ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Хабаровск 21 декабря 2015 года
Хабаровский краевой суд в составе председательствующего судьи Мороз И.Г., при секретаре Колесниковой А.И., с участием представителей прокурора Хабаровского края Любонька Е.Н., Титовой Н.В., административных истцов Пак И.С., Асташовой Е.Н., представителя Пак И.С. - Новаша А.В., представителя административных истцов Хабаровского краевого общественного движения зоозащиты и помощи бездомным животным "Милосердие", Асташовой Е.Н. - Момот М.А., представителей административного ответчика Законодательной Думы Хабаровского края Миневич М.Д., Ширяевой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административным исковым заявлениям
и.о. прокурора Хабаровского края в интересах неопределенного круга лиц к Законодательной Думе Хабаровского края о признании незаконным и недействующим со дня принятия пункта 4 части 3 статьи 1 Закона Хабаровского края от 23 ноября 2011 года N 146 "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Хабаровского края по организации проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных" (далее - Закон края N 146),
Пак И.С. к Законодательной Думе Хабаровского края о признании незаконными и недействующими пункта 4 части 3 статьи 1 Закона края N 146, пункта 7 Приложения к Закону края N 146 в части,
Хабаровского краевого общественного движения зоозащиты и помощи бездомным животным "Милосердие", Асташовой Е.Н. к Законодательной Думе Хабаровского края о признании незаконными и недействующими пункта 4 части 2, части 3 статьи 1 Закона края N 146,
УСТАНОВИЛ:
Законодательной Думой Хабаровского края 23 ноября 2011 года принят Закон Хабаровского края N 146 "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Хабаровского края по организации проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных". Первоначальный текст документа опубликован в издании "Собрание законодательства Хабаровского края", 20.12.2011, N 12(113) (часть 1). В настоящее время Закон края N 146 действует в редакциях Законов Хабаровского края от 25.07.2012г. N 209, от 26.06.2013г. N 287, от 25.12.2013г. N 336, от 23.04.2014г. N 359, от 22.09.2015г. N 112.
22 сентября 2015 года Законодательной Думой Хабаровского края принят Закон края N 112 "О внесении изменений в Закон Хабаровского края "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Хабаровского края по организации проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных" (далее - Закон края N 112), который опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 25.09.2015г., официальном интернет-портале нормативных правовых актов Хабаровского края http://laws.khv.gov.ru, 25.09.2015г., действует с 06 октября 2015 года.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 1 Закона края N 146 (в редакции Закона края N 112) реализация государственных полномочий осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований путем организации проведения эвтаназии безнадзорных животных и утилизации (уничтожения) их трупов.
Частью 3 статьи 1 Закона края N 146 (в редакции Закона края N 112) определено, что эвтаназия (быстрое и безболезненное умерщвление безнадзорного животного, не вызывающее у него ощущения тревоги или страха) проводится на основании письменного заключения специалиста в области ветеринарии, составленного в произвольной форме, в следующих случаях:
-наличия признаков заболевания бешенством (пункт 1);
-агрессивного поведения безнадзорного животного, несущего угрозу жизни (или) здоровью человека (пункт 2);
- прекращения страданий нежизнеспособного животного, если они не могут быть прекращены иным способом (пункт 3);
-отсутствия на безнадзорном животном идентификационных меток, иных предметов с информацией, позволяющей однозначно установить собственника (владельца), при условии отсутствия лиц, изъявивших желание принять их на содержание и в пользование (пункт 4).
Приложением к Закону края N 146 утверждена Методика расчетов нормативов для определения объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам для осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий (далее - Методика).
В соответствии с пунктом 7 Методики норматив финансовых затрат на содержание и учет отловленных в муниципальном образовании безнадзорных животных, в отношении которых имеются основания для эвтаназии, устанавливается уполномоченным органом, исходя из планируемых затрат на учет безнадзорных животных, на оплату труда с начислениями обслуживающего персонала по уходу за отловленными безнадзорными животными и приобретение хозяйственного инвентаря для ухода за ними, а также на кормление отловленных безнадзорных животных на срок до 12 дней.
С административным исковым заявлением о признании незаконными и недействующим пункта 4 части 2 статьи 1, части 3 статьи 1 Закона края N 146 обратились Хабаровское краевое общественное движение зоозащиты и помощи бездомным животным "Милосердие" (далее Общество "Милосердие") и Асташова Е.Н.
В обоснование заявленных требований указали, что из действующего федерального законодательства не следует, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделены государственными полномочиями на принятие мер по проведению эвтаназии в отношении безнадзорных животных. Исходя из положений статьи 137 Гражданского кодекса Российской Федерации, к животным применяются общие правила об имуществе постольку, поскольку законом или иными правовыми актами не установлено иное. При осуществлении прав не допускается жестокое обращение с животными, противоречащее принципам гуманности. Правила задержания, содержания, приобретения в собственность безнадзорных животных, возмещения расходов на их содержание предусмотрены статьями 230-232 Гражданского кодекса Российской Федерации, которым противоречат оспариваемые нормы.
С административными исковыми заявлениями о признании незаконным и недействующим со дня принятия пункта 4 части 3 статьи 1 Закона края N 146 обратились и.о. прокурора Хабаровского края в интересах неопределенного круга лиц, и Пак И.С.
Прокурор в обоснование заявленных требований указал, что оспариваемая норма противоречит действующему федеральному законодательству. Приняв оспариваемые положения об умерщвлении всех безнадзорных животных через 12 дней, законодательный орган края фактически урегулировал правоотношения в сфере гражданского законодательства, регламентация которых отнесена к вопросам ведения Российской Федерации (статьи 230-232 Гражданского кодекса Российской Федерации). Действующим законодательством субъекту Российской Федерации не предоставлено право установления правил осуществления идентификации и учета животных, а также последствий невыполнения указанных правил, в виде умерщвления животных, на которых отсутствуют идентификационные метки. Применение эвтаназии в случае отсутствия на безнадзорном животном идентификационных меток, иных предметов с информацией, позволяющей однозначно установить собственника (владельца), может повлечь нарушение гарантированного Конституцией Российской Федерации права собственности неопределенного круга лиц, а также права на свободное распоряжение и пользование имуществом.
Пак И.С. требования о признании незаконным и недействующим пункта 4 части 3 статьи 1 Закона края N 146 обосновала аналогичными доводами. Указала, что действующее законодательство не предусматривает такой способ регулирования численности безнадзорных животных, как эвтаназия здоровых особей. Как законный владелец собаки, она опасается, что в случае неправомерного выбытия собаки из ее владения, собака может быть уничтожена через 12 дней после отлова, при этом нарушаются ее права собственника на возврат животного в сроки и в порядке, установленные статьями 230-232 Гражданского кодекса РФ. Кроме того, просила признать незаконным и недействующим пункт 7 Приложения к Закону края N 146 в части, предусматривающей затраты на кормление отловленных безнадзорных животных на срок до 12 дней, поскольку указанная норма означает эвтаназию всех отловленных безнадзорных животных через 12 дней.
В судебном заседании прокурор, административные истцы, их представители заявленные требования поддержали по основаниям, изложенным в административных исковых заявлениях.
Представители административного ответчика Законодательной Думы Хабаровского края заявленные требовании не признали, указав, что оспариваемые нормы Закона края N 146 приняты в пределах компетенции субъекта Российской Федерации, нормам федерального законодательства не противоречат, прав административных истцов не нарушают. В силу положений Федерального закона от 06.10.1999г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федерального закона от 30.03.1999г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Закона Российской Федерации от 14.05.1993г. N 4979-1 "О ветеринарии", Федерального закона от 21.11.2011г. N 232-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" субъекты Российской Федерации вправе осуществлять правовое регулирование вопросов организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Эвтаназия является неотъемлемой частью указанных мероприятий. Установление случая эвтаназии при наличии признаков заболевания бешенством (пункт 1 части 3 статьи 1 Закона края N 146) основано на положениях пункта 3.1 Санитарных правил СП 3.1.096-96 и Ветеринарных правил ВП 13.3.1103-96 "Профилактика и борьба с заразными болезнями, общими для человека и животных". 13. Бешенство, утвержденных Госкомсанэпиднадзором РФ 31.05.1996г. N 11, Минсельхозпродом РФ 18.06.1996г. N 23, пункта 9.5 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.1.2627-10 "Профилактика бешенства среди людей", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 06.05.2010г. N 54. Установление случая эвтаназии при агрессивном поведении безнадзорного животного, несущего угрозу жизни и (или) здоровью человека (пункт 2 части 3 статьи 1 Закона края N 146) обусловлено необходимостью защиты прав и свобод человека и гражданина (пункт "б" части 1 статьи 72 Конституции РФ). Проведение эвтаназии в целях прекращения страданий нежизнеспособного животного, если они не могут быть прекращены иным способом (пункт 3 части 3 статьи 1 Закона края N 146), основано на положениях статьи 137 Гражданского кодекса РФ. Норма об эвтаназии безнадзорного животного в случае отсутствия на нем идентификационных меток, иных предметов с информацией, позволяющей однозначно установить собственника (владельца), при условии отсутствия лиц, изъявивших желание принять их на содержание (пункт 4 части 3 статьи 1 Закона N 146), принята в рамках осуществления полномочий, предусмотренных в подпункте 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ. Цель отлова безнадзорных животных - предупреждение и ликвидация болезней животных, защита населения от болезней, общих для человека и животных, предотвращение потенциального риска причинения безнадзорными животными вреда жизни и здоровью человека (пункт 1 части 2 статьи 1 Закона края N 146). Отношения, регулируемые Законом края N 146, носят властно-подчиненный характер и не регулируются гражданским законодательством. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации участниками правоотношений, регулируемых статьями 230 и 231 ГК РФ, не являются. Для безнадзорных бродячих животных в пункте 7 Методики расчета нормативов для определения объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам для осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий, являющейся приложением к Закону края N 146, предусмотрен норматив финансовых затрат на содержание и учет из расчета 12 дней содержания, а для безнадзорных домашних животных пунктом 6 указанной Методики норматив финансовых затрат определен из расчета 183 дня. Такой норматив обеспечивает соответствие положений Закона края N 146 интересам собственников, поскольку содержание безнадзорных домашних животных будет осуществляться за счет средств краевого бюджета в течение 183 дней (аналогично положениям статей 230 и 231 ГК РФ).
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с положениями статьи 8 Кодекса административного производства РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы. С административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части в суд может обратиться прокурор в пределах своей компетенции, полагающий, что принятый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает права, свободы и законные интересы граждан.
Прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц - владельцев домашних животных, чьи права, по мнению прокурора, нарушает оспариваемая им норма.
Из Устава Общества "Милосердие" следует, что целями деятельности данной организации являются охрана и защита животных, предотвращение случаев жестокого обращения с животными и их страданий, создание приютов на территории Хабаровского края, повышение в обществе уровня этического и гуманного отношения к животным, внедрение на территории Хабаровского края программ отлова, стерилизации животных, поиска хозяев, при неимении таковых - пожизненное доживание в приютах. Оспариваемые нормы, по мнению Общества "Милосердие", ограничивают права Общества на реализацию общественных инициатив в сере защиты безнадзорных животных.
Пак И.С. и Асташова Е.Н., являющиеся собственниками собак, указали, что оспариваемые нормы нарушают их права законных владельцев животных, в том числе на возможность истребования своих животных от других лиц в течение 6 месяцев.
Суд считает, что прокурор и административные истцы обосновали и подтвердили свое право на обращение в суд с вышеизложенными административными исковыми заявлениями.
В соответствии с пунктами "б", "з" и "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся защита прав и свобод человека и гражданина; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; координация вопросов здравоохранения; осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду регулируется Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ), статьей 1 которого установлено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности; санитарно-эпидемиологическая обстановка - состояние здоровья населения и среды обитания на определенной территории в конкретно указанное время; инфекционные заболевания - инфекционные заболевания человека, возникновение и распространение которых обусловлено воздействием на человека биологических факторов среды обитания (возбудителей инфекционных заболеваний) и возможностью передачи болезни от заболевшего человека, животного к здоровому человеку.
Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона N 52-ФЗ полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия (пункт 1 статьи 29 Федерального закона N 52-ФЗ).
В соответствии со статьей 2 Закона РФ от 14 мая 1993 года N 4979-1 "О ветеринарии" (далее - Закон о ветеринарии) ветеринарное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Ветеринарное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней, выпуска безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиты населения от болезней, общих для человека и животных.
Согласно статье 3 Закона о ветеринарии организация проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных и их лечению, защита населения от болезней, общих для человека и животных, относится к полномочиям субъекта Российской Федерации в области ветеринарии за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.
Указанное означает, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны осуществлять нормативно-правовое регулирование в данной сфере, предусматривающее как перечень конкретных мер, так и определение круга лиц, обязанных их осуществлять за счет средств регионального бюджета.
Законом края N 146 органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями Хабаровского края по организации проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных.
Пунктом 6 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ предусмотрено, что законами субъекта Российской Федерации в порядке, определенном федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации по решению вопросов, указанных в пункте 2 статьи 26.3, в том числе в подпункте 49, с передачей органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов.
Согласно части 2 статьи 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской федерации законами субъектов Российской Федерации допускается, если это не противоречит федеральным законам.
Из изложенного следует, что субъект Российской Федерации вправе осуществлять правовое регулирование вопросов организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию, защите населения от болезней, общих для человека и животных, а также наделять названными полномочиями органы местного самоуправления.
В соответствии с пунктом "б" части 1 статьи 5 Федерального закона N 184-ФЗ осуществление законодательного регулирования по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации отнесено к полномочиям законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно подпункту 2 пункта 30.1 статьи 30 Устава Хабаровского края законодательное регулирование по предметам ведения края и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий края осуществляет Законодательная Дума Хабаровского края.
Таким образом, оспариваемый в части Закон края N 146 принят уполномоченным органом в пределах компетенции, предоставленной субъекту Российской Федерации.
Проверяя оспариваемые нормы Закона края N 146 на предмет соответствия федеральному законодательству, суд приходит к следующему.
Федеральный закон, регулирующий отношения по поводу животных, не являющихся объектами животного мира, включая вопросы их содержания, использования, охраны, обращения с безнадзорными животными, случаи эвтаназии животных, в настоящее время не принят.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона N 184-ФЗ субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов.
При этом в силу частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации такое регулирование должно осуществляться в соответствии с действующими федеральными нормами, не нарушать основных принципов государственно-правового устройства, в частности, принципов разделения вопросов ведения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации.
В рамках Закона края N 146 эвтаназия (быстрое и безболезненное умерщвление безнадзорного животного, не вызывающее у него ощущения тревоги или страха) является частью мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию, защите населения от болезней, общих для человека и животных, решение вопросов организации которых на территории субъекта Российской Федерации отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Указанное опровергает доводы Общества "Милосердие" и Асташовой Е.Н. о незаконности подпункта 4 пункта 2 статьи 1 Закона края N 146.
Из изложенного следует, что основания для удовлетворения требования о признании недействующим подпункта 4 пункта 2 статьи 1 Закона края N 146 отсутствуют.
Перечень случаев эвтаназии безнадзорных животных дан в части 3 статьи 1 Закона края N 146.
Пунктом 1 части 3 статьи 1 Закона края N 146 установлена эвтаназия безнадзорных животных при наличии признаков заболевания бешенством.
Данная норма согласуется с положениями Санитарных правил СП 3.1.096-96 и Ветеринарных правил ВП 13.3.1103-96 "Профилактика и борьба с заразными болезнями, общими для человека и животных". 13. Бешенство, утвержденных Госкомсанэпиднадзором РФ 31.05.1996г. N 11, Минсельхозпродом РФ 18.06.1996г. N 23, предусматривающими умерщвление всех выявленных больных бешенством животных, а также собак и кошек, подозрительных по заболеванию, кроме покусавших людей или животных, которых изолируют и оставляют под наблюдением.
Пунктом 2 части 3 статьи 1 Закона края N 146 установлена эвтаназия безнадзорных животных при агрессивном поведении, несущем угрозу жизни и (или) здоровью человека.
Данная норма принята в пределах предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий, что следует из целей оспариваемого закона, а также положений пункта "б" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которым защита прав и свобод человека и гражданина находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Пунктом 3 части 3 статьи 1 Закона края N 146 установлена эвтаназия в целях прекращения страданий нежизнеспособного животного, если они не могут быть прекращены иным способом.
Эвтаназия животного в указанном случае обусловлена гуманным отношением к животному и согласуется с положениями статьи 137 Гражданского кодекса РФ, в соответствии с которыми при осуществлении прав не допускается жестокое обращение с животными, противоречащее принципам гуманности.
Указанные случаи эвтаназии безнадзорных животных, учитывая цели оспариваемого Закона N 146, вышеприведенные нормы федерального законодательства, которым они не противоречат, необходимость соблюдения баланса между частным и публичным интересом, не могут расцениваться как нарушающие права Общества "Милосердие" (учитывая его уставные цели), Асташовой Е.Н., как собственника и законного владельца собаки.
Из изложенного следует, что основания для признания недействующими пункты 1-3 части 3 статьи 1 Закона края N 146 отсутствуют.
Пунктом 4 части 3 статьи 1 Закона края N 146 установлена эвтаназия отловленного безнадзорного животного в случае отсутствия на нем идентификационных меток, иных предметов с информацией, позволяющей однозначно установить собственника (владельца), при условии отсутствия лиц, изъявивших желание принять их на содержание.
При этом с учетом пункта 7 Методики, предусматривающий норматив финансовых затрат на содержание и учет безнадзорных животных, эвтаназия безнадзорных животных производится максимум через 12 дней со дня отлова.
В соответствии с положениями статьи 2.5 Закона о ветеринарии ветеринарные правила осуществления идентификации и учета животных устанавливают порядок осуществления индивидуальной или групповой идентификации и учета животных, перечень сведений, необходимых для осуществления идентификации и учета животных, а также порядок предоставления таких сведений. Перечень видов животных, подлежащих идентификации и учету, утверждается федеральным органом исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии.
В соответствии со статьей 3 Закона о ветеринарии законодательство Российской Федерации в области ветеринарии, разработка и утверждение ветеринарных правил относится к полномочиям Российской Федерации.
Перечень видов животных, подлежащих идентификации, федеральным органом исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии не утвержден.
Из анализа вышеприведенных норм следует, что субъекту Российской Федерации не предоставлено право установления обязанности осуществления идентификации животного и применения последствий невыполнения такой обязанности путем умерщвления животного, на котором отсутствуют идентификационные метки.
При выбытии животного из законного владения собственника помимо его воли и при отсутствии на нем идентификационных меток, иных предметов с информацией, позволяющей однозначно установить собственника (владельца), будучи отловленным, данное животное подпадает под действие пункта 4 части 3 статьи 1 Закона края N 146 и подлежит эвтаназии через 12 дней, при условии отсутствия лиц, изъявивших желание принять их на содержание.
Вместе с тем, в соответствии со статьей 230 Гражданского кодекса РФ лицо, задержавшее безнадзорный или пригульный скот или других безнадзорных домашних животных, обязано возвратить их собственнику, а если собственник животных или место его пребывания неизвестны, не позднее трех дней с момента задержания заявить об обнаруженных животных в полицию или в орган местного самоуправления, которые принимают меры к розыску собственника (часть 1). Лицо, задержавшее безнадзорных животных, и лицо, которому они переданы на содержание и в пользование, обязаны их надлежаще содержать и при наличии вины отвечают за гибель и порчу животных в пределах их стоимости (часть 3).
В силу статьи 231 Гражданского кодекса РФ, если в течение шести месяцев с момента заявления о задержании безнадзорных домашних животных их собственник не будет обнаружен или сам не заявит о своем праве на них, лицо, у которого животные находились на содержании и в пользовании, приобретает право собственности на них. При отказе этого лица от приобретения в собственность содержавшихся у него животных они поступают в муниципальную собственность и используются в порядке, определяемом органом местного самоуправления.
Из положений статей 230, 231 Гражданского кодекса Российской Федерации, регламентирующих порядок действия лица, задержавшего безнадзорных домашних животных, приобретения права собственности на безнадзорных животных, следует право собственника в течение 6 месяцев с момента задержания безнадзорного животного заявить о своем праве на него.
Следовательно, распоряжение отловленным безнадзорным домашним животным путем его эвтаназии через 12 дней (при отсутствии оснований, предусмотренных пунктами 1-3 части 3 статьи 1 Закона края N 146) противоречат вышеприведенным нормам Гражданского кодекса РФ, влечет за собой нарушение прав собственности, поскольку потенциально любое отловленное безнадзорное животное может иметь собственника.
Доводы административного ответчика о том, что действие пункта 4 части 3 статьи 1 Закона края N 146 распространяется только на безнадзорных бродячих животных, которые никогда не имели хозяина, а безнадзорные домашние животные в соответствии с пунктом 6 Методики подлежат содержанию после отлова в течение 183 дней, что соответствует требованиям статей 230, 231 Гражданского кодекса РФ, являются не обоснованными, поскольку в Законе края N 146 используется только один термин - "безнадзорные животные" (в том числе в пунктах 6 и 7 Методики).
Доводы административного ответчика о том, что приведенные нормы Гражданского кодекса РФ не распространяются на правоотношения, регулируемые Законом края N 146, имеющего другой предмет регулирования и не преследующего цели приобретения права собственности на отловленных безнадзорных животных, суд считает не обоснованными, поскольку распоряжение отловленными безнадзорными животными вторгается в сферу нарушения прав собственника такого животного, охраняемого в том числе, данными нормами Гражданского кодекса РФ.
Доводы административного ответчика о том, что срок содержания безнадзорных животных уже являлся предметом судебной проверки (Решение Хабаровского краевого суда от 26.12.2013г. по делу N 3-84/13, Определение Верховного Суда РФ от 09.04.2014г. по делу N 58-АПГ14-4), являются не обоснованными. Редакцией Закона края N 146, действующей до внесения в него изменений Законом края N 112, предусматривалась эвтаназия безнадзорных животных, подлежащих умерщвлению в случаях, установленных Правительством Хабаровского края от 05.11.2013г. N 376-пр (далее - Постановление N 376-пр):1)наличие признаков заболевания бешенством животных; 2) агрессивное поведение животного, несущее угрозу жизни и (или) здоровью человека (животное подвергается эвтаназии незамедлительно); 3)прекращение страданий нежизнеспособного животного, если они не могут быть прекращены иным способом.
Действия муниципального образования в отношении отловленных безнадзорных животных по истечении того периода, на который муниципальному образованию выделены денежные средства для осуществления государственных полномочий по организации проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных (кроме случаев эвтаназии, предусмотренных Постановлением N 376-пр) Законом края N 146 в прежней редакции не определялись, в связи с чем судами был сделан вывод о том, что требования к сроку содержания безнадзорных животных в специальных приемниках устанавливаются в той мере, в какой это необходимо для проведения ветеринарных обследований, вакцинации, идентификации и учета безнадзорных животных.
Из изложенного следует, что оспариваемая норма пункта 4 части 3 статьи 1 Закона края N 146 противоречит вышеприведенным нормам федерального законодательства, в связи с чем, требование прокурора о признании ее недействующей, подлежит удовлетворению.
В соответствии с положениями статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ, содержащимися в пункте 28 Постановления от 29 ноября 2007г. N 48, учитывая, что оспариваемый в части Закон края N 146 применяется с 06 октября 2015 года, суд признает пункт 4 части 3 статьи 1 Закона края N 146 недействующим с момента принятия настоящего решения.
С учетом признания недействующей указанной нормы, основания для признания недействующим пункт 7 Методики, отсутствуют, поскольку он подлежит применению в отношении категории безнадзорных животных, подлежащих эвтаназии, указанных в пунктах 1-3 части 3 статьи 1 Закона края N 146.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Административные исковые требования и.о. прокурора Хабаровского края удовлетворить.
Административные исковые требования Пак И.С., Хабаровского краевого общественного движения зоозащиты и помощи бездомным животным "Милосердие", Асташовой Е.Н. удовлетворить в части.
Признать не действующим с момента принятия настоящего решения пункт 4 части 3 статьи 1 Закона Хабаровского края от 23 ноября 2011 года N 146 "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Хабаровского края по организации проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных", принятого Законодательной Думой Хабаровского края.
Пак И.С. в удовлетворении требования о признании незаконным и недействующим пункта 7 Приложения к Закону Хабаровского края от 23 ноября 2011 года N 146 "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Хабаровского края по организации проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных" отказать.
Хабаровскому краевому общественному движению зоозащиты и помощи бездомным животным "Милосердие", Асташовой Е.Н. в удовлетворении требований о признании незаконными и недействующими пункта 4 части 2, пунктов 1-3 части 3 статьи 1 Хабаровского края от 23 ноября 2011 года N 146 "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Хабаровского края по организации проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных" отказать.
Сообщение о настоящем решении опубликовать в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу на официальном интернет-портале нормативных правовых актов Хабаровского края http://laws.khv.gov.ru, а также в "Собрании законодательства Хабаровского края" либо по истечении установленного срока в ближайшем номере этого издания.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 25 декабря 2015 года
Судья Хабаровского краевого суда И.Г. Мороз
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.