Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе:
председательствующего Крамаренко О.А.
судей Уосис И.А., Харитоненко Н.О.
при секретаре Самбуровой П.Ю.
рассмотрела в судебном заседании 20 апреля 2016 года апелляционную жалобу Артемьева И.Л. на решение Московского районного суда г. Калининграда от 18 января 2016 года, которым его исковые требования к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Калининградской области, Северо-Западному региональному Центру МЧС России о признании права на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета, обязании предоставить жилое помещение и заключить договор социального найма оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Уосис И.А., пояснения Артемьева И.Л., представителя Артемьева И.Л. и Артемьевой Г.А. - Просужих А.А., поддержавших апелляционную жалобу, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Артемьев И.Л. обратился в суд с иском, указав, что с 13.01.2012 г. на основании договора найма служебного жилого помещения N от 13.01.2012 г. он вместе с супругой Артемьевой Г.А. зарегистрирован и проживает в однокомнатной квартире N дома N по "адрес", общей площадью "данные изъяты" кв.м. Названная квартира является объектом федеральной собственностью и передана в оперативное управление Главному управлению МЧС России по Калининградской области.
Приказом начальника ГУ МЧС России по Калининградской области от 27.04.2012 г. он уволен с должности "данные изъяты" по ограниченному состоянию здоровья.
В период прохождения службы решением жилищной комиссии N от 07.11.2011 г., он признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и ему было предоставлено занимаемое жилое помещение, как служебное.
Однако, сведений о присвоении указанному жилому помещению статуса служебного не имеется, решение о включении его в специализированный жилищный фонд не принималось.
Он и члены его семьи иного жилья не имеют, поэтому 14.07.2015 г. он обратился к ответчику с заявлением о передаче ему в собственность занимаемой квартиры в порядке приватизации.
Письмом от 10.08.2015 г. ему отказано в приватизации занимаемого жилого помещения и сообщено о намерении решать вопрос о выселении его и членов семьи в судебном порядке.
Право пользования спорным жилым помещением у него и членов его семьи возникло в связи с правоотношениями в период службы в органах МЧС России, поскольку ответчик оспаривает его право, просит признать за ним право пользования занимаемым жилым помещением по договору социального найма; обязать главное Управление МЧС России по Калининградской области заключить с ним договор социального найма на квартиру N дома N по "адрес".
В качестве соответчика к участию в деле привлечен Северо-Западный региональный Центр МЧС России.
Артемьев И.Л. в дальнейшем дополнил и уточнил свои исковые требования, указав, что его выслуга на момент увольнения составила 17 лет 08 месяцев 09 дней. В 2004 г. он подавал рапорт о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В июле 2007 г. ему стало известно, что на указанном учете он не состоит, тогда как с 27.07.2001 г. он проживал в общежитии УВД Калининградской области по адресу: "адрес".
12.08.2007 г. он обратился с рапортом к начальнику ГУ МЧС России по Калининградской области о проведении проверки по незаконному исключению его из очереди на получение жилья и просил восстановить его в очереди лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В ходе проверки установлено, что он обращался с указанным рапортом в 2004 г.; решением жилищной комиссии от 20.12.2007 г. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий в служебном помещении; решением жилищной комиссии от 07.11.2011 г. ему была предоставлена занимаемая квартира N дома N по "адрес" общей площадью "данные изъяты" кв.м.
03.03.2010 г. до получения служебного жилья он повторно обратился к ответчику с рапортом о постановке его в очередь на получение жилья составом семьи 2 человека, поскольку постановка сотрудников Федеральной противопожарной службы на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществлялась ответчиком, как уполномоченным органом, и жилищная комиссия совместно с командованием в пределах своей компетенции вправе была рассмотреть обращение сотрудника о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
На день его увольнения он прослужил более 10 лет, что в соответствии с абз. 2 п.13 ст.15 и абз.1 п.14 ст.15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" дает ему право на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета.
Просит признать за ним право на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета и обязать Главное управление России по Калининградской области и Северо-Западный региональный Центр МЧС России предоставить жилое помещение и заключить с ним договор социального найма на однокомнатную квартиру N дома N по "адрес" общей площадью "данные изъяты" кв.м.
Судом постановлено изложенное решение.
В апелляционной жалобе Артемьев И.Л. просит решение отменить и принять новое решение. Указывает на то, что суд неправильно установилимеющие значение для дела обстоятельства, дал неправильную оценку представленным доказательствам, в связи с чем, пришел к неправильным выводам. Указывает, что судом не учтено, что со дня вселения его семьи в спорную квартиру, жилое помещение не находилось в федеральной собственности и не было отнесено к числу служебных жилых помещений, поскольку такие сведения отсутствуют в реестре федеральной собственности.
Приказ Северо-Западного регионального Центра МЧС России от 28.10.2013 г. N не может являться надлежащим доказательством в подтверждение указанного обстоятельства, так как принят после его увольнения.
Ссылается также на то, что в период прохождения службы он являлся нуждающимся в получении жилья, поскольку проживал в общежитии, что не оспаривалось ответчиком. В связи с чем, выводы суда об отсутствии у него права на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета не могут быть признаны законными и обоснованными.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ - с учетом доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает решение подлежащим оставлению без изменения.
В соответствии с п. 3 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии.
До введения в действие ЖК РФ учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан и принятие на учет в соответствии со ст.ст. 30, 31 Жилищного кодекса РСФСР осуществлялись также по месту работы.
В части 1 статьи 8 Федерального закона "О пожарной безопасности" (в редакции 2004 г.) было установлено, что на сотрудников, военнослужащих и работников Государственной на сотрудников и военнослужащих Государственной противопожарной службы распространяются установленные законодательством Российской Федерации и ведомственными нормативными актами соответственно для сотрудников органов внутренних дел и для военнослужащих внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации гарантии правовой и социальной защиты и льготы. Согласно ч.3 ст.7 указанного закона статус сотрудников определялся положениями о прохождении службы в органах внутренних дел (применялись нормы Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, но не законодательства о военнослужащих).
В соответствии с Указом Президента РФ от 11 июля 2004 г. N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Приказом МЧС России от 01.10.2004 г. N 458 на региональные органы МЧС России возложены полномочия по принятию на учет в системе МЧС России сотрудников, признанных в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях.
На основании п.п.11 п.12 "Положения о территориальном органе министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту РФ", утвержденного Приказом МЧС России от 06 августа 2004 г. N372, пункта 12 "Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства", утвержденных Постановлением Правительства РФ N 1054 от 06 сентября 1998 года, территориальный орган участвует в работе по учету сотрудников ФПС, признанных в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях, и обеспечению их жилыми помещениями в установленном порядке во взаимодействии с уполномоченным органом МЧС России по жилищному обеспечению.
Согласно п.12 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 г. N 1054, ведение учета военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, осуществляется отделами по учету и распределению жилой площади (жилищными отделами) органов местного самоуправления или специально назначенными должностными лицами и военными комиссариатами, а также территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации на региональном уровне, территориальными органами управления государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, осуществляющими функции военных комиссариатов в отношении лиц, состоящих на специальном учете.
Данные об очередности и постановке на учет военнослужащих обобщаются и предоставляются в органы местного самоуправления.
Порядком учета в системе МЧС России сотрудников Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, нуждающихся в жилых помещениях, и предоставления им жилых помещений, утвержденным приказом МЧС России от 12 января 2012 года N 5, установлены правила учета в системе МЧС России сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и членов их семей, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам найма служебных жилых помещений, и по договорам социального найма, а также предоставления им указанных жилых помещений. Названным Приказом оговорено, что учет сотрудников ФПС, нуждающихся в служебных жилых помещениях и жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, проходящих службу в подразделениях МЧС России, расположенных на территориях федеральных округов Российской Федерации, осуществляется территориальными подразделениями Уполномоченного органа.
Согласно пункту 14 Порядка сотрудники ФПС, принятые на учет до 01 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.
Таким образом, обеспечению жилым помещением по договору социального найма подлежат только те сотрудники ГПС, которые до введения в действие ЖК РФ встали на учет нуждающихся в жилом помещении, поскольку ЖК РСФСР и действующая до 01.03.2005 г. редакция ФЗ "О пожарной безопасности" предусматривали право данной категории граждан на обеспечение жильем по договору социального найма.
Именно на данных граждан распространяется ч. 2 ст. 6 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", согласно которой граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела - Артемьев И.Л. с 15.11.1996 г. по 01.03.2005 г. проходил службу в качестве "данные изъяты" УГПС УВД по Калининградской области, с 01.03.2005 г. по 01.04.2006 г. проходил службу в качестве "данные изъяты" центра управления силами федеральной противопожарной службы по Калининградской области, с 01.04.2006 г. по 01.01.2009 г. - в качестве "данные изъяты" Центра управления силами федеральной противопожарной службы по Калининградской области, с 01.01.2009 г. по 01.04.2010 г. - в качестве "данные изъяты" Государственного учреждения "Отряд технической службы федеральной противопожарной службы по Калининградской области", с 01.04.2010 г. по 26.04.2010 г. - в качестве "данные изъяты" Государственного учреждения "Отряд технической службы федеральной противопожарной службы по Калининградской области", с 26.04.2010 г. по 01.05.2010 г. - в качестве "данные изъяты" N пожарной части по охране Московского района городского округа "Город Калининград" Государственного учреждения "1 отряд федеральной службы по Калининградской области", с 01.05.2010 года по 27.04.2012 г. - в качестве "данные изъяты" Государственного учреждения "Отряд технической службы федеральной противопожарной службы по Калининградской области".
Приказом Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Калининградской области от 27.04.2012 г. Артемьев И.Л. был уволен из Государственной противопожарной службы МЧС России по пункту "з" ч.1 ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации.
25.07.2012 г. Артемьев И.Л. был принят на должность "данные изъяты" в группу патрульной службы г. Калининграда ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по Калининградской области" по трудовому договору, до настоящего времени занимает указанную должность.
На основании рапорта Артемьева И.Л. решением жилищной комиссии ГУ МЧС России по Калининградской области от 20.12.2007 г. Артемьев И.Л. принят на учет нуждающихся в служебном жилом помещении и решением жилищной комиссии от 07.11.2011 г. ему на период службы предоставлена служебная квартира по адресу: "адрес".
13.01.2012 г. с Артемьевым И.Л. заключен договор найма служебного жилого помещения.
Заявляя требования о признании права на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета истец просит обязать ответчиков предоставить жилое помещение и заключить с ним договор социального найма в отношении названной квартиры, ссылаясь на то, что он обращался в 2004 г. с рапортом о постановке его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, однако на учет поставлен не был, тогда как с 27.07.2001 г. он проживал в общежитии по адресу: "адрес"; 03.03.2010 г. до получения служебного жилья он повторно обратился к ответчику с рапортом о постановке его на учет для получения жилья. Он имеет выслугу более 10 лет, что в соответствии с абз. 2 п.13 ст.15 и абз.1 п.14 ст.15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" дает ему право на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Артемьева И.Л., суд первой инстанции исходил из того, что доказательств обращения Артемьева И.Л. по месту прохождения службы в 2004 г. в установленном порядке с рапортом и необходимыми документами для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма, рассмотрения данного рапорта на заседании жилищной комиссии и принятия по нему положительного решения, в ходе судебного разбирательства не установлено. А поскольку Артемьев И.Л. военнослужащим не являлся, положения п.п.13,14 ст.15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" при увольнении со службы на него не распространялись.
Как следует из представленных доказательств - Артемьев И.Л. обращался 19.09.2007 г. к начальнику ГУ МЧС РФ по Калининградской области с рапортом о постановке на учет для получения служебного жилья, на основании которого в установленном порядке был решен вопрос об обеспечении истца служебным жилым помещением на период прохождения службы.
Вместе с тем, никаких данных о том, что Артемьев И.Л. был принят в установленном порядке на учет для получения жилья по месту прохождения службы как до 01 марта 2005 г., так и после этой даты, материалы дела не содержат.
На учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма в администрации городского округа "Город Калининград" Артемьев И.Л. не состоит и не состоял.
Судебная коллегия находит правильными выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований Артемьева И.Л.
С учетом приведенных положений закона, поскольку Артемьев И.Л. не был принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий до 01 марта 2005 г., отсутствуют доказательства подачи им заявления (рапорта) о принятии его на учет нуждающихся в получении жилого помещения, доказательства рассмотрения этого заявления (рапорта) на заседании жилищной комиссии по месту работы (службы), принятие жилищной комиссией решения, оформленного протоколом, о постановке Артемьева И.Л. на учет нуждающихся в получении жилого помещения; правовых оснований для возложения на ответчиков обязанности по обеспечению истца жилым помещением по договору социального найма за счет средств федерального бюджета не имеется.
При этом, судебная коллегия учитывает, что Артемьевым И.Л., настаивающим на наличии у него права на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета, в рамках данного гражданского дела заявлены требования об обязании ответчиков предоставить ему конкретное жилое помещение - квартиру по адресу: "адрес" по договору социального найма.
Как усматривается из материалов дела - названное жилое помещение является объектом собственности
Российской Федерации и находится в оперативном управлении ГУ МЧС России по Калининградской области. Названные права зарегистрированы в установленном порядке 27.12.2011 г.
Приказом Северо-Западного регионального Центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 28.10.2013 г. N указанная квартира отнесена к числу служебных жилых помещений специализированного жилищного фонда МЧС России.
Доводы истца о том, что спорное жилое помещение фактически предоставлялось ему по договору социального найма в связи с тем, что оно не было на момент предоставления отнесено в установленном порядке к числу служебных жилых помещений, не могут быть признаны обоснованными.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд правомерно сослался на отсутствие правовых оснований для заключения с истцом договора социального найма в отношении занимаемого жилого помещения.
Как следует из материалов дела, истец занимает спорное жилое помещение на основании договора найма служебного жилого помещения от 13.01.2012 г. Указанный договор в установленном порядке не оспорен и не признан недействительным, спорная квартира предоставлена истцу во временное пользование на период прохождения службы.
Законодательство не содержит каких-либо положений, позволяющих в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданином, проживающим в таком жилом помещении на основании договора найма служебного жилого помещения, право пользования им на условиях договора социального найма.
Решение о предоставлении Артемьеву И.Л. спорной квартиры на условиях социального найма уполномоченным органом не принималось, данная квартира предоставлялась истцу в качестве служебной во временное пользование на период прохождения службы.
При изложенных обстоятельствах оснований для возложения на ответчиков обязанности предоставить истцу жилое помещение и заключить с ним договор социального найма в отношении квартиры N дома N по "адрес" судом обоснованно не усмотрено.
Требований об обязании ответчиков обеспечить его постоянным жильем за счет средств федерального бюджета иным способом Артемьевым И.Л. не заявлено.
Таким образом, все обстоятельства, имеющие значение для разрешения возникшего спора, судом при рассмотрении дела исследованы, им дана правильная оценка в решении суда, нарушений норм процессуального права, которые могли бы повлечь отмену решения, судом не допущено.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
В апелляционной жалобе не приведено обстоятельств, которые указывали бы на наличие оснований к отмене решения суда в апелляционном порядке. Доводы жалобы не содержат фактов, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.
С учетом изложенного, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Московского районного суда г. Калининграда от 18 января 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.