Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего Александровой М.А.,
судей Малиновской А.Л. и Ринчинова Б.А.,
при секретаре Ободоевой О.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Верхотурова М.И. к МУ МВД России "Иркутское", ОБДПС ГИБДД МУ МВД России "Иркутское", ГУ МВД России по Иркутской области о зачете в выслугу лет в льготном исчислении периодов службы стажером,
по апелляционной жалобе представителя ответчика ГУ МВД России по Иркутской области Сушковой Н.Д. на решение Кировского районного суда г. Иркутска от 20 января 2016 года,
УСТАНОВИЛА:
Верхотуров М.И. обратился в суд с иском к МУ МВД России "Иркутское", ОБДПС ГТБДД МУ МВД России "Иркутское", ГУ МВД России по Иркутской области, требуя засчитать в стаж службы (выслугу лет), необходимый для назначения пенсии по выслуге лет, в льготном исчислении из расчета один месяц службы за полтора месяца периоды службы стажером: с "дата изъята" по "дата изъята" по должности пожарного ПЧ-8 по охране Иркутского авиационного производственного объединения УГПС МЧС России по Иркутской области; с "дата изъята" по "дата изъята" стажером по должности инспектора дорожно-патрульной службы ОБДПС ГИБДД УМВД России по г. Иркутску.
В обоснование требований указал, что состоит в должности инспектора ОБДПС ГИБДД по г. Иркутску в звании лейтенанта полиции. В целях реализации своего права, связанного с выходом на пенсию по выслуге лет, им по месту службы запрошена справка о расчете стажа - выслуги лет.
Считает, что расчет выслуги лет, указанный в выданной ему справке от "дата изъята" "номер изъят", в части исчисления периодов службы стажером не соответствует требованиям действующего законодательства. Полагает, необоснованно зачтены в календарном исчислении периоды службы: с "дата изъята" по "дата изъята" стажером по должности пожарного ПЧ-8 по охране Иркутского авиационного производственного объединения УГПС МЧС РФ по Иркутской области, с "дата изъята" по "дата изъята" стажером по должности инспектора дорожно-патрульной службы ОБДПС ГИБДД УМВД России по г. Иркутску, поскольку действующим законодательством предусмотрено льготное исчисление указанных периодов работы.
В судебном заседании истец Верхотуров М.И., его представитель Верхотурова Н.А. исковые требования поддержали. Представитель ответчика МУ МВД России "Иркутское" Мироновская Н.П., представитель ответчика ГУ МВД России по Иркутской области Сушкова Н.Д. требования Верхотурова М.И. не признали.
Решением Кировского районного суда г. Иркутска от 20.01.2016 исковые требования Верхотурова М.И. удовлетворены частично. На МУ МВД России "Иркутское" возложена обязанность включить Верхотурову М.И. периоды службы с "дата изъята" по "дата изъята" стажером по должности пожарного ПЧ-8 по охране Иркутского авиационного производственного объединения УГПС МЧС России по Иркутской области, с "дата изъята" по "дата изъята" стажером по должности инспектора дорожно-патрульной службы ОБДПС ГИБДД УМВД России по г. Иркутску в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении из расчета один месяц служба за полтора месяца. В удовлетворении требований к ОБДПС ГИБДД МУ МВД России "Иркутское", ГУ МВД России по Иркутской области Верхотурову М.И. отказано.
В апелляционной жалобе представитель ответчика ГУ МВД России по Иркутской области Сушкова Н.Д. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование апелляционной жалобы указывает, что при вынесении решения судом неверно определены обстоятельств, имеющие значение для дела, и неправильно применены нормы материального права. Обращает внимание, что периоды стажировки истца необоснованно были отнесены к периодам службы, а испытательный срок подлежит зачету в стаж службы (выслугу лет), а не в саму службу. Указывает, что в период испытательного срока со стажером заключается срочный трудовой договор, а не контракт о службе в органах внутренних дел, в связи с чем на стажера распространяются положения трудового законодательства. Таким образом, периоды стажировки Верхотурова М.И. не являются службой, подлежат включению в стаж службы в календарном исчислении, и не могут быть засчитаны в стаж службы в льготном исчислении.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Александровой М.А., объяснения представителей ответчиков, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
В соответствии со ст. 1 Постановления Верховного Совета РФ от 23.12.1992 N 4202-1 "Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации" сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации являются граждане Российской Федерации, состоящие в должностях рядового и начальствующего состава органов внутренних дел или в кадрах Министерства внутренних дел Российской Федерации, которым в установленном настоящим Положением порядке присвоены специальные звания рядового и начальствующего состава органов внутренних дел.
В силу ст. 12 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации для лиц, впервые поступающих на службу в органы внутренних дел, может быть установлен испытательный срок продолжительностью от трех месяцев до одного года в зависимости от уровня подготовки и должности, на которую они поступают. В этом случае кандидат назначается стажером на соответствующую должность без присвоения ему специального звания. Для лиц, впервые принимаемых на службу в полицию, испытательный срок обязателен. Во время испытательного срока стажер выполняет обязанности и пользуется правами сотрудника органов внутренних дел в соответствии с занимаемой им должностью и условиями контракта. На время испытательного срока на стажера распространяется действие законодательства Российской Федерации о труде, а также статей 53 и 55 настоящего Положения. Испытательный срок засчитывается в стаж службы в органах внутренних дел, дающий право на выплату процентной надбавки за выслугу лет и назначение пенсии по линии Министерства внутренних дел Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 38 ФЗ РФ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" стаж службы (выслуга лет) в органах внутренних дел исчисляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, в целях назначения пенсии за выслугу лет, ежемесячной надбавки за стаж службы (выслугу лет), выплаты единовременного пособия при увольнении сотрудника органов внутренних дел, предоставления дополнительного отпуска за стаж службы в органах внутренних дел, предоставления иных социальных гарантий, поощрения, представления к награждению государственными наградами Российской Федерации и ведомственными знаками отличия.
Вопросы пенсионного обеспечения сотрудником органов внутренних дел Российской Федерации регулируются специальным федеральным законодательством - Законом Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации", Инструкцией об организации работы по пенсионному обеспечению в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 27.05.2005 N 418.
В соответствии со ст. 18 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 в выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с пунктом "а" статьи 13 настоящего Закона засчитывается, в том числе служба на должностях рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе. В выслугу лет для назначения пенсии уволенным со службы офицерам и лицам начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, может засчитываться также время их учебы до определения на службу (но не более пяти лет) из расчета один год учебы за шесть месяцев службы.
Время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, в льготном исчислении.
В силу п. 1 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 N 941 в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы офицерам, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и проходившим военную службу по контракту солдатам, матросам, сержантам и старшинам, лицам рядового и начальствующего составе органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитываются, в том числе служба в милиции (полиции), исправительно-трудовых учреждениях, военизированной пожарной охране, других учреждениях и формированиях органов внутренних дел (охраны общественного порядка) Российской Федерации и бывшего Союза ССР в должностях офицерского, сержантского, рядового и начальствующего состава (в том числе в должностях стажеров).
В соответствии с п.п. "г" п. 3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 N 941 в выслугу лет для назначения пенсии уволенным со службы лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел засчитывается из расчета один месяц службы за полтора месяца службы: в отдаленных местностях Российской Федерации согласно Приложению N 1 (раздел II, с указанных в этом разделе сроков); периоды службы в органах внутренних дел в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, согласно приложению N 2.1 (раздел II), - с 01.01.2012.
В соответствии с Приложением N 1 к Постановлению Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 N 941, в перечень отдаленных местностей Российской Федерации, в которых служба военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитывается на льготных условиях в выслугу лет для назначения пенсий, включена Иркутская область - в Катангском районе: для военнослужащих - с 07.08.1969, а для лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы - с 01.01.1970; на остальной территории области: для военнослужащих - с 01.01.1985, а для лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы - с 01.0.1988.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Верхотуров М.И. в настоящее время проходит службу в органах внутренних дел Российской Федерации в должности инспектора дорожно-патрульной службы взвода N 5 ОБДПС ГИБДД МУ МВД России "Иркутское".
"дата изъята" с целью реализации права на увольнение со службы по выслуге лет, дающей право на получение пенсии, Верхотуров М.И. обратился к командиру ОБДПС ГИБДД МУ МВД России "Иркутское" с рапортом, в котором просил предоставить расчет выслуги лет для назначения пенсии.
Согласно справке ОБДПС ГИБДД МУ МВД России "Иркутское" общий стаж службы в органах внутренних дел лейтенанта полиции Верхотурова М.И., инспектора дорожно-патрульной службы взвода N 5 ОБДПС ГИБДД МУ МВД России "Иркутское", на "дата изъята" составляет 13 лет 11 месяцев 18 дней, в календарном исчислении. Из содержания указанной справки следует, что в выслугу лет для назначения пенсии по линии МВД России периоды службы Верхотурова М.И. стажером пожарного ПЧ-8 по охране Иркутского авиационного производственного объединения УГПС МЧС РФ по Иркутской области с "дата изъята" по "дата изъята" , стажером по должности инспектора дорожно-патрульной службы ОБДПС ГИБДД УМВД России по г. Иркутску с "дата изъята" по "дата изъята" зачтены в календарном исчислении, как 1:1.
Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования Верхотурова М.И., суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии с положениями действующего законодательства периоды стажировки Верхотурова М.И. в должностях рядового и начальствующего состава засчитываются в стаж службы в органах внутренних дел. Поскольку Иркутская область с 01.01.1988 в соответствии с разделом II Приложения N1 к Постановлению Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 N 941 отнесена к числу отдаленных местностей, в которых служба лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы засчитывается в выслугу лет на льготных условиях, то спорные периоды стажировки Верхотурова М.И. подлежат зачету в выслугу лет на льготных условиях - как один месяц службы за полтора месяца.
Поскольку определение выслуги лет сотрудника органов внутренних дел и составление соответствующего расчета выслуги лет отнесено к компетенции кадрового подразделения по последнему месту службы сотрудника, обязанность по включению периодов службы с "дата изъята" по "дата изъята" стажером по должности пожарного ПЧ-8 по охране Иркутского авиационного производственного объединения УГПС МЧС России по Иркутской области, с "дата изъята" по "дата изъята" стажером по должности инспектора дорожно-патрульной службы ОБДПС ГИБДД УМВД России по г. Иркутску в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении должна быть возложена на МУ МВД России "Иркутское".
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они подробно мотивированы, основаны на нормах материального права, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подтверждены письменными доказательствами.
Доводы апелляционной жалобы о необоснованном включении в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении периодов стажировки истца с "дата изъята" по "дата изъята" по должности пожарного ПЧ-8 по охране Иркутского авиационного производственного объединения УГПС МЧС России по Иркутской области и с "дата изъята" по "дата изъята" по должности инспектора дорожно-патрульной службы ОБДПС ГИБДД УМВД России по г. Иркутску основаны на неверном толковании норм материального права и с учетом вышеприведенных правовых норм не принимаются во внимание.
Апелляционная жалоба не содержит иных доводов, влекущих отмену судебного постановления, поэтому решение суда, проверенное в пределах ее доводов, является законным и обоснованным и не подлежащим отмене.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г. Иркутска от 20 января 2016 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий М.А. Александрова
Судьи А.Л. Малиновская
Б.А. Ринчинов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.