Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего Киселёва Г.В.,
судей Осиповой И.Г., Меньшова С.В.,
при секретаре судебного заседания Мараховском С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя военного комиссариата Ставропольского края - Аббасова А.Р. на решение Промышленного районного суда г. Ставрополя от 23 декабря 2015 года по исковому заявлению Утарова П.В. к Центру социального обеспечения военного комиссариата Ставропольского края, Финансово-экономическому Управлению Северо-Кавказского военного округа о признании необоснованным отказа в перерасчете пенсии за выслугу лет,
заслушав доклад судьи Осиповой И.Г.,
УСТАНОВИЛА:
Утаров П.В. обратился в суд с иском к Центру социального обеспечения военного комиссариата Ставропольского края, Финансово-экономическому Управлению Северо-Кавказского военного округа о признании необоснованным отказа в перерасчете пенсии за выслугу лет.
В обоснование заявленных требований указал, что Утарову П.В., 25.09.1958 г..р., по линии Министерства Обороны Российской Федерации в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 года "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей" с 07 октября 1997 года пожизненно назначена пенсия за выслугу лет, что подтверждается пенсионным удостоверением ГФ N 710725 и справкой N ДВ-73696, выданной Ставропольским краевым военным комиссариатом 26.11.1997г. При назначении истцу пенсии за выслугу лет, он был уверен в том, что период его службы в районе Семипалатинского ядерного испытательного полигона с 11.11.1976г. по 18.03.1994г. был включен в выслугу лет в льготном исчислении из расчета 1 месяц службы за полтора месяца. Однако ответчики своевременно не сообщили истцу о том, что период военной службы с 11.11.1976г. по 31.12.1987 года ему был засчитан в выслугу лет календарно, а период службы с 01.01.1988г. по 18.03.1994г. в льготном исчислении в связи с отнесением территории к местности с неблагоприятными климатическими условиями. Истцу неоднократные обращения в Центр социального обеспечения Военного комиссариата Ставропольского края с просьбой произвести перерасчет пенсии с учетом льготного исчисления периода службы в районе Семипалатинского ядерного испытательного полигона, результата по перерасчету не принесли. 21.05.2015г.
Утаров П.В. вновь обратился в Военный комиссариат Ставропольского края с заявлением, в котором просил: 1) пересчитать стаж его военной службы с учетом льготного исчисления военной службы в районе Семипалатинского ядерного полигона за период с 11 ноября 1976 года по 31 декабря 1987 года из расчета один полный месяц военной службы за полтора месяца военной выслуги; 2) пересчитать военный стаж за выслугу лет, исходя из следующего порядка расчета: 11 лет 01 мес. 21 день в календарном исчислении * 1,5 мес. = 16 лет 07 мес. 36 дней, в льготном исчислении; 3) произвести перерасчет назначенной пенсии за выслугу лет, исходя из увеличенного её размера со дня первоначального назначения с учетом индексации потребительских цен. 06.06.2015 года истец получил письмо N 14/3447 от 01.06.2015г. от начальника Центра социального обеспечения Военного комиссариата Ставропольского края В.Л.с отказом в льготном исчислении выслуги лет в период службы в районе Семипалатинского ядерного испытательного полигона с 11.11.1976г. по 31.12.1987г. и перерасчете пенсии. С отказом в перерасчете истцу пенсии с учетом добавления выслуги лет за время службы в районе Семипалатинского ядерного испытательного полигона, он не согласен по следующим основаниям. Он, старший прапорщик запаса, Утаров П.В.,*** г..р. проходил действительную военную службу в Вооруженных Силах СССР на территории Семипалатинского ядерного испытательного полигона с 11 ноября 1976 года по 18 марта 1994 года в войсковых частях 93853, 08329, 32397, 52605 дислоцировавшихся в районе Семипалатинского ядерного испытательного полигона в период испытания ядерного оружия и которые входили в состав войсковой части 31600.
За время его службы в Вооруженных Силах СССР (затем в Российской Армии), Семипалатинский ядерный испытательный полигон до 1992 года был расположен на территории СССР, а затем оказался на территории Республики Казахстан. В силу п.4.1 статьи 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Соглашением Республики Беларусь, Российской Федерации, Украины в г..Минске 08 декабря 1991 года заключено Соглашение о создании Содружества Независимых Государств. Согласно протоколу к этому Соглашению, Содружество Независимых Государств образует и Республика Казахстан. В Москве 16 января 1992 года подписано Заявление глав государств-участников Содружества Независимых Государств "О социальной защите военнослужащих Вооруженных Сил", которым заявлена готовность в согласованном порядке осуществлять пенсионное обеспечение военнослужащих на территориях государств -участников Содружества. Россией и Казахстаном это заявление подписано. Россией и Казахстаном в г..Минске 14 февраля 1992 года заключено Соглашение между государствами - участниками Содружества Независимых Государств о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы и членов их семей, статьёй 4 которого установлено, что государства - участники Содружества берут на себя обязательство в 1992 году разработать и принять взаимосогласованные законодательные акты о социальной защите военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы и членов их семей. Россия и Казахстан заключили в г..Москва 13 марта 1992 года Соглашение "О гарантиях прав граждан государств- участников СНГ в области пенсионного обеспечения". Статьёй 2 этого Соглашения установлено, что пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств - участников Содружества и порядок выделения средств на их пенсионное обеспечение регулируется специальным соглашением.
Россия и Казахстан в г..Ташкенте 15 мая 1992 года заключили Соглашение "О порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страховании я военнослужащих государств- участников Содружества Независимых Государств". Статьёй 2 этого Соглашения установлено, что в выслугу лет для назначения пенсий военнослужащим засчитывается служба (в том числе на льготных условиях) в Вооруженных Силах и других воинских формированиях, указанных в статье 1 этого Соглашения : Вооруженных Силах государств - участников Содружества и других воинских формирований, созданных законодательными органами этих государств, Объединенных вооруженных Силах Содружества, Вооруженных Силах и иных воинских формированиях бывшего Союза ССР, в порядке, установленном законодательством государств- участников, на территории которых военнослужащие проходили службу". Вступившим в силу с 01 января 1993 года Законом Республики Казахстан "О социальной защите граждан, пострадавших вследствие испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне" от 18 декабря 1992 года, установлено, что служба на территориях, пострадавших от воздействия ядерных испытаний в период с 29 августа 1949 года по 01 января 1992 года засчитывается в выслугу лет в тройном размере с 29 августа 1949 года по 05 июля 1963 года, а с 06 июля 1963 года по 01 января 1992 года в полуторном размере. Статья 2 этого Закона устанавливает, что граждане, выехавшие из указанных районов и городов на другое место жительства, подпадающие под действие этого Закона и проживающие за пределами территории Республики Казахстан пользуются льготами, предусмотренными этим Законом в соответствии с межгосударственными Соглашениями, а статья 21 предусматривает распространение его действия на основании международных соглашений и на иностранных граждан.
Приказом Министерства Обороны СССР N 5 от 25 мая 1977 года "О введении в действие Положения о финансовом хозяйстве военного округа и соединения" на финансовую службу военного округа возложена обязанность исчисления выслуги лет на пенсию военнослужащим, увольняемым с действительной военной службы. В своем письме N 14/3447 от 01.06.2015г. ответчик - Центр социального обеспечения Военного Комиссариата Ставропольского края ссылается на определение Экономического Суда СНГ от 20.01.2000г. N 01-1/5-99, предусматривающее для зачета в льготном исчислении периода службы с 11.11.1976 по 31.12.1987 наличие нескольких условий, а именно, 1) прохождение военной службы в Вооруженных Силах Республики Казахстан; 2) увольнение из Вооруженных Сил Республики Казахстан в связи с переездом в другое государство; 3) перевод из Вооруженных Сил Республики Казахстан в Вооруженные Силы другого государства-участника СНГ. Основанием для отказа в перерасчете, по мнению ответчика, является тот факт, что истец не проходил военную службу в Вооруженных Силах Республики Казахстан (служить в ВС Республики Казахстан он идеологически не имел права, так как давал присягу служить своей Родине, как бы она не называлась). Однако такая позиция противоречит Соглашению о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и членов их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств от 15.05.1992г. и Венской Конвенции от 23.05.1969г. "О праве международных договоров", где в разделе 3 указано, что договор должен толковаться добросовестно в соответствии с обычным значением, которое следует придавать терминам договора в их контексте, а также в свете объекта и цели договора.
Кроме того, считает, что при вынесении решения суд должен учитывать, что согласно Положению об Экономическом Суде Содружества Независимых Государств, он (суд) создан в целях обеспечения единообразного применения соглашений государств- участников Содружества Независимых Государств и основанных на них экономических обязательств и договоров путем разрешения споров, вытекающих из экономических отношений ( пункт 1 Положения), и неправомочен решать вопросы пенсионного обеспечения. На основании изложенного считает, что ответчики для перерасчета его выслуги лет за период военной службы с 11.11.1976г. по 31,12.1987г. на Семипалатинском ядерном испытательном полигоне (Служба в Вооруженных Силах СССР), обязаны были применить международные Соглашения и произвести расчет выслуги лет, так как период моей службы в районе Семипалатинского ядерного испытательного полигона включается в период, на который распространяется действие Закона Республики Казахстан от 18.12.1992 года. Отказ ответчиков в производстве истцу перерасчета выслуги лет повлек нарушение его прав и свобод на получение пенсии в повышенном размере с даты назначения ( 07.10.1997г.), поскольку статья 14 Федерального Закона "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" от 12.02.1993 N 4468-1 (в последующей редакции) предусматривает процентное соотношение суммы пенсии с учетом выслуги лет. В соответствии с международным "Соглашением о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей, и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств" от 15 мая 1992 года, стаж военной службы на территориях государств СНГ исчисляется по нормам и в порядке, которые установлены законодательством того государства, на территории которых проживают указанные военнослужащие.
Законом Республики Казахстан от 18 декабря 1992 года "О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне" установлено льготное исчисление выслуги лет военнослужащих, проходивших военную службу в местностях, пострадавших от воздействия ядерных испытаний в период с 06 июля 1963 года по 01 января 1992 года. В соответствии со статьей 1 и 2 вышеуказанного межгосударственного Соглашения и главой 1 статьей 2, главой 4 статьей 12 вышеуказанного Закона Республики Казахстан он имеет право на перерасчет выслуги лет за период военной службы на территории Семипалатинского ядерного испытательного полигона с ноября 1976 года по 31 декабря 1987 года из расчета каждый полный месяц военной службы как полтора месяца военной службы, с даты назначения пенсии, то есть с 07 октября 1997 года.
Просил суд признать отказ Центра социального обеспечения Военного Комиссариата Ставропольского края (письмо-отказ N 14/3447 от 01.06.2015г.) в проведении перерасчета пенсии за выслугу лет - необоснованным; признать за Утаровым П.В. право на перерасчет пенсии за выслугу лет в льготном исчислении за период с 11 ноября 1976 года по 31 декабря 1987года с даты назначения пенсии; обязать ответчиков: Центр социального обеспечения Военного Комиссариата Ставропольского края и Финансового - экономическое Управление Северо-Кавказского военного округа пересчитать Утарову П.В. стаж военной службы за выслугу лет с учетом льготного исчисления периода военной службы с 11 ноября 1976 года по 31 декабря 1987 года из расчета один полный месяц военной службы за полтора месяца военной выслуги исходя из следующего порядка расчета : 11 лет 01 мес. 21 день в календарном исчислении * 1,5 мес. = 16 лет 07 мес. 36 дней, в льготном исчислении; обязать ответчиков: Центр социального обеспечения Военного Комиссариата Ставропольского края и Финансового - экономическое Управление Северо-Кавказского военного округа произвести перерасчет назначенной пенсии за выслугу лет, исходя из увеличенного её размера со дня первоначального назначения, то есть с 07 октября 1997 года с учетом индексации потребительских цен.
Обжалуемым решением Промышленного районного суда г.Ставрополя от 23 декабря 2015 года исковые требования Утарова П.В. к Центру социального обеспечения военного комиссариата Ставропольского края, Финансово-экономическому Управлению Северо-Кавказского военного округа о признании необоснованным отказа в перерасчете пенсии за выслугу лет удовлетворены частично.
Суд признал отказ Центра социального обеспечения Военного Комиссариата Ставропольского края (письмо-отказ N 14/3447 от 01.06.2015г.) в проведении перерасчета пенсии за выслугу лет - необоснованным.
Признал за Утаровым П.В. право на перерасчет пенсии за выслугу лет в льготном исчислении за период с 11 ноября 1976 года по 31 декабря 1987 года с даты назначения пенсии.
Обязал ответчиков: Центр социального обеспечения Военного Комиссариата Ставропольского края и Финансового - экономическое Управление Северо-Кавказского военного округа пересчитать Утарову П.В. стаж военной службы за выслугу лет с учетом льготного исчисления периода военной службы с 11 ноября 1976 года по 31 декабря 1987 года из расчета один полный месяц военной службы за полтора месяца военной выслуги исходя из следующего порядка расчета : 11 лет 01 мес. 21 день в календарном исчислении * 1,5 мес. = 16 лет 07 мес. 36 дней, в льготном исчислении.
Обязал ответчиков: Центр социального обеспечения Военного Комиссариата Ставропольского края и Финансового - экономическое Управление Северо-Кавказского военного округа произвести перерасчет назначенной пенсии за выслугу лет, исходя из увеличенного её размера со дня первоначального назначения, то есть с 07 октября 1997 года. В остальной части отказано.
В апелляционной жалобе представитель военного комиссариата Ставропольского края - Аббасов А.Р. просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, в обоснование доводов ссылаясь на незаконность и необоснованность решения, принятого с существенным нарушением норм материального права.
Письменных возражений относительно доводов апелляционной жалобы не поступило.
Исследовав материалы гражданского дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, заслушав пояснения представителя центра социального обеспечения военного комиссариата СК по доверенности Панкратова И.Н., поддержавшего доводы жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит отмене в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенным в решении суда, обстоятельствам дела и неправильном применении судом норм материального права.
Из материалов дела следует, что Утаров П.В. в период с 11.11.1976 года по 18.03.1994 года проходил военную службу на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне (Казахская ССР, Республика Казахстан) в составе Вооруженных Сил СССР, Российской Федерации.
Период службы с 01.01.1988 года по 18.03.1994 г.засчитан Утарову П.В. в выслугу лет, дающую право на пенсию, как один месяц службы за полтора месяца в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 06 апреля 1988 года N 445.
В 2015 году военным комиссариатом Ставропольского края в письменном ответе на обращения Утарова П.В. было отказано в исчислении выслуги лет для назначения пенсии на льготных условиях за период службы до 1 января 1988 года в связи с тем, что законодательство Республики Казахстан, предусматривающее льготное исчисление выслуги лет, распространялось на военнослужащих, проходивших военную службу в Вооруженных Силах Республики Казахстан, тогда как истец проходил службу в Вооруженных Силах СССР и Российской Федерации.
Удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции исходил из норм Соглашения от 15 мая 1992 года, в соответствии с ч.1 ст.2 которого в выслугу лет для назначении пенсии военнослужащим засчитывается служба ( в том числе на льготных условиях) в вооруженных Силах и других воинских формированиях, в порядке, установленном законодательством государств - участников, на территории которых военнослужащие проходили службу, Закона Республики Казахстан "О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном полигоне" от 18.12.1992, вступившего в законную силу 01.01.1993, а так же решения Экономического суда Содружества Независимых Государств от 20 января 2000 года N 01-1\5-99.
Однако судом не было принято во внимание следующее.
Согласно ст. 18 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии военнослужащим определяется Правительством Российской Федерации.
Такой порядок установлен Постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 N 941.
Пунктом 7 названного Постановления предусмотрено, что служба военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы в отдаленных, высокогорных местностях и местностях с неблагоприятными условиями за пределами России на территории республик, ранее входивших в состав СССР, до введения в действие настоящего Постановления засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на соответствующих льготных условиях, установленных законодательством бывшего Союза ССР.
С введением в действие настоящего Постановления служба военнослужащих Объединенных Вооруженных Сил и Вооруженных Сил Российской Федерации, Федеральной пограничной службы и органов пограничной службы Российской Федерации и других воинских формирований Российской Федерации за пределами России на территории других государств - участников Содружества Независимых Государств в отдаленных, высокогорных местностях и местностях с неблагоприятными условиями засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на соответствующих льготных условиях, установленных законодательством государств, на территории которых они проходили службу, а до принятия этими государствами законодательных актов по данному вопросу - в соответствии с законодательством бывшего Союза ССР.
Постановлением Совмина СССР от 06.04.1988 N 445 с 01 января 1988 года лицам офицерского состава, прапорщикам, мичманам и военнослужащим сверхсрочной службы в выслугу лет, дающую право на пенсию, засчитывается один месяц службы за полтора месяца время службы в местностях СССР с тяжелыми и неблагоприятными климатическими условиями.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств (заключено в г. Ташкенте 15.05.1992) в выслугу лет для назначения пенсий военнослужащим засчитывается служба (в том числе на льготных условиях) в вооруженных силах и других воинских формированиях, указанных в статье 1 настоящего Соглашения, в порядке, установленном законодательством государств - участников, на территории которых военнослужащие проходили службу.
Решением Экономического Суда СНГ N 01-1/5-99 от 20 января 2000 года дано толкование применения пункта 1 статьи 2 Соглашения, в соответствии с которым при назначении государством - участником Соглашения от 15 мая 1992 года пенсии военнослужащему его служба в другом государстве - участнике Соглашения засчитывается в выслугу лет, в том числе в льготном исчислении, на основании законодательства этого другого государства, принятого как до, так и после подписания Соглашения от 15 мая 1992 года.
Порядок исчисления выслуги лет, определенный частью 1 статьи 2 Соглашения от 15 мая 1992 года, применяется к военнослужащим, проходившим службу на территориях других государств - участников Соглашения от 15 мая 1992 года, в том числе в период их вхождения в состав Союза ССР, и реализующим право на пенсионное обеспечение после принятия государством места службы соответствующего законодательства.
Определением Экономического Суда СНГ N 01-1/5-99 от 14 ноября 2001 года разъяснено указанное выше Решение Экономического Суда СНГ: в соответствии с частью 1 пункта 2 Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года право на льготное исчисление выслуги лет за период службы в Вооруженных Силах Союза ССР с 29 августа 1949 года по 1 января 1992 года на территории Республики Казахстан в период ее вхождения в СССР на основании Закона Республики Казахстан от 18 декабря 1992 года имеют:
а) военнослужащие, продолжившие службу в Вооруженных Силах Республики Казахстан и уволившиеся из них в связи с переездом в другое государство после вступления в силу Закона Республики Казахстан "О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне" от 18 декабря 1992 года;
б) военнослужащие, продолжившие службу в Вооруженных Силах Республики Казахстан и переведенные в вооруженные силы других государств-участников Соглашения от 15 мая 1992 года после вступления в силу Закона Республики Казахстан от 18 декабря 1992 года.
Таким образом, закон Республики Казахстан от 18 декабря 1992 года распространяется на военнослужащих, проходивших военную службу в Вооруженных Силах Республики Казахстан, тогда как истец военнослужащим этого государства не являлся, а потому не приобрел указанного права на льготное исчисление выслуги лет.
Льготное исчисление выслуги лет, установленное Постановлением Совмина СССР от 06.04.1988 N 445 с 01 января 1988 года, ранее указанной даты не предусматривалось.
Как установлено судом и следует из материалов дела Утарову П.В. выплачивается пенсии в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Постановление Совета Министров-Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсии и пособий лицам, проходившим службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации", определяющие обычный и льготный порядок исчисления выслуги лет для военнослужащих, не предусматривает возможность исчисления выслуги лет на льготных условиях (один месяц службы за полтора месяца) военнослужащим, проходившим военную службу на Семипалатинском ядерном полигоне Республики Казахстан.
С учетом изложенного доводы апелляционной жалобы подлежат удовлетворению, а решение суда отмене.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 327.1, 328, 329,330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Промышленного районного суда г. Ставрополя от 23 декабря 2015 года - отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Утарова П.В. к Центру социального обеспечения военного комиссариата Ставропольского края, Финансово-экономическому Управлению Северо-Кавказского военного округа о признании необоснованным отказа в перерасчете пенсии за выслугу лет - отказать.
Апелляционную жалобу военного комиссариата Ставропольского края - удовлетворить.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.