Судебная коллегия по административным делам Архангельского областного суда в составе:
председательствующего Верещагина Г.С.,
судей Гудушина Н.Б., Пыжовой И.Н.,
при секретаре Николаевой К.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Архангельске дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования "Город Новодвинск" на решение Новодвинского городского суда Архангельской области от 29 февраля 2016 года, которым постановлено:
"исковое заявление ФИО2 в интересах несовершеннолетней ФИО1 к администрации муниципального образования "Город Новодвинск" о предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении, удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования "Город Новодвинск" обеспечить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, местом в муниципальном дошкольном образовательном учреждении на территории города Новодвинска Архангельской области".
Заслушав доклад судьи Верещагина Г.С., судебная коллегия
установила:
ФИО2 обратился в суд с иском к администрации муниципального образования "Город Новодвинск" (далее - администрация МО "Город Новодвинск", Администрация) о возложении обязанности предоставить место в дошкольном образовательном учреждении.
Требования мотивировал тем, что приходится отцом ФИО1, родившейся ДД.ММ.ГГГГ. Его ребенок состоит в очереди на предоставление места в дошкольном учреждении, но до настоящего времени местом в муниципальном дошкольном образовательном учреждении не обеспечен, что является нарушением прав несовершеннолетней на доступное бесплатное дошкольное образование.
Просил возложить на Администрацию обязанность предоставить его ребенку место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении на территории МО "Город Новодвинск".
В судебном заседании истец ФИО2 на удовлетворении исковых требований настаивал.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика администрации МО "Город Новодвинск, надлежащим образом извещенного судом о времени и месте судебного заседания.
Суд постановилуказанное решение, с которым не согласилась администрация МО "Город Новодвинск" и просит его отменить, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и неправильное применение норм материального и процессуального права.
В обоснование апелляционной жалобы представитель Администрации Царёва М.В. указывает, что ответчиком по делу должна выступать не только Администрация, но и министерство образования и науки Архангельской области, к полномочиям которого относится финансовое обеспечение государственных гарантий реализации права граждан на получение общедоступного бесплатного дошкольного образования. В настоящее время в МО "Город Новодвинск" в муниципальных дошкольных учреждениях количества групп недостаточно для обеспечения всех нуждающихся. Переполненность групп детьми приведет к нарушению санитарных норм и условий образовательного процесса, нарушению условий лицензии и, как следствие, применению установленных законом санкций к дошкольному образовательному учреждению вплоть до приостановления деятельности. Внеочередное обеспечение местом в муниципальном дошкольном образовательном учреждении несовершеннолетней дочери истца будет противоречить порядку приема детей в образовательные учреждения и нарушать права других детей, родители которых обратились с заявлением ранее.
Лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, об уважительности причин неявки судебную коллегию не уведомили.
Данные обстоятельства в силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ являются основанием для рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность постановленного судом решения, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и из материалов дела следует, что ФИО2 приходится отцом ФИО1, родившейся ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, который вместе с членами своей семьи проживает на территории города Новодвинска, обратился в Администрацию с заявлением о постановке его дочери на учет для получения места в дошкольном образовательном учреждении.
До настоящего времени решение о предоставлении несовершеннолетней ФИО1 места в дошкольном образовательном учреждении не принято.
Удовлетворяя требования ФИО2, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Администрация не исполняет своей обязанности по обеспечению несовершеннолетней местом в детском дошкольном учреждении, чем нарушает конституционное право ребенка на бесплатное дошкольное образование.
С данным выводом суда судебная коллегия согласна, так как он основан на законе и исследованных в судебном заседании материалах дела.
Статьей 43 Конституции Российской Федерации провозглашено право каждого гражданина на образование. Государством гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
В соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п. 1 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится, среди прочего, организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа.
Согласно п. 15 ч. 1 ст. 5, ч. 1 ст. 28, п. 15 ч. 1 ст. 29 Устава муниципального образования "Город Новодвинск" администрация муниципального образования является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления и обладает полномочиями по решению вопросов местного значения, в том числе в сфере организации предоставления дополнительного образования и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории города Новодвинска.
Таким образом, на орган местного самоуправления возложено создание сети дошкольных образовательных учреждений для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье.
Постановлением администрации муниципального образования "Город Новодвинск" от 31 марта 2009 года N 408 утвержден Порядок комплектования муниципальных образовательных учреждений муниципального образования "Город Новодвинск", реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования (далее - Порядок).
В соответствии с п.п. 3, 5, 8, 9 Порядка в образовательные учреждения в соответствии с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 октября 2011 года N 2562, и уставом образовательного учреждения принимаются дети в возрасте от 2-х месяцев до 7 лет, проживающие на территории муниципального образования "Город Новодвинск". Комплектование образовательных учреждений осуществляет комиссия по комплектованию муниципальных образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования (далее - комиссия). Комплектование образовательных учреждений на новый учебный год проводится с 25 апреля до 15 сентября ежегодно. В остальное время проводится доукомплектование образовательных учреждений. По результатам работы комиссии органом управления образованием утверждаются списки детей для зачисления в образовательные учреждения.
Согласно ст. 67 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев.
Таким образом, при достижении малолетним ребенком двухмесячного возраста и наличии заявления родителей, поданного в установленном порядке, ребенок должен быть обеспечен местом в детском дошкольном образовательном учреждении.
Как установлено судом и не оспаривается ответчиком, у несовершеннолетней ФИО1 на момент рассмотрения дела возникло право на обеспечение местом в дошкольном образовательном учреждении, при этом законным представителем ФИО2 выполнены условия для его надлежащей реализации.
Несмотря на установленный Порядок, обеспечить всех детей, состоящих в очереди для получения места в детском саду и достигших возраста, с которого они могут быть приняты в детский сад, Администрация не может в силу ненадлежащей организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции, установив, что предусмотренное законом право ФИО1 на бесплатное дошкольное образование нарушается органом местной власти, обоснованно принял меры к судебному пресечению нарушений прав ребенка, правомерно возложив на Администрацию обязанность предоставить ей место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении в пределах города Новодвинска Архангельской области.
Приведенный в апелляционной жалобе довод о том, что на органы местного самоуправления не возложено функций по обеспечению государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования, и эти полномочия реализуются, в том числе министерством образования и науки Архангельской области, сводятся к ошибочному толкованию норм материального права и опровергаются положениями п. 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также п. 1 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Довод жалобы о том, что оспариваемое решение суда противоречит порядку приема детей в дошкольные образовательные учреждения, предполагающему прием детей в порядке очередности поступления заявлений от родителей, является необоснованным и не влечет отмену судебного постановления, поскольку в силу закона Администрация обязана принимать все необходимые и достаточные меры для надлежащего исполнения возложенных на нее полномочий.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 15 мая 2006 года N 5-П, государство и муниципальные образования, исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства, обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть.
Ссылка в жалобе на ст. 17 Конституции Российской Федерации в части того, что исполнение решение суда в отношении несовершеннолетней ФИО1 нарушит права других детей, поставленных в очередь ранее, несостоятельна, поскольку исполнение решения суда следует проводить посредством формирования сети дошкольных образовательных учреждений и достаточного количества новых групп, то есть надлежащего исполнения своих полномочий, при условии надлежащей реализации которых, права детей, поставленных в очередь ранее, не будут ущемлены за счет исполнения ответчиком своей обязанности перед ребенком истца.
При этом судебная коллегия отмечает, что действия обязанного лица по надлежащему исполнению судебного решения в силу ст. 13 ГПК РФ презюмируются как законные и направленные на восстановление нарушенных прав и свобод граждан.
С учетом изложенного, апелляционная жалоба ответчика не содержит доводов, которые могут являться основанием для отмены решения суда. Все доводы основаны на неверном толковании норм материального права и переоценке исследованных судом обстоятельств.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Новодвинского городского суда Архангельской области от 29 февраля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Город Новодвинск" - без удовлетворения.
Председательствующий Г.С. Верещагин
Судьи Н.Б. Гудушин
И.А. Пыжова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.