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся при проведении капитального ремонта общественных зданий, также предусмотрено размещении на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры "Службы 112".
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, что Георгиевской межрайонной прокуратурой проведена проверка, которой установлено, что в нарушение названных требований законов, а также в нарушение п.п. 3, 7 ст. 2 Федерального закона от 06 марта 2006 года N35-Ф3 "О противодействии терроризму" предусматривающих приоритет мер, направленных на предупреждение терроризма, в том числе размещение на объектах установок телеобзора, обеспечение достаточного уровня инженерно- технического укрепления и освещения объекта в МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно- речевого развития детей N22 "Сказка" г. Георгиевска системы видеонаблюдения отсутствуют, что подтверждается актом комиссионного обследования на инженерно-техническую укрепленность и антитеррористическую защищенность объекта МБДОУ "Детский сад N22 от 11 августа 2015 года.
Согласно Устава МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития детей N22 "Сказка" г. Георгиевска, собственником имущества образовательного учреждения является - муниципальное образование г. Георгиевск. Учредителем учреждения является администрация г. Георгиевска.
МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития детей N22 "Сказка" г. Георгиевска является муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением, финансирование которого осуществляется муниципальным образованием г. Георгиевск, являющимся органом местного самоуправления и субъектом антитеррористической деятельности, исходя из чего, они оба несут субсидиарную обязанность по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности, которой в данном случае является установка системы видеонаблюдения.
Вместе с тем, в образовательном учреждении вопреки вышеуказанным нормам закона отсутствует система видеонаблюдения, направленная на обеспечение защиты жизни и здоровья малолетних воспитанников.
Данное обстоятельство способствует проникновению на территорию дошкольного учреждения посторонних лиц, которые могут создать угрозу жизни и здоровью учащихся и работников.
Непринятие мер по обеспечению безопасности малолетних и сотрудников дошкольного учреждения создает условия для распространения терроризма, последствиями которого являются массовая гибель людей, уничтожение имущества.
Таким образом, суд, руководствуясь нормами законодательства, пришел к верному выводу о наличии у ответчиков обязанности принимать меры по обеспечению безопасности дошкольного учреждения от любых противоправных посягательств, в том числе, террористических актов.
Поскольку осуществление деятельности МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития детей N22 "Сказка" г. Георгиевска в отсутствие системы видеонаблюдения, контроля управления доступом при входе и металлодетектора не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, создает опасные условия для неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, нарушает их права и законные интересы, суд обоснованно удовлетворил заявленные прокурором требования, возложив расходы на администрацию г. Георгиевска Ставропольского края и МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития детей N22 "Сказка" г. Георгиевска в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Выполнение этой обязанности направлено на обеспечение безопасности детей и работников учреждения, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности.
Ссылка в жалобе на сформированность бюджета на очередной финансовый год и отсутствие денежных средств, судебной коллегией во внимание не принимается.
Приказом Рособразования от 11 ноября 2009 г. N 2013 "О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений" органе исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано предусмотреть бюджетах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защит (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом эвакуацией обучающихся и работников, контроля безаварийной работы систем жизнеобеспечения).
Письмом Рособразования от 16.01.2009 N 16-2235/07-02 "О финансировании мероприятий по обеспечению антитеррористической безопасности" предусмотрено предоставление образовательными учреждениями отчетов о выполнении антитеррористических мероприятий.
Таким образом, законодательство не связывает выполнение органами местного самоуправления требований по обеспечению антитеррористической безопасности с их финансовыми возможностями, отсутствие финансовой возможности на их выполнение не может являться основанием для отказа в удовлетворении требований прокурора.
С учетом изложенного, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным, так как оно соответствует установленным по делу обстоятельствам и требованиям действующего законодательства при его правильном толковании.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда
определила:
решение Георгиевского городского суда Ставропольского края от 09 декабря 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.