Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Турумтаевой Г.Я.,
судей Голубевой И.В.,
Куловой Г.Р.,
при секретаре Аюповой И.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Администрации МР Бижбулякский район Республики Башкортостан на решение Бижбулякского межрайонного суда Республики Башкортостан от ... , которым постановлено:
административное исковое заявление администрации MP Бижбулякский район Республики Башкортостан к административному ответчику Бижбулякскому РО СП УФССП России по Республике Башкортостан в части восстановления срока на обжалование удовлетворить, срок для обжалования восстановить, а в части признания незаконным постановления судебного пристава-исполнителя от ... о взыскании исполнительского сбора в размере ... рублей отказать.
Заслушав доклад судьи Куловой Г.Р., судебная коллегия
установила:
Администрация МР Бижбулякский район Республики Башкортостан обратилась в суд с иском к Бижбулякскому РО СП УФССП России по Республике Башкортостан о восстановлении срока на обжалование, признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
В обоснование указала, что постановлением судебного пристава-исполнителя Бижбулякского РО СП УФССП России по Республике Башкортостан Н.Р.Ю. от ... с административного истца взыскан исполнительский сбор в размере ... рублей за неисполнение в установленный в постановлении срок решения суда.
Постановление незаконно, так как Администрацией района приняты все возможные меры по исполнению судебного решения, а именно: утвержден перечень дорог, получены свидетельства о госрегистрации, изготовлены паспорта дорог, заключены муниципальные контракты на работы, оплачена часть работ. Приставом при вынесении обжалуемого постановления не были учтены особенности бюджетного законодательства.
Просил восстановить срок для обжалования постановления судебного пристава-исполнителя Бижбулякского РО СП УФССП России по Республике Башкортостан Н.Р.Ю. от ... ; признать постановление судебного пристава-исполнителя Бижбулякского РО СП УФССП России по Республике Башкортостан Н.Р.Ю. от ... о взыскании исполнительного сбора незаконным; освободить Администрацию района об уплаты исполнительного сбора.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Администрация МР Бижбулякский район Республики Башкортостан просит решение отменить, считает его незаконным, ссылаясь на обстоятельства, аналогичные доводам заявления.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещены о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения.
Частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации установлено право каждого обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. Порядок реализации данного права предусмотрен Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно статье 360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
В силу статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Аналогичное положение закреплено в статье 122 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
В соответствии с частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению, либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Согласно статье 2 Федерального закона от 02 октября 2007 года N229-ФЗ "Об исполнительном производстве", задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных случаях, исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
В соответствии с частью 11 статьи 30 указанного закона, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112, 116 названного Федерального закона.
В силу положений статьи 112 Федерального закона N229-ФЗ, исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации устанавливается в размере пятидесяти тысяч рублей.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что решением Бижбулякского районного суда Республики Башкортостан от ... на Администрацию муниципального района Бижбулякский район Республики Башкортостан возложена обязанность по устранению нарушения законодательства об автодорогах и о дорожной деятельности, о дорожной и транспортной безопасности. Решение вступило в законную силу и обращено к исполнению путем выдачи исполнительного листа.
... в отношении должника администрации муниципального района Бижбулякский район Республики Башкортостан возбуждено исполнительное производство N ...
Постановлением начальника отдела - страшим судебным приставом Бижбулякского РО СП УФССП России по Республики Башкортостан Х.Г.Г. от ... постановлено изменить постановление судебного пристава-исполнителя Бижбулякского РО СП УФССП России по Республике Башкортостан Л.О.В. от ... N ... о возбуждении исполнительного производства об обязании Администрации муниципального района Бижбулякский район Республики Башкортостан устранить нарушения законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, о безопасности дорожного движения, о транспортной безопасности на основании исполнительного листа по делу N ... от ... , выданного Бижбулякским районным судом Республики Башкортостан, ввиду несоответствия требованиям статьи 14 Федерального закона N229-ФЗ, резолютивную часть постановления изложить в следующей редакции:
Возбудить исполнительное производство N ... в отношении Администрация муниципального района Бижбулякский район Республики Башкортостан, адрес должника: ...
Обязать Администрацию MP Бижбулякский район Республики Башкортостан:
- в срок до ... принять в казну МО-MP Бижбулякский район Республики Башкортостан автомобильную дорогу ... , имеющую идент. N ... ;
- в срок до ... провести ее паспортизацию и паспортизацию искусственных сооружен расположенных на ней;
- в срок до ... обратиться в уполномоченный федеральный орган области государственной регистрации, либо в его территориальный орган для государственной регистрации собственности на указанную выше автомобильную дорогу в соответствии с требованиями Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним";
- в срок до ... провести ремонт автодороги и привести его состояние в соответствие с нормативными документами и техническими регламентами: СниП 2.05.02-85 "Строительные нормы и правила автомобильной дороги", утверждены постановлением Госстроя СССР от 20 августа 1985 года N133; ГОСТ Р 50970-96 "Технические средства организации дорожного движения. Столбики сигнальные дорожные. Общие технические требования. Правила применения", принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 13 ноября 1996 года N621; СниП 3.06.04-91 "Мосты и трубы", утверждены постановлением Госстроя СССР от 21 ноября 1991 года N17; СниП 2.05.03-84 "Мосты и трубы", утверждены постановлением Госстроя СССР от 30 ноября 1984 года N200; ГОСТ Р 52289-2004 "Правила применения дорожных знаков разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств", принят и введен действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии с 15 декабря 2004 года N120-ст; ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", утверждены Постановлением Госстандарта России от 11 октября 1993 года N221;
- в срок до ... провести оценку ее уязвимости и обеспечить составление плана транспортной безопасности данной дороги как объекта транспортной инфраструктуры.
Указанные постановления о возбуждении исполнительного производства, с указанием срока для добровольного исполнения вручены должнику, что сторонами не оспаривается.
Требование исполнительного документа по истечении срока для добровольного исполнения, а также и в последующий период в полном объеме исполнено не было.
В связи с неисполнением требований исполнительного документа, судебным приставом-исполнителем ... вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере ... рублей.
Как следует из содержания постановления о возбуждении исполнительного производства, должник предупрежден о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 7% от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее пяти тысяч рублей с должника-организации. При наличии чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных и непреодолимых препятствий, могущих сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа, должнику предложено в срок, установленный для добровольного исполнения, надлежащим образом уведомить об этом судебного пристава-исполнителя.
Учитывая, что в срок, установленный судебным приставом-исполнителем в постановлении о возбуждении исполнительного производства для добровольного исполнения требований взыскателя, указанные требования должником не были исполнены, а также принимая во внимание, что должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательства невозможности их исполнения вследствие чрезвычайных и непредотвратимых для данных условий обстоятельств, судебным приставом-исполнителем в соответствии с частью 1 статьи 112 Федерального закона N229-ФЗ правомерно разрешен вопрос о взыскании с должника исполнительского сбора в сумме, предусмотренной частью 3 статьи 112 данного Федерального закона.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что оспариваемое постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительного сбора принято в рамках закона.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года N13-П указано, что должнику должна быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа может быть вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.
Бремя доказывания наличия обстоятельств, препятствующих своевременному исполнению требований исполнительного документа, возлагается на должника.
Доказательств наличия чрезвычайных, непредотвратимых обстоятельств, повлиявших на длительное неисполнение решения суда, истцом в нарушение статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.
Непреодолимая сила как чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства определена в пункте 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, регламентирующего основания ответственности за нарушение обязательства. Причем, указанной нормой права предусмотрено, что к таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Довод должника об отсутствии вины в неисполнении судебного акта в связи с недостаточным финансированием, не свидетельствует о наличии непреодолимой силы и не освобождает последнего от ответственности за неисполнение судебного акта в срок, установленный для добровольного исполнения.
Отсутствие бюджетного финансирования для исполнения решения суда, само по себе не может признаваться уважительной причиной неисполнения судебного решения, и не исключает вину должника в неисполнения требований исполнительного документа.
Указанные доводы истца не относятся к обстоятельствам, исключающим ответственность должника за неисполнение обязательства в соответствии со статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, и могут иметь правовое значение при разрешении вопроса об отсрочке, рассрочке, либо уменьшении размера исполнительского сбора.
При таких обстоятельствах, постановленное решение суда является законным и обоснованным, и отмене по доводам жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Бижбулякского межрайонного суда Республики Башкортостан от ... оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации МР Бижбулякский район Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий Г.Я. Турумтаева
Судьи И.В. Голубева
Г.Р. Кулова
Справка: судья ...
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.