Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего Киселёва Г.В.,
судей Меньшова С.В., Осиповой И.Г.,
с участием секретаря судебного заседания Мараховского С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчикам комитета городского хозяйства администрации г. Ставрополя на решение Ленинского районного суда г.Ставрополя Ставропольского края от 12 января 2016 года,
по исковому заявлению прокурора Промышленного района г. Ставрополя в интересах неопределённого круга лиц к комитету городского хозяйства администрации г. Ставрополя об обязании устранить нарушения,
заслушав доклад судьи Меньшова С.В.,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Промышленного района г. Ставрополя в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с иском к комитету городского хозяйства администрации г. Ставрополя, в котором просил обязать ответчика в течение 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить пешеходным переходом ул. Индустриальную в районе дома N 66 в г.Ставрополе, оборудовать ул. Индустриальную в г. Ставрополе техническими средствами организации дорожного движения (пешеходными тротуарами), в соответствии с требованиями п. 4.5.2.1 ГОСТ 5276-2007, а именно, от ул. 1-я Промышленная, до пер. Изыскательный с правой стороны по ходу движения.
Обжалуемым решением Ленинского районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от 12 января 2016 года иск удовлетворён частично. На комитет городского хозяйства администрации г. Ставрополя возложена обязанность обеспечить пешеходным переходом ул. Индустриальную в районе дома N 66 в г. Ставрополе, а также оборудовать ул. Индустриальную в г.Ставрополе техническими средствами организации дорожного движения (пешеходными тротуарами), в соответствии с требованиями п. 4.5.2.1 ГОСТ 5276-2007, а именно, от улицы 1-я Промышленная до пер. Изыскательный с правой стороны по ходу движения. В удовлетворении исковых требований о возложении на ответчика обязанности устранить нарушения в течение 4месяцев со дня вступления решения суда в законную силу отказано.
В апелляционной жалобе ответчик комитет городского хозяйства администрации г. Ставрополя просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права, указывая на то, что судом первой инстанции не принято во внимание, что в соответствии с планом работ по ремонту тротуаров на улицах г. Ставрополя, ремонт тротуаров по ул. Индустриальная в 2016 году не предусмотрен. Кроме того, ответчик в жалобе ссылается на то, что в связи с недостаточным уровнем финансирования на строительство и ремонт тротуаров в г. Ставрополе, не представляется возможным оборудовать ул.Индустриальную техническими средствами организации дорожного движения.
Возражения на апелляционную жалобу не поступили.
Исследовав материалы гражданского дела, заслушав присутствующих в судебном заседании лиц, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований к их удовлетворению не нашла.
Из материалов дела следует, что проверкой, проведённой прокуратурой района с привлечением сотрудников отдела государственной инспекции безопасности дорожного движения УМВД России по г. Ставрополю выявлен ряд недостатков в состоянии улично-дорожной сети и технических средств регулирования дорожного движения по ул. Индустриальной в г. Ставрополе, а именно: по ул. Индустриальной отсутствует пешеходные переходы, в нарушении нормативных требований п. 4.5.2.1. ГОСТ Р 5276-2007, на основании чего пешеходные переходы располагаются через автомобильные дороги в населенных пунктах через 200-300 м., согласно проекта ОДД, длина ул.Индустриальная составляет 1 000 метров, следовательно пешеходных переходов должно быть минимум 3 (три).
Указанные обстоятельства правильно установлены судом первой инстанции, не оспариваются сторонами и подтверждаются надлежащими доказательствами по делу.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции, сославшись на установленные фактические обстоятельства и нормы закона пришёл к выводу, что выявленные прокуратурой района недостатки в содержании улично-дорожной сети угрожают безопасности дорожного движения и создают предпосылки к совершению дорожно-транспортного происшествия, причинению вреда здоровью водителям и пассажирам транспортных средств, пешеходов, а также их гибели, то есть нарушаются права и законные интересы неопределённого круга лиц, которым законом гарантирована безопасность дорожного движения, с связи с чем удовлетворил требования прокурора в части устранения нарушений по ул. Индустриальной в г. Ставрополе по обеспечению пешеходным переходом и оборудованием техническими средствами организации дорожного движения в соответствии с требованиями п. 4.5.2.1 ГОСТ 5276-2007 (пешеходными переходами).
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда первой инстанции, поскольку он сделан с учётом представленных сторонами доказательств, оцененных судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при правильном применении норм материального права.
Согласно пункту 5 статьи 14 Федерального хзакона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов населения и обеспечение безопасности дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 статьи 9 Устава г. Ставрополя к вопросам местного значения, относящимся к ведению города Ставрополя дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Ставрополя и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах города Ставрополя, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.
В силу части 4 статьи 6 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" органы местного самоуправления, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Из части 2 статьи 12 Федерального закона N 196 следует, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Статья 21 Закона возлагает осуществление мероприятий по организации дорожного движения в целях повышения его безопасности на органы местного самоуправления, в ведении которых находятся автомобильные дороги.
В силу пункта 1 статьи 22 Закона, деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в Российской Федерации стандартами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения.
Согласно части 8 статьи 6 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
На основании пункта 12 статьи 3 Федерального закона N 257 содержание автомобильных дорог - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке её технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии со статьёй 17 указанного Закона содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами. Классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.
На основании пункта 2.1.5. положения о комитете, на комитет городского хозяйства администрации г. Ставрополя возложены обязанности по организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах г. Ставрополя, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с федеральным законодательством, законодательством Ставропольского края и муниципальными правовыми актами города Ставрополя; пункта 3.1.34 - осуществление деятельности по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту дорожных сооружений и элементов обустройства автомобильных дорог местного значения в границах г. Ставрополя, а именно элементов озеленения, имеющих защитное значение (заборы, устройства, предназначенные для защиты автомобильных дорог от снежных лавин, шумозащитные и ветрозащитные устройства и подобные сооружения); сооружений, предназначенных для движения транспортных средств, пешеходов в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения; пункта 3.1.35. - осуществление деятельности по проектированию, строительству, капитальному ремонту дорожных ограждений, пункта 3.1.36. - осуществление деятельности по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию элементов обустройства автомобильных дорог местного значения в границах г.Ставрополя, а именно дорожных знаков, светофоров, линий горизонтальной дорожной разметки и других устройств для регулирования дорожного движения, объектов, предназначенных для освещения автомобильных дорог.
Согласно пункту 15 классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них, утверждённой приказом Минтранса Российской Федерации от 12 ноября 2007 года N 160 в прочие работы по содержанию автомобильных дорог входят разработка проектов содержания автомобильных дорог, организации дорожного движения, схем дислокации дорожных знаков и разметки.
Таким образом, на органы местного самоуправления законодательством о безопасности дорожного движения возложена обязанность содержания автомобильных дорог в границах поселения, в том числе организация дорожного движения, схем дислокации дорожных знаков и разметки.
Кроме того, в силу статьи 2 Федерального закона N 196 организация дорожного движения - это комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах. Дорога - это обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
Дорожные ограждения (ограждения дороги) являются средством, повышающим уровень безопасности дорожного движения. Установка дорожных ограждений - незаменимый вид работ для обеспечения безопасности на дороге.
Также, большое значение при организации безопасного движения имеет установка дорожных барьерных ограждений. Дорожное барьерное ограждение помогает осуществить разделение автотранспортного движения и перемещение пешеходов.
Дорожные защитные ограждения (защитные ограждения дорог) предназначены для ограждения пешеходных зон, частных территорий и мест массового скопления людей (парки, концертные залы, стадионы).
Согласно пунктам 8.1.1, 8.1.2, 8.1.27 ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств" на автомобильных дорогах, улицах и мостовых сооружениях применяют дорожные ограждения, разрешенные для эксплуатации в установленном порядке. Удерживающие ограждения устанавливают: на обочинах автомобильных дорог; на газоне, полосе между тротуаром и бровкой земляного полотна, тротуаре городской дороги или улицы; с обеих сторон проезжей части мостового сооружения; на разделительной полосе автомобильной дороги, городской дороги или улицы. Удерживающие пешеходные ограждения (перила) применяют у внешнего края тротуара.
С учётом вышеизложенных норм права и доказательств, имеющихся в материалах дела, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о наличии правовых оснований для частичного удовлетворения заявленных исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции не принято во внимание, что в соответствии с планом работ по ремонту тротуаров на улицах г. Ставрополя, ремонт тротуаров по ул. Индустриальная в 2016 году не предусмотрен, а также то, что в связи с недостаточным уровнем финансирования на строительство и ремонт тротуаров в г. Ставрополе, не представляется возможным оборудовать ул. Индустриальную техническими средствами организации дорожного движения, не могут являться основанием к отмене законного и обоснованного решения суда, поскольку на указанных участках дорог на территории района в отсутствие необходимых мер организации дорожного движения создаётся угроза безопасности дорожного движения для неопределённого круга лиц (водителей и пешеходов).
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведённой судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтённых судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.
Руководствуясь статьями 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от 12 января 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика комитета городского хозяйства администрации г. Ставрополя без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.